Файл: Особенности налоговой политики в Российской Федерации (Теоретические основы налогообложения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

В настоящее время в России происходит активная модернизация налоговой системы с целью обеспечения ускоренного роста экономики, однако комплексная система для этого не создана. В области налогового регулирования накопилось много важных для теории и практики экономических проблем, решение которых должно способствовать дальнейшему развитию экономической науки и совершенствованию практики государственного регулирования экономики, прежде всего в сфере налогов.

Актуальность темы исследования заключается в том, что действующая сейчас в России налоговая система не просто выступает тормозом для инвестиций, но является и одной из причин – возможно, главной – кризисного состояния российской экономики. Отсюда можно считать установленным, что: налоговое бремя в России явно избыточно и по своим размерам неадекватно сложившейся в стране социально- экономической ситуации, собираемые налоги используются неэффективно и не в интересах экономического развития.

Для эффективного функционирования налоговой политики, прежде всего среди населения должна быть воспитана налоговая культура. Нельзя забывать, что налоговая система, представляет собой сложный механизм, тесно связанный с состоянием экономики. Поэтому, для совершенствования налоговой политики, необходимо, сначала привести в стабильное состояние всю экономику в целом. Только тогда, налоговая политика будет достойно работать на благо государства.

Объектом исследования является налоговая политика государства.

Предметом исследования являются особенности налоговой политики РФ.

Цель курсовой работы – рассмотреть процесс формирования и развития налоговой политики РФ, а также предложить мероприятия по ее совершенствованию.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть теоретические основы налогообложения;
  • изучить налоговую систему России;
  • проанализировать цели и инструменты налоговой политики в РФ в 2014-2016гг.;
  • предложить направления совершенствования налоговой политики России.

Методами исследования в курсовой работе являются: метод системного анализа, статистический метод, метод обобщений, метод сравнительного анализа.

Теоретической основой данной работы явились: учебные пособия такие ученых как: Алиев Б.Х., Баташева Ф.А., Брайчева Т.В., Кадиева Р.А., Карпенко С.В., Силина Т.А., Ордынская М.Е. и другие; нормативные законодательные акты; постановления Правительства; фактические и статистические данные; интернет – источники.


Курсовая работа состоит из введения, трех глав, которые содержат по три параграфа, заключения и списка использованной литературы.

1. Теоретические основы налогообложения

1.1 Понятие и сущность налогов

В условиях рыночных отношений налоги занимают особое место в формировании финансовых ресурсов в системе государственных финансов. Обычно экономическая сущность налогов характеризуется в виде денежных отношений, которые складываются у государства с юридическими и физическими лицами. В данном случае движение денежных средств выполняет такую актуальную задачу, как аккумулирование средств в государственном бюджете страны [13, с.154].

Появление налогов обусловило необходимость выработки теоретических основ налогообложения, определения сущности данного понятия, отличающей его от других платежей и взносов. Первые теоретические выкладки о налогах относятся еще к середине XIII в., когда один из величайших ученых Средневековья Фома Аквинский сделал первые попытки обосновать отличительные признаки налога и установить определенные принципы его взимания. Несмотря на длительный процесс становления и развития экономической мысли в области налогообложения, наука не выработала до настоящего времени единого толкования понятия налога, независимого от политического и экономического строя общества, природы и задач государства.

Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты. Налоги можно отнести к числу ключевых инструментов государственной политики. Они затрагивают наиболее значимые стороны жизни человека и общества, а процесс разработки налогового законодательства и его применения неразрывно связаны с острыми противоречиями и компромиссами.

С одной стороны у государства должно быть достаточно средств для осуществления своих неотъемлемых функций (оборона, наука, образование и др.), а с другой — налоговое бремя предприятий и граждан не может быть слишком велико, поскольку результатом может стать снижение стимулов к труду и сдерживание экономического роста в целом. Налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с юридических и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств для финансового обеспечения деятельности государства и органов власти всех уровней [4, с. 74].


Изучим ряд определений, которые сформулированы различными учёными теоретиками. Например, Н.Миляков в своём учебнике «Налоги и налогообложение» налогам даёт следующее определение: «Налог ‒ обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» [11, с.54].

О. Качур рассматривает налоги следующим образом: «Налог — это экономическая категория, выражающая совокупность отношений между государством и членами общества по поводу безэквивалентного изъятия и присвоения части доходов государством для осуществления своих функций» [8, с.132].

Ещё одно определение понятию налогов, приведённое в учебном пособии под редакцией А.Ковалёвой: «В узком смысле, налоги - обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством».

Автор книги «Государственные финансы» Т. Брайчева рассматривает налоги в следующей интерпретации: «Налоги ‒ это денежные отношения, которые складываются у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией финансовых ресурсов в централизованные денежные фонды». Различные подходы к комментированию термина налоги, указывают на масштабность воздействия налогов как в финансовой сфере страны, так и в развитии экономики и социальном благоустройстве, это может проявляться при помощи функций, выполняемых налогами [5, с.28].

Характерными чертами налога как платежа являются:

  • обязательность;
  • индивидуальная безвозмездность;
  • отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;
  • направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований. [5, с. 176].

Если рассматривать налоги в качестве экономической категории то они имеют ряд функций, к ним относятся:

Фискальная функция играет особую роль в финансировании государственных расходов.

Регулирующая функция проявляется в государственном регулировании экономики.

Следующая распределительная функция проявляется в том, что налоги выступают существенным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц.

Посредством стимулирующей функции налогов осуществляется стимулирование социально-экономических процессов в обществе, а контрольной – контроль за эффективностью использования финансовых ресурсов и построения финансовых отношений с государством.


Немаловажное значение имеет и социальная функция налогов, она выражается в поддержании социального баланса в стране, при помощи изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними. В каждой стране конкретными формами проявления категории налога являются определённые виды налоговых платежей. Они устанавливаются законодательными органами власти данной страны, некоторые из них претерпевают изменения в соответствии с основными направлениями бюджетно-налоговой политики на определённый период времени.

Изучение налога с правовой точки зрения формирует понятие налога как обязательного платежа, поступающего в централизованный государственный фонд. Как было сказано ранее, налоги в рыночной экономике занимают особое назначение формирование финансовых ресурсов на макроуровне, при этом поддерживая баланс в доходах населения и защищая социально уязвимые слои населения [16, с.133].

Самые основные виды налогов это налоги на прибыль юридических лиц, налог на доходы физических лиц, налог на имущество, земельный налог и др. Эти налоги относятся к прямым налогам, обычно занимая доминирующее положение в доходной части государственного бюджета страны. Наряду с этими налогами актуальными считаются и косвенные налоги, такие как акцизный налог и налог на добавленную стоимость. Известно, что современная налоговая система включает в себя различные виды налогов.

Основную их группу составляют прямые и косвенные налоги. Прямые налоги рассматриваются, как налоги, которые устанавливаются непосредственно на доход или имущество. Косвенные налоги характеризуются, как налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. Здесь мы видим, что связь между плательщиком и государством опосредована через объект обложения. Нужно отметить, что косвенные налоги по большей части, являются основным инструментом регулирования и контролирования сферы производства, торговли. При помощи косвенных налогов более эффективно проводится политика протекционизма, с целью защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов.

Механизм защиты можно наблюдать через варьирование налоговой ставки косвенных налогов на импортные товары, которые составляют конкуренцию товарам национальных производителей [10, с.33].

Налоговые льготы ‒ частичное или полное освобождение определенного круга физических и юридических лиц от уплаты налогов.


Обычно налоговые льготы устанавливаются для благотворительных организаций, инвалидов, пенсионеров, детских и образовательных учреждений, предприятий, осуществляющих деятельность в интересах государства, предприятий и предпринимателей малого бизнеса, предприятий, оказавшихся в тяжелом финансовом положении по не зависящим от них причинам.

На практике применяются различные виды налоговых льгот, например в виде налоговых кредитов, кредиты имеющим детей (налоговый кредит на ребенка), кредит по уходу за детьми или пожилыми иждивенцами, для бедных и пожилых людей или инвалидов (кредит для пожилых людей или инвалидов), для оплаты расходов на образование членов семьи (образовательные кредиты), для найма сотрудников в качестве получателей благосостояния, ветеранов и других членов группы с высоким уровнем безработицы. В условиях финансовой глобализации обычно применяются налоговые льготы для иностранных инвесторов или предприятий, привлекающих иностранные инвестиции [15, с.132].

Правительство предоставляет налоговые льготы по определённым видам налогов, с учётом обеспечения эффективности деятельности данного хозяйствующего субъекта. Естественно, виды налогов, к которым применяются льготы, или применение льгот в виде снижения налоговых ставок устанавливаются со стороны государственных органов.

Из практики видно, что эффективное функционирование налогов поддерживает бесперебойное функционирование налоговой системы страны, тем самым способствуя повышению рейтинга страны на мировом уровне, социально-экономическому развитию государства, а также улучшения жизни населения.

1.2 Классификация налогов в России

Налог - это обязательный безвозмездный платеж (взнос), установленный законодательством и осуществляемый плательщиком в определенном размере и в определенный срок. Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются в них. Этим налоги отличаются от всевозможных сборов, которые тоже в обязательном порядке безвозмездно уплачиваются плательщиками в бюджет соответствующего уровня, но при этом должны использоваться только на те цели, ради которых они взимались. Госпошлина - это, в отличие от налога, плата за оказанные плательщику какие-либо услуги, поэтому необходима соразмерность между стоимостью услуги и платой за нее.

Под классификацией налогов понимается их группировка, обусловленная определенными целями и задачами. На сегодняшний день существует немалое количество различных классификационных признаков налогов. Когда ученые стали выяснять, что лежит в основе деления налогов, то оказалось очень трудно установить критерий такого деления. В финансовой науке деление на прямые и косвенные налоги впервые дано Д. Локком в конце XVII в. Классификация налогов, в основе которой лежал принцип перелагаемости или неперелагаемости, продержалась в течение XVII—XIX вв.