Файл: Информационные и мотивационные структуры в особенностях индивидуального поведения и учет их в практике работы с персоналом (Изучение особенностей формирования мотивационной сферы личности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- 0,1 или 10%;

- 0,05 или 5%;

- 0,01 или 1%.

Наиболее популярным из них является 0,05 или 5% (допускается 5% ошибок, если всего 100 выборок).

3 этап. Вычисляется наблюдаемое значение статистики критерия.

4 этап – по исходным данным, т.е. по выборке вычисляется наблюдаемое значение статистики критерия. Для этого используются статистические таблицы. Выбор необходимой статистической таблицы осуществляется в зависимости от распределения статистики критерия.

5 этап – путём сравнения найденных наблюдаемых критических значений делаем вывод о правильности этой или иной гипотезы.

Для анализа взаимосвязи ранжированных признаков вычислим коэффициент ранговой корреляции (КРК) Спирмена. Метод ранговой корреляции Спирмена позволяет определить тесноту (силу) корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков.

Ограничения коэффициента ранговой корреляции:

- По каждой переменной должно быть представлено не менее 5 наблюдений. Верхняя граница выборки определяется таблицами критических значений.

- Коэффициент ранговой корреляции Спирменаrs при большом количестве одинаковых рангов по одной или обеим сопоставляемым переменным даёт огрубленные значения. В идеале оба коррелируемых ряда должны представлять собой две последовательности несовпадающих значений. В случае, если это условие не соблюдается, необходимо вносить поправку на одинаковые ранги.

Для вычисления корреляции Спирмена необходимо располагать двумя выборками, элементы которых могут быть проранжированы. Такими выборками могут быть:

  1. Два признака, измеренные для одной и той же группы испытуемых.
  2. Две индивидуальных иерархии признаков, выявленные у двух испытуемых лиц по одному и тому же набору признаков.
  3. Две групповые иерархии признаков.
  4. Индивидуальная и групповая иерархия признаков.

В данном случае имеются две групповые иерархии признаков. Так как результаты получены в количественной шкале для проведения расчётов проведём ранжирование. Как было сказано выше при ранжировании каждому элементу выборки приписывается ранг, который соответствует месту этого элемента в упорядоченной выборке. Наиболее часто выборку ранжируют по возрастанию, т.е. ранг, равный 1, получает наименьший элемент выборки. В результате ранжирования «новая» выборка содержит значения от 1 до n.

Сначала ранжируются элементы первой выборки, а затем второй.


Если в выборке встречаются несколько одинаковых значений (такая ситуация называется проблемой совпадающих рангов) каждому из совпадающих значений присваивается ранг, равный среднему значению рангов, если бы эти элементы не совпадали.

Средние результаты и результаты ранжирования привлекательности труда отображены в таблице 4.

Таблица 4

Результаты изучения привлекательности труда и ранжирования учащихся и сотрудников школы

Шкалы потребностей

Результаты учащихся

Результаты сотрудников

Средний балл

Ранг

Средний балл

Ранг

1. Потребность в творческой и интересной работе

20,2

3

31,5

11

2. Потребность в благоприятных условиях труда

29,4

13

33,1

14

3. Потребность в теплых и доверительных отношениях в коллективе

23,8

9

27,1

7

4. Потребность в признании, в личном авторитете

25

10

32,5

12

5. Потребность в собственном развитии

23,6

8

30,2

9

6. Потребность в личном материальном и социальном обеспечении

33,4

14

30,8

10

7. Потребность в принципиальных и требовательных взаимоотношениях в коллективе

19,6

2

28,6

8

8. Потребность в индивидуальном развитии всех членов коллектива

18,8

1

18,6

3

9. Потребность в активной жизненной позиции всех членов коллектива

20,3

4

13,8

1

10. Потребность в хорошей организации труда

22,6

6

32,7

13

11. Потребность в производственных успехах всего коллектива

21,6

5

18

2

12. Утилитарная потребность

27,9

12

23,1

4

13. Потребность в общественном признании личного вклада и важности работы коллектива в целом

22,8

7

24,8

6

14. Потребность в общении, как по «вертикали», так и по «горизонтали»

27,5

11

24,6

5


Результаты факторов привлекательности профессии и ранжирования факторов отображены в таблице 5.

Таблица 5

Результаты изучения факторов привлекательности профессии

Показатель

Результаты учащихся

Результаты сотрудников

Средний балл

Ранг

Средний балл

Ранг

1.

0,32

2

0,52

7

2.

0,36

3,5

0,68

10

3.

0,44

5

0,52

7

4.

0,72

6,5

- 0,64

3,5

5.

1

11

- 1

1

6.

0,36

3,5

0,52

7

7.

0,76

9

0,76

11

8.

0,76

9

0,56

9

9.

0,76

9

- 0,84

2

10.

- 0,36

1

- 0,64

3,5

11.

0,72

6,5

- 0,6

5

Результаты изучения мотивации профессиональной деятельности и их ранги отображены в таблице 6.

Таблица 6

Результаты изучения мотивации профессиональной деятельности

Мотивы

Результаты учащихся

Результаты сотрудников

Средний балл

Ранг

Средний балл

Ранг

1. Денежный заработок

4,8

7

3,8

2

2. Стремление к продвижению по службе

3,32

1

3,64

1

3. Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег

3,44

2

3,84

3

4. Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей

3,8

4

4,08

5

5. Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других

4,32

6

3,96

4

6. Удовлетворение от самого процесса и результата работы

3,48

3

4,6

6

7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности

4,24

5

4,64

7


Для нахождения КРК Спирмена мы должны сначала вычислить разности между рангами для одного и того же лица, затем определенным образом преобразовать эти разницы и вычесть из 1. Чем меньше будут разности, тем больше будет КРК и тем ближе он будет к +1. Если же корреляция отсутствует, то в этом случае ранги будут перемешаны и между ними не будет никакого соответствия, а сам КРК будет близок к 0.

В случае отрицательной корреляции небольшим рангам по первому признаку будут соответствовать большие ранги по второму признаку и наоборот. В этом случае разности между рангами будут большие и КРК будет близок к –1.

Если абсолютная величина rs достигает критического значения или превышает его, корреляция достоверна.

Алгоритм вычисления коэффициента ранговой корреляции Спирмена можно описать в следующем виде:

1. Определяем, две иерархии признаков будут выступать в качестве переменных х и у.

2. Ранжируем значения переменной х, присваивая ранг = 1 наименьшему значению. Присвоенные ранги заносим в первый столбец результирующей таблицы.

3. Аналогично ранжируем значения переменной у, после чего полученные ранги заносим во второй столбец таблицы.

4. Вычисляем разность d между рангами по каждой строке и полученные результаты заносим в третий столбец таблицы.

5. Возводим каждую разность в квадрат и полученные результаты помещаем в четвертый столбец таблицы.

6. Вычисляем сумму квадратов разности, т.е. сумму элементов четвертого столбца.

7. При наличии одинаковых рангов вычисляем поправки к сумме квадратов разности.

8. Вычисляем КРК Спирмена по следующей формуле:

  1. Формулируем гипотезы для определения как шкалы потребностей коррелируют друг с другом.

Н0: Корреляция между шкалами потребностей учащихся и персонала школы не отличается от нуля.

Н1: Корреляция между шкалами потребностей учащихся и персонала школы достоверно отличается от нуля.

Для расчётов строим таблицу рангов шкал потребностей в иерархиях учащихся и персонала учебного заведения (Таблица 7).

Таблица 7

Ранги шкал потребностей в иерархиях учащихся и персонала

Шкалы потребностей

Ранг шкал учащихся

Ранг шкал сотрудников

d

d2

1. Потребность в творческой и интересной работе

3

11

-8

64

2. Потребность в благоприятных условиях труда

13

14

-1

1

3. Потребность в теплых и доверительных отношениях в коллективе

9

7

2

4

4. Потребность в признании, в личном авторитете

10

12

-2

4

5. Потребность в собственном развитии

8

9

-1

1

6. Потребность в личном материальном и социальном обеспечении

14

10

4

16

7. Потребность в принципиальных и требовательных взаимоотношениях в коллективе

2

8

-6

36

8. Потребность в индивидуальном развитии всех членов коллектива

1

3

-2

4

9. Потребность в активной жизненной позиции всех членов коллектива

4

1

3

9

10. Потребность в хорошей организации труда

6

13

-7

49

11. Потребность в производственных успехах всего коллектива

5

2

3

9

12. Утилитарная потребность

12

4

8

64

13. Потребность в общественном признании личного вклада и важности работы коллектива в целом

7

6

1

1

14. Потребность в общении, как по «вертикали», так и по «горизонтали»

11

5

6

36

Суммы

105

105

0

298


Определяем эмпирическое значениеrs по формуле:

где d – разности между рангами по каждой из переменных, в данном случае по каждой из шкал потребностей;

N – количество переменных, образующих иерархию, в данном случае количество шкал (14).

По табличным значениям определяем критические значенияrs при N = 14:

rsэмп<rsкр (р≤0,05).

Наглядно полученные результаты отобразим на рисунке 7

Зона незначимости

Зона значимости

0,54

0,345

0,68

rsэмп

р≤0,01

р≤0,05

?

!

Рисунок 7 Ось значимости шкал потребностей в иерархиях учащихся и персонала

Таким образом, Н1 отвергается. Принимается Н0: Корреляция между шкалами потребностей учащихся и персонала школы статистически незначима.

По данным таблицы 2.7 можно определить, что основные расхождения приходятся на такие шкалы, как:

- Потребность в творческой и интересной работе.

- Утилитарная потребность.

- Потребность в хорошей организации труда.

  1. Формулируем гипотезы для определения корреляции между факторами привлекательности профессии.

Н0: Корреляция между факторами привлекательности профессии учащихся и персонала школы не отличается от нуля.

Н1: Корреляция между факторами привлекательности профессии учащихся и персонала школы достоверно отличается от нуля.

Для расчётов строим таблицу рангов факторов привлекательности профессии в иерархиях учащихся и персонала учебного заведения (Таблица 8).

Таблица 8

Ранги факторов привлекательности профессии в иерархиях учащихся и персонала

Факторы привлекательности профессии

Ранг шкал учащихся

Ранг шкал сотрудников

d

d2

1

2

7

-5

25

2

3,5

10

-6,5

42,25

3

5

7

-2

4

4

6,5

3,5

3

9

5

11

1

10

100

6

3,5

7

-3,5

12,25

7

9

11

-2

4

8

9

9

0

0

9

9

2

7

49

10

1

3,5

-2,5

6,25

11

6,5

5

1,5

2,25

Сумма

66

66

0

254