Файл: Информационные и мотивационные структуры в особенностях индивидуального поведения и учет их в практике работы с персоналом (Изучение особенностей формирования мотивационной сферы личности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

В юношеском возрасте мотивационная сфера начинает отличаться иерархической структурой, наличием определённой системы соподчинения различных мотивационных тенденций, определяющих общественно значимыми и ценными для личности мотивами.

В профессиональных целях изучается и такой компонент профессиональной направленности личности, как её потребности. В профессиональном самоопределении личности особую роль играют такие общественные потребности, как потребность в труде, профессиональной деятельности, потребность в престиже, которой часто руководствуются при выборе профессии, потребность в достижении, выражающаяся в способности добиваться поставленной цели, а так же потребность в самоактуализации, проявляющаяся в стремлении реализовать себя, свои интересы, склонности, способности.

Цель курсовой работы – изучение мотивационных структур и привлекательности труда, характерных для представителей различных возрастных категорий.

Объект исследования – представители разных возрастных категорий: учащиеся и сотрудники ГОСШ № 8 г. Гродно.

Предмет исследования – психологические факторы привлекательности труда.

Гипотеза: Для разных возрастных категорий данной выборки не существует отличий в определении значимых мотивапционных структур привлекательности труда.

Задачи исследования:

- осветить теоретические основы привлекательности труда для представителей различных возрастных категорий.

- разработать план и провести экспериментальное исследование по изучению психологических факторов привлекательности труда для разных возрастных категорий.

- обработать, проанализировать и наглядно представить диагностический материал исследования.

- проверить достоверность полученных результатов, рабочей гипотезы методами математической обработки данных.

Базой исследования выступило учреждения образования «Государственная общеобразовательная средняя школа № 8» Гродно.

Методы исследования выбраны исходя из его методологии, предмета, гипотезы и задач.

Объём выборки составил 50 человек женского и мужского пола разных возрастных категорий.

Сбор исходного материала осуществлялся при помощи следующих диагностических методик:

1. Опросник для изучения привлекательности труда (ПТР-1).

2.Методика, изучения факторов привлекательности профессии В.Я. Ядова(модификация Н.В. Кузьминой, А.А. Реана).


3. Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А.А. Реана).

Использованы:

- Общенаучные методы: анализ информации, синтез, эксперимент, сравнение, обобщение, интерпретация.

- Специальные методы:

- сбора информации: анкетирование, тестирование;

- предоставления информации: описание, группировка данных, таблицы, графическое представление совокупности исходных данных;

- обработки информации: статистические методы обнаружения и проверки причинной связи между изучаемыми переменными (показателями).

Глава 1. Теоретические основы информационных и мотивационных структур в особенностях индивидуального поведения и учет их в практике работы с персоналом

1.1 Теоретическое изучение особенностей формирования мотивационной сферы личности

Прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению мотивационной сферы личности стоит рассмотреть некоторые понятия, одно из них мотивационные схемы (аттитюды, поведенческие паттерны), т.е. знания о том, какими путями и средствами можно удовлетворить данную потребность, как вести себя в той или иной ситуации. Такие мотивационные схемы формируются и «отшлифовываются» в процессе жизнедеятельности человека – как бы свёрнутый, укороченный процесс мотивации, хранящийся в подсознании человека. В этом случае, действия выполняются автоматически, и индивидуум не всегда задумывается над процессом выполнения. Репертуар мотивационных схем тем богаче, чем больше опыт человека, данные схемы являются одной из составляющих мотивационной сферы личности[1].

Ещё одним понятием в психологии мотивации является понятие мотивационные образования. В зависимости от того, на какой стадии остановился мотивационный процесс, какова степень осознанности (понимаемости) причин возникающего побуждения, а также степень удовлетворения потребности (достижение цели, запланированного результата), мотивационные образования могут иметь не только разную структуру, время существования, но и разные названия.


К ним относятся: 1. Мотивационные состояния, 2. Мотивационная установка, 3. Влечения, желания, хотения, 4. Склонность. Привычки. Интересы, 5. Направленность личности, 6. Мотивационные свойства личности[2].

Представленные мотивационные образования – являются основными составляющими мотивационной сферы личности. Рассмотрим, как же происходит формирование этих составляющих и мотивационной сферы в целом. основой МСЛ являются личностные образования МСЛ – это то что дано человеку от рождения, наш костяк, который растёт по мере роста субъекта и подвластен лишь внутренней «деформации». И этот костяк как правило скрыт, т.к. нежелание человека раскрываться перед другими или признаться самому себе в истинных причинах поступка приводит к появлению «защитных механизмов»[3]. Например, А. Маслоу считал, что базовые потребности по своей природе (в определённом смысле и в определённой степени) конституциональны или наследственны. Составляющие личностного образования МСЛ – это:

Потребности, нужда, которые были рассмотрены в параграфе 1.1., Мотивы. Человека к деятельности, как правило, побуждает не один, а несколько мотивов. И каждый из них имеет разную побудительную силу. Одни мотивы достаточно часто актуализируются и оказывают существенное влияние на деятельность человека, другие – действуют только лишь в определенных обстоятельствах (и в большинстве случаев являются потенциальными мотивами). Проанализируем детально виды мотивов, которые имеют наибольшее практическое значение[4].

Мотив самоутверждения – стремление утвердить себя в социуме. Мотив связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается показать окружающим, что он чего-то стоит, стремится приобрести определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили.

Мотив идентификации с другим человеком. Этот мотив заключается в стремлении быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя) и является особенно актуальным для детей и молодежи, которые стремятся наследовать других людей в своих действиях[5].

Мотив власти – это стремление субъекта влиять на людей, стремление занять «руководящую позицию» в группе (коллективе), стремление руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность. Действия многих людей (напр., руководителей разных рангов) побуждаются мотивом власти. Стремление властвовать над другими людьми и руководить ими – это мотив, который побуждает их преодолевать значительные трудности в деятельности, прилагать большие усилия в работе[6]


Процессуально-содержательные мотивы - это побуждение к активности содержанием и процессом деятельности, а не внешними факторами. Человека привлекает деятельность сама по себе, нравится ее выполнять, выявлять интеллектуальную или физическую активность, интересует содержание того, что она делает. Конкретным проявлением процессуально-содержательной мотивации могут быть познавательная, игровая, эстетическая мотивации. Смысл деятельности по процессуально-содержательной ее мотивировкой заключается в самой деятельности.

Мотив саморазвития. Что поощряет человека к развитию? Как считает А. Маслоу, это стремление к полной реализации своих способностей, уверенность в себе, способность чувствовать свою компетентность. Человек как бы разрывается между стремлением к движению вперед и стремлением к самосохранению и безопасности. С одной стороны, она стремится к чему-то новому, а с другой – страх перед опасностью и чем-то неизвестным сдерживают ее движение вперед[7].

Стремление к достижению успеха или мотив достижения – это устойчиво проявляемая потребность индивида добиваться успеха в различных видах деятельности. Эта потребность носит генерализованный характер и проявляется в любой ситуации, независимо от конкретного ее содержания. При этом выделяют два вида «мотива достижения»: стремление к успеху и стремление избежать неудачи. Мотив стремления к успеху понимается как склонность к переживанию удовольствия и гордости при достижении результата. Мотив избегания неудачи — как склонность отвечать переживанием стыда и унижения на неудачу. Успехи в какой-либо деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, а и от стремления достичь высоких результатов в деятельности. Формирование «мотива достижения» во многом зависит от воспитания ребенка в семье, начиная с раннего детства (соблюдение режима, ориентация ребенка на овладевающее поведение и самостоятельность). С «мотивом достижения» связаны и такие свойства личности, как настойчивость и упорство[8].

Просоциальные (общественно значимые) мотивы. К этой группе относятся мотивы, связанные с осознанием общественного значения деятельности, с чувством долга, ответственности перед группой или бществом в целом. В случае действия общественно значимых мотивов имеет место идентификация (отождествление) индивида с группой.

Мотив аффилиации и мотив отвергания. Аффилиация (от лат. аffiliation – присоединение) – это стремление к установлению или поддержанию отношений с другими людьми, стремление к контакту и общению с ними.


Мотивационной сферой человека определяется масштаб и характер его личности. Обычно иерархические отношения мотивов не осознаются в полной мере. Они проясняются в ситуациях конфликта мотивов.

Мотивационные состояния – это состояния, связанные с перебором вариантов удовлетворения потребности и принятием решения. Состояние когнитивного диссонанса возникает в ситуации, когда субъект одновременно располагает двумя противоречивыми мотивами, которые не могут быть согласованы в блоке принятия решений. Такое состояние либо возвращает субъекта в потребностный блок для коррекции своих потребностей, либо обесценивает значение предстоящего поступка, либо мотивирует на поиск согласующихся друг с другом знаний. Состояния сомнения – э[9]то состояния нерешительности тревоги, либо решимости. Надежда является одним из мотивационных состояний, связанных с переживанием, возникающим у человека при ожидании желаемого события.

Следующий уровень – формируемые образования МСЛ образования составляющие данный уровень характеризуется ценностно-целевой ролью в формировании МСЛ, приобретаются субъектом в процессе жизнедеятельности, трансформируются под воздействием внешних факторов, по сути являются более динамичными по отношению к первому уровню. Хотя А. Маслоу говорит, что в современной науке принято рассматривать установки интересы, предпочтения и любого рода ценности исключительно как результат культурного ассоциативного научения и утверждает, что следует учитывать факторы внутренней необходимости[10].

Исходя из этого в личности есть некая точка опоры, позволяющая ей встать в независимую позицию по отношению к внешнему миру и всем его требованиям. Эту точку опоры образуют личностные ценности, а также направленность личности. Личностные ценности связывают внутренний мир личности с жизнедеятельностью общества и отдельных социальных групп. Превращение социальной ценности в личную возможно только тогда, когда человек вместе с группой включился в практическую реализацию этой общей ценности, ощущая ее как свою. Тогда в структуре личности возникает и укореняется личностная ценность - идеальное представление о должном, задающее направление жизнедеятельности и выступающее источником смыслов. Формальное отношение к социальным ценностям не приводит к превращению их в личностные.

Интересом называют особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени, потребностью. Интерес к себе может вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлекшее к себе внимание, любой новый появившийся в поле зрения предмет, любой частный, случайно возникший слуховой или иной раздражитель. Задача как частный ситуационно - мотивационный фактор возникает тогда, когда в ходе выполнения действия, направленного на достижение определенной цели, организм наталкивается на препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться дальше. Одна и та же задача может возникать в процессе выполнения самых различных действий и поэтому так же неспецифична для потребностей, как и интерес.[11]