Файл: Государственная инновационная политика как основной механизм повышения уровня социально-экономического развития региона (Механизмы стимулирования инновационного развития экономики региона).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При этом в последние годы акцент правового регулирования инвестиционной деятельности сместился на региональный уровень.

Существующая система нормативно-правовых актов, определяет положение субъекта инвестиционной деятельности, устанавливает юридическую ответственность, определяет различное использование инвестиционной деятельности и контролирует отношения между участниками, в том числе и взаимоотношения с государством. Для субъекта инвестирования важно знать все основные положения законодательства для недопущения ошибок, которые могут впоследствии привести как к финансовым потерям, так и к привлечению к ответственности. По своей сути все правовые нормы имеют дозволяющий, запрещающий, обязывающий или стимулирующий характер. В рыночной экономике главная цель правовых регуляторов - стимулировать инвестиционный процесс для развития национальной экономики[19].

Многие субъекты РФ в качестве приоритетных стратегических задач инвестиционный политики определяют создание и развитие инвестиционной институциональной среды, позволяющей создать благоприятный инвестиционный климат, установить взаимодействие власти и бизнеса, сформировать имидж региона как инвестиционно привлекательной территории.

Наряду с инвестиционной средой концепция и стратегиями регионального развития абсолютного большинства российских регионов рассматривается понятие инновационной среды, которая в нормативно-законодательных актах понимается как совокупность научных, инновационных, контролирующих, регулирующих и инвестиционных организаций, участвующих в реализации инновационной модели развития отечественной экономики.

Одним из базовых условий формирования региональной инвестиционной политики выступает социально-экономическое положение территории, которое в зависимости от достигнутого уровня, либо создает условия благоприятствования, либо является барьером инновационной трансформации.

Ситуация, сложившаяся в инвестиционной и инновационной сферах, требует внедрения в практику эффективных механизмов стимулирования действующих и потенциальных инвесторов. Создание стимулов для перехода всех без исключения территориальных образований России к инновационному сценарию развития следует отнести важнейшим приоритетам национальной экономической политики.

Российские регионы, являясь носителями государственной власти, обладая достаточным объемом полномочий и высоким уровнем самостоятельности, формируют собственную экономическую политику в инвестиционно-инновационной сфере, имеющую как черты сходства, так и отличительные особенности с точки зрения межрегионального сравнения.


В частности, существует множество совпадающих механизмов и инструментов стимулирования инвесторов, закрепленных в региональном законодательстве.

Согласно статистическим данным, более половины российских регионов в качестве мер стимулирования предлагают инвесторам налоговые льготы, государственные гарантии при привлечении кредитов и инвестиционный налоговый кредит, одновременно около половины регионов предоставляют возможность субсидирования процентной ставки по кредиту.

Вместе с тем, как показывает мировой опыт опережающего и инновационного развития, государственное стимулирование инновационной деятельности как правило ориентировано в первую очередь на косвенные методы, что одновременно обеспечивает и развитие инновационных процессов, и создание благоприятных экономических условий, а также социально-политического климата для научно-технического развития.

Высокие риски, связанные с реализацией инновационных проектов обуславливают «фиаско» рынка в научно-технической сфере. При этом компенсационные меры государства по поддержке инновационной деятельности «сработают» лишь при наличии у самих компаний внутренней мотивации к инновациям.

Изучение региональных инновационных и инвестиционных программных документов позволяет установить наиболее распространенные механизмы регулирования, управления и стимулирования инновационной деятельности, которые включают в себя следующие комплексные мероприятия:

1. Развитие нормативной правовой базы в сфере стимулирования инновационной деятельности:

- формирование нормативно-правовой базы в сфере инновационной деятельности;

- формирование нормативно-правовой базы, необходимой для развития механизмов государственно-частного партнерства;

- разработка среднесрочной программы развития инновационных кластеров

высокотехнологичных отраслей экономики региона.

2. Финансовая поддержка инвестиционной деятельности:

- оптимизация порядка заключения соглашений о реализации инновационных проектов на территории региона в целях применения региональных налоговых льгот;

- оценка эффективности налоговых льгот, установленных региональным законодательством.

3. Административные механизмы инновационного развития[20]:

- создание на базе государственных учреждений специализированных агентств (организаций) с функциями по внедрению стратегии по привлечению инвесторов и разработкой перечня перспективных инновационных проектов;


- утверждение единых стандартов формирования перспективных инновационных проектов;

- осуществление учета и контроля результатов предоставления инвесторам режима наибольшего благоприятствования.

4. Организационно-экономические механизмы инновационного развития:

- формирование инновационного портфеля региона, предполагающего актуализацию на постоянной основе реестра приоритетных инвестиционных проектов;

- использование инструментов поддержки инновационной деятельности, предлагаемых федеральными институтами развития;

- оценка финансового состояния организаций-субъектов инновационной деятельности, инновационный и финансовый консалтинг;

- разработка механизмов стимулирования муниципальных образований за лучшие результаты в сфере привлечения инвестиций (пилотные территории - региональные точки роста);

- перенос наиболее успешных практик привлечения инвестиций на уровень местного самоуправления;

- разработка, утверждение и реализация межмуниципальных инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств областного бюджета.

5. Развитие кадрового потенциала:

- формирование перечня профессиональных стандартов для специалистов, занятых в области инноваций, организация разработки и утверждения этих стандартов;

- разработка и реализация новых образовательных программ в ВУЗах и ССУЗах в области инноваций;

- создание системы компетенций и мотивации сотрудников профильных органов государственной власти и специализированных организаций по привлечению инноваторов на территорию региона.

Институционализация инновационной деятельности предполагает построение между участниками инновационной системы устойчивых и упорядоченных отношений, которые позволяют инициировать, ресурсно обеспечивать, распространять и оценивать инновационные процессы. Развитие институциональной системы может выражаться как в эволюции старых институтов, так и в развитии новых и проходит следующие этапы:

1. Определение в соответствии с целевыми установками стратегии инновационного развития на основе неформализованного отбора новых правил, норм, традиций поведения субъектов экономических отношений.

2. Реализация хозяйствующими субъектами, включающимися в инновационно-предпринимательскую деятельность в соответствии с этими правилами возможности; частичное закрепление и частичная их корректировка в направлении собственных интересов. Тем самым осуществляется воздействие не только на реализацию установленных правовых норм, но и на процесс формирования новых.


3. Оформление неформальных правил и норм поведения правовую форму в виде системы формальных ограничений и стимулов инновационной деятельности: актов государственного регулирования, законов и т.д., превращение их в неотъемлемую компоненту экономической системы.

Формальные институты (законы, нормы) оказываются эффективными тогда, когда они непосредственно связаны с неформальными институтами (традиции, этика отношений), являются частью инновационной культуры.

Содержание и динамическая трансформация институтов инновационной деятельности должна исследоваться на каждой стадий инновационного процесса, поэтому анализ институционализации инновационных процессов предполагает необходимость рассмотрения их как «серии событий, организованных в явно различающиеся стадии, которые ведут к принятию новшеств[21].

Институциональные преобразования отношений между субъектами инновационной активности должны быть ориентированы на ресурсное обеспечение инновационных процессов через развитие инновационной инфраструктуры, представленной на рисунке 1.

Инновационную инфраструктуру можно представить как совокупность субъектов инновационной деятельности, образующих следующие подсистемы:

- производственно-технологическая: технопарки, инновационно- технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и т.п.;

- финансовая: различные типы фондов - бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные, а также другие финансовые институты, например, фондовый рынок;

- информационная: базы данных и знаний, и центры доступа, а также аналитические, статистические, информационные и т.п. центры;

- кадровая: образовательные учреждения по подготовке и переподготовке кадров в области научного и инновационного менеджмента, технологического аудита, маркетинга и т.д.;

- экспертно-консалтинговая: которую составляют организации, занятые оказанием услуг по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, а также центры консалтинга как общие, так и специализирующиеся в сферах финансов, инвестиций, маркетинга, управления и т.д.

Рисунок 1. Институционализация ресурсного обеспечения инновационных процессов в регионе

Регулирование инновационной деятельности осуществляется на трех уровнях - на уровне системных изменений в институциональной структуре (национальный – макроуровень), на уровне изменений в отдельных сферах и отраслях (локальный – мезоуровень), а также на уровне изменений частных экономических и социальных практик (индивидуальный – микроуровень) и находит развитие в регламентации следующих областей инновационной деятельности[22]:


- Организационное регулирование:

a) развитие инновационной инфраструктуры;

b) развитие предпринимательской деятельности;

c) развитие интеграционных процессов «наука-бизнес»;

d) обеспечение приоритета инновационной деятельности.

- Экономическое и финансовое регулирование:

a) налоговые и таможенные льготы для инновационно-ориентированного предпринимательства;

b) финансовая поддержка инноваций, инвестиции в инновации;

c) поддержание конкурентной среды;

d) развитие лизинга наукоемкой продукции;

e) поддержка хеджирования рисков инвестора;

- Нормативно-правовое регулирование:

a) защита прав интеллектуальной собственности;

b) развитие договорных отношений;

c) охрана прав и интересов субъектов инновационной деятельности;

d) охрана прав владения, пользования и распоряжения инновациями;

e) поддержание баланса интереса «бизнес – гражданское общество –

региональное развитие».

Инновационное развитие как непрерывный процесс предполагает проведение соответствующих институциональных изменений с целью преобразования существующих связей и отношений. При этом для обеспечения устойчивого инновационного развития региональной экономики, позволяющего наиболее полно реализовать ее социально-экономический потенциал, институциональная система, должна обеспечивать экономическую свободу производителей и децентрализацию хозяйственного механизма.

Основным направлением институционального развития инновационной экономики является системное создание и развитие следующих институтов инновационной структуры:

- институт управления и нормативно-правового регулирования инновационного развития;

- институт стратегических исследований рынка инноваций;

- институт кадрового обеспечения инновационного процесса;

- институт обеспечения интеграционных связей «наука – бизнес», «малый бизнес – средний бизнес – крупный бизнес»;

- институт финансовой поддержки инноваций.

Формирование правовой основы инновационной экономики выражается в разработке законов, регулирующих инновационную деятельность экономических агентов в условиях рыночного хозяйства. Документы нормативно-законодательной базы в области инноваций можно разбить на следующие группы:

- Документы декларативного характера, в которых определяются целевые установки государственно инновационной политики.

- Постановления и распоряжения, определяющие функции государственных ведомств в области регулирования инновационной деятельности.