Файл: Влияние кадровой стратегии на работу службы персонала.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Миссия и общая стратегия предприятия

Интересы менеджеров

Требования законодательства

Интересы персонала

Региональные условия

Кадровое обеспечение

Состояние рынка труда

Финансовое обеспечение

Интересы местных властей

Кадровая стратегия

Инструментальное обеспечение

Экономическая конъюнктура

Нормативно-методическое обеспечение

Интересы собственников

Информационное обеспечение

Имидж предприятия

Особенности применяемой техники и технологии

Морально-психологический климат в коллективе

Масштаб и структура предприятия

Рисунок 2 – Факторы, влияющие на разработку кадровой стратегии

Помимо факторов, влияющих на разработку кадровой стратегии, существует ряд обстоятельств, определяющих эффективность ее внедрения и реализации. В таблице 4 приведены факторы, способствующие и препятствующие эффективной реализации кадровой стратегии (за основу была взята схема, предложенная Ю.Г. Одеговым и Г.Г. Руденко[20]).

Таблица 4 – Факторы, влияющие на реализацию кадровой стратегии

Факторы, способствующие эффективной реализации кадровой стратегии

Факторы, препятствующие эффективной реализации кадровой стратегии

Наличие четких целей кадровой стратегии

Недостаточно четко сформированная и документально не оформленная кадровая стратегия

Концепция эффективного использования человеческих ресурсов

Ориентация на отсутствие кадровой ротации персонала

Поиск новых подходов к использованию управленческих кадров с учетом возможных изменений условий функционирования предприятия

Не принятие в расчет перспективных изменений в работе предприятия

Ответственность руководства за разумное использование потенциала менеджеров и работников

Низкая степень ответственности за использование управленческих кадров из числа персонала

Стремление предприятия повысить свою конкурентоспособность

Невозможность повысить конкурентоспособность предприятия

Учет управленческих способностей действующих и потенциальных руководителей

Недостаточное внимание к управленческим способностям руководителей

Учет и использование потенциала персонала

Плохой учет и неэффективное использование потенциала персонала

Подготовка руководителей из среды специалистов предприятия

Стремление приглашать менеджеров из другой организационной среды


Действующая кадровая стратегия оказывает влияние и на работу службы персонала. Служба персонала предприятия (кадровая служба) одновременно является и субъектом создания и реализации кадровой стратегии, и объектом воздействия последней. На рисунке 3 схематично изображено влияние кадровой стратегии на работу службы персонала (за основу была взята схема, предложенная Ю.Г. Одеговым и Г.Г. Руденко[21]).

Стратегические цели

Микросреда

Макросреда

Кадровая стратегия

Управление:

исполнением, производительностью,

социально-психологическим климатом

Программы управления персоналом: приобретение,

сохранение,

мотивация,

развитие

Предприятие

Кадровая служба

Отноше-ния между работника-ми

Управле-ние вознаграж-дением

Развитие персонала

Наем и админи-стрирова-ние

Резерви-рование

Организа-ция

Управле-ние исполне-нием

Тестиро-вание персонала

Анализ работы

Индустри-альные отношения между работника-ми

Оценка работы

Практика найма

Вербовка и отбор

Организа-ционный проект

Система оплаты

Обучение

Здоровье

Коммуни-кации

Управле-ние развитием

Благополу-чие

Рабочий проект

Информа-ционные системы

Организа-ционное развитие

Участие в принятии решений

Рисунок 3 – Влияние кадровой стратегии на работу кадровой службы

В данной главе были рассмотрены теоретические аспекты влияния кадровой стратегии на работу службы персонала: сформулировано обобщенное определение понятия «кадровая стратегия», показаны основные элементы кадровой стратегии современного предприятия, перечислены принципы, лежащие в основе разработки и внедрения кадровой стратегии, а также факторы, влияющие на ее реализацию и определяющие ее эффективность.

На основании вышеизложенного в параграфах 1.1 и 1.2 можно резюмировать, что кадровая стратегия является ключевым звеном стратегического планирования и развития предприятия в целом. Кадровая стратегия способствует формированию и развитию сплоченного, высокопрофессионального и конкурентоспособного трудового коллектива, а также обеспечивает достижение целей существования и функционирования предприятия, реализацию его общей стратегии.


Одним из авторов разработки, внедрения и реализации кадровой стратегии на современном предприятии является кадровая служба или служба персонала. В то же время эта служба как подразделение управленческой системы предприятия становиться объектом воздействия действующей кадровой стратегии.

В следующей главе рассматривается влияние кадровой стратегии на работу кадровой службы конкретного предприятия, то есть, представлены результаты эмпирического этапа исследования, проведенного в рамках данной курсовой работы.

2. ВЛИЯНИЕ КАДРОВОЙ СТРАТЕГИИ НА РАБОТУ СЛУЖБЫ ПЕРСОНАЛА СЕРВИСНОГО ЛОКОМОТИВНОГО ДЕПО «ЮЖНЫЙ УРАЛ»

2.1 Характеристика службы персонала предприятия

Сервисное локомотивном депо «Южный Урал» (далее – СЛД «Южный Урал») с 2014 года является структурным подразделением Южно-Уральского управления сервиса, которое в свою очередь, является структурным подразделением ООО «СТМ-Сервис».

Место расположения головного офиса организации: 454091, г. Челябинск, ул. Красноармейская, д. 101.

Сфера деятельности предприятия – оказание услуг, а именно: СЛД «Южный Урал» занимается текущим ремонтом и обслуживанием локомотивов разных ступеней на станциях Челябинск-Главный, Челябинск-Южный, Челябинск-Четный.

Необходимо отметить, что до 2014 года СЛД «Южный Урал» было структурным подразделением Управления Южно-Уральской железной дороги, входящего с 2003 года в систему ОАО РЖД (открытое акционерное общество «Российские железные дороги»).

С 1 июля 2014 года 26 сервисных локомотивных депо ОАО РЖД, включая СЛД «Южный Урал», перешли в управление компании «СТМ-Сервис». По заключенному с РЖД договору компания приступила к полному сервисному обслуживанию порядка 5000 конструктивных единиц (8 200 секций) локомотивов различных серий: грузовых магистральных электровозов постоянного и переменного тока, грузовых маневровых и магистральных тепловозов, пассажирских электровозов и тепловозов.

Указанные изменения повлияли на работу службы персонала СЛД «Южный Урал» по многим направлениям, например, на системы материального и нематериального стимулирования персонала, мер социального развития предприятия, на работу по обучению кадров и прочее.


Служба персонала данного предприятия входит в систему аппарата управления и представляет собой отдел по работе с персоналом и социальным вопросам. Схематически структура и иерархическое положение данного отдела и его сотрудников в соответствии со штатным расписанием СЛД «Южный Урал» (см. Приложение А) представлена на рисунке 4.

Начальник депо

Заместитель начальника депо

по управлению персоналом

и социальным вопросам

Отдел по работе с персоналом и социальным вопросам

Начальник отдела

Ведущий специалист

по управлению персоналом

Ведущий специалист

по управлению персоналом

Ведущий специалист

по управлению персоналом

Ведущий инженер по подготовке кадров

Специалист по кадрам

Специалист по кадрам

Рисунок 4 – Структура службы персонала СЛД «Южный Урал»

Надо отметить, что по штатному расписанию предприятию требуется только два сотрудника на должности ведущего специалиста по управлению персоналом, но фактически в отделе числится три таких штатных единицы.

Работа отдела построена так, что ведущие специалисты по управлению персоналом и специалисты по кадрам образуют единую функциональную систему, тогда как деятельность ведущего инженера по подготовке кадров носит достаточно обособленный характер.

Деятельность всех сотрудников отдела по работе с персоналом и социальным вопросам регламентируется соответствующими должностными инструкциями. Так, перечень выполняемых работ и должностные обязанности ведущего специалиста по управлению персоналом выглядят следующим образом (полностью должностная инструкция ведущего специалиста по управлению персоналом представлена в Приложении Б). Ведущий специалист по управлению персоналом СЛД «Южный Урал» обязан:

  1. Принимать, увольнять, перемещать, оформлять личные карточки формы Т-2, личные дела работников.
  2. Работать с НПФ (негосударственным пенсионным фондом) «Благосостояние».
  3. Работать с военно-учетным бюро.
  4. Вести списки льготников.
  5. Оформлять приказы о привлечении к дисциплинарной ответственности.
  6. Оформлять ежегодные очередные и учебные отпуска, отпуска без сохранения заработной платы, отпуска по уходу за ребенком.
  7. Вести трудовые книжки.
  8. Оформлять больничные листы.
  9. Вести отчетность по периодам.
  10. Работать с бюджетом и Положением о социальных гарантиях и выплатах персоналу ООО «СТМ-Сервис».
  11. Вести учет работников по прохождению предварительных, очередных медицинских освидетельствований.
  12. Выдавать справки с места работы, удостоверения личности.

Должностные обязанности ведущего инженера по подготовке кадров заключаются в следующем перечне (полностью должностная инструкция ведущего инженера по подготовке кадров представлена в Приложении В).

Ведущий инженер по подготовке кадров СЛД «Южный Урал» обязан:

  1. Организовывать профессиональное обучение рабочих и повышение квалификации руководителей, специалистов (подготовка, переподготовка и повышение квалификации, практическое обучение учащейся молодежи и молодых специалистов в период прохождения ими стажировки, а также производственной практики студентов и учащихся).
  2. Разрабатывать проекты перспективных и текущих планов подготовки кадров, повышения квалификации и мастерства работников с необходимыми обоснованиями и расчетами.
  3. Устанавливать контакты с учебными заведениями ОАО РЖД, оформлять договоры на подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников предприятия.
  4. Составлять графики направления работников в учебные заведения для повышения квалификации в соответствии с заключенными договорами, контролировать их выполнение.
  5. Участвовать в работе по профессиональной ориентации молодежи, а также в разработке учебно-методической документации (учебных планов и программ профессионального развития, пособий и рекомендаций, расписаний занятий учебных групп и т.п.).
  6. Осуществлять руководство учебно-методической работой из всех видов и форм подготовки и повышения квалификации кадров на производстве.
  7. Участвовать в проведении итоговых занятий, экзаменов, квалификационных проб, конкурсов профессионального мастерства работников.
  8. Организовывать лекции и доклады, проведение семинаров и консультаций с целью повышения уровня подготовки сотрудников отдела по работе с персоналом и социальным вопросам, а также сотрудников, входящих в систему управленческого аппарата СЛД «Южный Урал».
  9. Готовить трудовые договоры (контракты) с преподавателями и инструкторами, составлять сметы расходов на подготовку и повышение квалификации кадров, оплату труда за обучение кадров и руководство производственной практикой, контролировать правильное использование средств с этой целью.

Начальник отдела по работе с персоналом и социальным вопросам исполняет следующие функциональные обязанности:

  1. Разрабатывает системы операционного управления персоналом и работы отдела по работе с персоналом и социальным вопросам (далее – отдела).
  2. Реализует операционное управление персоналом и отделом.
  3. Администрирует процессы и документооборот по операционному управлению персоналом и работе отдела.
  4. Принимает участие в разработке текущих планов по персоналу.
  5. Составляет установленную отчетность.