Файл: Информационные и мотивационные структуры в особенностях индивидуального поведения и учет их в практике работы с персоналом (Изучение особенностей формирования мотивационной сферы личности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обработка результатов.

  1. Найти средние арифметические значения по каждой шкале.
  2. Определить степень субъективной привлекательности работы для человека.

Результаты изучения привлекательности трудаотображены в протоколах исследования №1 и №2 (Приложения Б).

Сводные результаты отображены в таблице 1.

Таблица 1

Средние результаты изучения привлекательности труда учащихся и сотрудников школы

Шкалы потребностей

Средний балл учащихся

Средний балл сотрудников

  1. Потребность в творческой и интересной работе

20,2

31,5

  1. Потребность в благоприятных условиях труда

29,4

33,1

  1. Потребность в теплых и доверительных отношениях в коллективе

23,8

27,1

  1. Потребность в признании, в личном авторитете

25

32,5

  1. Потребность в собственном развитии

23,6

30,2

  1. Потребность в личном материальном и социальном обеспечении

33,4

30,8

  1. Потребность в принципиальных и требовательных взаимоотношениях в коллективе

19,6

28,6

  1. Потребность в индивидуальном развитии всех членов коллектива

18,8

18,6

  1. Потребность в активной жизненной позиции всех членов коллектива

20,3

13,8

  1. Потребность в хорошей организации труда

22,6

32,7

  1. Потребность в производственных успехах всего коллектива

21,6

18

  1. Утилитарная потребность

27,9

23,1

  1. Потребность в общественном признании личного вклада и важности работы коллектива в целом

22,8

24,8

  1. Потребность в общении, как по «вертикали», так и по «горизонтали»

27,5

24,6

Наглядно сравнительные результаты средних показателей по каждой шкале приведены на рисунке 4.

Рисунок 4 Полигон распределений изучения привлекательности труда учащихся и персонала школы


Анализируя данные таблицы 1 и рисунка 3 можно констатировать, что для учащихся наиболее значимыми шкалами в привлекательности труда выступают:

- Потребность в личном материальном и социальном обеспечении.

- Потребность в благоприятных условиях труда.

- Утилитарная потребность.

У персонала школы такими потребностями выступают:

- Потребность в благоприятных условиях труда.

- Потребность в хорошей организации труда.

- Потребность в признании, в личном авторитете.

Наименее привлекательные шкалы для подростков - это:

- Потребность в индивидуальном развитии всех членов коллектива.

- Потребность в принципиальных и требовательных взаимоотношениях в коллективе.

- Потребность в творческой и интересной работе.

Сотрудники учебного заведения непривлекательными в работе считают:

- Потребность в активной жизненной позиции всех членов коллектива.

- Потребность в производственных успехах всего коллектива.

- Потребность в индивидуальном развитии всех членов коллектива.

Таким образом «Потребность в благоприятных условиях труда» характерна как для представителей первой, так и для второй выборки.

2. Изучение факторов привлекательности профессии осуществлялось методикойизучения факторов привлекательности профессии, которая впервые была предложена В.А. Ядовым. Использовался модифицированный вариант методики (модификация Н.В. Кузьминой, А.А. Реана).

Инструкция. Обведите кружком те пункты в колонках А и Б текста опросника (Приложение Б), которые отражают то, что привлекало бы и что не привлекало бы Вас в трудовой деятельности по выбранной Вами профессии. В колонке А представлено то, что привлекает, а в колонке Б - что не привлекает. Отмечать следует действительно значимые для Вас пункты - то есть правила Вас не принуждают делать выбор во всех без исключения пунктах.

Обработка и интерпретация результатов

По каждому из 11 факторов подсчитывается коэффициент значимости (КЗ):

где N — объём выборки (количество обследуемых),п+ - количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке А,n- -количество обследуемых,которые отметили данный фактор в колонке Б.

Коэффициентзначимости может изменяться в пределах от - 1 до +1. Результаты диагностики по группе заносятся в таблицу 1 Приложения В.

Результаты исследования отображены в протоколе исследования Приложения Г.


Обобщённые результаты отображены в таблице 2.

Таблица 2

Средние результаты изучения факторов привлекательности профессии

Показатель

Средний балл учащихся

Средний балл сотрудников

1.

0,32

0,52

2.

0,36

0,68

3.

0,44

0,52

4.

0,72

- 0,64

5.

1

- 1

6.

0,36

0,52

7.

0,76

0,76

8.

0,76

0,56

9.

0,76

- 0,84

10.

- 0,36

- 0,64

11.

0,72

- 0,6

Сравнительные результаты факторов привлекательности профессии по оценке учащихся и работников школы наглядно отображены на рисунке 5.

Рисунок 5 Полигон распределений факторов привлекательности профессии учащихся и персонала школы

Наиболее значимыми факторами привлекательности профессии для учащихся выступают:

- Большая зарплата.

- Соответствие работы способностям.

- Соответствие работы характеру.

- Небольшой рабочий день.

Для работников школы привлекательными выступают следующие факторы:

- Соответствие работыспособностям.

- Работа с людьми.

- Соответствие работы характеру.

На основе вышеприведённых данных можно утверждать, что в двух возрастных группах наиболее значимыми факторами привлекательности профессии выступают такие как:

- Соответствие работы способностям.

- Соответствие работы характеру.

3. Изучение мотивации профессиональной деятельности осуществлялась методикой К. Замфир в модификации А.А. Реана.

Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности. В основу положена концепция о внутренней и внешней мотивации. О внутренней мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей, внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы, несомненно, более эффективны и более желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы.


Инструкция. Прочитайте нижеперечисленные мотивы профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для Вас по пятибалльной шкале.

Обработка результатов

После заполнения листа ответов (Приложение В) подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной мотивации (ВОМ) в соответствии со следующими ключами:

Показатели выраженности каждого типа мотивации будет число, заключённое в пределах от 1 до 5 (в том числе возможно и дробное).

Интерпретация данных:

На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности - соотношение между собой трёх видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ.

К наилучшим, оптимальным, мотивационным комплексам следует относить следующие два тина сочетаний:

ВМ > ВПМ > ВОМ и ВМ = ВПМ > ВОМ.

Наихудшим мотивационным комплексом является тип

ВОМ > ВПМ > ВМ.

Любые другие сочетания являются промежуточными с точки зрения их эффективности.

При интерпретации следует учитывать не только мотивационное соотношение, но и показатели отдельных видов мотивации.

В данном исследовании нас интересуют только мотивы, поэтому мотивационные комплексы рассчитывать не будем.

Результаты исследования приведены в протоколах исследования Приложения Е.

Обобщённые средние результаты отображены в таблице 3.

Таблица 3

Средние результаты мотивации профессиональной деятельности

Мотивы

Средний балл учащихся

Средний балл сотрудников

1. Денежный заработок

4,8

3,8

2. Стремление к продвижению по службе

3,32

3,64

3. Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег

3,44

3,84

4. Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей

3,8

4,08

5. Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других

4,32

3,96

6. Удовлетворение от самого процесса и результата работы

3,48

4,6

7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности

4,24

4,64


Средние показатели изучения мотивации профессиональной деятельности наглядно отображены на рисунке 6.

Рисунок 6 - Полигон распределений мотивации профессиональной деятельности учащихся и персонала школы

Преобладающими мотивами профессиональной деятельности у учащихся выступают:

- Денежный заработок.

- Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других.

- Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности.

Стремление к продвижению по службе у учащихся наименее значимо.

Среди работников школы:

- Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности.

- Удовлетворение от самого процесса и результата работы.

- Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей.

Так же как и у учащихся наименее значимый мотив персонала учебного заведения – стремление к продвижению по службе.

На основании данных, полученных в результате изучения мотивации профессиональной деятельности для первой и второй возрастной группы характерен такой мотив, как «Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности».

Следовательно, существуют сходные психологические факторы, привлекательности труда для представителей различных возрастных категорий.

2.3 Статистический вывод. Проверка гипотез

Теория статистического вывода занимает центральное место в статистике. Основным способом, с помощью которого делаются статистические выводы, является проверка гипотез.

Существует два вида гипотез:

1) научные;

2) статистические.

Научная гипотеза – это предполагаемое решение некоторой проблемы. Она обычно формулируется в виде теоремы. Статистическая гипотеза – некоторое утверждение относительно неизвестного параметра или какой-либохарактеристики.

Общая схема проверки статистической гипотезы состоит из нескольких этапов:

1 этап – выдвигаются две статистические гипотезы:

1) основная нулевая Н0 и

2) альтернативная (конкурирующая) Н1.

На 2 этапе– задаемся уровнем значимости. Статистический вывод никогда не может быть сделан со стопроцентной уверенностью. Всегда допускается риск принятия неправильного решения. При проверке статистических гипотез мерой такого риска и выступает уровень значимости. Фактически уровень значимости представляет собой долю и процент ошибок, которые мы можем себе позволить при статистических выводах. Чаще всего используют следующие три значения уровня значимости: