Файл: Гражданское право (Общие положения о сделках в гражданском праве России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Представляется, что друг другу должны соответствовать волеизъявление и воля.

Цель, которую преследуют субъекты по гражданско-правовой сделке, абсолютно всегда обладает правовым характером – приобретение права собственности, права пользования определенной вещью и т.п.

При рассмотрении сделки в общем вопрос эквивалентно видоизменяется в проблему о ее правовой цели, а именно о целеустремленности ее на правовое последствие, которое хотят достигнуть стороны при надлежащем исполнении.

Следовательно, правовое последствие составляет итоговую цель сторон, которая заставляет их заключить сделку, и на их основе можно сформулировать вывод о том, какими существенными чертами будет обладать данный договор.

Осознанная потребность, побудительный мотив, та социально-экономическая, или иная цель, ради достижения которой лицо вступает в сделку, тот фундамент, на котором возникает цель — называется мотивом. Мотивы лишь побуждают субъектов к совершению сделки и не служат ее правовым компонентом, каковым является правовая цель — основание сделки. [12]

По общему правилу мотив лежит вне пределов самой сделки и не оказывает на нее никакого влияния.

Юридически безразлично, достигло ли лицо в результате этой сделки того результата, который выступил социально-экономической целью сделки. Однако стороны вправе сами придать социально–экономическим целям юридическое значение, оговорив установление юридических прав или обязанностей либо их изменение и прекращение, в зависимости от осуществления социально–экономической цели сделки. В таком случае социально-экономическая цель становится условием сделки, а сама сделка будет считаться совершенной под условием.[11]

Юридические последствия, возникающие для субъектов вследствие совершения сделки, представляют ее правовой результат. Виды правовых результатов сделок весьма разнообразны – приобретение права собственности, переход права требования от кредитора третьему лицу, возникновение полномочий представителя и др.

Для сделки характерно, как правило, совпадение цели и правового результата [5]. При этом важно подчеркнуть, что сам результат находится за пределами сделки.

По указанной причине для существования сделки в принципе не имеет значения, будет ли достигнут желаемый сторонами правовой результат, либо нет. Так, лицо совершает сделку купли-продажи, чтобы стать собственником вещи.

Но может случиться, что ему не удастся получить эту вещь вследствие того, что до ее передачи продавцом судом на эту вещь наложен арест. И все же сделка купли–продажи будет считаться состоявшейся, что дает возможность покупателю требовать от продавца возмещения причиненного ущерба.[12]


Таким образом, изложенное выше позволяет произвести выделение следующих признаков, присущих данному виду юридического факта.

Первое, сделка — это действие, а именно акт, который выражает волю самостоятельной, равноправной, независимой стороны по отношению друг от другу. В сделке необходимо отличать волю и способ ее формулирования - волеизъявление.

Воля – это внутренние психические процессы у человека, а волеизъявление — это выражение внешней воли, в форме, которая доступна для восприятия третьим лицом. [24]

Волеизъявление и воля – два составляющих психического взгляда субъекта к совершенному им действию (поступку). Бесспорным является тот момент, что волеизъявление и воля соответствуют друг другу. При условии, когда воля устремлена на одно воздействие, а волеизъявление формулирует желание произвести иное воздействие, сделка может породить дискуссии между соучастниками, что будет препятствовать ее свершению. Значит, единство волеизъявления и воли для сделки является очень важным.

Второе, сделка — это действие, которое осознанно направляется на юридический результат, который стороны определенно хотят достигнуть. Субъект, совершающий сделку, жаждет и стремится к тому, чтобы юридический результат, который его интересует настал. По данным особенностям сделки различаются с юридическим поступком, который влечет за собой создание гражданских прав и обязанностей вне зависимости от волеизъявления лиц, которые их совершили.[11]

Третье, существенным признаком сделки является то, что это –действие правомерное, то есть дозволенное, соответствующее нормам права, не запрещенное законом.

Отсюда следует важный вывод: если совершается действие недозволенное, запрещенное законом, то оно, возможно, будет иметь видимость сделки, но по существу не будет считаться сделкой, а будет признано неправомерным действием. Примером может служить договор, заключенный под влиянием обмана, угрозы, насилия.

Поэтому употребляемое в законе понятие «недействительная сделка» имеет условный характер, ибо, если действие признано не соответствующим закону, оно не может считаться сделкой [14].

Четвертое, сделка порождает гражданские отношения, поскольку именно гражданским законом определяются те правовые последствия, которые наступают в результате совершения сделок.

1.2. Классификации сделок

В теории гражданского права существует много различных способов и видов классификации сделок. Не существует какой–либо единой классификации, охватывающей все возможные виды сделок.


Так одни авторы, различают сделки по моменту их заключения, по целям, условиям, правовым последствиям, порядку совершения [5, с.140].

Другие в качестве классификационных оснований выделяют также и количество сторон в сделке, и момент возникновения прав и обязанностей, и особый характер взаимоотношений участников сделки, и особенности юридического механизма действия сделок [15] и т.п.

Как представляется, с учетом складывающейся практики совершения сделок в России в современных условиях, целесообразно выделить следующие основания классификации сделок:

а) по количеству сторон сделки;

б) по степени очевидности основания сделки;

в) по моменту приобретения сторонами прав и обязанностей по сделке;

г) сделки, совершенные под условием;

д) другие основания классификации сделок.

Рассмотрим подробнее каждое из названных оснований.

а) По количеству сторон сделки согласно ГК РФ могут быть двух- и многосторонними (договоры) и односторонними (п. 1 ст. 154).

П. 2 ст. 154 ГК РФ устанавливает, что односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны [2].

Буквальное понимание приведенного определения создает представление, что односторонняя сделка и волеизъявление - разные понятия и что сделка — это не само волеизъявление, а лишь его результат.

Такое понимание соотношения сделки и волеизъявления противоречит ст. 153 ГК РФ, согласно которой сами действия признаются сделками. Следовательно, сделка — это не результат действия, а само действие, направленное на определенные гражданско-правовые последствия.

Могут возникнуть сомнения, правильно ли односторонние сделки определять только как волеизъявление. Ведь среди договоров имеются консенсуальные и реальные.

Для заключения реальных договоров недостаточно только волеизъявления сторон, после этого (иногда – до этого) должно быть совершено еще одно действие, например, передача вещи по договору дарения. Реальные односторонние сделки, направленные на установление прав и обязанностей, нашему законодательству не известны, в чем нетрудно убедиться, просмотрев эти сделки, число которых довольно ограничено.

Подобным же методом можно (хотя и несколько сложнее, чем в первом случае, поскольку число правоизменяющих односторонних сделок довольно велико) установить отсутствие реальных правоизменяющих односторонних сделок.[14]


Среди правопрекращающих односторонних сделок обращают на себя внимание прежде всего такие, как предложение и принятие исполнения. Уведомления железной дорогой получателя о прибытии груза и просьбы явиться за его получением еще недостаточно для прекращения ее обязанности выдать груз, равно как и обещание получателя принять груз еще неравнозначно его принятию.

Однако в приведенном (как и многих других) примере положение существенно отличается от того, которое имеет место при заключении реальных договоров, договор займа, например, сам по себе без передачи соответствующей вещи заемщику никаких правовых последствий не порождает. [21]

Уведомление железной дороги, наоборот, порождает такие последствия: начинается течение срока бесплатного хранения груза и ненаказуемого простоя подвижного состава, по истечении этого срока на получателя начисляется плата за хранение и штраф за простой.

Как видим, в определенных случаях в процессе исполнения обязанности имеет место два действия: одно словесное и другое конклюдентное.

Словесное действие не является сделкой, оно представляет собой адресованное другой стороне уведомление о готовности исполнить обязанность. Односторонней сделкой, как будет показано ниже, является фактическое предложение исполнения.

Равным образом односторонней сделкой следует считать фактическое принятие исполнения, а не словесное выражение желания сделать это [16, с.23]. В этом смысле предложение и принятие исполнения можно признать реальными односторонними сделками. Но их реальность отличается от реальности договоров.

Во-первых, вряд ли мыслимо заключение реальных договоров без словесного волеизъявления, а в односторонних сделках для предложения и принятия исполнения словесное выражение готовности совершить соответствующее действие совсем не обязательно.

Во-вторых, если в договорах вслед за словесным соглашением сторон следует реальное действие, и сделкой считают словесное соглашение и реальное действие, и при отсутствии одного из этих элементов сделки не существует, то при исполнении обязательств словесное действие не обязательно и зачастую оно вообще не имеет места, а в случаях, когда за ним признается юридическое значение, односторонней сделкой является не это действие, а реальное предложение и принятие исполнения, поскольку именно они представляют собой волеизъявления (конклюдентные, как увидим в дальнейшем), направленные на прекращение прав и обязанностей в относительном гражданском правоотношении.[11]


Большинство гражданско-правовых сделок — двух– и многосторонние, именуемые также договорами.

Для двухсторонней сделки требуется, чтобы двумя субъектами были совершены противоположные по направленности и встречные по содержанию волеизъявления [14].

Так, для заключения договора купли-продажи необходимо, чтобы одна сторона (продавец) выразила волю на отчуждение вещи, а другая (покупатель) — на ее приобретение.

Именно в этом состоит противоположность направленности волеизъявлений, поскольку если бы обе стороны намеревались купить или продать имущество, то договор купли-продажи между ними был бы неосуществим.

Встречность содержания означает, что обе стороны желают совершить сделку на согласованных условиях, и, если, допустим, покупатель хочет приобрести вещь по цене ниже предлагаемой продавцом, договор заключен не будет.[11]

Многосторонняя сделка совершается по воле трех и более сторон. Число многосторонних сделок невелико. К ним относятся договоры простого товарищества (ст. 1041 ГК РФ) [3] и учредительные договоры, заключаемые с целью создания некоторых организационно-правовых форм юридических лиц, например, хозяйственных товариществ.

Воли сторон в таких сделках обладают не только встречным содержанием, но и единой (а не противоположной) направленностью на достижение общей цели (совместного производства и реализации продукции, строительства и т.п.). В многосторонней сделке каждый ее участник является самостоятельной стороной и выражает индивидуальную волю.

Поскольку договор представляет собой вид сделки, постольку к нему могут применяться те правила о сделках, которые не зависят от особенностей конкретных видов сделок. В п.2 ст. 420 ГК РФ определено, что к договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные гл.9 ГК РФ («Сделки»). «Договор — это не всякая, а лишь такая сделка, которая совершается совпадающими волеизъявлениями двух или нескольких сторон (двух- или многосторонняя сделка)» [7].

б) По степени очевидности из самой сделки ее основания, они подразделяются на каузальные и абстрактные.

Каждая сделка имеет правовое основание – правовую цель, к достижению которой стремятся ее субъекты. Если кауза, т.е. цель, или основание возникновения сделки выражена, то такая сделка будет каузальной, в противном случае – абстрактной. Правда, сделки не могут существовать без какой–либо каузы, но в абстрактной сделке кауза не существенна для ее возникновения. Вследствие этого абстрактная сделка имеет для гражданского оборота как бы отсутствующую каузу [25].