Файл: Процедуры несостоятельности (банкротства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- ряд мер организационного характера принимается арбитражным судом; определение о введении процедуры наблюдения в отношении гражданина направляется в кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского вклада, в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту жительства должника, уполномоченным органам.

Процедура наблюдения может завершиться либо вынесением определения о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением требований кредиторов, либо вынесением определения об утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу о банкротстве, либо принятием решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.

Необходимо обратиться к первому варианту окончания процедуры наблюдения в отношении гражданина, когда может быть вынесено определение о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением требований кредиторов. Как было уже отмечено, если заявление подает должник, наблюдение вводится с даты принятия заявления должника к производству и с этого времени наступают последствия введения процедуры, установленные в ст. 63, п. 1 ст. 207 Федерального закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)». Однако если к заявлению должника приложен план погашения долгов, который утверждается арбитражным судом, то в случае отсутствия возражений кредиторов это является основанием приостановления производства по делу о банкротстве на срок не более чем три месяца. Следует отметить, что в этом случае указанные последствия введения процедуры наблюдения не применяются[8].

По истечении срока погашения долгов, определенного планом производство по делу о банкротстве возобновляется. Если удовлетворены не все требования кредиторов в соответствии с планом, то гражданин может воспользоваться п. 3 ст. 207 Федерального закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)». На основании заявления гражданина арбитражный суд может отложить рассмотрение дела о банкротстве не более чем на месяц для осуществления гражданином расчетов с кредиторами. После этого расчетов с кредиторами арбитражный суд выносит определение о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением требований кредиторов.


2.2 Внешнее управление как процедура банкротства (несостоятельности) юридических лиц

Современной тенденцией российского законодательства о несостоятельности (банкротстве) становится более четкая регламентация мероприятий связанных с восстановлением финансовой устойчивости и платежеспособности должника. Наличие в законе таких элементов, как процедура «наблюдение» и реабилитационных процедур (внешнее управление, финансовое оздоровление) а также возможность заключения мирового соглашения, возможность перехода к внешнему управлению в конкурсном производстве, говорит о намерении российского законодателя всеми возможными правовыми средствами сохранить предпринимательские структуры, поддержать реальный сектор экономики[9].

Актуальной проблемой в деле о банкротстве, является вопрос совершенствование правового регулирования продажи предприятия должника в процедуре банкротства. Применение на практике норм Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», а также практика судебных решений обнаруживают многочисленные неточности и противоречия в правовом регулировании вопроса продажи предприятия должника, существуют сложности в идентификации имущественного комплекса в процедуре банкротства как предприятие и возможности отличить его от иных имущественных комплексов. Все это не позволяет в настоящий момент более широко применять одну из важнейших мер по восстановлению платежеспособности должника. В связи с этим, рассмотрим наиболее значимые моменты этого вопроса.

Закон о банкротстве предусматривает две процедуры реабилитационной направленности: внешнее управление.

Цель удовлетворения требований кредиторов достигается путем применения к должнику мер, направленных на восстановление его платежеспособности[10].

В свете изложенного заслуживает поддержки то обстоятельство, что Федеральным законом от 29.12.2014 № 476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника» предусмотрена возможность введения в отношении должника-гражданина процедуры реструктуризации долгов по результатам рассмотрения заявления о признании его банкротом (ст. 213.6 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»). Если практика применения норм о банкротстве физических лиц будет признана успешной, то соответствующие изменения будет возможно внести и в ст. 48 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», предоставив суду возможность ввести одну из реабилитационных процедур банкротства непосредственно по результатам рассмотрения заявления о признании должника банкротом, что не исключает возможности применения реабилитационных мер и до рассмотрения соответствующего заявления.


Так, например, Арбитражный суд Вологодской области, рассмотрев в открытом судебном заседании заявление государственного энергетического, энергоснабжающего и электрораспределительного предприятия Вологодской области «Вологдаоблкоммунэнерго» о признании его несостоятельным (банкротом), заявления государственного энергетического, энергоснабжающего и электрораспределительного предприятия Вологодской области «Вологдаоблкоммунэнерго», открытого акционерного общества «Вологодская сбытовая компания» и Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области об оспаривании решений собрания кредиторов должника от 27.04.2015 и двух собраний кредиторов до 15.05.2015, а также ходатайство арбитражного управляющего Р. об установлении процентов по вознаграждению временного управляющего должника в размере 837 790 рублей 53 копейки, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований: Департамент имущественных отношений Вологодской области, Департамент топливно-энергетического комплекса Вологодской области, Федеральная служба по тарифам, в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) государственного энергетического, энергоснабжающего и электрораспределительного предприятия Вологодской области «Вологдаоблкоммунэнерго», установил государственное энергетическое, энергоснабжающее и электрораспределительное предприятие Вологодской области «Вологдаоблкоммунэнерго» (далее – должник, Предприятие) в соответствии со статьями 37, 38 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) обратилось в арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании себя несостоятельным (банкротом).

Из анализа финансового состояния должника (т.д. 31 л.д.84-128) проведённого конкурсным управляющим следует, что Предприятие не имеет возможности восстановления платежеспособности; однако, одновременно временным управляющим сделаны выводы о том, что у Предприятия достаточно основных и оборотных средств для ведения деятельности и извлечения прибыли, а в течение 36 месяцев возможно восстановление платежеспособности в рамках внешнего управления (т.д. 31 л.д. 128).

Временным управляющим сделаны выводы об отсутствии признаков фиктивного и преднамеренного банкротства.

В нарушение требований статьи 65 АПК РФ Предприятие не привело никаких объективных доказательств нарушения его прав и законных интересов принятым решением о введении процедуры внешнего управления.


Ссылка Предприятия о невозможности восстановления платежеспособности должника опровергается наличием у Предприятия основных и оборотных средств, ведением Предприятием на дату судебного заседания хозяйственной деятельности и выводами временного управляющего, изложенными в анализе финансового состояния должника.

На основании изложенного, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления Предприятия о признании недействительным решения собрания кредиторов должника от 15.05.2015, проведённого в 12 часов 00 минут по инициативе АК «Чешский Экспортный банк», по четвёртому вопросу повестки дня (об установлении срока внешнего управления 18 месяцев).

Таким образом, внешнее управление в отношении должника надлежит ввести сроком на восемнадцать месяцев.

Суд считает возможным разъяснить, что кредиторы должника в любое время до истечения установленного судом срока внешнего управления вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве, с ходатайством о признании должника несостоятельным (банкротом) и об открытии в отношении его процедуры конкурсного производства, если к тому будет объективная необходимость и меры, осуществляемые в реабилитационной процедуре банкротства, не приведут к восстановлению платежеспособности должника[11].

Имущественный комплекс как предприятие в деле о банкротстве может быть реализован только в процедуре, позволяющей должнику продолжать вести предпринимательскую деятельность на данном имуществе. Такой процедурой является процедура внешнего управления. В этом случае продаже подлежит функционирующий имущественный комплекс, который связан с определенным направлением предпринимательской деятельности и который образует отдельное самостоятельное дело (бизнес). Следует признать, что на практике определить функционирование имущественного комплекса иногда бывает сложно. Если одно предприятие может представлять собой имущественный комплекс, объединяющий вещи и имущественные права, то другое аккумулирующее в себе только имущественные права. В последние годы все большую роль в функционировании предприятия (бизнеса) играют нематериальные активы. Нематериальные активы характеризуют имущественные ценности предприятия, не имеющие вещной формы, но принимающие значимое участие в предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта и генерирующие прибыль предприятия (бизнеса).

Так, например, решением Арбитражного суда Пермского края от 24.06.2011 года должник признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре банкротства ликвидируемого должника, конкурсным управляющим утвержден Н.


Конкурсный управляющий в порядке ст.138 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» обратился в арбитражный суд с заявлением об утверждении порядка и условий продажи заложенного имущества.

В судебном заседании представитель залогового кредитора приобщил в материалы дела порядок продажи имущества должника, обремененного залогом ОАО «Сбербанк России», в редакции, согласованной конкурсным управляющим и залоговым кредитором. В судебном заседании представитель конкурсного управляющего просит утвердить представленный в суд 18.05.2012 года порядок продажи[12].

При продаже предприятия в общегражданском порядке состав такого имущественного комплекса определяют субъекты предпринимательской деятельности (покупатель и продавец), которые являются сторонами сделки. В процедуре внешнего управления состав предприятия для продажи определяет арбитражный управляющий (внешний управляющий), который утверждает порядок продажи имущества через собрание кредиторов (комитет кредиторов). Продажу предприятия во внешнем управлении осуществляет также внешний управляющий. Необходимо учитывать, что в определении состава предприятия, при продаже его в процедуре банкротства, покупатель (инвестор) участие не принимает. Покупатель предприятия в данном случае делает акцепт на публичную оферту о продаже имущества[13].

Можно предположить, что целесообразно четко определить и точно установить следующее. Необходимо уточнить правовую природу предприятия как имущественного комплекса, уточнить содержание понятия предприятия как объекта гражданских прав в законодательстве о несостоятельности (банкротстве), а из этого предложить новые меры по восстановлению платежеспособности должника. Специфика сделки с предприятием в процедуре внешнего управления, позволяет предложить классификацию иных видов имущественных комплексов (новых единых объектов оборота) в зависимости от правового положения имущества. Внесение в федеральное законодательство о банкротстве изменений, касающихся продажи предприятия и иных имущественных комплексов позволит существенно упорядочить и либерализовать оборот имущественных комплексов в процедурах банкротства, будет способствовать тому, что большая часть имущества должника будет проходить через процедуры банкротства без распродажи по частям.

Таким образом, внешнее управление – это одна из реабилитационных процедур в отношении компании-должника, наряду с финансовым оздоровлением. Закон о несостоятельности содержит цель такого управления: восстановить платежеспособность банкрота. Кроме градообразующих предприятий на продление процедуры могут рассчитывать фермерские хозяйства. Судом устанавливается такой срок, в течение которого может быть выращен и собран урожай. К общему сроку внешнего управления в 18 месяцев может быть добавлен еще год. Это делается в исключительных случаях процедуры банкротства, когда на деятельность должника повлияли стихийные бедствия.