Файл: Организация и развитие коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров и услуг(Теоретические аспекты управления коммерческой деятельности предприятия).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Коммерческая деятельность как объект исследования
1.2 Содержание управления коммерческой деятельностью
1.3 Оценка коммерческой деятельности
Глава 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «Техинвест»
2.1 Экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ организации коммерческой деятельности
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Коммерческая деятельность выступает в современных условиях одним из важнейших факторов функционирования и развития торгово-производственных организаций. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации товаров и услуг, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров продукции. Большую роль играют, также, изменения в организационных формах и характере деятельности организаций. Изменения условий деятельности, необходимость адекватного приспособления к ней системы управления, сказываются не только на совершенствовании его организации, но и на перераспределении функций управления по уровням ответственности, формам их взаимодействия.
Требования к современной коммерческой деятельности предприятия, возрастающая роль управления коммерческой деятельностью в экономике и определяют актуальность темы курсовой работы.
Цель работы – разработка путей повышения эффективности управления коммерческой деятельностью ООО «Техинвест».
Реализация цели исследования потребовала научной разработки и решения следующих задач:
– изучить теоретические аспекты управления коммерческой деятельностью предприятия;
– рассмотреть экономические параметры деятельности ООО «Техинвест»;
– проанализировать организацию коммерческой деятельности предприятия;
– оценить управление коммерческой деятельностью ООО «Техинвест».
Объект исследования: строительное предприятие ООО «Техинвест».
В качестве предмета исследования выступает механизм управления коммерческой деятельностью предприятия.
Теоретической основой работы послужили законодательные и нормативно-правовые акты, теоретическая литература отечественных и зарубежных авторов, периодические издания по финансовому и стратегическому менеджменту, экономике и анализу, статьи периодических изданий и Интернет-ресурсов по теме работы, материалы практических семинаров по исследуемой проблеме.
Информационная база работы – управленческая и финансовая отчетность ООО «Техинвест», статистические данные, материалы сети Интернет.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Коммерческая деятельность как объект исследования
Понятие коммерческой деятельности – объемное и сложное, которое включает в себя методы, содержащие высокую полезность торговой операции всех сторон при сохранении выгоды для конечного потребителя.
Сущность коммерческой деятельности торговых организаций по большому счету сводится к выполнению торгово-посреднических операций и мер по продвижению и сбыту товара и доведению его до конечного потребителя (если брать сферу розничной торговли) и до розничных продавцов (если брать сферу оптовой торговли). Если обратиться к толкованию понятий «коммерческая деятельность», «торговля», то можно обнаружить много общих черт. В самом широком смысле под коммерцией понимается «любая предпринимательская деятельность юридических, а также физических лиц по осуществлению операций купли-продажи товаров и оказанию услуг с целью удовлетворения спроса на товары и услуги и получения прибыли»[1].
Впервые понятие «коммерческая деятельность» было сформулировано Гарвардской школой управления коммерческой деятельностью в 1958 году. Классическое определение гласит: «коммерческая деятельность существует для удовлетворения с прибылью потребительских требований».
В.А. Федотов включает в состав коммерческой деятельности торговых предприятий как вопросы организации торгово-технологических операций, так и процесс управления ими со стороны специально созданных коммерческих служб такого предприятия[2].
О.С. Боброва рассматривает вопросы организации коммерческой работы и дает определение применительно к условиям административно-командной системы. Однако эти определения не отвечают современным требованиям и не отражают сущности коммерческой работы, ее целей и задач в условиях рыночной экономики[3].
Другие ученые определяют коммерческую деятельность в условиях рыночной экономики как совокупность элементов торговой деятельности, направленной на получение доходов. Так, О.В. Баскакова считает, что коммерческая деятельность – это «совокупность элементов торговой деятельности, направленной на получение доходов»[4].
В ряде источников говорят не о коммерческой деятельности, а о коммерческой работе. Многие исследователи считают эти термины синонимами, что не совсем правильно. Так, например, Н.В. Ермакова определяет коммерческую работу как «основанную на хозяйственном расчете деятельность торговых предприятий, связанную с отношением торгового обмена и организацией доведения товаров от производств до сферы потребления в целях удовлетворения платежеспособного спроса»[5]. В представленном выше определении прослеживается только социальная цель коммерческой работы и отсутствует экономическая, т. е. получение прибыли. Кроме того, данное определение считается не полным, поскольку коммерческой работой могут заниматься не только торговые предприятия, но и предприятия промышленности и сферы оказания услуг. Представляется определить коммерческую работу более узко, как совокупность действий работников коммерческих подразделений предприятий по реализации коммерческих целей предприятия.
Эффективно поставленная и организованная коммерческая деятельность многими исследователями рассматривается как фактор повышения конкурентоспособности торговой организации. Так, например, С.В. Каширин считает, что в силу динамики конкурентной среды многим предпринимательским структурам следует уделять больше внимания совершенствованию элементов коммерческой деятельности[6].
Между тем, при определении коммерческой деятельности представляется более правильным говорить о коммерческой работе как о деятельности, направленной на получение прибыли, так как доходы не отражают финансового состояния предприятия.
Коммерческую деятельность следует рассматривать не как непосредственный процесс продажи товаров, а как деятельность по организации и управлению продажами.
Обобщая трактовки понятия коммерческой деятельности можно сказать, что коммерческая деятельность – это вид предпринимательской деятельности торгового предприятия, включающей ряд мероприятий, связанных с организацией и управлением процессом купли-продажи товаров с целью удовлетворения потребностей потребителей и получения прибыли.
Коммерция в торговле – это, прежде всего, деятельность, а любая деятельность направлена на что-либо и осуществляется определенным лицом, подразделением, предприятием. Иначе говоря, для коммерческой деятельности характерно наличие объекта и субъекта. Объектом коммерческой деятельности предприятия являются товары и сопровождающие их услуги. Субъектами коммерческой деятельности предприятия могут быть юридические и физические лица, обладающие соответствующими правами осуществления коммерческой деятельности[7].
Главной целью осуществления коммерческой деятельности предприятием является получение прибыли. Однако достижение этой цели невозможно без своевременного выявления и удовлетворения потребностей покупателей. Это означает, что успех коммерческой деятельности торгового предприятия определяется достижением не только основной цели реализации его коммерческой работы, но и ее подцелью – удовлетворением покупательского спроса. Исходя из цели и подцели коммерческой деятельности предприятия определяются ее задачи, которые и обеспечивают достижение поставленных цели и подцели. Задачи коммерческой деятельности предприятия, как правило, предполагают организацию закупочной деятельности, деятельности по формированию ассортимента и непосредственную организацию продажи товаров[8].
Преследуя определенную цель и решая соответствующие ей задачи, коммерческая деятельность предприятия является целостной системой, состоящей из нескольких взаимосвязанных элементов. Эти элементы представляют собой отдельные комплексы коммерческих мероприятий в том или ином направлении: выбор партнеров и установление с ними коммерческих связей, закупочная деятельность, работа по формированию ассортимента, организация сбыта и его стимулирование. Каждый из этих комплексов выполняет свою функцию, выступая самостоятельным элементом системы. Однако объединяясь в систему, они обеспечивают выполнение общей функции – обеспечение прибыли. При этом для коммерческой деятельности предприятия как системы характерно наличие исходных для ее реализации составляющих в виде материальных, финансовых, информационных и других ресурсов, т.е. вход в систему, и сферы потребления, где осуществляется продажа товара, т.е. выход из системы[9].
Сущность и содержание коммерческой деятельности предприятия определяются ее направлениями, к которым можно отнести следующие: выбор поставщика и закупка товаров, их хранение, планирование ассортимента, организация сбыта. Данные направления коммерческой деятельности предприятия сопровождают процесс товародвижения, представляющий собой путь, который товар проходит от его производителя (продавца) до конечного потребителя.
Торгово-технологический процесс представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций и является завершающей стадией всего процесса товародвижения[10].
Товар – это сложное многоаспектное понятие, включающее совокупность многих свойств, главными среди которых являются потребительские свойства, то есть способность товара удовлетворять потребность того, кто им владеет[11].
Ассортимент продукции ˗ совокупность однородных товаров, или товары, предназначенные для реализации на схожих рынках.
Жизненный цикл товара (life cycle product) – это время существования товара на рынке; промежуток времени от замысла изделия до снятия его с производства и продажи.
Таким образом, основой коммерческой деятельности любого предприятия является товар. Товар может быть представлен в виде произведенного продукта или оказанной услуги. Управление коммерческой деятельностью является объективно необходимым элементом менеджмента любой организации и ставит целью максимизацию прибыли.
В современных условиях коммерческая деятельность играет значительную роль в функционировании предприятий, выступая основой их экономики. Она представляет собой систему, осуществляется субъектом в отношении определенного объекта, преследуя конкретную цель и решая соответствующие этой цели задачи в рамках направлений коммерческой деятельности, и заключается в организации торговли и ее управлении.
1.2 Содержание управления коммерческой деятельностью
Система организации коммерческой деятельности – это совокупность организационных форм, методов и правил, осуществление которых обеспечивает рациональное функционирование элементов системы и их взаимодействие в процессе производства и сбыта продукции, товаров, услуг[12].
Структура процесса выработки управления коммерческой деятельностью и понимание того, что в рамках политики работы предприятия с товаром могут предлагаться разные стратегические направления для тех или иных номенклатурных позиций ассортиментного перечня позволяет определить следующие этапы формирования и реализации коммерческой деятельности предприятия[13]:
1 этап – аналитическая работа, включающая оценку потребности в товаре предприятия, анализ конкурентного положения предприятия и экономический анализ работы предприятия, или, другими словами, оценку потенциала реализации коммерческой стратегии;