Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Ораторская речь и ее характеристика
Функционально-смысловые типы речи
Аспекты проблематики перевода ораторов
Актуальность проблемы перевода ораторской речи
Смысловой анализ речи и навык перифраза в УП
Важность тезаурусных знаний для УП-ка (background knowledge)
2.8 Профессиональная этика УП-ка
2.10 Роль скорописи и ее основные аспекты
2.11 Оформление выходного сообщения в последовательном переводе с опорой на скоропись
2.12 Типы ошибок в последовательном переводе и пути их преодоления
2.13 Специфика синхронного перевода (СП) и качества, необходимые для переводчика-синхрониста
2.14 Синхронный перевод в условиях чтения текста оратором и в условиях спонтанной речи
2.15 Речевая компрессия и ее виды в синхронном переводе
2.16 Актуальное членение предложения при синхронном переводе
2.17 Синтаксические проблемы в СП с английского на русский
2.18 Синтаксические проблемы в СП с русского языка на английский
2.19 Специфика передачи игры слов, идиом и ФЕ при СП
Содержание:
Введение
Ораторское искусство ценится со времён глубокой Древности. Оно используется во всех сферах нашей жизни: экономика, религия, политика, искусство, образование. Оно проявляется в таких процессах, как: дипломатические выступления, презентация проектов, объявления, церемонии и т.д. По - сути, любое наше подготовленное выступление будет ораторством. Ораторское искусство очень сложно в своей сущности, так как человек должен выполнять несколько сложных действий сразу: заинтересовать публику так, чтобы она действительно слушала, донести необходимую информацию, уложиться в регламент. Если ораторство так трудно в своём процессе, то перевод ораторской речи будет ещё сложней: необходимо учитывать жесты, мимику, эмоции, настроение и, что немаловажно, правильно их передать! Нужно иметь не только огромный лексикон, но и уметь быстро переводить, а также знать различные идиомы, их значение и суметь правильно разъяснить их публике.
Язык является, по своей сути, общественным и социальным феноменом, а не природным и биологическим. Отсюда исходит то, что язык появляется у человека с помощью подражания и развития, также он действует в размере целого объединения: не может быть для каждого человека своего собственного языка «языка для каждого человека». Следует сделать вывод, что язык — это проявление надындивидуальное, относящиеся ко всем участникам определенного объединения, не принимая во внимания их пол, возраст, образование, материальное положение...
Но в чем же суть отдельного человека в этом процессе? Берет ли он на себя уже принятые законы игры, ставя свою подпись наравне с другими участниками общества «языковую конвенцию» и в последующем безотказно ее соблюдая? Нет, совсем не так: у человека имеется определенная свобода по отношению к языку.
Ораторская Речь (дальше - ОР) – это подготовленное, устное выступление перед аудиторией, цель которого - информирование и воздействие на умы людей. Считается, что ОР – устная разновидность публицистического стиля. ОР – это больше синкретический жанр. Как считает Когтев: ОР необходимо выделять как отдельный стиль, так как:
- ОР привязана к месту, времени и аудитории;
- ОР необратима и динамична;
- Эгоцентричность говорящего повышена по сравнению с пишущим.
Важность вопроса перевода речи ораторов состоит в том, что речь говорящего на русском языке имеет огромные отличия от речи говоряшего на английском языке, и наоборот.
Цель работы - изучить главные вопросы и проблемы, которые возникают у людей при переводе речи ораторов для совершенствования их работы.
Задачи данной работы:
- Определить виды и роды ораторской речи;
- Изучить проблему предметной связи функциональных стилей и ораторской речи;
- Выявить функционально-смысловые типы речи ораторов;
- Выяснить структуру речи ораторов;
- Определить главные проблемы грамматического и лексического характера при переводе речи ораторов;
- Рассмотреть проблему этики профессионализма переводчика.
В основу теоретической базы данной работы были положены труды по переводоведению и по стилистике ораторской речи: Ширяева (2000), Граудиной, Миньяра-Белоручева(1980).
Для анализа в работе использовались яркие фрагменты перевода стиля речи ораторов из трудов Миньяра-Белоручева.
Ораторская речь и ее характеристика
Роды и виды ораторской речи
Виды ораторского искусства формировались не сразу. Роды и виды красноречия определяются в зависимости от сферы взаимодействия, функция которого - коммуникативная. Есть несколько сфер коммуникации: деловая, научная, социально-бытовая, информационно-пропагандистская. К первой, например, следует отнести дипломатическую речь или выступления на съезде; ко второй - лекцию в ВУЗе или научный доклад; к третьей - застольную речь или юбилейную, к четвертой относят военно-патриотическую или митинговую речь.
В настоящее время при деятельности публичного общения различают несколько родов красноречия:
- социально-политическое;
- духовное (церковно-богословское);
- судебное;
- социально-бытовое.
Род красноречия - это сфера искусства ораторов, характеризующаяся наличием конкретной специфической системой, её оценки, объекта речи, и разбора. [1; 114]
Часто к социально-политическому красноречию часто определяют выступления на социально-политические, социально-культурные, политико-экономические, этико-нравственные темы.
Ширяев и Граудина считают, что некоторые из жанров красноречия имеют черты научного и официально-делового стиля, потому что в их основе лежит официальная документация. В данных речах чаще происходит анализ положения в стране и событий в мире, основная цель которых - дать аудитории конкретную информацию.
Иногда политической речи характерны стилевые особенности, характеризующие официальный стиль (безличность, слабые проявления личности, политическая лексика, функционально окрашенная лексика). В митинговых речах, имеющие больше призывную направленность, чаще используют синтаксис разговорную и лексику.
Академическое красноречие – род речи, способствующий формированию научного мировоззрения, которое отличается глубокой аргументированностью, научным изложением и логической культурой. К данному роду стоит отнести научный обзор, научный доклад, научно-популярную лекцию, научное сообщение. Разумеется, академическое красноречие схоже с научным стилем речи, однако, в нем довольно часто употребляются изобразительные, выразительные средства.
Впервые академическое красноречие появилось в России в начале XIX века в виду пробуждения общественно-политического сознания.
Судебное красноречие считается таким родом речи, который призван оказывать целенаправленное, а главное, действенное воздействие на суд, чтобы способствовать развитию взглядов судей и находящихся в зале суда людей. В большинстве случаев, выделяют адвокатскую (защитительную) речь и прокурорскую (обвинительную) речь.
Ширяев и Граудина считают, что «Российское судебное велеречие начинает развиваться еще во 2-ой половине XIX века опосля судебной реформы 1864г. с внедрением суда присяжных. Суд – разбирательство уголовного или же гражданского дела, изыскание всех которые были использованы, связанных с ним, которое случается в ситуации поиска правды, борьбы воззрений процессуальных оппонентов. Окончательная задача данного процесса - вынести законный и аргументированный вердикт».
К социально-бытовому красноречию можно отнести речь, приуроченную к знаменательной дате, либо произнесенную в честь отдельной персоны, носящую торжественный характер; застольная речь; юбилейная речь; приветственная речь; надгробная речь.
Духовное (церковно-богословское) красноречие – старинный род красноречия, имеющий роскошный опыт и уникальные традиции. Акцентируют проповедь (слово), которую говорят с церковного амвона или же в ином месте для прихожан, что объединяется с духовным воздействием, и речь официальную, адресованную лично служителям церкви или же иным лицам, связанных с официальным поступком.
Изучением духовного красноречия занимается наука, которая называется гомилетика. Это наука, изучающая христианское церковное проповедничество.
Таким образом, существует множество видов и родов ораторства, основу речей составляют межстилевые и общеязыковые средства. Но, необходимо помнить, что у каждого рода красноречия есть свои специфические черты, образующие микросистему с одной и той же стилистической окраской.
Ораторская речь и функциональные стили литературного языка
К живому словесному общению относятся наука и искусство, и только в их взаимодействии возможно процветание ораторского искусства.
Как известно, основу действенной речи составляют ясные аргументы, выбор которых определён ситуацией общения и слушателями. Известный лингвист В.В. Виноградов полагал, что «ораторская речь – синкретический жанр, она может быть как литературным произведением, и в тоже время, как и сценическим представлением». Выходит что, ораторская речь – это подготовленная речь, и готовится она, разумеется, по таким письменным источникам, которые непременно оказывают прямое воздействие на структуру речи оратора[1; 176].
Основная функция официально-делового стиля – информативная, а функция научного стиля – сообщение, доказательство.
Публицистический стиль используется в сфере социально-культурных, общественно – экономических и иных общественных сферах, его основные функции – воздействие и сообщение. В таком стиле задействованы все лингвистические средства, хотя для него и характерна экономия лингвистических средств.
Функция художественно–беллетристический стиль – воздействия, а также эстетическая. В нем наиболее ярко имеет отражение литературный и общенародный язык, становится средством создания художественных образов и явлением искусства. Все структурные стороны языка наиболее популярно представлены в таком стиле.
Стремление говорящего воздействовать на психику членов аудитории также имеет своё влияние на речь. А.В. Луначарский считает: «Любой терми после того, как он был уже произнесен, проникает в особенный мир, в психику другой личности с помощью его органов чувств, оно снова воплощается в тот же, как будто, костюм и становится эмоцией и идеей внутреннего мира личности».
Книжным стилям противопоставляется разговорный стиль, он служит в сфере профессиональных и бытовых сфер, его главная функция - коммуникативная.
Функционально-смысловые типы речи
Описание бывает двух видов: динамическое и статистическое. Второе показывает объект в статике, признаки, которые указаны в речи объекта, могут обозначать его постоянные или временные свойства, состояния и качества.
Центр описания - существительные с предметным значением, рождающие конкретный образ в сознании слушателей, причем информативно оно может быть очень насыщенным, так как существительные с предметным значением могут вызывать большой ряд ассоциаций.
Рассуждение (или размышление) – тип речи, где изучаются явления, предметы, раскрываются их внутренние свойства, доказываются конкретные положения. Рассуждение имеет особые логические отношения между входящими в его состав суждениями, образующие умозаключения или цепочку умозаключений на заданную тему, которые изложенны в хронологической форме.
Необходимо выделить рассуждение как таковое – цепочка умозаключений на любую тему, которые излагаются в хронологической форме, цель рассужддения – выведение нового знания; доказательство которого – установление достоверности изложенного суждения, конкретизация, раскрытие.
Частный случай рассуждения - отвлеченное рассуждение, навеянное темой речи, не закрепленное за конкретной ситуацией, которое усиливает аргументацию основного изложения, используется для эмоционального усиления положений и доводов.
Ораторская речь по сути своей полемична, в ней происходит отражение противоречия коллизии общения и современной реальности. Есть два вида полемичности:
1) эксплицитная (или внешняя, открытая);
2) имплицитная (или внутренняя, скрытая).
Второй вид проявляется почти во всех речах. [1; 214]
Полемика – это двустороннее или многостороннее публичное ораторское общение, свободный обмен мнениями, спор в процессе обсуждения некоторого вопроса.
Оратор использует все возможные средства из богатого полемического арсенала: ирония, намеки, сарказм, антитеза, категоричность суждений, умолчания, ремарки, сравнения, рельефность.
Структура ораторской речи
Вопрос о структуре ораторской речи также остаётся актуальным для переводчиков.
Композиция речи – это закономерное расположение, которое мотивировано замыслом и содержанием всех компонентов речи и разумное их соответствие, концепция организации материалов.
Ширяев и Граудина акцентируют пять ключевых элементов: зачин речи, выступление основная часть (содержание), заключение, концовка речи.
Речь оратора должна заинтересовывать публику с самого начала. Зачастую данное получают опытным построением самого начала высказывания, зачин содержит этикетные формулы.