Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 История формирования института банкротства в РФ
1.2 Понятие несостоятельности (банкротства)
2. Исследование процедур несостоятельности (банкротства): актуальные проблемы и пути их решения
2.1 Наблюдение как процедура банкротства (несостоятельности)
2.2 Внешнее управление как процедура банкротства (несостоятельности) юридических лиц
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Устойчивый рост экономики и благосостояния граждан России является одной; из главных задачу решаемых российским государством в области экономики. Для этого, как отмечает большинство экономистов, необходимо улучшить инвестиционный климат в стране, повысить защищенность финансовых ресурсов, инвестиций. Чем стабильнее ситуация в стране, а также чем лучше защищены права инвесторов, тем больше объем финансовых вложений в страну. Важную роль при этом играет система несостоятельности (банкротства) как одна из важнейших составляющих финансовой инфраструктуры, способствующей повышению доступности кредита, стимулирующей выполнение договоров и обеспечивающей предсказуемость распределения рисков при возникновении финансовых трудностей. Кроме того, на современном этапе развития российской экономики необходимо, чтобы отечественные предприятия, являющиеся основным звеном экономической системы, стали высокорентабельными и конкурентоспособными; Частью этой многогранной работы является антикризисное управление вообще ив отношении неплатежеспособных предприятий в частности. Однако ситуация в сфере регулирования процедуры банкротства является одной из самых сложных и наиболее дискутируемых.
Актуальность исследования заключается в том, что отрасль несостоятельности (банкротства) совершенно недавно начала развиваться и применяться в практике предпринимательских отношений. Изучение вопроса банкротства предпринимателей на сегодняшний день является очень актуальной, потому что существует неуравновешенность экономической сферы, а также имеют место быть финансовые кризисы.
Быстрые и активные процессы в Российской экономике способствовали созданию неустойчивой бизнес – среды в России. Развитие малого бизнеса требует постоянного усовершенствования старых и создания новых экономических и политических рычагов влияния, и, прежде всего в сфере законодательства.
Как известно, неудавшаяся попытка свободного предпринимательства для части организаций заканчивается банкротством, то есть неспособностью расплачиваться по своим долгам. И, как отдельная самостоятельная часть рыночных отношений, а вернее их следствие, отношения в области банкротства подчинены определенным правилам, установленным законодательно.
В России каждый год банкротится более около тысячи предпринимателей. Каждый из них проходит процедуру, которая по алгоритму действий ближе к признанию финансовой несостоятельности физического лица, нежели организации.
Цель данного исследования – рассмотреть процедуры несостоятельности (банкротства).
Предмет изучения – нормы права регулирующие применение процедур несостоятельности (банкротства).
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в связи с несостоятельностью (банкротством) компаний.
Задачи исследования –
1. Изучить теоретические основы изучения нормативно-правового регулирования процедур несостоятельности (банкротства) компаний;
2. Провести исследование процедур несостоятельности (банкротства): актуальные проблемы и пути их решения;
3. Сделать выводы по исследуемым проблемам.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
1. Теоретические основы изучения нормативно-правового регулирования процедур несостоятельности (банкротства) компаний
1.1 История формирования института банкротства в РФ
В истории вопроса о регулировании банкротства существуют проекты Уставов о несостоятельности, которые берут свое начало в XVI веке. Однако, данные законы имели узкую направленность. Основными законами считались два конкурсных устава – 1800 и 1832 годов. Однако, современное законодательство полностью отличается от процедур того времени[1].
В частности, в праве того времени банкротство состояло в фактическом признании несостоятельности, все сводилось к тому, что задолжавшие поступали на службу к своим кредиторам.
Если обратиться к праву, действовавшему в России до 1917 года, то можно увидеть, что в эту эпоху существовали различия понятий «несостоятельность» и «банкротство». Так, несостоятельность признавалось как родовое понятие, а банкротство, в свою очередь, было производным от несостоятельности[2].
Также в праве до 1917 года несостоятельность определялась разной терминологией, то есть подразделялась по мере ее наступления: «несчастная», «неосторожная», либо «злостная», «злонамеренная». Помимо данного подразделения было еще уголовно наказуемое банкротство, которое, в свою очередь, именовалось терминами «корыстное» или «тяжкое», и «расточительную несостоятельность» или просто банкротство.
В годы советской истории российского права факты банкротства предприятий вообще не регистрировались. Осуществление социалистическим государством через банки плановой аккумуляции, распределения и использования денежных ресурсов позволяло долгие годы существовать нерентабельным, неплатежеспособным предприятиям за счет других прибыльных организаций, способных платить кредиторам по своим обязательствам.
Современное состояние вопросов регулирования и осуществления механизмов банкротства берет начало с 1992 года, когда произошло воссоздание института банкротства. Так, в 1992 году был издан указ Президента «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применения к ним специальных процедур». Однако, получилось так, что на практике данный указ не охватывал все необходимые области его воздействия. И в 2002 году был издан новый закон «О несостоятельности (банкротстве)»[3], который действует до сих пор с многочисленными изменениями.
1.2 Понятие несостоятельности (банкротства)
Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника удовлетворить в полном объеме требовании кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей и бюджет соответствующего уровня (федеральный, бюджет субъекта Федерации, местный бюджет) и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, определенных федеральным законодательством[4].
Признаком банкротства предприятия (организации) считается его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им и течение 3 месяцев с момента наступления даты их исполнения[5].
Важная составляющая системы банкротства – диагностика финансового состояния предприятия, контроль и своевременное предотвращение приближающихся кризисных ситуаций, что, по сути, является главной задачей управления предприятием, и кризисного в частности[6].
Причины кризисных ситуаций, скрытые и в самом рыночном хозяйстве, вызваны с постоянным изменением рыночных ориентаций потребителя. Однако эта общая экономическая предпосылка не означает фатального исхода для любого предприятия, и тем более для экономики в целом, хотя в истории известны подобные всеобщие экономические кризисы, явившиеся причиной банкротства экономики и целом.
Проанализируем факторы, которые обусловливают возникновение кризисной ситуации.
Успехи и неудачи деятельности фирмы следует рассматривать как взаимодействие целого ряда факторов – внешних (на которые фирма не может оказывать влияние) и внутренних (которые, как правило, зависят от организации работы самой фирмы).
Способность фирмы приспособиться к изменению внешних (социальных) и внутренних (технологических) факторов является гарантией не только ее выживания, но и процветания.
На финансовом положении большинства предприятий негативно сказываются и последствия общеэкономического спада, инфляции, зачастую выражающиеся и слиянии фирм и неожиданном возникновении новых конкурентов, а также неожиданные перемены в сфере государственного регулирования, резкое уменьшение государственного заказа, что весьма характерно для нашей страны в последнее время.
Таким образом, на сегодняшний день реабилитационные процедуры банкротства и антикризисные механизмы предотвращения финансовой неустойчивости обладают низкой эффективностью. Это означает, что обнаружение признаков кризисного развития на ранних этапах является довольно актуальным направлением в процессе деятельности любой организации. Процедуры банкротства будут рассмотрены в следующей главе исследования.
2. Исследование процедур несостоятельности (банкротства): актуальные проблемы и пути их решения
2.1 Наблюдение как процедура банкротства (несостоятельности)
Целями проведения процедуры наблюдения могут быть следующие:
1) обеспечение сохранности имущества должника;
2) анализ финансового состояния должника и выяснение возможности реабилитации должника;
3) охрана прав и интересов всех участников процесса от неправомерных действий в отношении друг друга.
Процедура наблюдения вводится
- при возбуждении дела о банкротстве на основании заявления кредитора - по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя к должнику (ст. 48 Федерального закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)»);
- при возбуждении дела о банкротстве на основании заявления должника - с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству (ст. 62 Федерального закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)»).
По общему правилу срок проведения процедуры наблюдения не может превышать семи месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом[7].
Можно выделить две группы последствий, возникающих после введения процедуры наблюдения.
Первую группу составляют последствия введения процедуры наблюдения, установленные ст. 207 и 63 Федерального закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)». Они направлены на исключение возможности удовлетворения требований отдельных кредиторов. К ним относятся:
- наложение ареста на имущество гражданина, за исключением имущества, на которое, в соответствии с гражданским процессуальным законодательством, не может быть обращено взыскание. По ходатайству гражданина арбитражный суд может освободить имущество или его часть из под ареста в случае предоставления третьими лицами обеспечения исполнения обязательств гражданина;
- требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением Закона о банкротстве;
- по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным со взысканием с должника денежных средств;
- приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения;
- не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная п. 4 ст. 134 Федерального закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)»;