Файл: Особенности налоговой политики в Российской Федерации (Теоретические основы налогообложения).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы налогообложения
1.1 Понятие и сущность налогов
1.2 Классификация налогов в России
1.3 Сущность и цели налоговой политики
2. Цели и инструменты налоговой политики России
2.1 Общая характеристика налоговой системы России
2.2 Налоговая политика России в 2014-2016гг.
Таблица 2 - Доходы бюджета расширенного правительства от налогообложения добычи нефти и экспорта нефти и нефтепродуктов в 2014 – 2016 гг. (% к ВВП)*
|
2014 |
2015 |
2016 |
---|---|---|---|
Налоговые доходы и платежи |
31,80 |
31,90 |
30,17 |
Доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов |
9,94 |
10,18 |
7,63 |
из них: |
|||
НДПИ на нефть |
3,08 |
3,16 |
3,35 |
НДПИ на газ |
0,46 |
0,48 |
0,53 |
Акцизы на нефтепродукты |
0,59 |
0,50 |
0,37 |
Вывозные таможенные пошлины на нефть |
3,29 |
3,36 |
1,77 |
Вывозные таможенные пошлины на газ |
0,67 |
0,63 |
0,68 |
Вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты |
1,70 |
1,91 |
0,93 |
Доходы от налогов и прочих платежей, не связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов |
21,86 |
21,72 |
22,54 |
*Источники данных: ВВП – Росстат (данные по состоянию на 04.04.2016), доходы бюджета расширенного правительства – Федеральное казначейство
Принципиально структура налоговых поступлений в России по сравнению с прошлыми годами не изменилась: по прежнему доходы от налогов и пошлин, не связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов, составляют в среднем около трети от общей величины налоговых изъятий в ВВП.
Средний уровень прочих сборов, таких как государственная пошлина, и неналоговых платежей, уплачиваемых организациями и предпринимателями в бюджеты бюджетной системы страны, составляет менее 1 % к ВВП.
В 2015 году совокупный уровень указанных доходов составил 0,61% к ВВП, и, таким образом, фискальная нагрузка на экономику суммарно составила 30,77% к ВВП (таблица 3).
Таблица 3 - Фискальная нагрузка (налоги и платежи, поступающие в бюджетную систему Российской Федерации) на экономику Российской Федерации в 2014 – 2016 гг. (% к ВВП)
|
2014 |
2015 |
2016 |
Доходы всего |
34,42 |
34,34 |
33,32 |
в том числе |
|||
Фискальная нагрузка |
32,57 |
32,57 |
30,77 |
Налоговые доходы и платежи |
31,80 |
31,90 |
30,17 |
Нефтегазовые доходы |
9,94 |
10,18 |
7,63 |
Доходы, не относящиеся к нефтегазовым |
21,86 |
21,72 |
22,54 |
Доходы от прочих сборов и неналоговых платежей |
0,77 |
0,68 |
0,61 |
Далее проведен сравнительный анализ налоговой нагрузки на экономику Российской Федерации и экономику стран БРИКС и Евразийского экономического союза на основании данных Международного валютного фонда (таблица 4).
Таблица 4 - Налоговая нагрузка на экономику в странах БРИКС и Евразийского экономического союза (% налоговых доходов к ВВП)
2014г. |
2015г. |
2016г. |
|
Россия |
37,67 |
36,62 |
36,64 |
Средняя по ЕАЭС (кроме России) |
30,90 |
31,21 |
30,39 |
Армения (с 10.10.2015) |
22,31 |
23,67 |
23,55 |
Беларусь |
40,53 |
41,95 |
41,84 |
Казахстан |
26,92 |
25,26 |
25,63 |
Киргизия (с 01.05.2015) |
33,82 |
33,94 |
30,51 |
Средняя по БРИКС (кроме России) |
28,56 |
28,65 |
28,45 |
Бразилия |
38,12 |
37,87 |
38,19 |
Индия |
19,48 |
19,76 |
19,47 |
Китай |
28,36 |
28,18 |
27,36 |
Южная Африка |
28,30 |
28,77 |
28,80 |
По сравнению с экономиками других стран уровень налоговой нагрузки в экономике России (по данным МВФ) выше, чем в странах БРИКС и Евразийского экономического союза (исключения – Бразилия и Беларусь, в которых показатель налоговой нагрузки выше, чем в России).
Это свидетельствует о более низкой конкурентоспособности России в данном аспекте, чем в указанных странах. Именно поэтому, а также исходя из необходимости улучшения инвестиционного климата и создания условий для экономического роста, было принято решение не допускать увеличения налоговой нагрузки в стране в ближайшие годы, а по возможности – использовать все имеющиеся возможности для ее снижения (в первую очередь, для малого бизнеса и новых инвестиционных проектов).
Что касается налоговых условий ведения предпринимательской деятельности в России, то в отчете DoingBusiness – 2015, который оценивает условия ведения деятельности по итогам 2015 года, Российская Федерация занимает 62-ю позицию:
- по агрегированному значению индикатора «Налогообложение» – 49-е место;
- по индикатору «Регистрация предприятий» – 34-е место.
По итогам 2014 года Россия соответственно занимала 92-е место в общем рейтинге, 56-е место («Налогообложение») и 88-е место («Регистрация предприятий»).
Таким образом, рассмотрев современное состояние налоговой системы РФ, можно сказать, что основными проблемами налоговой политики России на макроэкономическом уровне являются [18, с.54]:
- неравномерное распределение налогового бремени между добросовестными и уклоняющимися налогоплательщиками.
- отсутствие благоприятного налогового режима для частных инвестиций в экономику.
- высокая нагрузка на фонд оплаты труда.
- отсутствие налогоплательщиков среднего класса, что является причиной переложения налогов на производственную сферу.
Проблемами налоговой политики России на микроэкономическом уровне являются:
- запутанность и противоречивость многочисленных инструкций и разъяснений Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы.
- расхождения между стандартами налогового и бухгалтерского учета, приводящие к трудоемкому исчислению налогооблагаемой прибыли.
- ежемесячные авансовые платежи многих налогов, что приводит к вымыванию собственных оборотных средств предприятий.
- множественность налогов.
Налоговая система России на данный период времени является несовершенной. Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба постоянно вносят поправки и изменения в налоговый кодекс, надеясь на улучшение уровня налогообложения и финансового состояния страны, и, следует отметить, что в какой-то степени данные действия положительно влияют на совершенствование налоговой системы России. Тем не менее, существует и отрицательный момент, связанный с нестабильностью налоговой политики.
3 Направления совершенствования налоговой политики России
На современном этапе экономического развития, в условиях снижения цен на энергоносители и продолжающихся антироссийских санкций в первоочередном порядке планируется принимать меры для увеличения. Основным источником увеличения налоговых поступлений должны стать как принятие существенных мер в области улучшения налогового администрирования, так и изменение норм и правил исчисления и взимания отдельных налогов. Как и в предыдущие годы, налоговая политика на предстоящий среднесрочный период состоит из двух направлений – совершенствование налогового стимулирования и повышение доходов бюджетной системы Российской Федерации.
В перспективе до 2018 годов основополагающими целями при разработке основных направлений налоговой политики является обеспечение стабильного развития российской экономики, а также неухудшение финансового положения граждан России [25].
Исходя из выше изложенного следует, что Основные направления налоговой политики до 2018 года составлены с учетом преемственности ранее поставленных базовых задач и целей. Налоговая система России совсем не отражает существующую потребность в инновационном развитии всей страны. Требуется совершенствование налоговой системы в целом.
1. Реализация Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Антикризисных мер Правительства Российской Федерации [25]:
- стимулирование деятельности малого и среднего бизнеса;
- совершенствование системы налогообложения добычи нефти. В целях стимулирования разработки новых месторождений и рационального недропользования предусматривается введение новой системы налогообложения (НДД) для пилотных объектов, включающих как новые, так и зрелые месторождения;
- освобождение от налогообложения купонного дохода по облигациям;
- в целях снижения административной нагрузки на бизнес предполагается провести анализ всех неналоговых платежей на предмет выявления платежей, имеющих налоговую природу, с последующим перенесением основ правового регулирования таких платежей в Налоговый Кодекс Российской Федерации.
2. В целях обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации предлагается:
- ограничить перенос убытков, полученных налогоплательщиками в предыдущих налоговых периодах, в размере не более 30 процентов налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода, рассчитанной без учета переноса убытков прошлых лет;
- изменить существующее соотношение ставок налога на прибыль организаций между федеральным бюджетом в размере 3% и бюджетом субъекта Российской Федерации - 17 процентов.
3. Консолидированные группы налогоплательщиков (КГН). В целях повышения эффективности регулирования КГН в 2017 году будет продолжен мониторинг результатов применения данного инструмента, по результатам которого предполагается выработка предложений, направленных на совершенствование его механизма, в том числе на сглаживание эффекта от действия КГН на устойчивость региональных бюджетов.
4. Совершенствование трансфертного ценообразования. В целях снижения контроля цен на внутреннем рынке предполагается рассмотреть возможность исключить из-под налогового контроля цены по сделкам между лицами, находящимися и осуществляющими деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации.
5. Совершенствование порядка налогообложения налогом на добавленную стоимость (НДС) [25]:
- в целях создания стимулов для роста товарооборота российских розничных сетей, реализующих потребительские товары, предлагается реализовать механизм для возврата иностранным физическим лицам части сумм НДС, уплаченных ими при приобретении товаров в период временного пребывания в Российской Федерации, путем установления ставки НДС в размере 0 процентов по этим товарам в случае их вывоза за пределы таможенной территории ЕАЭС;
- с учетом опыта взимания НДС с контента, реализуемого в Российской Федерации зарубежными интернет-площадками, будут предложены изменения в законодательство о налогах и сборах, направленные на взимание, начиная с 2018 – 2019 годов, в Российской Федерации НДС с ввозимых товаров, реализуемых зарубежными поставщиками российским физическим лицам с использованием интернет-площадок.
- предполагается проработка вопроса о возможности принятия законодательных мер, направленных на упрощение администрирования начисления НДС, полученного продавцом в составе авансового платежа, а также принятия к вычету у покупателя НДС, уплаченного в составе авансового платежа;
- предполагается установить ставку НДС в размере 0 процентов на услуги по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении с 1 января 2017 года до 1 января 2030 года, а также продлить срок применения ставки НДС в размере 0 процентов на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении до 1 января 2030 года.
6. Акцизное налогообложение [25]:
- обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;
- выравнивания условий налогообложения различных видов продукции табачной индустрии;
- в целях сокращения дефицита федерального бюджета специфические ставки акциза на все виды табачной продукции, установленные на 2017 год, предполагается увеличить на 10 процентов, а ставки акцизов на 2018 и 2019 годы проиндексировать на 10 процентов к предыдущему году.
- изменения размера акцизов на нефтепродукты в целях финансового обеспечения дорожного хозяйства и развития транспортной инфраструктуры. В 2018 – 2019 гг. рост ставок акцизов на моторные топлива не должен превысить прогнозируемых уровней инфляции в соответствующие годы;
- прочие ставки акциза на 2018 и 2019 годы предполагается проиндексировать в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции, за исключением алкогольной продукции.