Файл: Государственная социальная политика в сфере занятости молодежи - региональный аспект(Сущность и понятие рынка труда).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. На признаки падения спроса в экономике работодатели первым делом отвечают сокращением найма новых работников. Экономический кризис подвергает особому риску стать безработными именно молодых работников - "новичков" на рынке труда. Поскольку уровень квалификации обычно повышается с опытом работы и благодаря доступу к возможностям обучения на рабочем месте, молодые работники оказываются на рынке труда в особенно невыгодном положении [28, с. 19].

4. Не в полной мере налажена профессиональная ориентация молодежи. Значительная часть тех, кто получает образование, разочаровывается в полученных профессиях и стремится переучиваться на новую, либо просто ищут работу не по специальности, претендуя на меньший профессиональный рост и небольшую заработную плату. Распределение факторов, оказывающих влияние на выбор профессии, приведено на рис. 1.1.

Рис. 1.1 - Факторы, влияющие на выбор профессии молодежи

5. Острая проблема существует с подготовкой специалистов по рабочим профессиям. Так, в условиях имеющегося спроса на них со стороны работодателей, зачастую трудоустройство проблематично в связи с низких квалификационным разрядом выпускаемых специалистов.

6. Руководители кадровых служб не торопятся принимать на работу молодых людей, ссылаясь на их предстоящую службу в рядах вооруженных сил. Они считают нецелесообразным прием на работу на небольшой срок.

7. При наличии значительной части молодых людей, желающих заняться предпринимательской деятельностью и открыть собственное дело, имеются существенные препятствия для реализации ими своих возможностей в виде недостатка финансовых средств и отсутствия необходимых знаний.

8. Анализ существующих тенденций профессиональной подготовки, распределению и самостоятельного трудоустройства показал, что в органы государственной службы в поисках работы обращается лишь каждый пятый - десятый молодой специалист. Как показывает практика, в условиях отсутствия достаточного количества постоянных рабочих мест значительная доля молодежи направляется органами службы занятости для участия во временных общественных работах [4, с.175].

9. Нежелание работодателей нести дополнительные финансовые и организационные издержки, связанные с профессиональным обучением молодежи.

Факторы, оказывающие существенное влияние на безработицу среди молодежи, можно сгруппировать следующим образом:

1) демографические, обусловленные особенностями возрастной структуры населения;


2) экономические, при которых реформирование экономики, сопровождаемое высвобождением работников, приводит к увеличению напряженности на рынке труда;

3) психологические, при которых уровень адаптированности и "стрессоустойчивости" на рынке труда можно соотнести с уровнем квалификации, количеством специальностей, которыми владеет человек, и опытом работы;

4) образовательные, позволяющие работать по полученной специальности и накапливать опыт по профессии, в которой уже получены теоретические знания.

Вследствие указанных факторов наблюдается существенный рост безработицы среди молодежи. Наиболее поразительной характеристикой регионального рынка труда является то, что молодежная безработица значительно выше, чем безработица среди взрослых.

Глава 2. Методические основы анализа и прогнозирования развития рынка труда молодежи в Ульяновской области

2.1 Анализ параметров спроса и предложения на рынке труда

Как известно, рыночные отношения предполагают саморегулирование рынка труда. В мировой практике широко используется утверждение о том, что элементами механизма саморегулирования, прежде всего, являются спрос и предложение, выражающиеся через взаимодействие работников и работодателей. Известный специалист Е.В. Катульский считает, что в результате действия этого механизма устанавливается уровень и пропорции занятости, величина заработной платы, размеры и структура безработицы [29, с.124].

Г.А. Резник, раскрывая теоретическую сущность рынка труда, утверждает, что спрос на рынке труда представляет собой совокупность спроса на ресурсы страны при любой цене на них и зависит от:

1) деловой конъюнктуры и фазы экономического цикла;

2) технического уровня производства;

3) ситуации в инвестиционной сфере;

4) сложившегося в регионе уровня заработной платы;


5) налоговой политики;

6) уровень развития системы образования и профессионального обучения.

Предложение на рынке труда - это совокупное предложение ресурсов труда работников в стране при всех возможных ценах на труд. Оно зависит от:

  • демографической ситуации в регионе;
  • внутренней и внешней миграции трудоспособного населения;
  • сложившегося уровня заработной платы;
  • альтернативной стоимости труда, возможности получения дохода из иных источников, кроме работы по найму;
  • государственная политика в области занятости населения.

Для выявления степени соответствия спроса и предложения на рынке труда Ульяновской области проанализируем основные показатели занятости населения и отраслевую структуру по категориям работников. Данные по занятости и безработице населения за 2016 год взяты с официального сайта Федеральной службы государственной статистики и представлены в следующей таблице.

Таблица 2.1 - Численность экономически активного населения Ульяновской области за 2014-2016 гг.

Численность экономически активного населения

Всего, тыс. чел.

В %

Экономически активное население - всего

2634

100

мужчины

1378

52,7

женщины

1247

47,3

в том числе: заняты в экономике - всего

2487

94,4

мужчины

1310

49,7

женщины

1177

44,7

безработные граждане - всего

147

5,6

мужчины

77

2,9

женщины

70

2,6

Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости - всего

20

0,8

мужчины

7

0,3

женщины

13

0,5

из них: получают пособие по безработице - всего

18

0,7

мужчины

6

0,2

женщины

12

0,5

По данным таблицы можно сделать выводы о том, что мужчин в составе экономически активного населения больше на 131 тыс. чел. (5,4 %), безработных женщин меньше на 7 тыс. чел (0,3%), а численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, составляет 20 тыс. чел и 0,8 % от общего числа экономически активного населения.

Теперь проанализируем численность занятых в экономике по хозяйственным видам экономической деятельности в таблице 2.2 за 2014, 2015 и 2016 гг.


Таблица 2.2 - Среднегодовая численность занятых в экономике Ульяновской области по хозяйственным видам экономической деятельности за 2014-2016 гг.

виды экономической деятельности

2014

2015

2016

Всего занято в экономике, тыс. чел.

2274,2

2288,5

2328,3

в том числе по видам экономической деятельности: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

386,0

382,9

380,3

рыболовство, рыбоводство

3,6

3,5

3,5

добыча полезных ископаемых

8,2

8,3

8,3

обрабатывающие производства

277,8

272,5

268,9

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

52,1

52,8

52,4

строительство

200,1

203,8

215,4

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

402,3

414,0

431,0

гостиницы и рестораны

63,2

64,4

68,4

транспорт и связь

185,5

190,2

196,6

финансовая деятельность

32,2

33,4

34,1

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

122,1

126,5

132,7

государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

108,0

107,4

107,1

образование

167,3

163,9

164,1

здравоохранение и предоставление социальных услуг

181,7

181,0

180,4

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

83,3

83,5

84,6

предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства

0,5

0,4

0,4

Как видно из таблицы, растет доля занятых в строительстве, оптовой и розничной торговле, транспорте и связях, финансовой деятельности, недвижимости, образовании и предоставлении коммунальных и прочих персональных услуг. Одновременно с этим снижается доля занятых в сельском хозяйстве, обрабатывающем производстве и здравоохранении.

Далее проанализируем потребность организаций в работниках за сопоставимый период в следующей таблице.


Таблица 2.3 - Потребность организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест по видам экономической деятельности на 31 декабря 2016 года.

Виды экономической деятельности

Всего, тыс. чел

В % к общему числу раб. мест по соответствующему виду эк. деятельности

Всего по обследованным видам экономической деятельности

835,6

2,8

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

31,0

2,4

рыболовство, рыбоводство

1,2

2,7

добыча полезных ископаемых

13,7

1,4

обрабатывающие производства

117,7

2,0

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

43,2

2,5

строительство

24,4

1,9

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

52,0

2,6

гостиницы и рестораны

11,1

4,6

транспорт и связь

102,6

3,3

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

91,6

3,7

образование

76,8

1,5

здравоохранение и предоставление социальных услуг

233,6

5,4

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

36,8

3,2

Потребность организаций в работниках для замещения вакантных мест на 31 декабря 2016 года составляла 836 тыс. или 2,8 % от общего числа рабочих мест [44]. Наибольшее количество вакантных мест сложилось в здравоохранении (5,4%), недвижимости (3,7%), сфере гостиничного и ресторанного бизнеса (4,6%) и предоставлении услуг (3,2%).

Причинами рассогласования рынка труда и рынка образовательных услуг, определяющих спрос и предложение, могут быть:

1. Федеральный закон "Об образовании" снял с учебных заведений обязанность при подготовке рабочей силы ориентироваться на рынок труда, проявлять беспокойство о трудоустройстве своих выпускников.

2. Утрачен контроль со стороны государства за тем, кого и в каком количестве готовят учебные заведения, перечень и объем специальностей планируются по устаревшей методике, не учитывающей изменений на рынке труда.

3. Учебные заведения при формировании приема студентов ориентируются, в основном, на запросы населения.