Файл: Влияние кадровой стратегии на работу службы персонала.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основными чертами кадровой стратегии являются:

  • ее долгосрочный, как правило, характер, что объясняется нацеленностью на разработку и изменение социально-психологических установок, мотивации, структуры персонала, всей системы управления персоналом или ее отдельных элементов, причем такие изменения, обычно, требуют длительного времени;
  • связь со стратегией организации в целом, кадровая стратегия является составной частью общей стратегии организации и служит одним из инструментов реализации ее миссии и декларируемых целей;
  • оперативность – учет многочисленных факторов внешней и внутренней среды, поскольку их изменение влечет за собой решения изменить или скорректировать стратегию, и требует своевременных изменений структуры и численности персонала, его навыков и квалификации, стиля и методов управления;
  • разнонаправленность (многоплановость) и многозадачность, то есть влияние на различные субсистемы, составляющие систему управления предприятия, такие как: регламентация численности персонала, организация труда, мотивация персонала, развитие персонала, социальная поддержка персонала [8].

Кроме того, некоторые авторы особо подчеркивают, что кадровая стратегия должна быть непременно документирована, то есть должна представлять собой долгосрочный (программный) документ, рассчитанный как минимум на пятилетний период[9].

Кадровая стратегия является ключевой функциональной стратегией предприятия. Выбор кадровой стратегии определяется реальными условиями функционирования предприятия, а сама стратегия разрабатывается с учетом внутренних ресурсов, традиций предприятия и возможностей, представляемых внешней деловой средой. Наиболее востребованными в практике становятся такие модели стратегического управления персоналом, которые развиваются в направлении воспроизводства и использования человеческих ресурсов. Хотя при этом формируется противоречие между высокой эффективностью модели человеческих ресурсов и возрастающими по мере повышения уровня образования, умножения демократических форм управления персоналом, материальными (занятость), социальными (социальный капитал), духовно-нравственными (мораль) издержками[10].

Схематично кадровую стратегию можно представить, как показано на рисунке 1(за основу была взята схема, предложенная В.Р. Весниным[11]).


Кадровая стратегия предприятия

Программный документ – совокупность долгосрочных решений, влияющих на персонал в интересах реализации общей стратегии предприятия

Собственником

Высшим руководством

Службой персонала

(кадровой службой)

Разрабатывается

Решает задачи:

создание системы развития и повышения квалификации персонала

наращивание кадрового потенциала

своевременное обеспечение предприятия работниками необходимой квалификации в нужном количестве

совершенствование работы службы персонала

(кадровой службы)

формирование и совершенствование механизма управления персоналом

формирование корпоративной культуры

рационализация персонала

совершенствование системы вознаграждения

улучшение условий труда

Рисунок 1 – Кадровая стратегия предприятия

Вышеприведенная схема отражает некоторые составляющие элементы кадровой стратегии, но представляется целесообразно рассмотреть их более подробно.

Составляющими стратегии управления персоналом являются:

  • условия и охрана труда, техника безопасности персонала;
  • формы и методы регулирования трудовых отношений;
  • методы разрешения производственных и социальных конфликтов;
  • установление норм и принципов этических взаимоотношений в коллективе, разработка кодекса деловой этики;
  • политика занятости в организации, включающая анализ рынка труда, систему подбора и использования персонала, установление режимов труда и отдыха;
  • профориентация и адаптация персонала, влияющие на мотивацию, наличие ошибок, желание сотрудника продолжать работать на предприятии, а также на уровень производительности и качество труда;
  • совершенствование методов прогнозирования и планирования потребности в персонале;
  • разработка новых профессионально-квалификационных требований к персоналу, новые методы деловой оценки персонала;
  • разработка концепции развития персонала, включающей новые формы и методы обучения, планирования деловой карьеры и профессионально-служебного продвижения, формирования кадрового резерва с целью опережающего проведения этих мероприятий по отношению к срокам появления потребности в них;
  • совершенствование механизма управления трудовой мотивацией персонала;
  • разработка новых систем и форм оплаты труда, материального и нематериального стимулирования персонала;
  • разработка новых и совершенствование имеющихся мер социального развития организации;
  • совершенствование информационного обеспечения всей работы по управлению персоналом в рамках выбранной стратегии;
  • мероприятия по совершенствованию всей системы управления персоналом или ее отдельных элементов (организационной структуры, отдельных функций процесса управления и т.д.) и другое[12].

В каждом конкретном случае стратегия управления персоналом может включать не все перечисленные, а лишь некоторые составляющие, наличие которых зависит от целей и стратегии предприятия, целей кадровой стратегии. Необходимо отметить, что процесс разработки и реализации кадровой стратегии является перманентным. Это отражается в тесной взаимосвязи решения стратегических задач, как на длительную перспективу, так и на среднесрочные и краткосрочные периоды, то есть их решения в условиях стратегического, тактического и оперативного управления.

Подобная конкретизация кадровой стратегии, разделение на функциональные задачи и отдельные управленческие действия воплощаются, как уже упоминалось выше, в документе, содержащем конкретные тезисы и перечень мероприятий по реализации кадровой стратегии. Также данный документ должен указывать сроки выполнения поставленных задач и ответственных исполнителей по каждой из них, объем необходимых ресурсов (финансовых, материальных, информационных и прочих)[13].

Разработка, осуществление и корректировка кадровой стратегии должны опираться на определенные принципы, необходимо учитывать и факторы макро- и микросреды, влияющие на возникновение, формирование, развитие и реализацию кадровой стратегии.

1.2 Принципы разработки кадровой стратегии и факторы, влияющие на ее реализацию

Преобладающие принципы разработки кадровой стратегии можно разделить на две группы, которые представляют собой две системы: систему карьеры и систему занятости[14]. Сопоставление принципов, составляющих эти две системы, приведено в таблице 1 «Принципы разработки кадровой стратегии».

Таблица 1 – Принципы разработки кадровой стратегии

Система карьеры

Система занятости

Чаще всего люди начинают работать на предприятии с низших уровней, соответствующих началу карьеры

Люди принимаются на реальные вакансии, независимо от организационной иерархии

Как правило, принимают не экспертов и специалистов, а людей с общей подготовкой и образованием

Как правило, это эксперты и специалисты, что позволяет им без предварительной подготовки работать на новом месте

Предприятие обеспечивает сотрудников возможностями повышения квалификации и карьерного роста

Нормальное и даже отличное выполнение своих обязанностей не гарантирует сотрудникам продвижения по карьерной лестнице

Сотрудники рассматриваются не столько как наемные исполнители, сколько как персоналии, лояльные организации

Работников рассматривают только как исполнителей

Рабочие роли определяются не реально выполняемой работой, а статусами работников предприятия

Статус работников на предприятии определяется их ролями на рабочих местах

При увольнении статус работников по возможности сохраняется. «Функционер» по сути не зависит от своего рабочего места и выполняемой работы

При увольнении работника его статус на предприятии не сохраняется ни при каких обстоятельствах


В следующих двух таблицах приведены позитивные и негативные стороны систем, включающих вышеприведенные принципы разработки кадровой стратегии[15].

Таблица 2 – Свойства системы карьеры

Система карьеры

Плюсы

Минусы

высокая лояльность персонала

консерватизм и слабая мобильность персонала

послушание (повышенные обязательства перед работодателем) работников

политика протекционизма и защиты персонала приводит к верховенству статуса над реальными способностями работников

ориентация усилий персонала на решение внутренних задач и проблем предприятия, касающихся, прежде всего, его выживаемости

мало новых идей, исходящих от «свежих» кадров, так как новички всегда оказываются внизу организации

высокая степень социально-психологической защищенности персонала

формирование личностей соглашательского типа

хорошая координированность, управляемость персонала, кадровая преемственность

Таблица 3 – Свойства системы занятости

Система занятости

Плюсы

Минусы

способности работника имеют преимущество над его статусом, обеспечивая его независимость

слабая преданность работника предприятию

низкая заинтересованность в решении проблемы выживаемости предприятия

недостаточная социально-психологическая защищенность работника

новации, предлагаемые новичками, не всегда применимы на данном предприятии

Кроме сущностных принципов разработка (формирование) кадровой стратегии должна базироваться на определенных методических принципах и отвечать некоторым методическим требованиям[16].

Методическими принципами, на которые необходимо ориентироваться при формировании и последующей реализации кадровой стратегии являются:

  • ориентация на превентивное решение кадровых проблем в режиме их планирования, но не на стадии кризисного развития;
  • четкое разграничение функций, полномочий и ответственности в процессе разработки и реализации стратегии между дирекцией, кадровой службой и руководством структурных подразделений предприятия;
  • реальность, конкретность, измеримость и непротиворечивость целей, отраженных в стратегии.

Основными методическими требованиями, которые необходимо соблюдать при формировании и последующей реализации кадровой стратегии являются следующие положения:

  • при разработке стратегии необходимо учитывать специфические особенности, как отраслевого характера, так и конкретного предприятия;
  • кадровая стратегия должна разрабатываться в соответствии с основными целями существования и функционирования предприятия и вытекающей из них стратегией рыночного поведения;
  • на стадии разработки стратегии должно обеспечиваться рациональное сочетание, с одной стороны, необходимого уровня стабильности ее ключевых элементов, а с другой, высокой степени их гибкости, то есть способности адаптироваться к прогнозируемым изменениям внешней и внутренней среды;
  • необходимым элементом кадровой стратегии должен выступать формализованный (документированный) процесс ее внедрения, эксплуатации и последующей реализации (или оптимизации).

Разработка кадровой стратегии проходит в несколько этапов:

  1. нормирование – на этом этапе происходит согласование принципов и целей работы с персоналом с принципами и целями предприятия;
  2. программирование – разработка программ, путей достижения целей кадровой стратегии, конкретизированных с учетом условий существующих и возможных изменений ситуации;
  3. мониторинг персонала – разработка процедур диагностики и прогнозирования кадровой ситуации[17].

Формирование кадровой стратегии предприятия зависит от множества факторов внешней и внутренней среды (или факторов макро- и микросреды). Первая группа факторов – факторы внешней или макросреды – совершенно не зависит от конкретного работодателя, поэтому он может только учитывать их при разработке собственной кадровой стратегии, стремясь при этом:

  • максимально использовать предоставляемые ими дополнительные рыночные возможности;
  • нейтрализовать связанные с их действием хозяйственно-экономические риски[18].

К числу факторов внешней среды, оказывающих влияние на кадровую стратегию современного предприятия, относятся, например:  нормативно-правовая база, требования как федерального законодательства в сфере регулирования трудовых отношений, так и законодательство конкретного субъекта РФ и муниципального образования; состояние рынка труда на территории конкретного региона и другие.

К числу факторов внутренней среды относятся: структура и миссия предприятия, технологические и технические особенности предприятия, интересы собственников предприятия, интересы персонала, финансовое и кадровое обеспечение, уровень профессионализма сотрудников службы персонала и другие. Схема, иллюстрирующая влияние внешних и внутренних факторов на разработку и формирование кадровой стратегии, представлена на рисунке 2 (за основу были взяты схемы, предложенные В.Р. Весниным, Т.И. Леженкиной и Г.В. Смирновой[19]).