Файл: «Особенности управления муниципальным образованием «Город Архангельск».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 124

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ХАРАКТЕРИСТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. История местного самоуправления в России

1.2 Характеристика и структура современного муниципального образования

1.3 Основные направления деятельности муниципальных образований

1.4 Структура органов местного самоуправления

1.5 Выборы органов местного самоуправления

1.6 Права граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления

2. НАСЕЛЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

2.1 Население муниципальных образований

2.2 Социальная сфера муниципальных образований

2.3 Финансирование муниципальных образований

2.3.1 Бюджет муниципальных образований

2.3.2 Основные принципы бюджетного прогнозирования и планирования

2.3.3 Методика расчета доходов и расходов бюджета муниципального образования

2.3.4 Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований

3. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК»

3.1 Общие сведения о МО «Город Архангельск»

3.2 Органы местного самоуправления

3.2.2 Глава муниципального образования «Город Архангельск»

3.2.3 Администрация муниципального образования «Город Архангельск»

3.2.4 Контрольно-счетная палата муниципального образования «Город Архангельск»

4. НАСЕЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

4.1 Население

4.2 Социальная сфера

4.2.1 Здравоохранение

4.2.2 Образование

4.2.3 Культура и молодежная политика

4.2.4 Физкультура и спорт

4.2.5 Жилищно-коммунальное хозяйство

5. ФИНАНСЫ

5.1 Доходы и расходы бюджета МО «Город Архангельск»

5.2 Сравнительный анализ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Согласно ст. 3 ФЗ-131 от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.[12]

Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

б) группы граждан - образуются для коллективного выдвижения кандидата на выборную должность в органе местного самоуправления, а также для иных целей; сход граждан может по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек. Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования. Сход граждан проводится в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения.

2.2 Социальная сфера муниципальных образований

Понятие социальной сферы в современной научной литературе существует большое количество определений понятию «социальная сфера». Также стоит отметить, что, помимо многоаспектности этого понятия, оно используется в различных контекстах. В широком смысле «социальное» - это все то, что напрямую связано с обществом, с человеком и его жизнью во всех проявлениях: экономической, политической, социальной и духовной. Сегодня авторы используют понятие «социальная сфера» в нескольких ключевых значениях: Как совокупность больших социальных групп (классов, народов, этносов и национальностей). В данном случае понятие социальной сферы полностью совпадает с понятием социальной структуры современного общества; В качестве обеспечения воспроизводства общества. Таким образом она является совокупностью экономических отраслей, которые в той или иной степени задействованы в процессе удовлетворения социальных потребностей различных участников общественных отношений: граждан, работников различных предприятий, которые получают заработную плату в зависимости от своих обязанностей и способностей. Чаще всего в этом смысле социальная сфера – это сфера услуг, или иначе ее можно назвать третичным сектором экономики. Иногда этот сектор в некоторых исследованиях имеет еще одно название – социальная инфраструктура (социально-культурная сфера общества). [13]


В структуре социальной сферы выступают следующие три элемента: здравоохранение, образование, а также культура и искусство как отдельный аспект социальной сферы жизни человека. Целью здравоохранения является организация и обеспечение доступного и, по возможности, бесплатного медицинского обслуживания населения, а также сохранение и повышение уровня здоровья населения государства. Функции здравоохранения также достаточно разнообразны. Во-первых, это забота о поддержании здоровья населения. Во-вторых, проведение профилактики и лечения наиболее распространенных, а также редких и малоизученных болезней. В-третьих, оказание медицинской помощи любому члену общества. В-четвертых, обеспечение людей всеми необходимыми лекарственными средствами, в том числе средствами первой необходимости. В-пятых, восстановление потерянного здоровья (реабилитация, организация работы в стационарах). Второй элемент в структуре социальной сферы – образование. Его основные цели – удовлетворение потребности людей в знаниях, умениях и навыках. Причем, удовлетворение необходимо производить в интересах успешного развития способностей потенциала личности, а также будущего общественно-экономического, политического и культурного прогресса. Основные функции образования следующие: удовлетворение потребностей человека в получении новых знаний; осуществление подготовки и переподготовки к будущей профессии, а также к труду – как физическому, так и умственному; способствование приобретению специальности и овладению профессией с учетом творческих и иных способностей человека, особенно с учетом его интеллектуального уровня развития; воспитание человека как ответственной и трудоспособной личности, способной к творческой и инновационной деятельности. Последняя ключевая часть социальной сферы – это культура и искусства, целью которых является обогащение духовной жизни людей и создание условий для социальной и культурной деятельности населения. В качестве функций культуры и искусства как ключевого аспекта социальной сферы выделяют следующие: сохранение культурных исторических и национальных памятников; приобщение человека к творениям культуры с многовековой историей; пополнение копилки культурных достижений в области литературы, художественного творчества и искусства, музыки, кинематографа и живописи; духовное воспитание и обогащение человека с учетом его ценностного потенциала и мировоззрения.

Термин «муниципальное образование» был введен Гражданским кодексом Российской Федерации.[14] В соответствие с определением, муниципальные образования – это отдельные населенные территории, которые имеют право на участие в отношениях, которые регулируются гражданским законодательством. Таким образом, муниципальное образование выступает как субъект гражданских правоотношений. Социальная сфера является основным элементом каждого государства, в особенности с социально-ориентированной экономикой. Она представляет собой совокупность разнообразных отраслей, чья деятельность направлена на оказание социальных услуг населению. Таким образом, авторы и исследователи делают вывод о том, что социальная сфера – это неотъемлемый элемент социальной жизни каждого государства, которое направляет свои действия на решение актуальных и общественно важных вопросов и проблем, в особенности в области социального развития граждан. В последнее время социальной сфере и ее развитию уделяют большое внимание, причем как на государственном, так и на муниципальном уровне. Основными компонентами социальной сферы на муниципальном уровне являются следующие: Занятость населения, условия отдыха и трудовой деятельности; Уровень материального благосостояния населения; Обеспеченность жильем, а также необходимые бытовые условия, соответствующие современным требованиям; Условия воспитания, а также образования и здравоохранения граждан; Возможности освоения духовных ценностей; Доступность к участию в управлении важными общественными делами, участие в политической и социально-экономической деятельности. Тем не менее, стоит отметить, что социальная сфера, а также муниципальная социальная политика и их формирование происходит неразрывно, и даже под воздействием государственной социальной политики. Это воздействие происходит в тесной взаимосвязи государственных органов власти с местными. 


Социальная сфера – это совокупность отраслей, обслуживающих базовые социальные потребности населения: образование детей и взрослых, медицинское сопровождение, культурный и спортивный досуг, социализация молодёжи и т.п. К социальной сфере относится всё, что обеспечивает жизнедеятельность человека. Отрасли социальной сферы оказывают непосредственное влияние на уровень благосостояния и качество жизни населения. Задачей органов местного самоуправления, как наиболее приближенных к населению, является непосредственное предоставление комплекса социальных услуг, обеспечивающих условия для жизнедеятельности человека, поскольку органы местного самоуправления лучше знают все условия и факторы предоставления конкретных социальных услуг конкретным людям.
Данная задача реализуется через Управление социальной политики муниципального образования. Деятельность Управления социальной политики направлена на обеспечение качественной работы учреждений социальной сферы: детских садов и школ, учреждений дополнительного образования детей, библиотек, музея, дворца культуры и сельских домов культуры, спортивных сооружений.
Основное направление работы Управления – осуществление координационных, организационных, аналитических функций в области образования, культуры, молодежной политики, социальной защиты населения, физической культуры и спорта.[15]

В структуре управления социальной сферой основными органами исполнительной власти являются департамент образования, департамент здравоохранения, департамент социального развития, департамент культуры и искусства, управление по делам молодежи. 

Основными направлениями, на которые направлена деятельность органов социальной сферы, являются создание стройной системы ее организации и управления для максимального удовлетворения социальных потребностей жителей района, реализация приоритетных национальных проектов в сфере образования и здравоохранения, реализация целого ряда социально-ориентированных федеральных и областных законов.

2.3 Финансирование муниципальных образований

2.3.1 Бюджет муниципальных образований

Каждое муниципальное образование должно иметь собственный местный бюджет. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

В то же время практика организации местного самоуправления в Российской Федерации на поселенческом уровне строилась таким образом, что поселения далеко не всегда имели собственные бюджеты. Фактически, а во многих случаях и формально финансирование поселений осуществлялось на основе сметы доходов и расходов. Для того, чтобы понять, какие изменения произойдут в деятельности поселений, когда они получат возможность самостоятельно формировать местные бюджеты, необходимо определиться, чем бюджет отличается от сметы. В самом общем виде бюджет – это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год; смета – это план доходов и расходов. Если ограничиться столь общими определениями, то отличие бюджета от сметы не столь очевидны. Однако по существу эти различия принципиальны. Основные из них можно свести к следующим. Бюджет – документ в первую очередь политический, в то время как смета является документом по преимуществу техническим. Политический характер бюджета выражается в следующем.


Бюджет принимается представительным органом власти. Смета доводится вышестоящим органом исполнительной власти до структурного подразделения либо бюджетного учреждения. Бюджет должен выражать приоритеты, самостоятельно вырабатываемые местным сообществом. Смета отражает позицию вышестоящего органа по направлениям финансирования структурного подразделения либо бюджетного учреждения. Бюджет предполагает наличие собственных доходных источников. Подобные доходы были закреплены за поселениями Налоговым и Бюджетным кодексами в виде местных налогов (налог на имущество физических лиц и земельный налог) и закрепленных на постоянной основе отчислений от федеральных налогов (подоходного налога, единого сельскохозяйственного налога). Органы местного самоуправления в рамках налогового и бюджетного законодательства.

2.3.2 Основные принципы бюджетного прогнозирования и планирования

Бюджетное прогнозирование и планирование имеет свою методологию, основанную на методологии экономического и финансового прогнозирования, так как по существу является их самостоятельной составной частью.

Под принципами понимаются основополагающие и общепринятые положения, правила прогнозирования и планирования темпов, пропорций и структуры бюджетных поступлений и расходов в зависимости от структуры и уровня развития национальной экономики. Совокупность принципов, методов и способов разработки бюджетных прогнозов составляет методологию бюджетного прогнозирования и планирования.[16]

Бюджетное прогнозирование и планирование являются инструментами вмешательства государства в экономику, регулирования им экономических, финансовых, фискальных, налоговых отношений между государственным и частным секторами национальной экономики по поводу мобилизации государственного фонда доходов и расходов, опосредствуемых через консолидированный бюджет Российской Федерации, как основное звено распределения и перераспределения произведенного валового внутреннего продукта.

Конкретная методика подходов, способов и приемов, формализованных расчетов, разработанных для целей финансового и экономического анализа, используемых для прогнозов состояния и перспектив развития бюджета на основе наблюдающихся тенденций и закономерностей на период, устанавливаемый или правительством, или законодателя, или, наконец, органом разрабатывающим той или иной прогноз, определяется методологией бюджетного прогнозирования и планирования.


Методология бюджетного прогнозирования и планирования представляет собой инструмент исследования общих и частных методов разработки бюджетных прогнозов. Отсюда следует, что основой для методологических принципов служат объективные экономические законы и принципы рыночной экономики, тенденции и закономерности, определяющие сложное и динамическое развитие национального хозяйства, составной частью которой является бюджетная система страны.

В систему принципов бюджетного прогнозирования и планирования можно включить:

  • принцип научности бюджетного прогнозирования;
  • принцип непрерывности:
  • принцип комплексности;
  • принцип приоритетности;
  • принцип системности бюджетного прогнозирования и планирования;
  • принцип адекватности прогнозирования и планирования реальным политическим и экономическим условиям;
  • принцип вариантности;
  • принцип целенаправленности;
  • принцип эффективности бюджетного прогнозирования и планирования;
  • принцип неопределенности;
  • принцип достижения пропорционального развития государственного и частного секторов национальной экономики, ее отраслей;
  • принцип прозрачности.

Принцип научности бюджетного прогнозирования отражается через научное обоснование прогноза, основывающегося на соблюдении объективных экономических законов.

Бюджетное прогнозирование строится на принципе непрерывности, так как бюджетный прогноз не заканчивается даже тогда, когда на его основе принимается план-закон. Сразу же за этим начинается кропотливая прогнозная работа по его исполнению. Неопределенности будущего, необходимость выбора какого-либо одного или двух вариантов прогнозного развития явления, постоянно изменяющаяся экономическая, политическая и финансовая среда от разработчиков прогнозов требуют непрерывной разработки своих прогнозов, чтобы оставаться в границах реального экономического и финансового мира.

Существование в настоящее время огромного числа типов и видов прогнозов предопределяет использование в бюджетном прогнозировании и планировании принципа комплексности, который выражает закономерности развития консолидированного бюджета как единого целого и его составных частей. Этот принцип учитывает и связывает общий бюджетный прогноз и частные бюджетные прогнозы (прогноз налоговых поступлений, прогноз неналоговых поступлений). Принцип комплексности предполагает его применение на всех бюджетных уровнях, которые используют общие сравнимые показатели.[17]