Файл: Особенности налоговой политики в Российской Федерации (Теоретические основы налогообложения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Деления налогов на прямые и косвенные явилось разграничение налогов по способу обложения и взимания. Прямые налоги построены на основании явлений и признаков постоянного характера и поэтому заранее определимы (владение или пользование имуществом). Они взимаются по личным, периодически составляемым спискам плательщиков на основании кадастра (земель, домов) и в определенные сроки. Косвенные налоги исходят из изменчивых явлений, из отдельных действий, фактов, как, например, из различных актов потребления, сделок, услуг, облагаемых на основании определенных тарифов [18, с.176].

Третьим способом, при непосредственном установлении платежеспособности взимались прямые налоги, при опосредованном — косвенные. Это положение было конкретизировано немецким экономистом Геккелем, который разделил все налогообложение на подоходно-поимущественное обложение и обложение расходов потребления. По Геккелю, хозяйство налогоплательщика делится на доходное и расходное. Подоходно-поимущественные налоги (поземельный, подомовый, промысловый, с денежных капиталов и с личного труда) были отнесены к категории прямых, а налоги на расход, т.е. на предметы потребления — к косвенным налогам. Такое деление налогов исходило из платежеспособности лица, определяемой его доходом и имуществом, а также из связи между доходом плательщика и его потреблением.

Деление налогов на прямые и косвенные на основе подоходно-расходного принципа, установленное финансистами начала XX в., не утратило своего значения и в конце XX - начале XXI в. В РФ деление введено налоговой реформой 1991г. Несовершенство классификации налогов повело к сокращения количества налогов. В 20-е гг. XX в. был введен налога с оборота, благодаря которому отказались от акцизов на товары массового спроса, за что налог был назван универсальным акцизом. Был ликвидирован промысловый налог, который трансформировался в налог на прибыль и в налог с оборота. Был скорректирован с учетом мировой практики подоходный налог.

В результате преобразований в 1990-е гг. было упрощено налоговое законодательство и теперь стало состоять из небольшого количества налогов, что исключает необходимость подразделения налогов в бюджете на прямые и косвенные.

Простота налогообложения позволяет обеспечивать казну доходами с минимальными издержками, она делает ее понятной налогоплательщику и развивает чувство ответственности, заставляя отказываться от соблазна уклонения от уплаты налога. Разделение единого бюджета на соответствующие уровни в современных условиях привело к тому, что налоги стали разделять по уровням - федеральные, региональные и местные налоги [13, с.43].


В реформированной с учетом мировой практики налоговой системе РФ налоги впервые разделены на три вида и закреплены в части первой НК РФ, введенного в действие с 1 января 1999:

  • федеральные налоги и сборы (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, государственная пошлина);
  • региональные налоги (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог);
  • местные налоги (земельный налог, налог на имущество физических лиц).

В современной экономической литературе под классификациями налогов понимаются их группировки, обусловленные определенными целями и задачами. Поскольку цели и задачи законодателей различны, существует большое количество различных классификаций, но наиболее распространенными являются следующие.

В основе традиционной системы налогообложения лежит деление налогов на несколько классов: прямые налоги; косвенные налоги; сборы и пошлины.

В основу международной классификации налогов и сборов положен критерий деления налогов по объекту налогообложения. Внутри групп, сформированных исходя из объекта налогообложения, налоги подразделяются далее по различным классификационным признакам (к примеру, исходя из субъекта налогообложения: взимаемые с физических и с юридических лиц и т. д.).

Основные классификационные признаки налогов представлены в таблице 1 [10, с.43].

Таблица 1 - Классификационные признаки налогов

Классификационный признак

Виды налогов

Характеристика видов

По способу взимания

Прямые

Налоги, взимаемые с имущества или доходов физических или юридических лиц.

Косвенные

Налоги на товары и услуги, включаемые в цену товара, то есть это налоги, уплачиваемые потребителями

По объекту обложения

Налоги на имущество

Налоги, объектом обложения которых является имущество (налог на имущество организаций)

Налоги на доходы

Налоги, объектом обложения которых является доход (НДФЛ)

Ресурсные налоги

Налоги, объектом обложения которых являются какие-либо ресурсы

По источниками уплаты

Налоги на действия

Налоги, объектом обложения которых являются какие-либо действия в денежной сфере (НДС)

Налоги, уплачиваемые с выручки

НДС, акцизы

Налоги, относимые на расходы

Транспортный налог, налог на имущество

Налоги, уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли

Налог на прибыль

Налоги, уплачиваемые за счет дохода

НДФЛ

По целевой направленности

Общие (бюджетные) налоги

Налоги, предназначенные для образования доходной части бюджета в целом, использующиеся для общегосударственных целей

По субъекту обложения

Налоги, взимаемые с физических лиц

НДФЛ

Налоги, взимаемые с юридических лиц

Налог на прибыль

Смешанные налоги

Транспортный налог

По уровню бюджета

Закрепленные налоги

Налоги, которые полностью поступают в тот или иной бюджет (земельный налог)

Регулирующие налоги

Разноуровневые налоги, то есть налоги, поступления от которых распределяются между соответствующими бюджетами

По принадлежности к уровню управления

Федеральные

Налоги первого уровня, которые устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории России (НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль и пр.)

Региональные

Налоги второго уровня, которые устанавливаются Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ (транспортный налог, налог на имущество организаций)

Местные

Налоги третьего уровня, которые устанавливаются Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований (земельный налог).


Продолжение таблицы 1

Классификационный признак

Виды налогов

Характеристика видов

По налоговым ставкам

Твердые

Налоги, в которых налоговая ставка устанавливается как твердая величина (транспортный налог)

процентные

Налоги, в которых налоговая ставка устанавливается как процент от какого-либо показателя (НДС, НДФЛ)

Комбинированные

Налоги, в которых налоговая ставка устанавливается как твердая величина и как процентная величина (акциз)

По характеру процентных ставок

Пропорциональные

Налоги, ставка по которым имеет фиксированное значение

Прогрессивные

Налоги, ставка по которым увеличивается при достижении налоговой базой определенной величины

Дегрессивные

Налоги, ставка по которым снижается при достижении налоговой базой определенной величины.

Безусловно, приведенный в таблице 1 перечень не является исчерпывающим. Однако в нем отражены основные классификационные признаки, приведенные в различной экономической литературе.

1.3 Сущность и цели налоговой политики

Налоговая политика является регулирующей функции в области социальной политики, культуры, науки, других сферах жизни общества.

Она также является важной частью стратегии развития государства. При смене или корректировке направлений налоговой политики соответствующие изменения находят свое отражение в Налоговом кодексе РФ, первая часть которого была введена в действие 31 июля 1998 г. Налоговый кодекс содержит полную информацию о налоговой системе России. В нем также указываются все элементы налоговой системы [7, с.154]

Для раскрытия сущность налоговой политики можно привести следующие определения налоговой политики:

  • По мнению Н.Г. Лукьяновой: «Налоговая политика – это часть экономической политики государства, представляющая собой комплекс мероприятий по совершенствованию налоговой системы страны на основе стратегической концепции развития налоговой системы»;
  • По мнению В.Г. Князева: «Налоговая политика – это составная часть экономической политики, направленная на формирование налоговой системы, обеспечивающей экономический рост, способствующей гармонизации экономических интересов государства и налогоплательщиков с учетом социально-экономической ситуации в стране».

И первый и второй подход к раскрытию сущности налоговой политики определяют важную роль налоговой политики в социально-экономическом развитии государства и особое ее значение в достижении экономического роста.

Основные направления налоговой политики ежегодно представляются Министерством Финансов Правительству РФ и после утверждения становятся основой проекта федерального бюджета на последующие три года. Данный законопроект указывает на существующие проблемы в налоговой сфере и на планируемые изменения в налоговом законодательстве [5, с.132].

Налоговая политика необходима государству в первую очередь для поддержания сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. Достичь этого требования можно лишь при условии неизменности существующей налоговой нагрузки по всем секторам экономики государства.

Налоговая политика представляет собой систему мероприятий в экономической, финансовой и правовой сферах, проводимых государством для формирования налоговой системы страны, создающей условия для своевременной и полной уплаты налогов и сборов в целях обеспечения финансовых потребностей публичной власти, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов.

Налоговая политика - это составляющая фискальной политики государства, нацеленная на создание налоговой системы, оптимальной для текущей экономической ситуации.

Наряду с бюджетной и монетарной политикой, налоговая политика является ключевым инструментом правительственного влияния на экономику страны. Это система правительственных мер в сфере взыскания налогов.

Система правительственных мер реализуется путем [8, с.113]:

  • изменения соотношения прямых и непрямых налогов;
  • коррекции налогового механизма и его составляющих — базы, ставок и льгот;
  • регулирования налогового бремени.

В качестве основных целей налоговой политики можно выделить [13, с.43]:

  • финансовое обеспечение бюджетов. Своевременное пополнение бюджетных доходов в достаточном объеме — основа благосостояния нации, обороноспособности, подспорье для поддержания экологического баланса;
  • перераспределение доходов в социально неоднородном обществе, материальная поддержка отдельных слоев населения – инвалидов, сирот;
  • обеспечение оптимального уровня экономической активности и определенного поведения владельцев значимого имущества;
  • стимулирование позитивной деятельности — внедрения инноваций, капитальных вложений, создания рабочих мест.

Наряду с бюджетной и монетарной политикой, налоговая политика является ключевым инструментом правительственного влияния на экономику с целью [15, с.64]:

  • сокращения амплитуды ее циклических подъемов и спадов;
  • регулирования ВВП.

Если экономика государства переживает спад, применяется стимулирующая налоговая политика. Сокращается налоговое бремя, вводятся льготы для предприятий пребывающих в упадке отраслей. В совокупности с наращиванием объема государственных закупок и бюджетными трансфертами это увеличивает совокупный выпуск и стимулирует спрос.

В период чрезмерного экономического роста и роста инфляции правительство увеличивает налоги. Это снижает уровень экономической активности и сокращает совокупный спрос.

Сегодня в долгосрочной перспективе важнейшим направлением налоговой политики является поддержание такого уровня налоговой нагрузки, который и не создаст препятствий для стабильного экономического развития и будет отвечать потребностям бюджета для выполнения важнейших государственных функций.

Такой приоритет определен в Концепции долгосрочного социально- экономического развития РФ на период до 2020 года, разработанный Минэкономразвития и одобрен Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р. Главный посыл данной концепции заключается в усилении стимулирующего влияния налоговой системы на развитие экономики, с одновременным выполнением фискальной функции.

События 2014 года, связанные с последствиями украинского кризиса, приведшие к повышению значимости геополитического фактора в современной системе мирохозяйственных связей, к режиму санкционной политики со стороны ряда государств оказали негативное воздействие на экономику России. На нынешнем этапе развития на первый план выходит проблема обеспечения сбалансированности фискальной и регулирующей (стимулирующей) ролей налоговой политики в государстве.

С одной стороны, падение доходов бюджетов вследствие сокращения налоговых поступлений от производителей и экспортеров товаров и услуг, попадающих под режим санкций, требует адекватного замещения путем перераспределения налоговой нагрузки на других хозяйствующих субъектов и население.

С другой стороны, рост налогового бремени в период стагнации и рецессии может привести к ухудшению социально-экономического положения государства.

На основе вышеизложенной информации стоит сделать следующие выводы. Налоговая политика представляет собой действия государства в области налогов и налогообложения. Разработкой налоговой политики в России занимается Министерство финансов РФ.