Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
2.2 Тенденции рынка отелей высокой ценовой группы, включая г. Сочи, нормативы и творческое начало в проектировании бутик-отелей
В эпоху, когда ритм жизни постоянно ускоряется, люди пытаются достичь гармонии посредством путешествий, отдыха в новых местах, делают выбор в пользу поездок, позволяющих укрепить здоровье, а также найти физическое и душевное равновесие.
Тенденции, как массового туристического направления, так и клиенто-ориентированного и индивидуализированного подхода к организации отдыха для искушенного путешественника современной «экономики» впечатлений» ставят новые задачи перед индустрией гостеприимства и туризма. Гостиничная индустрия откликнулась на это созданием множества стандартизированных однотипных сетевых отелей, одинаково комфортабельных в любой точке мира. Появилась также все возрастающая группа сторонников единичных отелей, стремящихся к более индивидуализированному подходу. В связи с этим в мире и отдельных регионах РФ отмечается всплеск открытия бутик- отелей.
По данным исследования IBISWorldreport, проведенного в июне 2018 г., мировой рынок бутик отелей за период 2012-2018 гг. прирастал на 4,8% ежегодно.На российском рынке в этих сегментах насчитывается около 150 отелей с примерно 22 тыс. номерами. Позиционирование бутик-отелей во многом определяется запросами и пожеланиями гостей, поэтому бренды и отельеры должны учитывать данный фактор.
Крупные западные игроки стали открывать бутик-проектыAloftandW(ceTbStarwood), Indigo (InterContinentalHotelGroup).Ha
рынке бутик -отелей Санкт Петербурга специалистами отмечаются « RossiDemetra»,, «1812», «Тринзини Палас», а также StandArtHotelcрестораном шеф-повара, отмеченного звездами «Micheline» [12].
Номерной фонд бутик-отеля обычно не превышает 40-50 номеров, но мажет доходить до 100-120.
Первый бутик-отель был открыт еще в 80-х годах в Лондоне. Владельцем отеля была дизайнер, которая захотела преобразить обветшалое здание и превратить его в гостиницу для ценителей искусства. Вскоре это место обрело такую популярность, что концепцию переняли отельеры всего мира. И продолжают развивать это направление гостиничного бизнеса известные дизайнеры, звезды спорта, театра и кино и т. п.
Бутик-отель — это небольшая гостиница с уникальной концепцией и соответствующим запоминающимся дизайном. Интерьер бутик-от-еля всегда необычный, смелый, иногда с долей юмора и непременно индивидуальности. Такие отели, как правило, принадлежат люксовому сегменту и созданы для определенной аудитории, стремящейся к приватности.
В курортной местности или вблизи природных заповедников нередко совмещают концепции бутик- и эко- отеля. Такая комбинация позволяет создать атмосферу гармонии с окружающей средой и вместе с тем, дать взыскательным гостям желаемые впечатления, комфорт и сервис.
Аналитическая компания JLLпредставила анализ результатов 2018г. на рынке гостиниц верхних сегментов горного и прибрежного кластеров Сочи, согласно которому, популярность российского круглогодичного курортного кластера растет. По данным «БазЭлАэро», пассажиропоток в аэропорту Сочи за 2018 г. вырос на 8%, до 5,7 млн. человек, из которых 200 тыс. путешествовали международными авиакомпаниями.
Однако в связи с возобновлением в прошлом году рейсов в Турцию, растущей популярностью крымского направления, а также в связи с неблагоприятными погодными условиями, летом прибрежный кластер Сочи не показал ожидаемой положительной динамики в операционных показателях за 2018 г. Загрузка отелей увеличилась по сравнению с 2017 г. незначительно (менее чем на 1 п.п., до 48%), ADRснизился на 1%, до 9,7 тыс. руб. В результате RevPARувеличился всего на 8 руб., до 4,7 тыс. руб.
По словам Татьяны Веллер, руководителя Hotels&Hospitalityв России и СНГ, «ситуация стагнации данного кластера может продолжиться в 2019 г., особенно в случае возобновления рейсов на побережье Египта. Исключение должен составить только июнь, в течение которого на стадионе “Фишт” в Имеретинской низменности пройдут 5 матчей ЧМ по футболу, что позитивно скажется на операционных показателях в этом кластере» [6].
Рисунок 3 — Операционные показатели качественных гостиниц Сочи по итогам 2018 г., прибрежный кластер, верхние сегменты рынка [6]
Сочи является не только курортом, но и городом с высокой деловой активностью, а также местом проведения множества культурных и спортивных мероприятий, а значит, существует круглогодичный стабильный поток состоятельных гостей, нуждающихся в комфортабельном размещении, первоклассном сервисе, особой атмосфере и высокой степени конфиденциальности и безопасности. Все эти потребности способна удовлетворить концепция бутик-отеля.
В мировой практике бутик-отель не предполагает никакой дополнительной классификации, не существует конкретного регламента и критериев для присуждения отелю статуса «бутик»: данный вид отелей выделен в качестве обособленной категории. Сам по себе бутиковый статус говорит об элитарности заведения и никаких дополнительных подтверждений в 5 или 6 звёзд не требует.
Однако бутик-отель, как и любая гостиница на территории Российской Федерации, должен отвечать требованиям нормативных документов. Основными регламентирующими документами по проектированию, оснащению, сервису и сертификации являются: Свод правил СП 257.1325800.2017 «Здания гостиниц. Правила проектирования. Buildingsofhotels.Regulationsofdesign», приказ Минкультуры № 1215 "Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями" [12], ГОСТ Р 51185-2014 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования» [3], Свод правил СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», ГОСТ Р 55699-2013 «Доступные средства размещения для туристов с ограниченными физическими возможностями. Общие требования» [4] и другие.
В России обязательная классификация осуществляется последовательно с 2019до 2021 г. во исполнение ФЗ от 5 февраля 2019 г., внесшего изменения в ФЗ о туристической деятельности [20].Значительная часть отелей Сочи прошла классификацию и сертифицирована в связи с проведением Олимпиады 2014.
Важным, является то, что средства размещения, имеющие категорию в соответствии с действующим порядком классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, должны соответствовать установленным требованиям[3,4,12].
В соответствии с п. 3.3 СП 257.1325800.2017 «Здания гостиниц. Правила проектирования» бутик-отель -гостиница, номерной фонд которой состоит из номеров высшей категории, имеющих индивидуальный дизайн интерьера.
Особенность подхода к обслуживанию гостей в бутик-отелях — персональный подход к каждому гостю. По этой причине количество персонала в бутик-отеле в процентном отношении во много раз превосходит количество персонала в простой гостинице. Особая составляющая бутик-отеля — безопасность: важна не только личная безопасность гостя, но и конфиденциальность его частной жизни. Потому в бутик-отелях нередко останавливаются известные представители власти и деловой элиты, артисты и спортсмены. Именно здесь они могут найти уединение, скрыться от посторонних глаз и, вместе с тем, насладиться эксклюзивным сервисом. Доступ на территорию бутик-отеля обычно ограничен и гость с улицы не имеет возможности попасть в лобби. Каждый бутик-отель это своего рода закрытый клуб со своими традициями и правилами.
О популярности отелей такого формата свидетельствует внимание к ним со стороны известных отельных сетей и крупных компаний. Примером может служить отельная группа Marriott, которая запустила сеть «бутиков» AutographCollectionHotel[14].
Так как гостиницы представляют собой важный элемент индустрии гостеприимства и туризма страны в целом и фактор их обеспечения их развития носит общегосударственное значение -на контроле выполнения программ Ростуризма и регионов, то ключевыми факторами успеха можно назвать:
- развитие внутреннего туризма и туристического патриотизма с направлением на гостиничные услуги курортных регионов Краснодарского края, республики Крым, сочетания преимуществ развития элементов рекреационного и познавательного видов туризма;
- удобное местоположение и факторы для отдыха и туризма различных сегментов, включая элитарный, артистический, контингент, продвинутую молодежь
- использование факторов природного ланшафта для организации спа-услуг, услуг компаний-партнеров для проведения морских прогулок, цветочного дизайна, мастер-классов и т.д.
Процесс создания гостиничного объекта от идеи до реализации и успешного развития является примером концентрации интеллектуальных и производственных возможностей, объединения ресурсов и сотрудничества в рамках проектного взаимодействия бизнес-пар-тнеров: проектных бюро, консалтинговых, маркетинговых, строительных, экспертных, надзорных, инвестиционных и образовательных организаций.
На основе данных маркетинговых исследований, предоставленных инвестором (заказчиком), модели концепции будущего отеля и перечня планируемых услуг, проект-бюро разрабатывает базовый вариант проекта функционирования будущего гостиничного объекта. При этом решается вопрос определения типа гостиничного продукта, наличия спроса на него, потенциала рынка, понимания уровня цен и инвестиционных затрат. Практика применения новейших информационных технологий позволяет на этапе проектирования предложить варианты проектных решений, сценарии развития проекта, а также спектр оборудования и систем под основные и сопутствующие услуги.
Проектируемая гостиница должна органично вписываться в окружающую среду и дополнять архитектурный, ландшафтный ансамбль города или района застройки. Проектное решение по планировке здания призвано обеспечить рациональную организацию обслуживания и комфорт проживающим, отвечая намеченным функциональным требованиям. Правильность расположения различных функциональных зон гостиницы по предоставлению как основных, так и дополнительных услуг — важный элемент рассредоточения гостевых потоков, а также формирования непересекающихся потоков клиентов и персонала [2].
Концепция — это раскрытие идеи, замысла, плана, т.е. описание темы, истории, легенды, характеристик и отличий, имеющихся и потенциальных конкурентных преимуществ гостиничного объекта, конкурентный анализ, исследование основных потребительских групп, его местоположения с подчеркиванием его достоинств для потенциальных клиентов, этапов реализации проекта ее реализации и т.д. Часть материалов по описанию концепции проектируемого объекта остается за рамками данной работы.
Разработка концепции объекта индустрии гостеприимства, ориентированной на коммерческий успех, включает в себя подробное описание и просчеты всех граней будущей деятельности заведения.
Этому способствует применение новинок научно-технического прогресса, возможностей информационных технологий в оснащении и сервисе гостиничных объектов, а также эксклюзивность проектных решений и технологий производства и обслуживания в гостинице и ресторане.
Концепция проекта разрабатывается с учетом современных трендов и использованием передовых материалов и технологий. Планируется создать технологический задел для его модернизации.
Бутик отель «EmeraldDream» будет располагаться на Олимпийском проспекте в непосредственной близости от пляжа в Нижнеимеретинской бухте возле мыса Адлер.
Девиз проекта: «Emeralddream— искусство создавать уют»! Дадим характеристику расположения отеля (Рис. 4).
Рисунок 4 - Карта
Как видно, бутик-отель имеет выгодное расположение, поскольку находится на береговой линии в непосредственной близости от пляжа, олимпийских спортивных объектов(они же концертные площадки), парковой зоны и других популярных туристических объектов.
2.3 Анализ конкурентной среды
Главными конкурентами бутик-отеля в районе пляжа нижнеимери-тинской бухты с аналогичным классом обслуживания являются отели: RadissonBluParadiseResort&SpaSochi(5 звезд) [10], гостиничный комплекс «Богатырь» (4 звезды) [10], «Арфа Парк-Отель (5 звезд) [14], «Имеретинский» (4 звезды) и AlanaRoyalHotel(4 звезды) [17].
Все эти отели отличают высокие стандарты обслуживания и широкий перечень услуг. Однако, такие отели, как «Имеретинский», «Radisson» и «Богатырь» являются классическими брендовыми отелями с большим номерным фондом и, соответственно, большим количеством гостей, частыми банкетами и конференциями на территории отеля, что может доставить определенный дискомфорт гостям, желающим уединенного тихого отдыха и конфиденциальности.