Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (на примере филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» и).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Понятие «окружающая среда» имеет место во многих сферах жизни -биологии – экологии, философии, социологии, политике и, конечно же, в экономике. В экономике внешняя среда общества представляет собой совокупность людей и внешних сил общества, которые влияют на развитие и поддержание услуг компании выгодных отношений с целевыми потребителями. Внешняя среда является источником, который подпитывает организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее на надлежащем уровне. Поскольку организация и внешняя среда постоянно обмениваются информацией и ресурсами. Именно внешняя среда диктует стратегию и тактику организаций.

Вопросы окружения организации затрагивали в своих работах многие отечественные авторы, такие как А. Богданов, Л. фон Берталанфи, Румянцева З. П, Семёнов А., Грант Р., Тищенко А., Гайдаенко Т.А., Данько Т.П., Тюрюханова Е.В., Айвазян С.А., Балкинд О.Я., Левицкий П., Юрлов С., Абалонин С., Коробейников О.П., Колесов В.Ю., Трифилова А.А., Саломатин Н. А., Акбердин Р. З., Виханский О. С., Кредисов А. Т., Фатхутдинов Р. А., Колюжнова Н. Я., Якобсон А. Я., Федько В. П., Яковлев В.Ф., Эриашвили Н.Д., Хруицкий В.Е., Сафарова Е.В., Мурахтанова Н.М., Малых В.В., Власова В.М., Барышев А. Ф., Багиев Г.Л. и другие.

Помимо названных авторов исследованиям внешней среды были посвящены многочисленные работы зарубежных учёных: Котлер Ф., Амстронг Г., Келлер К. Л., Дафт Ричард Л., Мэскон М.Х., Потер М., Томсон А., Тридед А. Альберт М., Жедоури Ф., Нордстрем К. А., Нортон Д., Риддерстрале Й., Абчук В. А. и другие.

Несмотря на разнообразие точек зрения, окружающая среда любой организации обычно рассматривается как состоящая из двух областей: внутренней "микро-медиа" и внешней "макро-медиа". Большинство ученых следуют этой классификации.

Связь между средами подчеркивает Бейкер: "акцент на макроэкономическом анализе основан на убеждении, что практика управления маркетингом на уровне отдельных компаний в значительной степени определяется внешними факторами, в которых компания «это макроэкономические факторы, которые контролируют структуру отраслей и рынков и характер конкуренции, то есть микро-окружающую среду». Это положение послужило основой для стратегического управления, используемого передовыми компаниями в очень неопределенной внешней среде.

Однако есть и другие точки зрения на организацию среды, в которой хозяйственный объект работает независимо от его маркетинговой ориентации. Так, в экономической литературе при рассмотрении деятельности предприятий существуют понятия «экология» и «общая среда", "внутренняя среда" и "внешняя среда", "контактная среда", "окружающая среда", "конкуренция", "рыночная среда" и др. по мнению большинства научных экономистов, окружающую среду, в которой работает компания, как экономическое явление по отношению к объекту экономики, можно разделить на макро-и микросреды. Общая позиция заключается в том, что макросреду определяют факторы, которые не находятся под контролем общества, а факторы, которые находятся под таким контролем, в той или иной степени.


Целью курсовой работы – на основе анализа внешней и внутренней среды организации выработать рекомендации по ее улучшению

Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие и сущность среды организации;

- изучить процесс анализа и оценки внешней среды организации;

- дать характеристику финансово-хозяйственной деятельности организации;

- провести оценку внутренней и внешней среды организации и разработать мероприятия по ее улучшению.

Объектом изучения выступает Комиэнерго - филиал ПАО «МРСК Северо-Запада».

Предметом исследования - внутренняя и внешняя среда организации.

Теоретическую методологическую основу исследования составили труды исследователей: Хартанович К.В., Сутиной А.А., Миловидовой С.Н., Дегтярёва А.А., Андреева П.А. и других.

Методами исследования являются: анализ; изучение и обобщение научной литературы; сравнение полученных данных.

Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что, данные могут использоваться организациями для получения большей информации о механизме анализа внутренней и внешней среды.

Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами, поставленными и решенными в ходе исследования.

Работа состоит из введения, двух глав и заключения, библиографический список включает 29 наименований.

1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОТКРЫТОЙ СИСТЕМЕ: ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Понятие и сущность среды организации

В настоящее время среда любой организации считается состоящей из двух областей: внутренней и внешней. Окружающая среда организации - это совокупность действующих лиц и сил, с которыми организация так или иначе взаимодействует. Визуально окружение организации может быть представлено в виде трех сфер.

Внутренняя среда организации является переменными факторами внутри организации. В общем, основными переменными в организации являются: цели, структура, цели, технология и люди [12, с. 1294].


1. Цели-это конкретные, конечные состояния или желаемый результат, который группа стремится достичь, работая вместе. В ходе работы руководство разрабатывает цели и доводит их до сотрудников организации, и этот процесс имеет большое значение, поскольку он позволяет членам организации знать, к чему они должны стремиться. Общие цели объединяют команду и дают всей работе осознанность. Организации имеют много целей, и их суть во многом зависит от типа организации: коммерческой, некоммерческой и общественной, муниципальной.

2. Структура организации является логической связью между уровнями управления и функциональными областями, которая направлена на установление четких отношений между различными образованиями, распределение прав и обязанностей между ними в форме, которая наилучшим образом отвечает целям организации. Типы структур Организации: линейный, функциональный, деление, матрица и т. д. [14, с. 113].

3. Задачи-конкретная работа или ряд задач, которые должны быть выполнены заранее в течение определенного периода времени. Каждая позиция организации включает в себя определенные задачи для достижения целей организации. Задачи постоянно усложняются по мере увеличения масштаба и сложности производства, что требует все большего количества ресурсов — материальных, финансовых, профессиональных и т. д.

4. Технология-это принцип, порядок организации процесса для оптимального использования всех видов ресурсов (работа, материал, временное, деньги и т. д.). Технология-это способ, который позволяет выполнять конверсии в организации. Например, в последнее время информационные технологии стали ключевым фактором в получении компанией устойчивого конкурентного преимущества в ведении бизнеса.

5. Люди являются центральным звеном в любой системе управления. Поскольку организации являются системами, созданными людьми, внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений. Организация имеет три основных аспекта человеческой переменной [12, с. 1295]:

- поведение отдельных лиц;

- поведение людей в группах;

- характер поведения вождя.

Понимание и управление людскими ресурсами организации являются наиболее сложными компонентами всего процесса управления и зависят от многих факторов: потребностей, ценностей и способностей человека, восприятия и воздействия окружающей среды на личность, лидерство в управлении и т. д. [15, с. 1207].

Следует отметить, что на практике управления внутренние переменные никогда не могут рассматриваться независимо друг от друга. Значительные изменения одной переменной в некоторой степени повлияют на все другие переменные, поскольку именно развитие теории систем помогло создать концепцию организации как целостности, состоящей из взаимозависимых частей. Внутренние факторы часто называют социотехническими подсистемами, поскольку они имеют социальный компонент (люди) и технический компонент (другие внутренние переменные).


Тщательный анализ внутренней среды организации является необходимым условием для принятия управленческих решений. Методы, используемые для диагностики внутренних факторов организации, называются управленческими обследованиями. Управленческий опрос представляет собой методическую оценку функциональных областей организации, которая направлена на выявление ее стратегических сильных и слабых сторон. Существует большое количество методов анализа внутренней среды организации, таких как анализ пяти сил Портера, анализ SWOT, анализ SNW и т. д. [14, с. 115].

Внешняя среда организации представляет собой совокупность активных экономических субъектов, экономических, социальных и природных условий, национальных и межгосударственных, институциональных и других условий, а также факторов, воздействующих на окружающую среду предприятия и затрагивающих различные области его деятельности. По словам американского экономиста Элвара Элбинга накануне экономического кризиса в 1974 году: "внешняя среда организации становится все более источником проблем для современных лидеров. Фактически, руководители наиболее важных для общества организаций-компаний, образования-государств - под влиянием последних событий в мире должны были сосредоточиться на быстро меняющейся среде и ее влиянии на внутреннюю структуру организации." [4, с. 84].

Классификация факторов внешней среды организации, предложенная научными экономистами, довольно различна и может основываться на разных принципах и критериях.

Внешняя среда, в свою очередь, делится на микросреду (или рабочую среду, или прямую среду или среду прямого воздействия) и макросреду (или общую или косвенную среду). Это разделение является условным и специфичным для каждой организации.

Внешняя среда организации прямого воздействия (microsrda) - это акционеры, поставщики логистических ресурсов, потребители продуктов (услуг) компании, рабочие ресурсы, коммерческие и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные учреждения, законы, финансовые и кредитные учреждения, страховые компании и другие факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и оказывают непосредственное влияние на операции организации [28, с. 239].

Внешняя среда прямого воздействия также называется непосредственной бизнес-средой организации. Рассмотрим некоторые микро-медиумные факторы, которые непосредственно влияют на деятельность конкретной организации (Таблица 1).

Внешняя среда организации косвенного воздействия (макрокреда) - это политические и экономические, демографические, природные, научные и технические факторы, социально-культурные и международные факторы и т. д., которые могут не иметь прямого прямого воздействия на организацию, но тем не менее влияют на многие процессы, происходящие в организации.


Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Таким образом, устройство управления бизнесом имеет тенденцию ограничивать учет действий внешней среды в основном факторами, от которых сильно зависит эффективность бизнеса на определенном этапе [23, с. 30].

Таблица 1

Основные факторы микросреды, влияющие на внешнюю среду организации

Факторы внешней среды косвенного воздействия представлены в таблице 2.

Таблица 2

Факторы внешней среды косвенного воздействия

Рассмотрим некоторые факторы более подробно. Одним из важных политических факторов является отношение законодательных и исполнительных органов государственной и региональной власти, а также судебных органов к предприятиям. Эти отношения влияют на принимаемые правительством меры, такие как налогообложение доходов, налогообложение льготных налоговых или коммерческих кредитов, законодательство о защите прав потребителей, контроль цен и заработной платы и т.д. [1, с. 72].

Еще одним элементом политической ситуации являются группы особых интересов и лоббисты. Особое внимание уделяется всем регулирующим органам государства лоббистскими группами, представляющими организации, заинтересованные в принятии решений этими органами. Политическая стабильность является важным фактором для компаний, которые работают или имеют рынки в других странах.

Учитывая также экономический фактор, руководство организации должно иметь возможность оценить влияние операций организации на общие изменения состояния экономики [4, с. 86].

Если инфляция ожидается, руководство может увеличить запасы ресурсов и установить фиксированную заработную плату для сдерживания роста расходов или заимствования у кредитных организаций. Если ожидается рецессия, организация может сократить запасы готовой продукции, сократить часть сотрудников или отложить планы расширения производства.

Особое изменение состояния экономики может оказать положительное влияние на некоторые организации и негативное влияние на другие. Во многих странах крупные организации часто рассматривают состояние экономики как особенно сложный и важный аспект.

В целом экономическая ситуация в стране характеризуется следующими показателями: состояние деловой активности (снижение, стагнация, восстановление, стабильность); инфляция, дефляция; ценовая политика; денежно-кредитная политика и т.д.