Файл: Особенности налоговой политики в Российской Федерации (Теоретические основы налогообложения).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы налогообложения
1.1 Понятие и сущность налогов
1.2 Классификация налогов в России
1.3 Сущность и цели налоговой политики
2. Цели и инструменты налоговой политики России
2.1 Общая характеристика налоговой системы России
2.2 Налоговая политика России в 2014-2016гг.
В документе «Основные направления налоговой политики» отражается уровень налоговой нагрузки в России и других странах, итоги реализации мер за предыдущий год и направления налоговой политики на три года.
С помощью налоговой политики Министерство финансов РФ пытается выполнить следующие основные задачи:
- поддержка инвестиционного климата;
- противостояние кризису;
- противостояние выводу прибыли через офшоры;
- стимулирование малого и среднего бизнеса;
- усиление контроля над недобросовестными налогоплательщиками.
2. Цели и инструменты налоговой политики России
2.1 Общая характеристика налоговой системы России
В нынешних условиях рыночной экономики налоговая система и налоги занимают ключевую позицию. Без всякого сомнения, можно сказать, что без хорошо организованной и отлаженной, четко действующей налоговой системы, которая отвечает современным условиям развития общественного производства, эффективная деятельность государства просто невозможна.
Налоговая система – основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, которые складываются в связи с установлением и взиманием налогов и сборов. Основу налоговой системы составляют налоги. Это необходимое звено экономических отношений в обществе. Как известно, исторически налоги возникли в момент разделения общества на классы и с возникновением государства как «взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти» [13, с.43].
Принципы функционирования налоговой системы России таковы:
Рисунок 1 - Принципы функционирования налоговой системы России
Принцип законности предполагает, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные им либо установленные в ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом Российской федерации.
Принцип всеобщности и равенства предполагает, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала [18, с.30].
Принцип экономической обоснованности это налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Принцип единства экономического пространства РФ не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации. В результате применения принципов построения Российской налоговой системы, можно сказать, что эти принципы приобрели особую актуальность в настоящее время. Нарушение принципов ведет, к обременительности налогов и расслоению общества.
В настоящее время в практике налогообложения установлены следующие элементы налоговой системы РФ [15, с.36]:
Рисунок 2 - Элементы налоговой системы РФ
Налогоплательщиком выступают российские организации, иностранные организации, их российские фирмы и представители, международные организации, их российские филиалы и предприятия, физические лица, индивидуальные предприниматели.
Налоговый агент это такое лицо, которое обязано исчислять за налогоплательщика налог, удержать его и перечислить в соответствующий бюджет. Объект налогообложения – реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход [6, с.77].
Налоговая база это характер объекта налогообложения: стоимостная, физическая, юридические лица исчисляют налоговую базу, по итогам каждого налогового периода, на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций. Физические лица исчисляющие налоговую базу: на основе данных собственного учета получения доходов, объектов налогообложения осуществляется по произвольным формам.
Налоговый период это такой период по окончанию которого: завершается процесс формирования налоговой базы; окончательно определяется сумма на- лога к уплате.
Налоговая ставка это величина налоговых отчислений на единицу измерения налоговой базы; по федеральным налогам установленным НК РФ; по региональным налогам устанавливаются законами субъектов РФ; по местным налогам устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Порядок исчисления налога определяется как совокупность действий по определению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет за налоговый период.
Сроки уплаты налога устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Определяется: календарной датой, истечением периода времени, указанием на события, которые должны произойти [13, с.165].
Уплата налога в наличной и безналичной форме это разовая уплата всей суммы налога; в течении налогового периода уплачивания авансовым платежом.
Порядок уплаты может быть федеральный, региональный, местный. По каждому налогу, вышеперечисленных элементов принимаются статьи в налоговом законодательстве. Кроме того, устанавливается порядок исчисления и сроки уплаты налогов, определяются налоговые санкции за нарушение законодательства. Наличие собственной, независимой от других государств налоговой системы является одним из признаков суверенного государства.
Далее целесообразно рассмотреть уровни налоговой системы России.
В Налоговом кодексе РФ устанавливается трехуровневая налоговая система, включающая федеральные, региональные и местные налоги. Кроме того, НК определяет специальные налоговые режимы.
Федеральные налоги: налог на добавленную стоимость; налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; водный налог; налог на добычу полезных ископаемых; акцизы и государственные пошлины.
Региональные налоги: транспортный налог; налог на игорный бизнес; налог на имущество организаций.
Местные налоги: земельный налог; налог на имущество физических лиц (единственный налог, не отраженный в НК РФ).
Контролем и надзором за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах занимается Федеральная налоговая служба РФ. Также она следит за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а кроме того, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.
За нарушение налогового законодательства граждане и организации в соответствии с гл. 16 разд. 4 ч. 1 Налогового кодекса РФ несут ответственность в виде штрафов: либо на конкретные суммы (от 50 рублей до 15 тыс.), либо на часть дохода, полученного в результате нарушения или во время работы с нарушениями.
На сегодняшний день продолжают вноситься изменения в обе части НК РФ. Прежде всего, они направлены на улучшение взаимоотношений государства и налогоплательщиков, уменьшение неопределенностей в нашем налоговом законодательстве.
2.2 Налоговая политика России в 2014-2016гг.
Разработка и создание налоговой системы, удовлетворяющей всем требованиям, является первоочередной задачей любой страны. Важную роль в формировании налоговой системы играет анализ налоговых поступлений, так как конечный результат позволяет, провести оценку поступлений, изучить их динамику и структуру, что в свою очередь способствует выявлению взаимосвязи между направлениями налоговой политики и поступлениями налогов и сборов.
На рисунке 3 представлена структура налоговых поступлений в федеральный бюджет за 2014-2016гг.
Согласно представленным на рисунке данным, наибольшую долю в структуре поступлений в федеральный бюджет в течение рассматриваемого периода занимают поступления налогов и сборов за пользование природными ресурсами. Однако, удельный вес данного показателя несколько снизился за 2014-2016гг. Так, в 2014 году доля поступлений по данному виду налогов составляла 48,2%, тогда как в 2016 году уже 46,7% от общей сумы поступлений. Значительный вес в структуре поступлений бюджет является налог на товары, реализуемые на территории РФ. Удельный вес данного вида налога практически не изменялся в течение анализируемого периода на уровне 42-43% от общего количества налоговых поступлений.
Рисунок 3 - Структура налоговых поступлений в федеральный бюджет за 2014-2016гг.
Третьим по величине поступлений бюджет является налог на прибыль, доходы, доля которого колеблется в пределах от 6,71% до 7,21%.
Перечислим виды налогов, поступления от которых являются незначительными:
- НДС на товары, ввозимые на территорию РФ (2,04 – 2,08);
- акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию РФ (0,12 – 0,10);
- платежи при пользовании природными ресурсами (0,01 в течение всего периода);
- штрафы, санкции, возмещение ущерба (0,02 в течение всего периода);
- прочие налоговые поступления (0,20 – 0,23).
Рассмотрим размеры задолженностей по данным видам налогов за период 2014-2016гг (таблица 1).
Таблица 1 - Задолженность в федеральный бюджет по видам налогов за 2014-2016 гг.
Вид налога |
Задолженность, млн. руб. |
||||
2014 |
2015 |
В % к 2014 |
2016 |
В % к 2015 |
|
всего |
3 023,30 |
3 279,13 |
108,46 |
3 908,94 |
119,21 |
налоги на прибыль, доходы |
1 576,33 |
1 759,42 |
111,61 |
2 136,75 |
121,45 |
налоги на товары, реализуемые на территории РФ |
532,2 |
544,61 |
102,33 |
632,39 |
116,12 |
НДС на товары, ввозимые на территорию РФ |
1,22 |
0,93 |
76,23 |
0,37 |
39,78 |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию РФ |
0,23 |
0,03 |
13,04 |
0,02 |
66,67 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
28,77 |
16,67 |
57,94 |
55,27 |
331,55 |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
0,85 |
0,88 |
103,53 |
0,96 |
109,09 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
1,13 |
1,26 |
111,50 |
1,29 |
102,38 |
Прочие налоговые поступления |
882,54 |
955,33 |
108,25 |
1 081,90 |
113,25 |
В течение всего анализируемого периода можно наблюдать изменение в размерах задолженности по всем видам налогов. Таким образом, по представленным данным видно, что общий размер задолженности ежегодно увеличивается и максимальной величины достигает в 2016 году - 3 908,94 млн. руб.
Несмотря на то, что налоги на прибыль, доходы занимают незначительную часть в структуре бюджета, размер задолженности по данному виду налога является наибольшей среди остальных. Можно также отметить ежегодное увеличение задолженности: в 2015 году на 11,6%, а в 2016 году на 21,5%. В значениях задолженности по уплате налогов за пользованиями природными ресурсами наблюдается большая амплитуда: значение данного показателя в 2015 по отношению к 2014 году уменьшилось на 52%, однако, уже в 2016 году произошло резкое увеличение на 232%, что в абсолютном выражении составило 38,6 млн. руб.
Положительные тенденции наблюдаются в сборе таких видов налогов, как НДС на товары, ввозимые на территорию РФ и акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию РФ. Уменьшение величины задолженностей по налогам на добавленную стоимость составило 24% и 60% соответственно в 2015 и 2016 годах. В свою очередь уменьшение величины задолженностей по акцизам в 2015 и 2016 годах соответственно составило 87% и 33%.
Таким образом, можно отметить, что для Российской Федерации характерно наличие задолженностей по всем видам налогов, однако, нельзя говорить ежегодном росте данных значений. Возникновение налоговых задолженностей перед бюджетом объясняется в первую очередь ухудшением финансового состояния субъектов налогообложения в результате общего экономического кризиса в стране. Помимо этого, на образование и увеличение налоговой задолженности юридических лиц влияет растущий уровень налоговой нагрузки.
Несомненно, налоговая задолженность негативно влияет на экономику страны, так как не в полной мере обеспечивает бюджет финансовыми ресурсами и ограничивает государство в возможности выполнения социальных программ. Своевременный и жесткий контроль со стороны всех налоговых структур за деятельностью налогоплательщиков позволит снизить недоимки бюджета. При этом, особенное внимание должно уделяться проведению своевременных и принудительных взысканий задолженностей как налоговыми органами, так и судебными приставами.
В таблице 2 доходы бюджета расширенного правительства от налогообложения добычи нефти и экспорта нефти и нефтепродуктов за 2014-2016гг.
При анализе уровня налоговой нагрузки по отдельным видам налогов в Российской Федерации традиционно выделяют нефтегазовые доходы – НДПИ и вывозные таможенные пошлины (на нефть, газ и нефтепродукты), поскольку в Российской Федерации по-прежнему существенную долю доходов бюджета составляют доходы, получаемые из этих источников.