Файл: Сущность толкающих и тянущих систем управления материальными потоками (Характеристика тянущей системы управления материальными потоками).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Сущность, задачи, функции и потери систем управления
1.2 Характеристика толкающей системы управления материальными потоками
1.3 Характеристика тянущей системы управления материальными потоками
ГЛАВА 2. Характеристика системЫ управления материальными потоками КОМПАНИИ
2.1 Характеристика компании Fujikura Automotive Ltd.
2.2 Характеристика логистической системы компании Fujikura Ltd.
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ
3.1 Совершенствование системы планирования материальных потоков
3.2 Пути совершенствования системы тянущей системы на предприятии
Однако, необходимо обратить внимание и на недостатки толкающей системы:
- использование состава закупщика для нужд поставщика (перекладывание на закупщика расходов на хранение, не всегда компенсируются поставщиком) и, как следствие, снижение рентабельности продаж;
- потеря некоторых сегментов потенциальных клиентов и вместе с ними – возможной прибыли;
- неоптимальное пополнения запасов, ориентированное на график отгрузки стратегических поставщиков;
- медленная реакция на изменения рынка и, как следствие, потеря конкурентоспособности[27].
Современные компьютерная техника и программное обеспечение позволили апробировать на практике микрологистические системы, основанные на схеме MRP II в режиме реального времени («on line») с ежедневным обновлением баз данных, что значительно повысило эффективность планирования и управления материальными потоками[28].
Таким образом, от рациональной организации службы снабжения зависит не только система снабжения, но и эффективность деятельности всего предприятия (организации), а толкающая система управления материальными потоками позволяет с помощью инструментов планирования и прогнозирования определить масштабы производства и загрузки мощностей на предприятии.
1.3 Характеристика тянущей системы управления материальными потоками
Этимология термина «извлекающая система» рассматривается как «тянущая» (pull systems). Это система организации производства, в которой сырье и полуфабрикаты подаются на последующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости. Здесь центральная система управления не вмешивается в обмен материальными потоками между различными участками предприятия, не устанавливает для них текущих производственных задач[29]. Производственная программа отдельного технологического участка определяется размером заказа следующей.
Тянущая система - это то, где процессы основаны на потребительском спросе. Концепция заключается в том, что каждый процесс производит каждый компонент совместно с другим отделом, чтобы создать окончательную часть с точным ожиданием доставки от клиента. Поскольку производственный процесс предназначен для производства только того, что подлежит доставке, поэтому бизнес становится экономнее из-за отсутствия избыточных запасов сырья, частично или готовых материалов[30].
Тянущие система представляет собой организацию движения материального потока, при которой материальные ресурсы подаются на следующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости, в результате чего жесткий график движения материального потока отсутствует.
Размещение заказов на пополнение запасов происходит, когда их количество достигает критического уровня. Система основана на «вытягивании» продукта последующей операцией с предыдущей, когда следующая операция готова к этой работе[31].
Тянущая система управления материальными потоками предполагает подачу деталей и комплектующих изделий с предшествующей технологической операции на последующую по мере необходимости. Поэтому при тянущей системе на каждом производственном участке создается строго определенный запас готовых деталей и узлов, способных обеспечить бесперебойную работу. Последующий участок заказывает и вытягивает с предыдущего участка изделия строго в соответствии с нормой и временем производственного потребления. Тянущая система позволяет предотвращать распространение колебаний спроса или объема производства от последующего производственного процесса к предыдущему, сводить к минимуму колебания запасов на производственных участках, децентрализовать управление производственными запасами[32].
Управление материальными потоками в тянущей системе представлено на рис. 2.
Получатели
Поставщики
Склад готовой продукции
Склад сырья и материалов
Система управления материальными потоками
Сборка узлов
Обработка
Общий монтаж
Заготовка
материальные потоки,
информационные потоки
Рис. 2 – Система тянущего типа управления материальными потоками
Источник: Инютина К.В., Квашнин Б.С., Суслов О.В. Основы логистики: учебник. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2015. – 290 с.
В системе тянущего типа управляющие воздействия центрального органа прилагаются только к последнему агрегату ЛС на выходе готового продукта, а информационные связи, сигнализирующие о состоянии подсистем, направляются от выхода ко входу технологической цепи. Активность предыдущих блоков логистической системы проявляется лишь тогда, когда на следующей ступени уровень запаса товарно-материальных ресурсов достигает минимального значения. Эти связи и обеспечивают реализацию тянущего принципа функционирования логистических систем.
Согласно утверждениям Б. Аникина, преимуществом «тянущих» (вытягивающих) систем является то, что они не требуют общей компьютеризации производства. В то же время они предполагают высокую дисциплину и соблюдение всех параметров поставок, а также повышенную ответственность персонала всех уровней, особенно исполнителей[33]. Это объясняется тем, что централизованное регулирование производственных процессов ограничено.
Основными целями «тянущих» (вытягивающих) систем являются:
- предотвращение распространения растущих колебаний спроса или объема продукции от последующего процесса к предыдущему;
- сведение к минимуму колебания параметров запасов между технологическими операциями;
- максимальное упрощение управления запасами в процессе производства путем его децентрализации, повышение уровня оперативного цехового управления[34].
Для тянущей системы характерны следующие черты:
- вместо плана продаж формируется прогноз продаж, который используется как ориентир для планирования закупок на ближайший период;
- на закупки влияют стратегические клиенты, а не стратегические поставщики;
- от поставщиков требуется полное приспособление к требованиям закупщика, основанных на потребностях клиента;
- платежи поставщикам зависят от отсрочки оплаты, предоставляемой клиентам;
- ценовая политика предприятия основывается на рыночной ситуации и устойчивых отношениях с поставщиком, она является определяющим фактором для установления закупочных цен и выбора поставщиков;
- отдел маркетинга занимает ведущие позиции и ориентирован на изучение потребностей рынка и привлечения максимального количества клиентов[35].
Преимущества тянущей системы:
- обеспечивается максимальный охват потенциальных клиентов;
- возрастает лояльность клиентов;
- образуются незначительные неликвиды, поскольку закупается самое необходимое.
К недостаткам тянущей системы специалисты относят следующие:
- высокие затраты на доставку и неоптимальные запасы;
- слабая прогнозируемость - авральный тип работы;
- сложность выстраивания отношений с поставщиками[36].
Внутрипроизводственные логистические системы, используемые в операционных системах различных типов были в свое время сформированы на основе отдельных логистических концепций.
Одной из первых попыток практического внедрения концепции «точно в срок» в системе извлекая типа стала разработанная корпорацией Toyota Motors Микрологистическая система KANBAN (что в переводе с японского означает «карта»). Система KANBAN является первой реализацией в производстве микрологистической системы, «тянет», на внедрение которой от начала разработки у фирмы Toyota ушло около 10 лет. Такой длительный срок был связан с тем, что сама система KANBAN не могла работать без соответствующего логистического окружения в виде концепции «точно в срок». Ключевыми элементами такого окружения стали:
- рациональная организация и сбалансированность производства;
- общий контроль качества на всех стадиях производственного процесса и качества исходных материальных ресурсов у поставщиков;
- партнерство только с надежными поставщиками и перевозчиками;
- повышенная профессиональная ответственность и высокая трудовая дисциплина всего персонала[37].
Средством передачи информации в системе является специальная карточка «kanban» в пластиковом конверте. Распространены два вида карточек: отбора и производственного заказа. В карточке отбора указывается количество деталей (компонентов, полуфабрикатов), которую надо взять на предыдущем участке обработки (сбора), в то время как в карточке производственного заказа - количество деталей, которая должна быть изготовлена (собранная) на предыдущей производственном участке. Данные карточки циркулируют как внутри предприятия фирмы Toyota, так и между корпорацией и компаниями, которые с ней сотрудничают, а также на предприятиях филиалов. Таким образом, карточки «kanban» несут информацию о количестве израсходованной и производимой продукции позволяет реализовать концепцию «точно в срок». Итак, с развитием компьютерных информационных технологий сама карта в виде определенного бумажного носителя в пластиковом конверте существовать перестала и была заменена электронным сообщением заданной формы, которое передается локальной вычислительной сетью предприятия.
Важными элементами микрологистической системы KANBAN является информационная система, которая включает в себя не только карты, но и производственные, транспортные и снабженческие графики, технологические карты, информационные световые табло и тому подобное; система регулирования потребности и профессиональной ротации кадров; система общего (TQM) и выборочного («Дейдока») контроля качества продукции; система выравнивания производства и ряд других.
Практическое использование системы KANBAN, а затем ее модифицированных версий позволяет значительно улучшить качество выпускаемой продукции; сократить логистический цикл, существенно повысив тем самым оборачиваемость оборотного капитала фирм; снизить себестоимость производства; практически исключить страховые запасы и значительно уменьшить объем незавершенного производства. Анализ мирового опыта применения микрологистической системы KANBAN многими известными машиностроительными фирмами показывает, что она дает возможность уменьшить производственные запасы на 50%, товарные - на 8% при значительном ускорении оборачиваемость оборотных средств и повышении качества готовой продукции.
«Вытягиваяющая» микрологистическая системы типа «KANBAN», устраняя излишние запасы, могут достаточно эффективно работать только при относительно коротких производственных циклах, точном прогнозировании спроса и других производственно-технологических условиях.
Устраняют недостатки, присущие обеим системам, попыткой их объединения в едином планово-производственном и диспетчерском компьютерном комплексе, с единой платформой управления процессами. Одним из наиболее удачных примеров синтеза в производстве продукции ключевых элементов MRP и KANBAN на основе современных информационно-компьютерных технологий появилась разработана в начале 1980-х годов Микрологистическая система «Optimized Production Tehnology» - ОРТ (оптимизированная производственная технология)[38].
Система ОРТ относится к классу «тянущих» микрологистических систем, интегрирующих процессы снабжения и производства. Основным принципом работы этой системы является выявление в производственном процессе так называемых «узких» мест и определение критических ресурсов. Многие специалисты считают ОРТ компьютеризированной версии KANBAN с той разницей, что система ОРТ препятствует возникновению узких мест в логистической сети «снабжение-производство», а система KANBAN позволяет эффективно устранять уже обнаруженные узкие места[39].
С логистических позиций эффект системы ОРТ заключается в одновременном снижении производственных и транспортных расходов, уменьшении запасов незавершенного производства, сокращении времени производственного цикла, снижении потребности в складских и производственных площадях, а также повышении ритмичности реализации готовой продукции потребителям.
В последние годы на многих западных фирмах при организации производства и в оперативном менеджменте получила распространение еще одна логистическая концепция «малозатратного производства» (lean production, LP). Данная концепция, по своей сути, является развитием концепции «точно в срок» и включает в себя такие элементы, как систему KANBAN и «планирование потребностей / ресурсов». Сущность внутрипроизводственной концепции «малозатратного производства» выражается в творческом сочетании следующих основных компонентов: высокого качества; небольшого размера производственной партии; низкого уровня запасов; высококвалифицированного персонала; гибких производственных технологий[40].
Модель «малозатратного производства» так называется, потому что требует значительно меньше ресурсов, чем массовое производство (менее запасов, времени на производство единицы продукции), а ее потери от брака незначительны. Таким образом, данная концепция сочетает в себе преимущества массового производства, с одной стороны - большие объемы производства - низкая себестоимость, а с другой стороны, разнообразие продукции и гибкость и мелкосерийного производства. Основные цели концепции «малозатратного производства» с точки зрения логистики: высокие стандарты качества продукции; низкие производственные расходы; быстрое реагирование на изменение потребительского спроса; малое время переналадки оборудования.