Файл: Общее понятие о гражданском праве. Гарантии прав и свобод человека и гражданина..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Перемена имени в рамках общей процедуры. Как отмечают руководители целого ряда региональных управлений ЗАГС, перемена имени (включающего в себя собственно имя, фамилию и отчество) транссексуальных заявителей производится в рамках общей процедуры перемены имени, установленной главой VII ФЗ об АГС [5].

Поскольку российское законодательство [5] действительно содержит в себе специальный институт перемены имени, доступный каждому лицу, данная процедура может использоваться и для перемены имени транссексуальных заявителей. Таким образом, само по себе использование процедуры, установленной главой VII ФЗ об АГС, не вызывает возражений.

Вместе с тем следует учитывать, что перемена имени в общем порядке в настоящее время не обусловливается какими-либо специальными требованиями к выбираемому имени, а причины смены имени, хотя и указываются в соответствующем заявлении, не должны влиять на решение органа ЗАГС. Иными словами, в случае изменения имени транссексуальных заявителей в рамках общей процедуры к ним не могут предъявляться дополнительные требования в части представления доказательств установления диагноза, проведения каких-либо медицинских процедур, предварительной смены гражданского пола и т.д. Иное означало бы ограничение права транссексуальных лиц на имя, гарантированного, в частности, ст. 19 Гражданского кодекса РФ, а также - в более широком смысле - права на уважение или неприкосновенность частной жизни, в отсутствие законных к тому оснований.

Комбинация общей и специальной процедуры изменения имени. В некоторых регионах России при изменении полного имени транссексуальных заявителей может использоваться комбинация общей и специальной процедуры. К примеру, в Республике Карелия фамилия и отчество изменяются в соответствии с полом в рамках процедуры внесения изменений и исправлений в актовые записи [5], в то время как собственно имя изменяется по указанию гражданина на основании отдельного заявления, поданного по правилам главы VII ФЗ об АГС [19].

Представляется, что подобная тактика, хотя формально и соответствует положениям ФЗ об АГС, не может быть признана оптимальной.

Во-первых, при таком подходе усложняется процедура смены документов транссексуальных лиц: они должны подавать два различных заявления, оплачивая пошлину за рассмотрение каждого из них отдельно (а нередко также и за последующее судебное обжалование отказов органов ЗАГС).

Во-вторых, при использовании комбинации правил, установленных главой VII и ст. 70 ФЗ об АГС, возникает новый фактор нестабильности положения транссексуальных людей, расширяются возможности злоупотреблений со стороны органов ЗАГС. В частности, практика показывает, что при смене имени в рамках общей процедуры органы ЗАГС могут отказывать заявителям со ссылкой на несоответствие выбираемого имени установленному полу, при применении же ст. 70 ФЗ об АГС появляются вопросы, связанные с отсутствием установленной формы документа об изменении пола.


В-третьих, рассматриваемый подход способен порождать периоды неопределенности, длящиеся с момента исправления гражданского пола, фамилии и отчества заявителей до момента изменения их имени - в это время лицо вынуждено носить имя, очевидно не соответствующее фамилии, отчеству, установленному полу, внешности и т.д. Кроме того, подобное усложнение процедуры может повлечь за собой и дополнительные сложности в смене иных документов - в частности, паспорта (который может быть сначала изменен по причине изменения гражданского пола, затем - перемены имени).

Перемена имени в рамках специальной процедуры. Один из существующих в российской практике подходов - перемена имени транссексуальных заявителей, как и перемена гражданского пола, в рамках специальной процедуры, установленной ст. 70 ФЗ об АГС.

В одних регионах ст. 70 ФЗ об АГС применяется при изменении полного имени транссексуала (т.е. собственно имени, фамилии и отчества) [18].

В других как таковое изменение происходит только в отношении собственно имени (оно меняется на указываемое заявителем), в фамилии же и отчестве лишь корректируют окончания [16].

Наконец, иногда имя транссексуальных лиц меняется на основании решения суда [5], однако обосновывалось это невозможностью прямого применения ст. 70 ФЗ об АГС в силу отсутствия установленной формы документа об изменении пола [17]. Иными словами, здесь предполагается использование специального порядка смены имени транссексуальных лиц, который, в силу отсутствия установленной формы соответствующего документа, временно заменяется судебной процедурой.

Представляется, что практика изменения имени транссексуальных заявителей в рамках специального порядка, установленного ст. 70 ФЗ об АГС, может иметь различные проявления и оцениваться по-разному.

С одной стороны, перемена имени в рамках специальной процедуры может быть признана оптимальным вариантом в случае, если собственное имя выбирается самим заявителем. Такой подход соответствует формальным требованиям закона (в частности, как уже отмечалось, ст. 70 ФЗ об АГС [5] не конкретизирует объем исправлений и изменений, вносимых в актовые записи при предъявлении документа об изменении пола) и не порождает усложнения процедуры и необходимости затрачивания заявителем дополнительных ресурсов (поскольку подается одно общее заявление, а не два отдельных, сами изменения вносятся одновременно).

С другой стороны, если рассматриваемый подход предполагает лишь автоматическое исправление окончаний во всех трех составных частях имени транссексуального лица (включая и собственно имя), его применение чревато нарушением прав и интересов заявителя. В данном случае орган ЗАГС фактически производит выбор имени заявителя (однако мужские и женские формы имени представляют собой разные имена; имя изначально присваивается родителями, и если бы ребенку был установлен иной пол изначально, они могли бы выбрать и совершенно иное имя; не все имена имеют и женские, и мужские формы, поэтому возможно присвоение транссексуалу имени, которое неизбежно будет порождать вопросы у окружающих). Кроме того, использование такого механизма может усложнить процедуру изменения документов транссексуального заявителя, потребовать от него несения дополнительных расходов в том случае, если «скорректированное» имя не устроит лицо.


Итак, следует признать возможность перемены имени транссексуальных заявителей по их заявлению либо в общем порядке перемены имени (гл. VII ФЗ об АГС [5] - при этом к заявителям не могут предъявляться требования, касающиеся необходимости предоставления доказательств проведения в отношении их медицинских вмешательств), либо в порядке внесения изменений в актовые записи о рождении (ст. 70 ФЗ об АГС [5] - при этом изменения должны вноситься лишь на основании представленного медицинского заключения об изменении гражданского пола одновременно с изменением указания на пол путем перемены собственно имени на имя, указанное заявителем, а также исправления родовых окончаний в фамилии и отчестве заявителя).

Следовательно, право на имя - одно из основополагающих личных неимущественных прав гражданина. Присвоение человеку имени - основной способ индивидуализации личности в обществе, позволяющий выделить человека из массы других людей как вполне определенного участника общественных отношений.

Содержание права на имя составляют следующие отдельные правомочия: право на получение имени; право на пользование именем; право на неприкосновенность имени; право на перемену имени; право на защиту имени.

2.2 Правовое регулирование определение места жительства гражданина

Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает [2].

Постоянным местом жительства можно определить место, где гражданин проживает в течение более или менее стабильного времени.

Отличительным признаком преимущественного проживания является относительное постоянство по сравнению с продолжительностью проживания в других местах.

Это могут быть жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма) либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

Постоянное проживание не означает обязательно длительное проживание. Важно, чтобы в силу сложившихся условий гражданин обосновался в данном месте. Например, молодой специалист, приехавший по окончании вуза на работу в определенный населенный пункт, имеет со дня поселения местом жительства этот населенный пункт, а не город, где он учился или где живут его родители.


Понятие «преимущественное проживание» обусловлено тем, что жизнь и деятельность гражданина часто не связаны постоянно с определенным местом его пребывания. Так, геологи, моряки, рыболовы, строители и представители других профессий значительную часть жизни проводят в экспедициях, плавании, на стройках и т.п. В подобных случаях местом жительства признается место, где они проживают преимущественно, т.е. больше, чем в других местах.

Постоянное и преимущественное проживание предполагает, что гражданин всегда присутствует в определенном месте, хотя бы в тот или иной промежуток времени его там не было. Преимущественность проживания, возможно, должна определяться соотношением времени проживания гражданина в одном месте ко времени проживания в другом месте. Например, гражданин зарегистрирован в Мурманской области по месту его постоянного жительства, но проживает с апреля по ноябрь (восемь месяцев) на территории Пензенской области в приобретенном им доме, занимаясь садоводством и огородничеством. В необходимых случаях считаем возможным признать преимущественным местом жительства адрес домовладения, расположенного на территории Пензенской области. При рассмотрении вопроса о месте постоянного или преимущественного проживания сведения о регистрации по месту жительства или месту пребывания не должны иметь решающего значения, а оцениваться наравне с другими данными о том, где человек постоянно или преимущественно проживает.

Сам по себе факт регистрации по месту жительства или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ. Однако факт государственной регистрации по месту жительства служит основанием для реализации конституционных прав граждан на получение медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения, возможности пользования детскими дошкольными и школьными учреждениями.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 октября 2000 г. № 199-О [8] «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кушнарева Андрея Михайловича на нарушение его конституционных прав положениями части первой ст. 40.1 Кодекса законов о труде Российской Федерации и п. 1 ст. 12 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» также разъяснил, что место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, необязательно связанных с регистрацией его компетентными органами. Согласно ст. 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» [6], регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, что было подтверждено Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 4 апреля 1996 г. [10] по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов г. Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и г. Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы.


Регистрационный учет осуществляют территориальные органы федеральной миграционной службы, при их отсутствии - местная администрация [6]. Из-за возможных несовпадений между фактическим местом жительства гражданина и иными обстоятельствами (регистрационный учет места нахождения имущества, работы, проживания семьи и т.п.) все перечисленное не предрешает вопроса о месте жительства. Место жительства может не совпадать с местом регистрации по месту жительства.

Закон связывает категории «место жительства» и «место пребывания» с наличием жилого помещения, которое в соответствии с ЖК РФ и ГК РФ должно отвечать определенным требованиям.

Вопрос о статусе и месте жительства вынужденных переселенцев и беженцев, т.е. лиц, покинувших место жительства не в индивидуальном порядке и не по своему желанию, а вынужденно, в связи с неблагоприятными политическими, социальными условиями, стихийными бедствиями, а также в силу реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку национальной, расовой, религиозной принадлежности и др., регулируется Законом РФ от 19 февраля 1993 г. «О вынужденных переселенцах».

Возникает вопрос о соотношении таких понятий, как регистрация граждан по месту жительства и реальное место жительства этих граждан в тех случаях, когда они не совпадают. Законодатель предложил следующее решение проблемы. В соответствии с изменениями п. 1 статьи 20 ГК дополнен предложением следующего содержания: «Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий». Возникает вопрос, о каких последствиях идет речь.

Точное определение места жительства имеет важное юридическое значение для охраны прав и интересов граждан, обеспечения устойчивости и определенности гражданских правоотношений. С ним ГК связывает наступление целого ряда гражданско-правовых последствий. Например, по общему правилу местом исполнения денежного обязательства является место жительства кредитора, а по другим обязательствам - место жительства должника; с местом жительства связано признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим; место открытия наследства [2]; подсудность при разрешении споров в арбитражном суде и суде общей юрисдикции. По месту жительства осуществляется государственная регистрация индивидуального предпринимателя.

В связи с этим в случае сообщения неправильного места жительства могут возникнуть ситуации, неблагоприятные либо для одной, либо для другой стороны гражданского правоотношения. Неблагоприятные последствия могут заключаться, например, в неполучении судебных повесток, что в свою очередь может вызвать риск отрицательных последствий в виде неблагоприятного судебного решения.