Файл: Информационные и мотивационные структуры в особенностях индивидуального поведения и учет их в практике работы с персоналом (Изучение особенностей формирования мотивационной сферы личности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Определяем эмпирическое значениеrs по формуле:

где d – разности между рангами по каждой из переменных, в данном случае по каждой из шкал потребностей;

N – количество переменных, образующих иерархию, в данном случае количество шкал (11).

По табличным значениям определяем критические значения rs при N = 11:

rsэмп<rsкр (р≤0,05).

Для наглядного предоставления полученных результатов строим ось значимости (Рисунок 8).

Зона незначимости

Зона значимости

0,61

-0,155

0,76

rsэмп

р≤0,01

р≤0,05

?

!

Рисунок 8 Ось значимости факторов привлекательности профессии в иерархиях учащихся и персонала

Таким образом, Н1 отвергается. Принимается Н0: Корреляция между факторами привлекательности профессии учащихся и персонала школыне достигает уровня статистической значимости, т.е. значимо не отличается от нуля.

По данным таблицы 2.8 можно определить, что основные расхождения приходятся на шкалы 5, 2, 6.

  1. Формулируем гипотезы для определения корреляции профессиональной деятельности.

Н0: Корреляция между мотивами профессиональной деятельности учащихся и персонала школы не отличается от нуля.

Н1: Корреляция между мотивами профессиональной деятельности учащихся и персонала школы достоверно отличается от нуля.

Для расчётов строим таблицу рангов мотивов профессиональной деятельности в иерархиях учащихся и персонала учебного заведения (Таблица 9).

Таблица 9

Ранги мотивов профессиональной деятельности в иерархиях учащихся и персонала

Мотивы

Ранг шкал учащихся

Ранг шкал сотрудников

d

d2

1. Денежный заработок

7

2

5

25

2. Стремление к продвижению по службе

1

1

0

0

3. Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег

2

3

-1

1

4. Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей

4

5

-1

1

5. Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других

6

4

2

4

6. Удовлетворение от самого процесса и результата работы

3

6

-3

9

7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности

5

7

-2

4

Суммы

28

28

0

44


Определяем эмпирическое значениеrs по формуле:

где d – разности между рангами по каждой из переменных, в данном случае по каждой из шкал потребностей;

N – количество переменных, образующих иерархию, в данном случае количество шкал (7).

По табличным значениям определяем критические значения rs при N = 7:

rsэмп<rsкр (р≤0,05).

На оси значимости отобразим данные проведённых расчётов (Рисунок 9).

Зона незначимости

Зона значимости

0,78

0,516

0,94

rsэмп

р≤0,01

р≤0,05

?

!

Рисунок 9 - Ось значимости мотивов профессиональной деятельности в иерархиях учащихся и персонала

Таким образом, Н1 отвергается. Принимается Н0: Корреляция между мотивами профессиональной деятельности учащихся и персонала школы не отличается от нуля. То есть статистически незначима.

По данным таблицы 2.9 можно определить, что основные расхождения приходятся на такие шкалы, как:

- Денежный заработок.

- Удовлетворённость от самой работы.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования: Для разных возрастных категорий данной выборки не существует отличий в определении значимых психологических факторов привлекательности труда– подтверждена.

Заключение

В результате изучения привлекательности труда для учащихся наиболее значимыми шкалами выступили:

- Потребность в личном материальном и социальном обеспечении.

- Потребность в благоприятных условиях труда.

- Утилитарная потребность.

Для персонала школы:

- Потребность в благоприятных условиях труда.

- Потребность в хорошей организации труда.

- Потребность в признании, в личном авторитете.

Таким образом «Потребность в благоприятных условиях труда» характерна как для представителей первой, так и для второй выборки.

Факторами привлекательности профессии (методика В.Я. Ядова (модификация Н.В. Кузьминой, А.А. Реана).

для учащихся выступили:

- Большая зарплата.

- Соответствие работы способностям.

- Соответствие работы характеру.

- Небольшой рабочий день.

Для работников школы привлекательными выступили следующие факторы:


- Соответствие работы способностям.

- Работа с людьми.

- Соответствие работы характеру.

На основе вышеприведённых данных можно утверждать, что в двух возрастных группах наиболее значимыми факторами привлекательности профессии выступают такие как:

- Соответствие работы способностям.

- Соответствие работы характеру.

Преобладающими мотивами профессиональной деятельности (методика В.Я. Ядова в модификации Н.В. Кузьминой, А.А. Реана). у учащихся выступают:

- Денежный заработок.

- Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других.

- Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности.

Стремление к продвижению по службе у учащихся наименее значимо.

Среди работников школы:

- Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности.

- Удовлетворение от самого процесса и результата работы.

- Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей.

Так же как и у учащихся наименее значимый мотив персонала учебного заведения – стремление к продвижению по службе.

Так как результаты получены в количественной шкале для проведения расчётов проведено ранжирование, затем определялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

По всем трём шкалам определена незначимая корреляция. Следовательно, больших отличий между рангами психологических факторов привлекательности труда у учащихся и персоналии школы не наблюдается.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования: Для разных возрастных категорий данной выборки не существует отличий в определении значимых психологических факторов привлекательности труда – полностью подтверждена.

Список использованных источников

  1. Абрамова Г Возрастная психология /Г. Абрамова.- Юрайт.- 2011 г.- 816 с.
  2. Ветлужских Е.И., Ларина А.Т. Как разработать эффективную систему оплаты труда. Примеры из практики российских компаний, 2016.— 224 с.
  3. Ветлужских, Е Мотивация и оплата труда /Е. Ветлужских.- Альпина.-2011 г.-152 с.
  4. Головин В. А., Османова Ф. К. Эффективные методы мотивации и стимулирования персонала // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 491–495

Иванова С. В. Мотивация на 100%. А где же у него кнопка? - М.: Альпина Паблишер, 2017. – 356 с.

Климычев В. И. Проблемы мотивации и удовлетворенности трудом у работников АПК  /В. И. Климычев, А. П. Смирнова.- М.: «Вильямс», 2011.- С.77 - 79


Литвинюк А.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Теория и практика. Учебник. – М.: Юрайт, 2016. – 325 с.

  1. Маслоу А.Х. Мотивация и личность; СПб: Евразия – Москва, 2017. – 144 с.
  2. Маклаков А Профессиональный психологический отбор персонала. Теория и практика /А. Маклаков. - Питер.- 2008 г. – 480 с.
  3. Михайлова Л.Л. Мотивация персонала в свете стратегических задач компании. Мотивация и оплата труда. — М.: Экзамeн, 2017. – 452 с.
  4. Нирмайнер Р.М. Мотивация / Р. Нирмайнер, М. Зайфферт – М.: Омега-Л, 2012. – с. 19
  5. Обухова, Л Возрастная психология / Л. Обухова.- Юрайт.- 2012 г. – 464 с
  6. Пак Т Психология развития и возрастная психология /Т. Пак.- 2010 г. 48 с.
  7. Пряжников Е.Ю.. Профориентация / Е.Ю. Пряжников, Н. С. Пряжников, – Академия, 2010. – 496 с.
  8. Ребров А.В. Влияние структуры мотивации работника на результативность труда. Новая парадигма в управлении мотивацией/А.В. Ребров, -Lambert Academic Publishing, 2012.- 156 с
  9. Резапкина, Г.В. Психология и выбор профессии. Программа профильной подготовки. Рабочая тетрадь учащегося / Г.В. Резапкина М.: Генезис, 2010. – 144 с.
  10. Самоукина Н. В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах / Н. В. Самоукина – М: Вершина, 2013. – с. 32
  11. Соломандина Т. О. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2016. – 289 с.
  12. Херцберг Ф. Мотивация к работе/ пер. с англ. Д. А. Куликов // Ф.Херцберг, Б. Моснер, Б. Блох Снидерман; Общ. ред. Е. А. Борисова. -М.: Вершина, 2011.
  13. Что такое свободная личность? По материалам книги А. Маслоу «Теория человеческой мотивации»)http://www.vitart.ru/articles/A-Maslow.html
  14. Экономика труда : учебник, 2-е изд., перераб и доп. / под ред проф. Ю.И. Коркина, проф. И.Э. Шлендера.- М., Магистр, 2010 г – 686 с.
  15. Яковлева Т.Г. Эффективные системы оплаты труда. Как построить оплату труда, чтобы она стимулировала работников трудиться с максимальной отдачей. – М.: Альфа-Пресс, 2017. – 223 с.

Приложение А

Суждения

1. В работе всегда есть что-то новое, незнакомое и потому интересное.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

2. Хорошие, безвредные для человека санитарно-гигиенические условия труда.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

3. В коллективе теплые и дружеские взаимоотношения между людьми.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

4. У меня много товарищей по работе, которые меня ценят и уважают.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

5. Есть возможность повышать свою квалификацию, профессиональную грамотность.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

6. Высокая среднемесячная зарплата.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

7. В коллективе существуют отношения непримиримости к разгильдяйству, нечестности, бесхозяйственности.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

8. В коллективе большинство высококвалифицированных, грамотных работников.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

9. У большинства членов коллектива ответственное отношение к своим обязанностям.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

10. Всегда своевременные ремонт техники и оборудования, поставка сырья и материалов.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

11. В коллективе постоянно растет производительность труда.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

12. Работа простая, не требует специальной подготовки.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

13. О моей работе не стыдно рассказать друзьям и знакомым.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

14. В процессе работы всегда есть возможность переговорить с товарищами по работе.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

15. Работа требует специальных знаний и умений.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

16. Работа безопасная, не содержит травмоопасных ситуаций.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

17. Большинство в коллективе - это приятные и симпатичные люди, с которыми можно не только хорошо поработать, но и отлично отдохнуть.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

18. Я пользуюсь авторитетом и доверием среди работников нашего коллектива.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

19. Есть возможность поработать на различных операциях, станках, освоить смежные профессии.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

20. Большие премии.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

21. В коллективе сложились отношения взаимопомощи и сотрудничества.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

22. Большинство членов коллектива имеют среднее, в том числе среднетехническое, незаконченное высшее образование.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

23. В коллективе отсутствуют какие бы то ни было нарушения трудовой дисциплины, правил техники безопасности, опоздания и т. п.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

24. В коллективе полностью отсутствует работа в сверхурочное время и выходные дни.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

25. В коллективе постоянно снижается себе стоимость продукции.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

26. Работа легкая, не вызывает физического переутомления.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

27. Моя работа имеет большое значение для деятельности всего коллектива.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

28. Руководитель часто обсуждает со мной различные производственные вопросы.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

29. Работа разнообразная. Требует смекалки, заставляет думать.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

30. Хорошее, удобное оборудование и техника.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

31. В коллективе отсутствуют какие бы то ни было конфликты между работниками.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

32. Администрация предприятия ценит меня как работника.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

33. Есть возможность и созданы все условия для учебы.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

34. Высокая оплата сверхурочных часов и работы в выходные дни.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

35. В коллективе отношения между людьми строятся на основе высокой требовательности и принципиальности.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

36. Большинство работников обучались или обучаются в системе политпросвещения.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

37. Большинство членов коллектива характеризуются творческим отношением к труду.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

38. Работа ритмичная, без штурмовщины.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

39. В коллективе совсем нет брака в работе.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

40. Условия работы позволяют выбрать для себя удобный темп работы.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

41. Продукция, которую я выпускаю, очень важна.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

42. Руководитель всегда интересуется моими личными делами.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

43. Работа требует высокой квалификации.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

44. Хорошо оформлены места общего пользования: столовые, душевые, раздевалки и пр.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

45. В коллективе сложилась атмосфера доверия и доброжелательности людей друг к другу.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

46. Мой руководитель меня уважает.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

47. Есть возможность постоянно повышать свою экономическую, правовую грамотность.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

48. Хорошее обеспечение членов коллектива: путевками, жильем, детским садом, пионерским лагерем и пр.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

49. Высокая организованность и сплоченность всего коллектива.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

50. Большинство в коллективе активно участвуют в общественной жизни цеха, предприятия.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

51. В коллективе каждый считает своим долгом бороться за повышение качества продукции.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

52. Удобная сменность.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

53. В коллективе всегда строго выполняются все плановые показатели.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

54. Работа не накладывает на человека большой ответственности.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

55. Наш коллектив играет важную роль в жизни всего предприятия.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

56. Члены коллектива часто проводят вместе свободное от работы время.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0


Ответный лист

Номер

Балл

Номер

Балл

Номер

Балл

Номер

Балл

1

15

29

43

2

16

30

44

3

17

31

45

4

18

32

46

5

19

33

47

6

20

34

48

7

21

35

49

8

22

.36

50

9

23

37

51

10

24

38

52

11

25

39

53

12

26

40

54.

13

27

4

55

14

28

42

56

Приложение Б

Протокол исследования № 1 привлекательности труда учащихся 11 «А» класса

№ п/п

Код

Пол

Год рождения

№ шкалы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

Б.П.А.

м

2002

21

26

18

28

22

38

17

14

18

22

31

28

24

28

2

Б.А.А.

ж

2002

22

27

21

22

21

36

23

17

17

24

32

23

22

26

3

Б.В.П.

м

2002

22

25

16

21

25

37

21

18

21

25

23

29

21

26

4

Б.Е.В.

м

2002

18

32

15

26

32

34

20

21

20

23

24

26

23

24

5

В.В.В.

ж

2003

16

29

21

32

38

32

19

20

23

22

22

22

24

25

6

Д.Н.С.

ж

2003

14

27

22

31

21

35

22

19

21

21

21

24

26

26

7

З.И.В.

м

2003

13

26

26

24

22

36

21

18

20

23

19

25

23

23

8

З.М.В.

м

2002

21

25

28

25

18

32

23

17

19

24

21

28

24

24

9

З.А.В.

м

2002

35

28

25

21

16

30

18

20

21

31

23

32

22

22

10

К.Д.В.

ж

2003

32

32

24

22

24

34

18

21

20

32

24

21

21

26

11

Л.А.Н.

м

2003

22

34

31

26

24

35

23

22

18

23

22

22

20

24

12

Л.А.А.

ж

2002

15

33

30

28

25

32

24

21

21

24

24

25

19

31

13

М.Н.М.

м

2003

17

31

25

32

30

31

15

22

23

22

21

28

22

23

14

М.С.А.

ж

2003

19

25

24

31

31

30

14

19

24

21

22

29

23

32

15

Р.В.М.

ж

2003

21

34

22

32

23

34

21

21

22

19

21

22

21

34

16

Р.П.С.

м

2003

12

35

23

21

26

36

20

22

24

21

22

24

20

27

17

С.Э.А.

ж

2002

13

28

26

24

22

37

22

18

21

23

19

25

23

28

18

С.А.С.

м

2002

12

27

25

22

23

32

14

12

20

24

21

28

21

29

19

С.Д.С.

ж

2002

23

26

23

21

21

29

13

15

18

22

22

29

22

34

20

С.В.В.

ж

2002

25

25

24

19

18

28

21

16

19

24

18

33

21

31

21

С.С.А.

м

2002

24

23

27

18

17

32

20

13

17

21

12

36

23

23

22

Т.Е.В.

ж

2003

26

31

29

23

18

31

21

14

16

20

19

35

24

33

23

Т.А.И.

м

2003

22

33

22

26

21

32

20

22

20

18

18

34

26

32

24

Ч.В.Б.

ж

2003

21

38

21

25

22

34

21

21

21

19

18

38

26

28

25

Ш.В.И.

м

2002

19

36

26

25

29

38

20

26

23

17

22

32

28

29

Среднее арифметическое по каждой шкале

20,2

29,4

23,8

25

23,6

33,4

19,6

18,8

20,3

22,6

21,6

27,9

22,8

27,5

Ранг

12

2

6

5

7

1

13

14

11

9

10

3

8

4