Файл: Гражданское право (Общие положения о сделках в гражданском праве России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аргументируется близкое к изложенному выше положение о том, что в силу многоаспектного характера права, его источники имеют разноуровневую природу, поэтому их целесообразно рассматривать в качестве системы правовых явлений, отражающих как социальную, так и юридическую природу права. Содержание понятия «источник права» изменяется в зависимости от типа правопонимания, который становится преобладающим в том или ином государстве в конкретный исторический период существования.

В зависимости от господствующего правопонимания, трактуются и развиваются другие правовые понятия, образующие понятийно-категориальный аппарат юриспруденции. Именно поэтому раскрытие различных ипостасей источников права должно предваряться анализом общего понятия права, складывающегося в современных условиях [10].

Таким образом, законность содержания сделки проходит через призму ее соответствия Конституции РФ, Гражданскому Кодексу РФ, федеральным законам и Указам Президента РФ, и иным нормативно-правовым актам, а в случае возникновения коллизионной нормы, будет применяться нормативно-правовой акт, обладающей высшей юридической силе, с учетом иерархической системы нормативно-правовых актов, на основании ст. 3 ГК РФ [2].

Как указано в статье 6 ГК РФ «в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 ГК РФ отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости»[2].

Таким образом, если рассмотреть понятие «смысл гражданского законодательства», то в данном случае следует руководствоваться положением п. 1 ст. 2 ГК РФ, в которой рассматривается круг отношений, регулируемых нормами гражданского права, которым присущ метод равенства участников гражданских правоотношений, а также данные требования должны соответствовать принципам добросовестности, разумности и справедливости.


2.2. Критерии субъекта и воли в системе условий действительности сделок

Один из главных моментов для того, чтобы заключить сделку – необходимо наличие субъектов, которые желают вступить в гражданские правоотношения и способны сформулировать волеизъявление для создания обязательственных взаимоотношений.

Сделки имеют право совершать только дееспособные физические и юридические лица. Основания дееспособности граждан, то есть способности их своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, урегулированы нормами ст. ст. 21 – 30 ГК РФ. [2]

Некоторые из вышеуказанных норм определяют конкретные пределы дееспособности (и сделкоспособности) для некоторых категорий граждан, употребляя при данном две категории: дефекты психики и возраст.

Исходя из признака возраста, устанавливаются такие ограничения, как:

  1. Малолетние в возрасте до 14 лет (ст. 28 ГК РФ) не обладают дееспособностью, которая необходима им для самостоятельного совершения сделок. Сделки от их имени совершаются только родителями (усыновителями, опекунами) [3].

В совокупности все они называются законными представителями. Сами малолетние, начиная с шестилетнего возраста, имеют право совершать мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды; сделки по распоряжению средствами, которые предоставлены законными представителями или с их согласия третьими лицами для определенной цели либо для свободного распоряжения.

2) Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 26 ГК РФ) имеют право самостоятельно совершать все те же сделки, которые вправе заключить малолетние.

Также самостоятельно они могут распоряжаться своим заработком (стипендией), осуществлять права, охраняемого законодательством результата интеллектуальной деятельности, в частности распоряжаться, выплачиваемым в этой связи гонораром, вносить в соответствии с законом вклад в кредитные учреждения и распоряжаться им.

Кроме того, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе совершать любые иные сделки, но непременно с письменного согласия родителей, усыновителей, попечителей, при этом такое согласие имеет юридическую силу даже тогда, когда оно получено после совершения сделки несовершеннолетним (см. п.1 ст. 26 ГК РФ)[2].

ГК РФ (ст. 27) предусмотрел возможность эмансипации несовершеннолетних в возрасте с 16 лет, если они работают по трудовому договору (контракту) либо с согласия родителей, усыновителей, попечителей занимаются предпринимательской деятельностью.


Эмансипированные во всех отношениях приравниваются к дееспособным (эмансипация осуществляется решением органа опеки и попечительства при наличии согласия родителей, усыновителей, попечителей, а если такого согласия нет – по решению суда) [30, c.137].

ГК РФ регулирует также случай, когда признаются недееспособными совершеннолетние граждане, которые из–за психические расстройства не в состоянии понимать значения своих действий или руководить ими. Таким лицам назначается опекун, который и совершает за них все сделки (ст. 29 ГК РФ).

Частичное ограничение дееспособности (ст. 30 ГК РФ) также осуществляется судом, но уже по другим основаниям. Имеются в виду лица, которые вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставят в тяжелое материальное положение семью.

Такие лица в отношении возможности самостоятельного совершения сделок приравниваются к малолетним, но в отличие от последних они вправе осуществлять все остальные сделки, кроме мелких бытовых, с согласия специально назначенного им попечителя.

Действительность сделки, заключенной юридическим лицом, зависит от пределов его правоспособности.[14]

Юридическое лицо, являясь субъектом гражданского права, имеет правосубъектность, то есть право– и дееспособность.

Невзирая на то, что Гражданский кодекс Российской Федерации не говорит об имеющейся у юридического лица гражданской дееспособности (так, например, в работах некоторых ученых высказывается мнение о сопоставлении ст.21 и ст.49 ГК по которым, организация не обладает статусом гражданской дееспособности), представится, что данная компания будет обладать гражданской дееспособностью. Данное мнение будет основываться на суждении, что организация действует, таким образом, она ставит в своей деятельности конкретные задачи. [2]

Исходя из того, что юридическое лицо — это субъект права, а волеизъявление любого субъекта обладает автономным свойством (п.1 ст.2 ГК) и свободой по установлению своих обязанностей и прав, утверждается, что юридические лица имеют свою самостоятельную волю.

Стоит провести уточнение, что участником организации признается лицо, которое обладает самостоятельным волеизъявлением, в интересе любого участника нужно закрепить положение о том, что воля организации не признается волей определенного (любого иного) участника организации.

Самым эффективным методом, позволяющим сохранять «симбиоз» вышеуказанных лиц для того, чтобы достигнуть общую цель, остается вырабатывание общего и единого волеизъявления.[17]


Волеизъявление организации нужно выражать, для того, чтобы могли возникать последствия, которые ожидают участники данных правоотношений.

Таким образом, чтобы исключить ситуацию, при которой действие определенного субъекта организации признаются волеизъявлением организации и породят обязанности и права, утверждено мнение, что волеизъявленное действие совершится должно непосредственно органом данной организации.

Чтобы волеизъявление повлекло последствия, которые ожидают участники данных правоотношений, необходимо признание государственными органами волеизъявления в статусе необходимого условия, при котором возникают (изменяются, прекращаются) данные правовые отношения.

Нужда в таком государственном признании позволит законодательным органам достаточно в свободной мере определить характерное качество и внутреннее содержание произведенных действий, установить органы (орган), в действии котором признается вместо волеизъявления организации всего лишь его «фикция». [9]

Хотя стоит указать, что данная свобода будет ограничиваться интересом лица, в собственности у которого имеется организация, и непосредственными заинтересованностями кредиторов и участников организации.

Пленум Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ уточнил, что под любыми видами деятельности подразумеваются виды именно предпринимательской деятельности. Все вышеуказанное позволило Пленуму обозначить правоспособность коммерческих организаций, кроме унитарного предприятия и иной организации, которые предусмотрены законодательством, как «общую», а правоспособность этих поименованных организаций и некоммерческих организаций как «специальную». [16]

Хотя, вне зависимости от данных рекомендаций Пленума, все-таки стоит распознавать общую и универсальную правоспособность организации. Коммерческие юридические лица не будут обладать универсальной правоспособностью, а именно такой, как, например, правоспособность физического лица. Они не будут заниматься религиозной, политической деятельностью и т.д.

Определенным видом полномочий деятельности, классификация их определена законодательством, юридическое лицо занимается только после того, как получит специальное разрешение (лицензию) (п.1 ст.49 ГК РФ) [2].

Правоспособность юридического лица появляется только тогда, когда она создается, а именно при такой процедуре, как государственная регистрация юридического лица. Прекращается правоспособность организации при моменте завершения процедуры ее ликвидации (п. 3 ст. 49 ГК РФ) [2].


Все вышеуказанные обновления создали способность принимать специальные нормативно-правовые акты, которые определяют гражданско-правовое положение юридического лица, положения о том, как создаются, функционируют, как реализуются права и обязанности, реорганизуются, и ликвидируются организации.[16]

Следует отметить, что статья 173 ГК РФ определяет, что «сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в его учредительных документах, может быть признана судом недействительной по иску этого юридического лица, его учредителя (участника) или иного лица, в интересах которого установлено ограничение, если доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать о таком ограничении». [8]

Это свидетельствует о том, что юридическое лицо вышло за пределы действия своей правоспособности, которая, в первую очередь, отражается в его учредительных документах, непосредственно в уставе юридического лица.

Также, согласно ст. 173.1 ГК РФ «сделка, совершенная без согласия третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления, необходимость получения которого предусмотрена законом, является оспоримой, если из закона не следует, что она ничтожна или не влечет правовых последствий для лица, управомоченного давать согласие, при отсутствии такого согласия» [2].

В уставе юридического лица должны быть указаны органы или орган, который вправе принимать решение о даче согласия на совершение данной сделки. [10]

Органами юридического лица являются коллегиальные (общее собрание акционеров, совет директоров) или единоличные (директор) органы управления.

Обосновывается разделение полномочий органов организации по состоящих из них функций на исключительные и общие. [6]

Исключительные функции органов организации обозначает, что функции по разрешению определенных вопросов не передаются данным органом организации никому. Исключительные функции органа организации могут быть, в свою очередь, условно разделены на два вида:

1) абсолютные исключительные функции, которые предусматривают, что полномочием по разрешению определенного рода вопроса согласно непосредственного указания гражданским законодательством обладают исключительно (только) определенные органы организации (а именно данный круг вопросов не могут решаться ни каким иным способом);

2) дополнительные исключительные функции, которые подразумевают, что согласно непосредственного указания гражданским законодательством, функции, которые содержатся в его учредительном документе, полномочием по разрешению определенного вопроса обладают исключительно (только) определенные органы организации.