Файл: Особенности налоговой политики в Российской Федерации (Теоретические основы налогообложения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В документе «Основные направления налоговой политики» отражается уровень налоговой нагрузки в России и других странах, итоги реализации мер за предыдущий год и направления налоговой политики на три года.

С помощью налоговой политики Министерство финансов РФ пытается выполнить следующие основные задачи:

  • поддержка инвестиционного климата;
  • противостояние кризису;
  • противостояние выводу прибыли через офшоры;
  • стимулирование малого и среднего бизнеса;
  • усиление контроля над недобросовестными налогоплательщиками.

2. Цели и инструменты налоговой политики России

2.1 Общая характеристика налоговой системы России

В нынешних условиях рыночной экономики налоговая система и налоги занимают ключевую позицию. Без всякого сомнения, можно сказать, что без хорошо организованной и отлаженной, четко действующей налоговой системы, которая отвечает современным условиям развития общественного производства, эффективная деятельность государства просто невозможна.

Налоговая система – основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, которые складываются в связи с установлением и взиманием налогов и сборов. Основу налоговой системы составляют налоги. Это необходимое звено экономических отношений в обществе. Как известно, исторически налоги возникли в момент разделения общества на классы и с возникновением государства как «взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти» [13, с.43].

Принципы функционирования налоговой системы России таковы:

Рисунок 1 - Принципы функционирования налоговой системы России

Принцип законности предполагает, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные им либо установленные в ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом Российской федерации.


Принцип всеобщности и равенства предполагает, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала [18, с.30].

Принцип экономической обоснованности это налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

Принцип единства экономического пространства РФ не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации. В результате применения принципов построения Российской налоговой системы, можно сказать, что эти принципы приобрели особую актуальность в настоящее время. Нарушение принципов ведет, к обременительности налогов и расслоению общества.

В настоящее время в практике налогообложения установлены следующие элементы налоговой системы РФ [15, с.36]:

Рисунок 2 - Элементы налоговой системы РФ

Налогоплательщиком выступают российские организации, иностранные организации, их российские фирмы и представители, международные организации, их российские филиалы и предприятия, физические лица, индивидуальные предприниматели.

Налоговый агент это такое лицо, которое обязано исчислять за налогоплательщика налог, удержать его и перечислить в соответствующий бюджет. Объект налогообложения – реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход [6, с.77].

Налоговая база это характер объекта налогообложения: стоимостная, физическая, юридические лица исчисляют налоговую базу, по итогам каждого налогового периода, на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций. Физические лица исчисляющие налоговую базу: на основе данных собственного учета получения доходов, объектов налогообложения осуществляется по произвольным формам.

Налоговый период это такой период по окончанию которого: завершается процесс формирования налоговой базы; окончательно определяется сумма на- лога к уплате.

Налоговая ставка это величина налоговых отчислений на единицу измерения налоговой базы; по федеральным налогам установленным НК РФ; по региональным налогам устанавливаются законами субъектов РФ; по местным налогам устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.


Порядок исчисления налога определяется как совокупность действий по определению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет за налоговый период.

Сроки уплаты налога устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Определяется: календарной датой, истечением периода времени, указанием на события, которые должны произойти [13, с.165].

Уплата налога в наличной и безналичной форме это разовая уплата всей суммы налога; в течении налогового периода уплачивания авансовым платежом.

Порядок уплаты может быть федеральный, региональный, местный. По каждому налогу, вышеперечисленных элементов принимаются статьи в налоговом законодательстве. Кроме того, устанавливается порядок исчисления и сроки уплаты налогов, определяются налоговые санкции за нарушение законодательства. Наличие собственной, независимой от других государств налоговой системы является одним из признаков суверенного государства.

Далее целесообразно рассмотреть уровни налоговой системы России.

В Налоговом кодексе РФ устанавливается трехуровневая налоговая система, включающая федеральные, региональные и местные налоги. Кроме того, НК определяет специальные налоговые режимы.

Федеральные налоги: налог на добавленную стоимость; налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; водный налог; налог на добычу полезных ископаемых; акцизы и государственные пошлины.

Региональные налоги: транспортный налог; налог на игорный бизнес; налог на имущество организаций.

Местные налоги: земельный налог; налог на имущество физических лиц (единственный налог, не отраженный в НК РФ).

Контролем и надзором за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах занимается Федеральная налоговая служба РФ. Также она следит за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а кроме того, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.

За нарушение налогового законодательства граждане и организации в соответствии с гл. 16 разд. 4 ч. 1 Налогового кодекса РФ несут ответственность в виде штрафов: либо на конкретные суммы (от 50 рублей до 15 тыс.), либо на часть дохода, полученного в результате нарушения или во время работы с нарушениями.


На сегодняшний день продолжают вноситься изменения в обе части НК РФ. Прежде всего, они направлены на улучшение взаимоотношений государства и налогоплательщиков, уменьшение неопределенностей в нашем налоговом законодательстве.

2.2 Налоговая политика России в 2014-2016гг.

Разработка и создание налоговой системы, удовлетворяющей всем требованиям, является первоочередной задачей любой страны. Важную роль в формировании налоговой системы играет анализ налоговых поступлений, так как конечный результат позволяет, провести оценку поступлений, изучить их динамику и структуру, что в свою очередь способствует выявлению взаимосвязи между направлениями налоговой политики и поступлениями налогов и сборов.

На рисунке 3 представлена структура налоговых поступлений в федеральный бюджет за 2014-2016гг.

Согласно представленным на рисунке данным, наибольшую долю в структуре поступлений в федеральный бюджет в течение рассматриваемого периода занимают поступления налогов и сборов за пользование природными ресурсами. Однако, удельный вес данного показателя несколько снизился за 2014-2016гг. Так, в 2014 году доля поступлений по данному виду налогов составляла 48,2%, тогда как в 2016 году уже 46,7% от общей сумы поступлений. Значительный вес в структуре поступлений бюджет является налог на товары, реализуемые на территории РФ. Удельный вес данного вида налога практически не изменялся в течение анализируемого периода на уровне 42-43% от общего количества налоговых поступлений.

Рисунок 3 - Структура налоговых поступлений в федеральный бюджет за 2014-2016гг.

Третьим по величине поступлений бюджет является налог на прибыль, доходы, доля которого колеблется в пределах от 6,71% до 7,21%.

Перечислим виды налогов, поступления от которых являются незначительными:

  • НДС на товары, ввозимые на территорию РФ (2,04 – 2,08);
  • акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию РФ (0,12 – 0,10);
  • платежи при пользовании природными ресурсами (0,01 в течение всего периода);
  • штрафы, санкции, возмещение ущерба (0,02 в течение всего периода);
  • прочие налоговые поступления (0,20 – 0,23).

Рассмотрим размеры задолженностей по данным видам налогов за период 2014-2016гг (таблица 1).

Таблица 1 - Задолженность в федеральный бюджет по видам налогов за 2014-2016 гг.

Вид налога

Задолженность, млн. руб.

2014

2015

В % к 2014

2016

В % к 2015

всего

3 023,30

3 279,13

108,46

3 908,94

119,21

налоги на прибыль, доходы

1 576,33

1 759,42

111,61

2 136,75

121,45

налоги на товары, реализуемые на территории РФ

532,2

544,61

102,33

632,39

116,12

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ

1,22

0,93

76,23

0,37

39,78

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию РФ

0,23

0,03

13,04

0,02

66,67

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

28,77

16,67

57,94

55,27

331,55

Платежи при пользовании природными ресурсами

0,85

0,88

103,53

0,96

109,09

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

1,13

1,26

111,50

1,29

102,38

Прочие налоговые поступления

882,54

955,33

108,25

1 081,90

113,25


В течение всего анализируемого периода можно наблюдать изменение в размерах задолженности по всем видам налогов. Таким образом, по представленным данным видно, что общий размер задолженности ежегодно увеличивается и максимальной величины достигает в 2016 году - 3 908,94 млн. руб.

Несмотря на то, что налоги на прибыль, доходы занимают незначительную часть в структуре бюджета, размер задолженности по данному виду налога является наибольшей среди остальных. Можно также отметить ежегодное увеличение задолженности: в 2015 году на 11,6%, а в 2016 году на 21,5%. В значениях задолженности по уплате налогов за пользованиями природными ресурсами наблюдается большая амплитуда: значение данного показателя в 2015 по отношению к 2014 году уменьшилось на 52%, однако, уже в 2016 году произошло резкое увеличение на 232%, что в абсолютном выражении составило 38,6 млн. руб.

Положительные тенденции наблюдаются в сборе таких видов налогов, как НДС на товары, ввозимые на территорию РФ и акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию РФ. Уменьшение величины задолженностей по налогам на добавленную стоимость составило 24% и 60% соответственно в 2015 и 2016 годах. В свою очередь уменьшение величины задолженностей по акцизам в 2015 и 2016 годах соответственно составило 87% и 33%.

Таким образом, можно отметить, что для Российской Федерации характерно наличие задолженностей по всем видам налогов, однако, нельзя говорить ежегодном росте данных значений. Возникновение налоговых задолженностей перед бюджетом объясняется в первую очередь ухудшением финансового состояния субъектов налогообложения в результате общего экономического кризиса в стране. Помимо этого, на образование и увеличение налоговой задолженности юридических лиц влияет растущий уровень налоговой нагрузки.

Несомненно, налоговая задолженность негативно влияет на экономику страны, так как не в полной мере обеспечивает бюджет финансовыми ресурсами и ограничивает государство в возможности выполнения социальных программ. Своевременный и жесткий контроль со стороны всех налоговых структур за деятельностью налогоплательщиков позволит снизить недоимки бюджета. При этом, особенное внимание должно уделяться проведению своевременных и принудительных взысканий задолженностей как налоговыми органами, так и судебными приставами.

В таблице 2 доходы бюджета расширенного правительства от налогообложения добычи нефти и экспорта нефти и нефтепродуктов за 2014-2016гг.

При анализе уровня налоговой нагрузки по отдельным видам налогов в Российской Федерации традиционно выделяют нефтегазовые доходы – НДПИ и вывозные таможенные пошлины (на нефть, газ и нефтепродукты), поскольку в Российской Федерации по-прежнему существенную долю доходов бюджета составляют доходы, получаемые из этих источников.