Файл: Информационные и мотивационные структуры в особенностях индивидуального поведения и учет их в практике работы с персоналом (Изучение особенностей формирования мотивационной сферы личности).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Теоретическое изучение особенностей формирования мотивационной сферы личности
1.2 Учет информационных и мотивационных структур в практике работы с персоналом
2.1 План экспериментального исследования
2.2 Проведение исследования, интерпретация и наглядное предоставление результатов
Определяем эмпирическое значениеrs по формуле:
где d – разности между рангами по каждой из переменных, в данном случае по каждой из шкал потребностей;
N – количество переменных, образующих иерархию, в данном случае количество шкал (11).
По табличным значениям определяем критические значения rs при N = 11:
rsэмп<rsкр (р≤0,05).
Для наглядного предоставления полученных результатов строим ось значимости (Рисунок 8).
Зона незначимости
Зона значимости
0,61
-0,155
0,76
rsэмп
р≤0,01
р≤0,05
?
!
…
Рисунок 8 Ось значимости факторов привлекательности профессии в иерархиях учащихся и персонала
Таким образом, Н1 отвергается. Принимается Н0: Корреляция между факторами привлекательности профессии учащихся и персонала школыне достигает уровня статистической значимости, т.е. значимо не отличается от нуля.
По данным таблицы 2.8 можно определить, что основные расхождения приходятся на шкалы 5, 2, 6.
- Формулируем гипотезы для определения корреляции профессиональной деятельности.
Н0: Корреляция между мотивами профессиональной деятельности учащихся и персонала школы не отличается от нуля.
Н1: Корреляция между мотивами профессиональной деятельности учащихся и персонала школы достоверно отличается от нуля.
Для расчётов строим таблицу рангов мотивов профессиональной деятельности в иерархиях учащихся и персонала учебного заведения (Таблица 9).
Таблица 9
Ранги мотивов профессиональной деятельности в иерархиях учащихся и персонала
Мотивы |
Ранг шкал учащихся |
Ранг шкал сотрудников |
d |
d2 |
1. Денежный заработок |
7 |
2 |
5 |
25 |
2. Стремление к продвижению по службе |
1 |
1 |
0 |
0 |
3. Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег |
2 |
3 |
-1 |
1 |
4. Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей |
4 |
5 |
-1 |
1 |
5. Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других |
6 |
4 |
2 |
4 |
6. Удовлетворение от самого процесса и результата работы |
3 |
6 |
-3 |
9 |
7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности |
5 |
7 |
-2 |
4 |
Суммы |
28 |
28 |
0 |
44 |
Определяем эмпирическое значениеrs по формуле:
где d – разности между рангами по каждой из переменных, в данном случае по каждой из шкал потребностей;
N – количество переменных, образующих иерархию, в данном случае количество шкал (7).
По табличным значениям определяем критические значения rs при N = 7:
rsэмп<rsкр (р≤0,05).
На оси значимости отобразим данные проведённых расчётов (Рисунок 9).
Зона незначимости
Зона значимости
0,78
0,516
0,94
rsэмп
р≤0,01
р≤0,05
?
!
…
Рисунок 9 - Ось значимости мотивов профессиональной деятельности в иерархиях учащихся и персонала
Таким образом, Н1 отвергается. Принимается Н0: Корреляция между мотивами профессиональной деятельности учащихся и персонала школы не отличается от нуля. То есть статистически незначима.
По данным таблицы 2.9 можно определить, что основные расхождения приходятся на такие шкалы, как:
- Денежный заработок.
- Удовлетворённость от самой работы.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования: Для разных возрастных категорий данной выборки не существует отличий в определении значимых психологических факторов привлекательности труда– подтверждена.
Заключение
В результате изучения привлекательности труда для учащихся наиболее значимыми шкалами выступили:
- Потребность в личном материальном и социальном обеспечении.
- Потребность в благоприятных условиях труда.
- Утилитарная потребность.
Для персонала школы:
- Потребность в благоприятных условиях труда.
- Потребность в хорошей организации труда.
- Потребность в признании, в личном авторитете.
Таким образом «Потребность в благоприятных условиях труда» характерна как для представителей первой, так и для второй выборки.
Факторами привлекательности профессии (методика В.Я. Ядова (модификация Н.В. Кузьминой, А.А. Реана).
для учащихся выступили:
- Большая зарплата.
- Соответствие работы способностям.
- Соответствие работы характеру.
- Небольшой рабочий день.
Для работников школы привлекательными выступили следующие факторы:
- Соответствие работы способностям.
- Работа с людьми.
- Соответствие работы характеру.
На основе вышеприведённых данных можно утверждать, что в двух возрастных группах наиболее значимыми факторами привлекательности профессии выступают такие как:
- Соответствие работы способностям.
- Соответствие работы характеру.
Преобладающими мотивами профессиональной деятельности (методика В.Я. Ядова в модификации Н.В. Кузьминой, А.А. Реана). у учащихся выступают:
- Денежный заработок.
- Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других.
- Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности.
Стремление к продвижению по службе у учащихся наименее значимо.
Среди работников школы:
- Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности.
- Удовлетворение от самого процесса и результата работы.
- Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей.
Так же как и у учащихся наименее значимый мотив персонала учебного заведения – стремление к продвижению по службе.
Так как результаты получены в количественной шкале для проведения расчётов проведено ранжирование, затем определялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
По всем трём шкалам определена незначимая корреляция. Следовательно, больших отличий между рангами психологических факторов привлекательности труда у учащихся и персоналии школы не наблюдается.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования: Для разных возрастных категорий данной выборки не существует отличий в определении значимых психологических факторов привлекательности труда – полностью подтверждена.
Список использованных источников
- Абрамова Г Возрастная психология /Г. Абрамова.- Юрайт.- 2011 г.- 816 с.
- Ветлужских Е.И., Ларина А.Т. Как разработать эффективную систему оплаты труда. Примеры из практики российских компаний, 2016.— 224 с.
- Ветлужских, Е Мотивация и оплата труда /Е. Ветлужских.- Альпина.-2011 г.-152 с.
- Головин В. А., Османова Ф. К. Эффективные методы мотивации и стимулирования персонала // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 491–495
Иванова С. В. Мотивация на 100%. А где же у него кнопка? - М.: Альпина Паблишер, 2017. – 356 с.
Климычев В. И. Проблемы мотивации и удовлетворенности трудом у работников АПК /В. И. Климычев, А. П. Смирнова.- М.: «Вильямс», 2011.- С.77 - 79
Литвинюк А.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Теория и практика. Учебник. – М.: Юрайт, 2016. – 325 с.
- Маслоу А.Х. Мотивация и личность; СПб: Евразия – Москва, 2017. – 144 с.
- Маклаков А Профессиональный психологический отбор персонала. Теория и практика /А. Маклаков. - Питер.- 2008 г. – 480 с.
- Михайлова Л.Л. Мотивация персонала в свете стратегических задач компании. Мотивация и оплата труда. — М.: Экзамeн, 2017. – 452 с.
- Нирмайнер Р.М. Мотивация / Р. Нирмайнер, М. Зайфферт – М.: Омега-Л, 2012. – с. 19
- Обухова, Л Возрастная психология / Л. Обухова.- Юрайт.- 2012 г. – 464 с
- Пак Т Психология развития и возрастная психология /Т. Пак.- 2010 г. 48 с.
- Пряжников Е.Ю.. Профориентация / Е.Ю. Пряжников, Н. С. Пряжников, – Академия, 2010. – 496 с.
- Ребров А.В. Влияние структуры мотивации работника на результативность труда. Новая парадигма в управлении мотивацией/А.В. Ребров, -Lambert Academic Publishing, 2012.- 156 с
- Резапкина, Г.В. Психология и выбор профессии. Программа профильной подготовки. Рабочая тетрадь учащегося / Г.В. Резапкина М.: Генезис, 2010. – 144 с.
- Самоукина Н. В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах / Н. В. Самоукина – М: Вершина, 2013. – с. 32
- Соломандина Т. О. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2016. – 289 с.
- Херцберг Ф. Мотивация к работе/ пер. с англ. Д. А. Куликов // Ф.Херцберг, Б. Моснер, Б. Блох Снидерман; Общ. ред. Е. А. Борисова. -М.: Вершина, 2011.
- Что такое свободная личность? По материалам книги А. Маслоу «Теория человеческой мотивации»)http://www.vitart.ru/articles/A-Maslow.html
- Экономика труда : учебник, 2-е изд., перераб и доп. / под ред проф. Ю.И. Коркина, проф. И.Э. Шлендера.- М., Магистр, 2010 г – 686 с.
- Яковлева Т.Г. Эффективные системы оплаты труда. Как построить оплату труда, чтобы она стимулировала работников трудиться с максимальной отдачей. – М.: Альфа-Пресс, 2017. – 223 с.
Приложение А
Суждения
1. В работе всегда есть что-то новое, незнакомое и потому интересное. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
2. Хорошие, безвредные для человека санитарно-гигиенические условия труда. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
3. В коллективе теплые и дружеские взаимоотношения между людьми. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
4. У меня много товарищей по работе, которые меня ценят и уважают. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
5. Есть возможность повышать свою квалификацию, профессиональную грамотность. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
6. Высокая среднемесячная зарплата. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
7. В коллективе существуют отношения непримиримости к разгильдяйству, нечестности, бесхозяйственности. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
8. В коллективе большинство высококвалифицированных, грамотных работников. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
9. У большинства членов коллектива ответственное отношение к своим обязанностям. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
10. Всегда своевременные ремонт техники и оборудования, поставка сырья и материалов. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
11. В коллективе постоянно растет производительность труда. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
12. Работа простая, не требует специальной подготовки. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
13. О моей работе не стыдно рассказать друзьям и знакомым. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
14. В процессе работы всегда есть возможность переговорить с товарищами по работе. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
15. Работа требует специальных знаний и умений. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
16. Работа безопасная, не содержит травмоопасных ситуаций. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
17. Большинство в коллективе - это приятные и симпатичные люди, с которыми можно не только хорошо поработать, но и отлично отдохнуть. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
18. Я пользуюсь авторитетом и доверием среди работников нашего коллектива. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
19. Есть возможность поработать на различных операциях, станках, освоить смежные профессии. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
20. Большие премии. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
21. В коллективе сложились отношения взаимопомощи и сотрудничества. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
22. Большинство членов коллектива имеют среднее, в том числе среднетехническое, незаконченное высшее образование. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
23. В коллективе отсутствуют какие бы то ни было нарушения трудовой дисциплины, правил техники безопасности, опоздания и т. п. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
24. В коллективе полностью отсутствует работа в сверхурочное время и выходные дни. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
25. В коллективе постоянно снижается себе стоимость продукции. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
26. Работа легкая, не вызывает физического переутомления. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
27. Моя работа имеет большое значение для деятельности всего коллектива. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
28. Руководитель часто обсуждает со мной различные производственные вопросы. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
29. Работа разнообразная. Требует смекалки, заставляет думать. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
30. Хорошее, удобное оборудование и техника. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
31. В коллективе отсутствуют какие бы то ни было конфликты между работниками. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
32. Администрация предприятия ценит меня как работника. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
33. Есть возможность и созданы все условия для учебы. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
34. Высокая оплата сверхурочных часов и работы в выходные дни. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
35. В коллективе отношения между людьми строятся на основе высокой требовательности и принципиальности. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
36. Большинство работников обучались или обучаются в системе политпросвещения. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
37. Большинство членов коллектива характеризуются творческим отношением к труду. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
38. Работа ритмичная, без штурмовщины. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
39. В коллективе совсем нет брака в работе. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
40. Условия работы позволяют выбрать для себя удобный темп работы. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
41. Продукция, которую я выпускаю, очень важна. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
42. Руководитель всегда интересуется моими личными делами. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
43. Работа требует высокой квалификации. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
44. Хорошо оформлены места общего пользования: столовые, душевые, раздевалки и пр. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
45. В коллективе сложилась атмосфера доверия и доброжелательности людей друг к другу. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
46. Мой руководитель меня уважает. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
47. Есть возможность постоянно повышать свою экономическую, правовую грамотность. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
48. Хорошее обеспечение членов коллектива: путевками, жильем, детским садом, пионерским лагерем и пр. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
49. Высокая организованность и сплоченность всего коллектива. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
50. Большинство в коллективе активно участвуют в общественной жизни цеха, предприятия. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
51. В коллективе каждый считает своим долгом бороться за повышение качества продукции. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
52. Удобная сменность. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
53. В коллективе всегда строго выполняются все плановые показатели. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
54. Работа не накладывает на человека большой ответственности. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
55. Наш коллектив играет важную роль в жизни всего предприятия. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
56. Члены коллектива часто проводят вместе свободное от работы время. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
Ответный лист
Номер |
Балл |
Номер |
Балл |
Номер |
Балл |
Номер |
Балл |
1 |
15 |
29 |
43 |
||||
2 |
16 |
30 |
44 |
||||
3 |
17 |
31 |
45 |
||||
4 |
18 |
32 |
46 |
||||
5 |
19 |
33 |
47 |
||||
6 |
20 |
34 |
48 |
||||
7 |
21 |
35 |
49 |
||||
8 |
22 |
.36 |
50 |
||||
9 |
23 |
37 |
51 |
||||
10 |
24 |
38 |
52 |
||||
11 |
25 |
39 |
53 |
||||
12 |
26 |
40 |
54. |
||||
13 |
27 |
4 |
55 |
||||
14 |
28 |
42 |
56 |
Приложение Б
Протокол исследования № 1 привлекательности труда учащихся 11 «А» класса
№ п/п |
Код |
Пол |
Год рождения |
№ шкалы |
|||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
||||
1 |
Б.П.А. |
м |
2002 |
21 |
26 |
18 |
28 |
22 |
38 |
17 |
14 |
18 |
22 |
31 |
28 |
24 |
28 |
2 |
Б.А.А. |
ж |
2002 |
22 |
27 |
21 |
22 |
21 |
36 |
23 |
17 |
17 |
24 |
32 |
23 |
22 |
26 |
3 |
Б.В.П. |
м |
2002 |
22 |
25 |
16 |
21 |
25 |
37 |
21 |
18 |
21 |
25 |
23 |
29 |
21 |
26 |
4 |
Б.Е.В. |
м |
2002 |
18 |
32 |
15 |
26 |
32 |
34 |
20 |
21 |
20 |
23 |
24 |
26 |
23 |
24 |
5 |
В.В.В. |
ж |
2003 |
16 |
29 |
21 |
32 |
38 |
32 |
19 |
20 |
23 |
22 |
22 |
22 |
24 |
25 |
6 |
Д.Н.С. |
ж |
2003 |
14 |
27 |
22 |
31 |
21 |
35 |
22 |
19 |
21 |
21 |
21 |
24 |
26 |
26 |
7 |
З.И.В. |
м |
2003 |
13 |
26 |
26 |
24 |
22 |
36 |
21 |
18 |
20 |
23 |
19 |
25 |
23 |
23 |
8 |
З.М.В. |
м |
2002 |
21 |
25 |
28 |
25 |
18 |
32 |
23 |
17 |
19 |
24 |
21 |
28 |
24 |
24 |
9 |
З.А.В. |
м |
2002 |
35 |
28 |
25 |
21 |
16 |
30 |
18 |
20 |
21 |
31 |
23 |
32 |
22 |
22 |
10 |
К.Д.В. |
ж |
2003 |
32 |
32 |
24 |
22 |
24 |
34 |
18 |
21 |
20 |
32 |
24 |
21 |
21 |
26 |
11 |
Л.А.Н. |
м |
2003 |
22 |
34 |
31 |
26 |
24 |
35 |
23 |
22 |
18 |
23 |
22 |
22 |
20 |
24 |
12 |
Л.А.А. |
ж |
2002 |
15 |
33 |
30 |
28 |
25 |
32 |
24 |
21 |
21 |
24 |
24 |
25 |
19 |
31 |
13 |
М.Н.М. |
м |
2003 |
17 |
31 |
25 |
32 |
30 |
31 |
15 |
22 |
23 |
22 |
21 |
28 |
22 |
23 |
14 |
М.С.А. |
ж |
2003 |
19 |
25 |
24 |
31 |
31 |
30 |
14 |
19 |
24 |
21 |
22 |
29 |
23 |
32 |
15 |
Р.В.М. |
ж |
2003 |
21 |
34 |
22 |
32 |
23 |
34 |
21 |
21 |
22 |
19 |
21 |
22 |
21 |
34 |
16 |
Р.П.С. |
м |
2003 |
12 |
35 |
23 |
21 |
26 |
36 |
20 |
22 |
24 |
21 |
22 |
24 |
20 |
27 |
17 |
С.Э.А. |
ж |
2002 |
13 |
28 |
26 |
24 |
22 |
37 |
22 |
18 |
21 |
23 |
19 |
25 |
23 |
28 |
18 |
С.А.С. |
м |
2002 |
12 |
27 |
25 |
22 |
23 |
32 |
14 |
12 |
20 |
24 |
21 |
28 |
21 |
29 |
19 |
С.Д.С. |
ж |
2002 |
23 |
26 |
23 |
21 |
21 |
29 |
13 |
15 |
18 |
22 |
22 |
29 |
22 |
34 |
20 |
С.В.В. |
ж |
2002 |
25 |
25 |
24 |
19 |
18 |
28 |
21 |
16 |
19 |
24 |
18 |
33 |
21 |
31 |
21 |
С.С.А. |
м |
2002 |
24 |
23 |
27 |
18 |
17 |
32 |
20 |
13 |
17 |
21 |
12 |
36 |
23 |
23 |
22 |
Т.Е.В. |
ж |
2003 |
26 |
31 |
29 |
23 |
18 |
31 |
21 |
14 |
16 |
20 |
19 |
35 |
24 |
33 |
23 |
Т.А.И. |
м |
2003 |
22 |
33 |
22 |
26 |
21 |
32 |
20 |
22 |
20 |
18 |
18 |
34 |
26 |
32 |
24 |
Ч.В.Б. |
ж |
2003 |
21 |
38 |
21 |
25 |
22 |
34 |
21 |
21 |
21 |
19 |
18 |
38 |
26 |
28 |
25 |
Ш.В.И. |
м |
2002 |
19 |
36 |
26 |
25 |
29 |
38 |
20 |
26 |
23 |
17 |
22 |
32 |
28 |
29 |
Среднее арифметическое по каждой шкале |
20,2 |
29,4 |
23,8 |
25 |
23,6 |
33,4 |
19,6 |
18,8 |
20,3 |
22,6 |
21,6 |
27,9 |
22,8 |
27,5 |
|||
Ранг |
12 |
2 |
6 |
5 |
7 |
1 |
13 |
14 |
11 |
9 |
10 |
3 |
8 |
4 |