Файл: Особенности политики мотивации персонала малых предприятий (ООО «Спектр»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Помимо организационно-производственных методов мотивации, на предприятии используются социально-психологические и экономические. Уважительное отношение к сотрудникам со стороны руководства является обязательным и основано на правилах деловой этики. Также у каждого сотрудника ООО «Спектр» есть возможность приобрести товар со скидкой для сотрудников. Скидка предоставляется в размере 10%. Ее получают сотрудники, которые оформлены официально по трудовому кодексу. Сотрудники, которые находятся на испытательном сроке, получить скидку могут в случае одобрения коммерческим или генеральным директором.

Таким образом, вышепредставленные методы мотивации персонала в ООО «Спектр» направлены на стимулирование и заинтересованность сотрудников продолжать работу в данной компании. В ходе анализа системы мотивации в ООО «Спектр» было выявлено, что подавляющую часть имеет нематериальная мотивация, связанная с организацией труда. Это является большим «плюсом», но это может быть недостаточно.

Необходимо рассмотреть дополнительные элементы мотивации с нематериальной формой поощрения, которые основаны на социально-психологических методах, и, возможно, на экономических методах. И, несмотря на уже существующие методы мотивации, в компании имеют место проблемы с мотивацией персонала. Это может быть связано с тем, что у сотрудников нет программ для повышения квалификации или изначально правильного обучения на позиции молодой специалист. Соответственно у сотрудников просто нет интереса в работе и они «плывут по течению». Для того чтобы точно определить проблемы мотивации сотрудников предприятия, необходимо провести ряд мероприятий, например, анонимно опросить сотрудников с помощью анкет.

Проведем анализ анкетирования персонала ООО «Спектр».

Первое анкетирование проводилось по теме «Характеристика организации - как основа мотивации персонала ООО «Спектр»».

Привлекательная рабочая среда позволяет сотрудникам с удовольствием приходить на работу и с желанием выполнять свои рабочие обязанности.

Исследование показало, что 48 % респондентов преимуществом работы считают благоприятные условия труда (хорошее рабочее место, уважение руководства, престижный статус клинки) и 25 % респондентов преимуществом работы в ООО «Спектр» считают хорошую заработную плату и расширенный «социальный пакет».

20 % респондентов отметили, что преимуществом работы в ООО «Спектр» является новое производственное оборудование, усиленная охрана труда и высококвалифицированный персонал.


На основании проведенного анкетирования персонала было выявлено, что около половины респондентов (42 %) привлекает заработная плата и 30 % ответили, что их привлекает хорошее рабочее место и статус организации. Ответ «возможность карьерного роста» дали только 5 % респондентов.

Можно сделать вывод, что персонал ценит в ООО «Спектр» благоприятные условия труда и хорошую заработную плату. Наличие современного оборудования и статуса отходит на второй план.

Рис.4 - Преимущество работы в ООО «Спектр», %

Респондентов попросили охарактеризовать одним признаком статус работы. Ответы распределились следующим образом:

Рис.5 - Охарактеризуйте одним признаком статус вашей работы?, %

Как видим из рисунка 5, персонал считает свою работу нужной и интересной (30 % и 37,5 % соответственно).

На основании проведенного анкетирования персонала 22,5 % респондентов выбрали ООО «Спектр», так как существует уважение к персоналу со стороны руководства и 17,5 % респондентов – так как есть возможности карьерного роста.

На основании проведенного анкетирования персонала было выяснено, что 55 % респондентов бояться задержки или невыплаты заработной платы или премии и 27,5 % неоплаты больничных или отпуска по уходу за ребенком.

Для совершенствования контроля за материальными выплатами необходимо четко соблюдать платежную дисциплину и следить за состоянием расчетных счетов ООО «Спектр».

Анализ квалификации и профессиональной компетентности персонала, показал, что 17,5 % респондентов не устраивает компетентность коллег. Для устранения данной проблемы необходимо проводить курсы повышения квалификации персонала ООО «Спектр».

Анализ численности персонала показал, что 57,5 % респондентов считают, что необходимо увеличить численность рабочих. ООО «Спектр» испытывает нехватку рабочего персонала.

По итогам анкетирования можно сделать вывод, что только 67,5 % респондентов удовлетворены своей работы, а 27,5 % респондентов затрудняются ответить.

Ответы на вопрос «какие меры по улучшению рабочей среды вы бы хотели ввести в организации» распределились следующим образом:

Рис. 6 - Укажите, какие меры по улучшению рабочей среды Вы бы хотели ввести в организации, %

Как видим из рисунка, 40 % респондентов высказались за курсы повышение квалификации, так как новые знания и высокая квалификация дают преимущества в работе.

Необходимо внедрять в работу ООО «Спектр» принцип непрерывного образования сотрудников. Это возможно достигнуть как регулярным проведением обучения персонала в форме лекций, конференций, круглых столов, практических семинаров, так и предоставлением возможности участия в мероприятиях, проводимых в России и за рубежом.


Тематика образовательных мероприятий разнообразна и включает в себя как практические вопросы производственной деятельности, так и аспекты юриспруденции, информационного образования, компьютерных технологий, ресурсосбережения другие.

25 % респондентов отметили, что необходимо специальная защита от воздействия профессиональных рисков. Данная мера позволит защитить персонал от различных заболеваний и травм.

7,5 % респондентов высказались за введение гибкого графика работы для женщин с 3 и более детьми, создания условий для беременных женщин и для ухода за ребенком.

На вопрос «Каковы ваши требования к хорошей работе»?

Рис.7 - Каковы Ваши требования к хорошей работе, %

Как видим, каждый сотрудник имеет свои требования к работе, поэтому на данный вопрос были получены множество ответов.

Главное для сотрудников постоянное получение заработной платы (52,5 %), вознаграждения по итогам работы (40 % респондентов), гарантии социального характера (37,5 % респондентов).

Как было отмечено ранее, каждый сотрудник на первое место ставит материальное вознаграждение за свой труд, поэтому основное требование к работе – достойное вознаграждение по результатам труда.

Для того, чтобы создать благоприятное соотношение между семейной жизнью и работой 37,5 % респондентов отметили, что необходимо ввести разрешение работать по гибкому графику, а 25 % респондентов сказали, что необходимо предоставление отпуска в связи с болезнью ребенка.

Итак, после анализа анкеты можно сделать вывод, что в ООО «Спектр» не хватает рабочего персонала. В ООО «Спектр» респондентов привлекает возможность получения заработной платы по результатам труда, однако огорчает отсутствие льгот и субсидий и возможности участвовать в курсах повышения квалификации.

Некоторые респонденты отмечает, что необходимо ввести гибкий график работы для работающих мам, курсы повышения квалификации и обучение для рабочего персонала, обеспечение специальной защиты от воздействия профессиональных рисков. В целом, система управления персоналом в ООО «Спектр» оценивается положительно и негативных тенденциях не наблюдается.

Таким образом, в данной части работы была проанализирована система мотивации персонала в ООО «Спектр», выявлены положительные аспекты, такие как высокая организация труда на предприятии, которая основана на соблюдении норм трудового законодательства, а также соблюдении трудовой дисциплины со стороны руководства и коллег, и выявлены недостатки.


3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ООО «СПЕКТР»

3.1 Направления совершенствованиемотивации персоналаООО «Спектр»

Разработка системы мотивации на предприятии ООО «Спектр» основана на результатах анкетирования сотрудников, которое представлено в предыдущем пункте.

Было выяснено, что не все сотрудники неудовлетворенны заработной платой, и большая часть из них положительно расположена к моральной (нематериальной) мотивации. Ответы по анкетированию подчёркивают важность нематериальной мотивации для персонала ООО «Спектр». Это является положительной тенденцией для руководства компании, так как только материальное стимулирование не всегда будет работать.

Система мотивации ООО «Спектр» подразумевает, что сотрудники будут «самомотивироваться» и достигать нужных результатов для компании. В свою очередь компания будет предоставлять все условия для внутренней мотивации персонала.

Необходимо акцентировать внимание на связь между работником, его трудом и последующим вознаграждением за высокие показатели труда. Основную часть сотрудников ООО «Спектр» составляют исполнители на простых работах. Так как они являются «двигателями» производства и продаж – необходимо сделать акцент на мотивации именно данного вида сотрудников.

Таким образом, сотрудников ООО «Спектр» можно мотивировать следующим образом:

1. Устроить team-building (мероприятие на повышение эффективности работы команды/персонала).

2. Создать образ компании, путем введения фирменной одежды для сотрудников.

3. Внедрить систему обучения новых сотрудников и молодых специалистов.

4. Ввести индивидуальный лист достижений для сотрудников с последующим поощрением в виде грамот от компании, фотографии на доске почета и прочее.

5. Ввести накопительную систему скидок на продукцию компании в зависимости от стажа работы на предприятии (например, от года до трех лет скидка – 3%; от трех до пяти лет 5% и так далее).

6. При достижении определенных результатов, таких как перевыполнение плана продаж, успешное прохождение повышения квалификации или аттестации – отправлять сотрудников на тематические конференции в командировку.


Таким образом, в данном пункте рассмотрена система мотивации персонала на предприятии ООО «Спектр», которая была разработана на основе уже существующей теории мотивации и результатах исследования путем анкетирования. Также были приведены методы и способы мотивации сотрудников выбранной компании. Практические рекомендации и предложения по использованию системы мотивации приведены в следующем пункте.

3.2 Практические рекомендации по использованию разработанной системы мотивации

Был разработан ряд предложений и рекомендаций по мотивации персонала. На предприятии ООО «Спектр» в качестве мотивации сотрудников уже внедрены некоторые методы, но это не дало блестящих результатов производства и продаж, поэтому появилась необходимость в формировании новых методов мотивации сотрудников на данном предприятии.

В качестве новых методов были предложены такие методы как командообразование. Данный метод схож с корпоративными мероприятиями, которые уже применяются в ООО «Спектр», но корпоративные мероприятия на данном предприятии, как правило, посвящены исключительно государственным праздникам.

Teambuilding в данном контексте подразумевает проведение неформальных мероприятий для сотрудников компании. Например, тренинги типа «Виноделие» или «Проверка на себе».

Суть первого заключается в изобретении нового продукта, его названия, технологии производства, дизайна и презентации перед другими командами. Данный тренинг предполагает сплочение, умение работать в команде и выявление лидеров, новаторов и других членов команды. «Проверка на себе» отлично подходит для производственных компаний.

Идея данного тренинга в более детальном изучении продукта, который производит компания. Сотрудники, зная все о своем продукте, более активно и с удовольствием презентуют его покупателю, и благодаря этому увеличиваются продажи. Данный метод командообразования можно применять в компаниях, где преобладает молодой коллектив, но для более старшего поколения это может быть так же приемлемо.

Следующим методом было введение фирменной одежды для сотрудников. На данный момент в компании ООО «Спектр» специализированная форма есть только у охранников и разнорабочих (в связи с требованиями законодательства). Преимущества введения фирменной одежды в том, что она создает позитивный имидж компании, придает серьезный образ компании (так как клиенты и партнеры отдадут предпочтение такой компании), практичность и экономия для сотрудников, а также отсутствие разделения по социальным слоям. Можно ввести частичное введение фирменной одежды, то есть «брендировать» отдельные элементы одежды – галстуки, шарфики, жилетки, значки на одежду.