Файл: «Особенности управления муниципальным образованием «Город Архангельск».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ХАРАКТЕРИСТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. История местного самоуправления в России

1.2 Характеристика и структура современного муниципального образования

1.3 Основные направления деятельности муниципальных образований

1.4 Структура органов местного самоуправления

1.5 Выборы органов местного самоуправления

1.6 Права граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления

2. НАСЕЛЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

2.1 Население муниципальных образований

2.2 Социальная сфера муниципальных образований

2.3 Финансирование муниципальных образований

2.3.1 Бюджет муниципальных образований

2.3.2 Основные принципы бюджетного прогнозирования и планирования

2.3.3 Методика расчета доходов и расходов бюджета муниципального образования

2.3.4 Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований

3. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК»

3.1 Общие сведения о МО «Город Архангельск»

3.2 Органы местного самоуправления

3.2.2 Глава муниципального образования «Город Архангельск»

3.2.3 Администрация муниципального образования «Город Архангельск»

3.2.4 Контрольно-счетная палата муниципального образования «Город Архангельск»

4. НАСЕЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

4.1 Население

4.2 Социальная сфера

4.2.1 Здравоохранение

4.2.2 Образование

4.2.3 Культура и молодежная политика

4.2.4 Физкультура и спорт

4.2.5 Жилищно-коммунальное хозяйство

5. ФИНАНСЫ

5.1 Доходы и расходы бюджета МО «Город Архангельск»

5.2 Сравнительный анализ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Важным является принцип приоритетности одних процессов по отношению к остальным (например, прогноз налоговых доходов является первичным, так как они составляют более 80 % к общим поступлениям бюджета). Система налогообложения часто испытывает изменения, которые влияют на уровень деловой и экономической активности налогоплательщиков и, соответственно, на устойчивость и стабильность поступлений доходов в консолидированный бюджет.

Существенным является принцип системности бюджетного прогнозирования и планирования, который означает определенную систему, состоящую из конкретных методов и способов:

  • сбора, обработки и анализа исходной информации об объекте прогнозирования и планирования, а также новых доступных данных;
  • прогнозных наработок;
  • унифицированных методик научных подходов к практическим разработкам общих и частных бюджетных прогнозов;
  • применение одинаковых методик анализа результатов, получаемых разными прогнозами.

При разработке бюджетных прогнозов и планов всегда следует руководствоваться реальными условиями, в которых действует и развивается бюджет. А это требование помогает осуществить принцип адекватности прогнозирования и планирования реальным политическим и экономическим условиям. Органы государственной власти, местного самоуправления, разработчики бюджетных прогнозов и планов должны ставить перед собой, как и перед бюджетной системой, бюджетным уровнем, реальные задачи и цели.

Адекватность принципа предопределяет и постановку каждым органов власти своих специфических целей и задач перед бюджетным прогнозированием и планированием, обусловленных своими функциями.

Соблюдение принципа вариантности направлено на разработку большого количества бюджетных прогнозов с целью получения разных количественных характеристик прогнозируемого бюджета, как консолидированного фонда доходов и расходов.

Принцип альтернативности бюджетного прогнозирования не противопоставляется принципу вариантности, а служит самостоятельным принципом. Под альтернативами мы понимаем независимые прогнозы, разработанные для определенной системы ограничений, отличающихся друг от друга параметрами вводимых ограничений.

В одном ряду с двумя последними стоит принцип целенаправленности бюджетного прогнозирования и планирования, который направлен на достижение каждым отдельным видом бюджетного прогноза совершенно конкретных целей и задач, стоящих перед органами исполнительной и законодательной власти. Он вытекает из необходимости решения конкретных задач, которые порождают экономические и финансовые отношения. Органы государственной власти, и законодательные, и исполнительные, постоянно сталкиваются с целевыми проблемами: как стимулировать активность и самостоятельность нижестоящих бюджетных уровней по генерированию своих собственных доходов в бюджет в больших пропорциях, перекрывающих федеральные трансферты; как распределить ограниченные ресурсы между бюджетными звеньями бюджетной система страны; как финансировать ранжированные по приоритетности программы.


В отношении бюджетных планов принцип целенаправленности означает выработку на базе разработанных бюджетных прогнозов оптимальных краткосрочных и среднесрочных (стратегических) планов по обеспечению безусловного достижения намеченных рубежей, параметров по максимизации, к примеру, собственных доходов бюджетами всех уровней, минимизации бюджетных расходов, ориентируясь на ликвидацию бюджетного дефицита.

Принцип эффективности бюджетного прогнозирования и планирования направлен на повышение эффективности и продуктивности производства посредством проведения разных вариантов и альтернатив бюджетных прогнозов. [18]

Перед органами государственной власти стоит важнейшая задача – не допустить спад производства, его эффективности не только в масштабах всей национальной экономики, но и в масштабах отдельных крупных предприятий, в масштабах однородных групп предприятий малого бизнеса.

Принцип неопределенности отражает постоянство триединой задачи человечества: что производить, для кого производить и как производить. В отношении бюджетного прогнозирования и планирования он выдвигает требование – никогда не обольщаться достигнутыми результатами и кажущейся стабильностью, ибо на самом деле это не статическая стабильность, а динамическая, характеризующаяся постоянным изменением тенденций, закономерностей, пропорций и соотношений между отдельными их составляющими. Именно такие инструменты, как бюджетное прогнозирование и планирование, служат эффективным средством борьбы с постоянными факторами неопределенности.

В состав принципов бюджетного прогнозирования и планирования входит и принцип прозрачности, значимость которого обуславливается и внутренними потребностями со стороны налогоплательщиков, кредиторов государства, и внешними потребностями страны налогоплательщиков, кредиторов государства, и внешними потребностями со стороны, прежде всего, международных финансовых организаций.[19]

Назначение бюджетной и налоговой прозрачности – предоставление налогоплательщикам, избирателям, субъектам финансовых рынков не только количественной и описательной информации, и доступа к источникам, методикам подготовки информации о текущем и ожидаемом финансовом положении государства и в целом национальной экономики. Более того, бюджетная и налоговая прозрачность является обязательным условием для разработки, рассмотрения, анализа и практического осуществления качественной национальной экономической политики.


2.3.3 Методика расчета доходов и расходов бюджета муниципального образования

При расчете доходов бюджета на очередной финансовый год целесообразно брать за основу фактические доходы бюджета текущего года и учитывать влияние всех значимых факторов их изменения. К факторам, влияющим на уровень доходов бюджета, можно отнести изменение состава субъектов налогообложения и иных источников доходов, размеров объектов налогообложения (иных источников доходов) с учетом прогнозов темпов роста валового продукта на территории муниципального образования, ставок налогообложения (уровня доходности иных источников доходов), степени собираемости налогов (доходов от иных источников) и уровень инфляции.

Прогнозируемые расходы бюджета муниципального образования могут быть рассчитаны двумя методами, основанными на применении различных нормативов.

Первый способ основывается на определении норматива минимальной бюджетной обеспеченности как потребности муниципального образования в бюджетных средствах в расчете на одного жителя, рассчитанной исходя из минимальных государственных социальных стандартов, и заключается в умножении норматива минимальной бюджетной обеспеченности на численность жителей муниципального образования.

Второй способ исходит из плановых объемов муниципальных услуг, обеспечивающих в совокупности соблюдение минимальных государственных социальных стандартов, и нормативов финансовых затрат на единицу муниципальных услуг.

Учитывая единую нормативную основу обоих способов – минимальные государственные социальные стандарты, расчет в обоих случаях даст единый результат – минимальный местный бюджет.

Если расчетные доходы бюджета превышают его расходы, рассчитанные по нормативу минимальной бюджетной обеспеченности, норматив бюджетной обеспеченности может быть установлен в размере, превышающем минимальный.

В случае превышения расчетных расходов бюджета над его доходами с учетом плана мероприятий по повышению доходов органы местного самоуправления, ведающие вопросами экономики и финансов, разрабатывают проект плана мероприятий по сокращению расходов бюджета и проекты правовых актов представительного и исполнительного органов местного самоуправления, обеспечивающих реализацию этого плана, и вносят соответствующие уточнения в расходную часть бюджета.

Если сокращения расходов бюджета, достигаемого при реализации плана мероприятий, недостаточно для выравнивания расходной и доходной частей бюджета, орган местного самоуправления, ведающий вопросами финансов, производит пропорциональное сокращение всех расходных статей проекта бюджета, за исключением защищенных, либо планирует бюджет с дефицитом, не превышающим предельный размер дефицита бюджета, установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации.


2.3.4 Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований

Местными бюджетами являются бюджеты муниципальных образований – административно-территориальных образований (муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений).

Бюджет каждого муниципального образования (местный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательства соответствующего муниципального образования, обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Бюджета муниципальных образований являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Роль этих бюджетов в социально-экономическом развитии регионов возрастает в связи с расширением прав местных органов власти в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» и Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии районов характеризуется следующим.[20]

Во-первых, сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете муниципального образования позволяет местным органам власти иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией российской федерации, в которой записано, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, решают иные вопросы местного значения.

Создание финансовой базы – главная роль местных бюджетов.

Во-вторых, формирование бюджетов муниципальных образований, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность муниципалитетам в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие района. Местные бюджета позволяют органам муниципальной власти обеспечить планомерное развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, жилищного фонда.

В-третьих, с помощью местных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, используя в необходимых случаях межбюджетные отношения.


В-четвертых, имея в распоряжении финансовые средства, органы муниципальной власти могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы (школах, больницах и др.).

В-пятых, концентрируя часть финансовых ресурсов в местных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач развития региона и приоритетных отраслей.

В-шестых, финансовые органы муниципальных образований могут через местные бюджеты оказывать воздействие на образование оптимальных пропорций в финансировании оптимальных и текущих затрат, стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов.

Роль местных бюджетов в социальном и экономическом развитии регионов будет возрастать по мере стабилизации экономики страны с расширения полномочий органов местного самоуправления по формированию доходов местных бюджетов и их использованию.

Доходы местного бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов местного самоуправления. Средства местного бюджета относятся к объектам муниципальной собственности.

Формирование и исполнение местных бюджетов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки, гласности формирования и использования финансовых ресурсов.

Бюджет муниципального района и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

3. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК»

3.1 Общие сведения о МО «Город Архангельск»

Муниципальное образование «Город Архангельск» входит в состав Архангельской области и имеет статус городского округа.

Архангельск основан в 1584 году по Указу Ивана Грозного. С начала XVII века и до сегодняшних дней город является одним из самых крупных морских портов на Севере России.

Архангельск - административный центр Архангельской области. Расположен он в устье реки Северная Двина при впадении ее в Белое море. Территория муниципального образования "Город Архангельск" составляет 29442 га. Городские набережные протянулись вдоль речных рукавов на 35 км.