Файл: Особенности налоговой политики в Российской Федерации (Теоретические основы налогообложения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 2 - Доходы бюджета расширенного правительства от налогообложения добычи нефти и экспорта нефти и нефтепродуктов в 2014 – 2016 гг. (% к ВВП)*

 

2014

2015

2016

Налоговые доходы и платежи

31,80

31,90

30,17

Доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов

9,94

10,18

7,63

из них:

НДПИ на нефть

3,08

3,16

3,35

НДПИ на газ

0,46

0,48

0,53

Акцизы на нефтепродукты

0,59

0,50

0,37

Вывозные таможенные пошлины на нефть

3,29

3,36

1,77

Вывозные таможенные пошлины на газ

0,67

0,63

0,68

Вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты

1,70

1,91

0,93

Доходы от налогов и прочих платежей, не связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов

21,86

21,72

22,54

*Источники данных: ВВП – Росстат (данные по состоянию на 04.04.2016), доходы бюджета расширенного правительства – Федеральное казначейство

Принципиально структура налоговых поступлений в России по сравнению с прошлыми годами не изменилась: по прежнему доходы от налогов и пошлин, не связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов, составляют в среднем около трети от общей величины налоговых изъятий в ВВП.

Средний уровень прочих сборов, таких как государственная пошлина, и неналоговых платежей, уплачиваемых организациями и предпринимателями в бюджеты бюджетной системы страны, составляет менее 1 % к ВВП.

В 2015 году совокупный уровень указанных доходов составил 0,61% к ВВП, и, таким образом, фискальная нагрузка на экономику суммарно составила 30,77% к ВВП (таблица 3).

Таблица 3 - Фискальная нагрузка (налоги и платежи, поступающие в бюджетную систему Российской Федерации) на экономику Российской Федерации в 2014 – 2016 гг. (% к ВВП)

 

2014

2015

2016

Доходы всего

34,42

34,34

33,32

в том числе

Фискальная нагрузка

32,57

32,57

30,77

Налоговые доходы и платежи

31,80

31,90

30,17

Нефтегазовые доходы

9,94

10,18

7,63

Доходы, не относящиеся к нефтегазовым

21,86

21,72

22,54

Доходы от прочих сборов и неналоговых платежей

0,77

0,68

0,61


Далее проведен сравнительный анализ налоговой нагрузки на экономику Российской Федерации и экономику стран БРИКС и Евразийского экономического союза на основании данных Международного валютного фонда (таблица 4).

Таблица 4 - Налоговая нагрузка на экономику в странах БРИКС и Евразийского экономического союза (% налоговых доходов к ВВП)

2014г.

2015г.

2016г.

Россия

37,67

36,62

36,64

Средняя по ЕАЭС (кроме России)

30,90

31,21

30,39

Армения (с 10.10.2015)

22,31

23,67

23,55

Беларусь

40,53

41,95

41,84

Казахстан

26,92

25,26

25,63

Киргизия (с 01.05.2015)

33,82

33,94

30,51

Средняя по БРИКС (кроме России)

28,56

28,65

28,45

Бразилия

38,12

37,87

38,19

Индия

19,48

19,76

19,47

Китай

28,36

28,18

27,36

Южная Африка

28,30

28,77

28,80

По сравнению с экономиками других стран уровень налоговой нагрузки в экономике России (по данным МВФ) выше, чем в странах БРИКС и Евразийского экономического союза (исключения – Бразилия и Беларусь, в которых показатель налоговой нагрузки выше, чем в России).

Это свидетельствует о более низкой конкурентоспособности России в данном аспекте, чем в указанных странах. Именно поэтому, а также исходя из необходимости улучшения инвестиционного климата и создания условий для экономического роста, было принято решение не допускать увеличения налоговой нагрузки в стране в ближайшие годы, а по возможности – использовать все имеющиеся возможности для ее снижения (в первую очередь, для малого бизнеса и новых инвестиционных проектов).

Что касается налоговых условий ведения предпринимательской деятельности в России, то в отчете DoingBusiness – 2015, который оценивает условия ведения деятельности по итогам 2015 года, Российская Федерация занимает 62-ю позицию:

  • по агрегированному значению индикатора «Налогообложение» – 49-е место;
  • по индикатору «Регистрация предприятий» – 34-е место.

По итогам 2014 года Россия соответственно занимала 92-е место в общем рейтинге, 56-е место («Налогообложение») и 88-е место («Регистрация предприятий»).

Таким образом, рассмотрев современное состояние налоговой системы РФ, можно сказать, что основными проблемами налоговой политики России на макроэкономическом уровне являются [18, с.54]:

  • неравномерное распределение налогового бремени между добросовестными и уклоняющимися налогоплательщиками.
  • отсутствие благоприятного налогового режима для частных инвестиций в экономику.
  • высокая нагрузка на фонд оплаты труда.
  • отсутствие налогоплательщиков среднего класса, что является причиной переложения налогов на производственную сферу.

Проблемами налоговой политики России на микроэкономическом уровне являются:

  • запутанность и противоречивость многочисленных инструкций и разъяснений Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы.
  • расхождения между стандартами налогового и бухгалтерского учета, приводящие к трудоемкому исчислению налогооблагаемой прибыли.
  • ежемесячные авансовые платежи многих налогов, что приводит к вымыванию собственных оборотных средств предприятий.
  • множественность налогов.

Налоговая система России на данный период времени является несовершенной. Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба постоянно вносят поправки и изменения в налоговый кодекс, надеясь на улучшение уровня налогообложения и финансового состояния страны, и, следует отметить, что в какой-то степени данные действия положительно влияют на совершенствование налоговой системы России. Тем не менее, существует и отрицательный момент, связанный с нестабильностью налоговой политики.

3 Направления совершенствования налоговой политики России

На современном этапе экономического развития, в условиях снижения цен на энергоносители и продолжающихся антироссийских санкций в первоочередном порядке планируется принимать меры для увеличения. Основным источником увеличения налоговых поступлений должны стать как принятие существенных мер в области улучшения налогового администрирования, так и изменение норм и правил исчисления и взимания отдельных налогов. Как и в предыдущие годы, налоговая политика на предстоящий среднесрочный период состоит из двух направлений – совершенствование налогового стимулирования и повышение доходов бюджетной системы Российской Федерации.


В перспективе до 2018 годов основополагающими целями при разработке основных направлений налоговой политики является обеспечение стабильного развития российской экономики, а также неухудшение финансового положения граждан России [25].

Исходя из выше изложенного следует, что Основные направления налоговой политики до 2018 года составлены с учетом преемственности ранее поставленных базовых задач и целей. Налоговая система России совсем не отражает существующую потребность в инновационном развитии всей страны. Требуется совершенствование налоговой системы в целом.

1. Реализация Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Антикризисных мер Правительства Российской Федерации [25]:

  • стимулирование деятельности малого и среднего бизнеса;
  • совершенствование системы налогообложения добычи нефти. В целях стимулирования разработки новых месторождений и рационального недропользования предусматривается введение новой системы налогообложения (НДД) для пилотных объектов, включающих как новые, так и зрелые месторождения;
  • освобождение от налогообложения купонного дохода по облигациям;
  • в целях снижения административной нагрузки на бизнес предполагается провести анализ всех неналоговых платежей на предмет выявления платежей, имеющих налоговую природу, с последующим перенесением основ правового регулирования таких платежей в Налоговый Кодекс Российской Федерации.

2. В целях обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации предлагается:

  • ограничить перенос убытков, полученных налогоплательщиками в предыдущих налоговых периодах, в размере не более 30 процентов налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода, рассчитанной без учета переноса убытков прошлых лет;
  • изменить существующее соотношение ставок налога на прибыль организаций между федеральным бюджетом в размере 3% и бюджетом субъекта Российской Федерации - 17 процентов.

3. Консолидированные группы налогоплательщиков (КГН). В целях повышения эффективности регулирования КГН в 2017 году будет продолжен мониторинг результатов применения данного инструмента, по результатам которого предполагается выработка предложений, направленных на совершенствование его механизма, в том числе на сглаживание эффекта от действия КГН на устойчивость региональных бюджетов.

4. Совершенствование трансфертного ценообразования. В целях снижения контроля цен на внутреннем рынке предполагается рассмотреть возможность исключить из-под налогового контроля цены по сделкам между лицами, находящимися и осуществляющими деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации.


5. Совершенствование порядка налогообложения налогом на добавленную стоимость (НДС) [25]:

  • в целях создания стимулов для роста товарооборота российских розничных сетей, реализующих потребительские товары, предлагается реализовать механизм для возврата иностранным физическим лицам части сумм НДС, уплаченных ими при приобретении товаров в период временного пребывания в Российской Федерации, путем установления ставки НДС в размере 0 процентов по этим товарам в случае их вывоза за пределы таможенной территории ЕАЭС;
  • с учетом опыта взимания НДС с контента, реализуемого в Российской Федерации зарубежными интернет-площадками, будут предложены изменения в законодательство о налогах и сборах, направленные на взимание, начиная с 2018 – 2019 годов, в Российской Федерации НДС с ввозимых товаров, реализуемых зарубежными поставщиками российским физическим лицам с использованием интернет-площадок.
  • предполагается проработка вопроса о возможности принятия законодательных мер, направленных на упрощение администрирования начисления НДС, полученного продавцом в составе авансового платежа, а также принятия к вычету у покупателя НДС, уплаченного в составе авансового платежа;
  • предполагается установить ставку НДС в размере 0 процентов на услуги по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении с 1 января 2017 года до 1 января 2030 года, а также продлить срок применения ставки НДС в размере 0 процентов на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении до 1 января 2030 года.

6. Акцизное налогообложение [25]:

  • обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • выравнивания условий налогообложения различных видов продукции табачной индустрии;
  • в целях сокращения дефицита федерального бюджета специфические ставки акциза на все виды табачной продукции, установленные на 2017 год, предполагается увеличить на 10 процентов, а ставки акцизов на 2018 и 2019 годы проиндексировать на 10 процентов к предыдущему году.
  • изменения размера акцизов на нефтепродукты в целях финансового обеспечения дорожного хозяйства и развития транспортной инфраструктуры. В 2018 – 2019 гг. рост ставок акцизов на моторные топлива не должен превысить прогнозируемых уровней инфляции в соответствующие годы;
  • прочие ставки акциза на 2018 и 2019 годы предполагается проиндексировать в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции, за исключением алкогольной продукции.