Файл: Адаптация персонала в организациях разных типов (Цели и функции системы управления персоналом).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность данной темы обусловлена тем, что управление людьми имеет важное значение для всех организаций. Можно иметь большие финансовые ресурсы, мощный технический потенциал, но без людей нет организации, без людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить в условиях жестокой конкуренции, так как человек является важнейшим элементом производственного процесса на предприятии.

Важность управления персоналом в организации не может вызывать сомнений. Ведь экономические аспекты в управлении персоналом оказывают основное влияние на повышение эффективности производства как условия конкурентоспособности, результативности деятельности предприятия, формирования численности персонала, его профессионально-квалификационного состава, эффективно используемого по уровню образования, по времени и т.д.

Управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, способного многократно повысить его эффективность.

Система управления персоналом непрерывное совершенствование методов работы с кадрами и использованием достижений отечественной и зарубежной науки и наилучшего производственного опыта.

Целью работы является анализ адаптация персонала в организациях разных типов.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- рассмотреть теоретические основы управления адаптацией персонала в организации;

- проанализировать современные подходы к управлению адаптацией персонала в ООО «Лукойл-Волганефтепродукт»;

- разработать рекомендации по совершенствованию системы управления адаптацией персонала в организации.

Объектом исследования является ООО «Лукойл-Волганефтепродукт».

Предмет исследования – процессы управления адаптацией персонала в организации.

Методы исследования: анализ научной литературы, сравнительный анализ, опрос, методы статистической обработки данных.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

Глава 1. Теоретические основы управления адаптацией персонала в организации


1.1. Цели и функции системы управления персоналом

Всю совокупность целей организации можно разделить на четыре вида, или блока: экономические, научно-технические, производственно-коммерческие и социальные.

С точки зрения работника, его потребности могут быть выражены через функции труда, которые он (т.е. труд) выполняет по отношению к человеку как участнику конкретного трудового процесса. Эту систему целей структурно можно представить следующим образом (рис. 1.1).

Удовлетворение потребностей человека как участника трудового процесса

Выполнение функций труда

Монетарная цель

Социально-психологическая цель

Цель самореализации человека

Оплата труда

Дополнительные материальные льготы и стимулы

Межличностное общение

Условия труда

Социальная безопасность

Социально-психологический климат

Творческий характер труда

Возможность профессионального роста

Должностное продвижение

Признание заслуг, адекватная оценка труда

Рис. 1.1 - Система целей, позволяющая реализовать потребности персонала

С точки зрения администрации, тот же блок целей должен включать целевые задачи и условия для их решения, показанные на рисунке 1.2.

Прибыль организации

Использование персонала в соответствии со структурой и целями организации

Повышение эффективности трудовой отдачи

Оценка персонала

Развитие персонала

Выполнение трудовой функции

Воздействие на мотивацию поведения

Создание нормальных условий труда

Поддержание здорового климата

Оценка кадров при отборе

Индивидуальные целевые задачи

Расстановка персонала

Текущая периодическая оценка персонала

Обучение персонала

Целенаправленное перемещение персонала

Служебное и профессиональное продвижение

Оплата труда

Охрана труда

Отношения руководства и коллектива

Создание творческой атмосферы

Соблюдение психологических и эргономических норм и условий труда

Трудовые взаимоотношения


Поддержка карьеры

Обеспечение социальной инфраструктуры

Уровень конфликтности

в коллективе

Учет интересов

Рис. 1.2 - Система целей администрации организации по отношению к персоналу

Система целей является основой определения состава функций управления. Первоначальным этапом формирования функций служит выявление их объектов и носителей. Схема взаимосвязи объектов и носителей функций управления персоналом показана на рисунке 1.3.

Руководство организации (включая коллективные органы управления)

Носители функций управления персоналом

Заместители руководителя организации по экономическим, научно-техническим и производственно-коммерческим вопросам

Руководитель службы управления персоналом или заместитель директора по кадрам

Носители функций и объекты управления персоналом

Носители функций и объекты управления персоналом

Линейные руководители производственных и функциональных подразделений организации

Специализированные подразделения по управлению персоналом

Носители функций и объекты управления персоналом

Специалисты, занимающиеся вопросами управления персоналом

Объекты управления персоналом

Сотрудники организации

Рис. 1.3 - Объекты и носители функций управления персоналом в иерархической системе управления организацией

Служба управления персоналом может выполнять свои задачи следующими способами:

- оказание консультативной помощи линейным руководителям;

- разработка и реализация совместно с линейными руководителями решений и кадровых мероприятий;

- собственные управленческие полномочия по выполнению соответствующих мероприятий.

Исходя из вышеперечисленных задач по этапам, можно сделать вывод, что важнейшей задачей службы управления персоналом является обеспечение соответствия качественных и количественных характеристик персонала целям организации.

1.2. Понятие, структура и виды адаптации персонала

Трудовая адаптация имеет сложную структуру. В ней выделяют психофизиологический, социально-психологический и профессиональный аспекты [12, c.121]:

1. Психофизическая адаптация - это процесс освоения совокупности всех условий, необходимых для работника во время труда.


2. Социально-психологическая адаптация - это включение работника в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями.

3. Профессиональная адаптация выражается в определенном уровне овладения профессиональными навыками и умениями, в формировании некоторых профессиональных качеств, в развитии положительного отношения работника к своей профессии.

Принципиальными целями адаптации являются [14, c.85]:

- уменьшение стартовых издержек, так как пока новый работник плохо знает свое рабочее место, он работает менее эффективно и требует дополнительных затрат;

- снижение озабоченности и неопределенности у новых работников;

- сокращение текучести рабочей силы, так как если новички чувствуют себя неуютно на новой работе и ненужными, то они могут отреагировать на это увольнением;

- экономия времени руководителя и сотрудников, так как проводимая по программе работа помогает экономить время каждого из них;

- развитие позитивного отношения к работе, удовлетворенности работой.

Управление процессом адаптации — это «активное воздействие на факторы, предопределяющие ее ход, сроки, снижение неблагоприятных последствий и т. п.

Необходимость управления адаптацией предопределяется большим ущербом как для производства, так и для работников, а его возможность доказана опытом отечественных и зарубежных предприятий и организаций.

1.3. Факторы и этапы адаптации персонала в организации

На степень трудовой адаптации работников воздействуют различные факторы, связанные с одной стороны с фактическим состоянием элементов общественного труда, а с другой стороны, с уровнем требований работающих к этим элементам.

Таблица 1.1

Факторы трудовой адаптации

Личностные

Производственные

Социально-демографические:

1.Содержание трудовой деятельности

1. Стаж, возраст

2. Образование

2.Условия труда и правила внутреннего

распорядка, организация труда, руководство

3. Квалификация

4. Социальное происхождение

Психологические:

3.Возможности повышения квалификации,

участия в обсуждении принимаемых решений

5. Уровень притязаний

6. Восприятие самого себя

Социологические:

4.Виды и способы передвижения на работу,

продолжительность передвижения на работу

7. Степень профессионального интереса

8. Степень заинтересованности в

собственном заработке

5.Заработная плата

9. Наличие установки на продолжение образования

6. Психологический климат в коллективе

10. Знание производственных перспектив


Процесс адаптации можно разделить на четыре этапа.

Этап 1. Оценка уровня подготовленности новичка необходима для разработки наиболее эффективной программы адаптации.

Этап 2. Ориентация — практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации.

Этап 3. Действенная адаптация.

Этап 4. Функционирование.

Глава 2. Современные подходы к управлению адаптацией персонала в ООО «Лукойл-Волганефтепродукт»

2.1. Характеристика ООО «Лукойл-Волганефтепродукт»

ООО "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" является дочерним предприятием нефтяной компании "ЛУКОЙЛ". Ведет деятельность в девяти центральных регионах России: республиках Марий Эл, Чувашия, Мордовия, в Нижегородской, Владимирской, Ивановской, Вологодской, Костромской, Ярославской областях. Осуществляет реализацию нефтепродуктов на внутреннем рынке через оптово-розничную сеть. Обладает уникальной транспортной инфраструктурой, позволяющей оперативно производить отгрузку нефтепродуктов потребителям железнодорожным и речным транспортом, а также посредством трубопроводов.

Основные технико-экономические показатели в 2015-2016 годах представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Основные технико-экономические показатели в 2015-2016 годах

Показатели

2015 г.

2016 г.

Абсолютное изменение, тыс. руб.

Темп роста, %

Выручка, тыс. руб. в том числе:

724865

1158932

+434067

159,88

Себестоимость, тыс. руб. в том числе:

659463

1034138

+374675

156,82

Валовая прибыль, тыс. руб.

65402

124794

+59392

190,81

Прибыль от продаж, тыс. руб.

64469

121845

+57376

189,00

Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб.

13071

94147

+81076

720,27

Чистая прибыль (убыток), тыс. руб.

4547

72495

+67948

1594,35