Файл: Цель и задачи налогового учета (Понятие и сущность налогового учета).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы организации налогового учета на предприятии
1.1. Понятие и сущность налогового учета
1.2. Налоговые системы и их сущность
1.3. Организация налогового планирования как метод снижения налоговой нагрузки
2. Анализ налогового учета на материалах ООО «Про-Строй»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Про-Строй»
2.2. Анализ эффективности налогового учета ООО «Про-Строй»
2.3. Анализ налоговой нагрузки ООО «Про-Строй»
3. Направления совершенствования налогового учета и планирования в ООО «Про-Стой»
3.1. Проблемы налогового учета и планирования в ООО «Про-Строй»
3.2. Направления совершенствования налогового учета и планирования ООО «Про-Строй»
Так как налоговое планирование считается сложным многофакторным процессом, финансисты его разделяют на четыре основных этапа.
Первый этап – это решение вопроса о выборе самого выгодного, с точки зрения налогообложения, места нахождения самой организации, ее руководящих органов, дочерних предприятий и филиалов. На данном этапе рассчитывают не только налоговый режим, который предоставляется местным законодательством, но и просчитывают условия, при которых возможно предоставление налоговых кредитов и других специальных льгот. Здесь также рассматривают все возможности осуществления безналогового перевода финансов между странами [4, с. 66].
Второй этап – это выбор максимально удачной для определенных целей деятельности организационно-правовой формы юридического лица или формы предпринимательства физического лица, анализ возможных сложностей во взаимодействии с действующим налоговым порядком и пути их разрешения. На этом заканчивается масштабное планирование и начинается текущая оптимизация налогообложения [4 с. 67].
Третий этап заключается в использовании всех имеющихся налоговых преимуществ и льгот, которые только существуют для данного вида предпринимательской деятельности. На данном этапе анализируются формы проводимых сделок, выбирается форма оплаты труда и осуществления социальной политики организации [7, с. 59]. Кроме того, здесь немаловажно уметь быстро реагировать на изменения в налоговом кодексе и максимально полно использовать льготы по любым видам налогов. Так же на данном этапе определяется налоговое поле фирмы, которое представляет собой полный перечень налагаемых на компанию налогов, их ставок и размеров, а также список возможных льгот. Проще всего представить эту информацию в таблице, где каждый пункт выплат характеризуется при помощи специальных показателей. После детального анализа будущих налогов, намечается план, согласно которому оговаривается порядок использования доступных льгот [12, с. 449].
На четвертом этапе необходимо решить вопрос о наиболее рациональном размещении прибыли и активов организации. Следует правильно рассчитать не только доходность вложения, но и налоги, которые потом необходимо будет выплачивать. На данном этапе закладывается основа хозяйственной и бухгалтерской деятельности предприятия. Делается это при помощи специального журнала учета всех финансовых операций в организации [16, с. 20]. Главным условием успеха при выполнении данной стадии является наличие уже очерченного налогового поля. Сопоставляется полученная в течение отчетного периода прибыль с понесенными издержками, а также анализ сложившейся в компании налоговой ситуации. Эта стадия оптимизации наступает, очевидно, по прошествии определенного времени с момента начала функционирования организации.
К элементам налогового планирования относятся [14, с. 220]:
- налоговый календарь. Данный элемент необходим для четкого составления прогнозов и контроля верности расчетов и соблюдения сроков внесения в бюджет необходимых налогов. Кроме того, налоговый календарь используется для предотвращения нарушения сроков отчетности, которые влекут за собой штрафные санкции;
- стратегия, следуя которой оптимизируются налоговые обязательства. С ее помощью финансовый отдел разрабатывает план реализации налоговых обязательств;
- контроль задолженности дебиторов. Позволяет не допускать более чем на 4 месяца дебиторскую задолженность по хозяйственным договорам, согласно которым была отпущена продукция или оказаны определенные услуги;
- контроль состояния финансовых отчетов и бухгалтерского учета, который в дальнейшем позволит получить оперативно и объективно всю необходимую информацию о хозяйственной деятельности организации для максимально адекватного налогового планирования;
- организация сделок и налоговые льготы;
- наиболее эффективное размещение прибыли и активов компании.
Налоговое планирование осуществляется следующими способами [8, с. 67]:
- использование налоговых льгот;
- применение и поиск пробелов в налоговом законодательстве;
- выбор формы деятельности организации;
- использование офшоров;
- правильная формировка политики бухгалтерского учета;
- изменение сроков выплаты налогов;
- правильный выбор партнеров и верное заключение сделок;
- лоббирование;
- адекватный прогноз изменения налогового законодательства.
Таким образом, налоговое планирование используется предприятием с целью совершенствования налогового учета и снижения налоговой нагрузки предприятия. Для этого осуществляется планирование доходов и расходов предприятия, рассчитываются планируемые показатели налоговой базы, налоговой нагрузки. Исходя из расчетов предприятием делается вывод о применении той или иной системы налогообложения.
В данном разделе работы были рассмотрены теоретические основы организации налогового учета на предприятии. На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Налоговый учет предназначен для расчета налоговой базы и налогов к уплате. При организации налогового учета важное место занимает налоговое планирование, т.к. в результате планирования выявляются недостатки применяемой системы налогообложения.
2. Анализ налогового учета на материалах ООО «Про-Строй»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Про-Строй»
Общество с ограниченной ответственностью «Про-Строй» (далее ООО «Про-Строй») создано в 21 июля 2011 года, в соответствии с Гражданским Кодексом РФ и иным действующим законодательством.
ООО «Про-Строй» является юридическим лицом и свою деятельность организует на основании действующего законодательства Российской Федерации.
Предприятие имеет следующие реквизиты:
- юридический адрес: 183034, Мурманская область, г. Мурманск, ул. Домостроительная, 8;
- основной государственный регистрационный номер (ОГРН): 1115190009505;
- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН): 5190933636;
- код причины постановки на учет (КПП): 519001001.
Основными видами деятельности ООО «Про-Строй» являются строительство жилых и нежилых помещений, специализированные строительные работы.
ООО «Про-Строй» имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, печать и бланки, штампы со своим фирменным наименованием. В своей деятельности компания действующим законодательством.
В своей деятельности организация руководствуется Уставом, законодательством Российской Федерации. Общество имеет самостоятельный баланс, круглую печать, штампы и бланки со своим наименованием и эмблемой.
Структура управления ООО «Про-Строй» имеет функциональную структуру (рисунок 1).
Директор
Главный инженер
Управляющий РЭС
Зам. директора по коммерческим вопросам
Главный юрист
Главный бухгалтер
Отдел управления качеством
Инжнер-энергетик
Инженер по охране труда
ОМТС
ПО
СМС
Рис. 1. Организационная структура ООО «Про-Строй»
Директор Общества самостоятельно организует производственно – хозяйственную деятельность Общества в соответствии с Уставом и постановлениями участника Общества; осуществляет руководство трудовым коллективом Общества; распоряжается в пределах предоставленных ему полномочий имуществом и денежными средствами Общества и выполняет иные функции по постановлению участника – учредителя Общества.
Руководство текущей деятельностью ООО «Про Строй» осуществляется директором ООО «Про Строй», которому подчиняется главный инженер, управляющий ремонтно-эксплуатационной службой, заместитель генерального директора по коммерческим вопросам, главный юрист, главный бухгалтер.
Главный инженер руководит разработкой мероприятий по реконструкции и модернизации предприятия, предотвращению вредного воздействия производства на окружающую среду, бережному использованию природных ресурсов, созданию безопасных условий труда и повышению технической культуры производства. Еще одной из функций управления является организация разработки и реализации планов внедрения новой техники и технологии, проведение организационно-технических мероприятий, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Управляющему РЭС подчиняются инженер-энергетик и инженер по охране труда и технике безопасности.
Управляющий РЭС согласовывает планы (графики) с подрядными организациями, привлекаемыми для проведения строительных работ, своевременно обеспечивает их необходимой технической документацией, участвует в составлении титульных списков на капитальный ремонт. Также руководит разработкой нормативных материалов по ремонту оборудования, расходу материалов на ремонтно-эксплуатационные нужды, составлением смет на проведение ремонтов, оформлением заявок на приобретение материалов и запасных частей, необходимых при эксплуатации оборудования
Заместителю директора по коммерческим вопросам подчиняются: начальник материально-технического обеспечения, производственный отдел, служба маркетинга и сбыта.
Коммерческий директор выполняет оперативную, консультативную, координационную и финансовую работу, включающую административно-хозяйственное руководство предприятием в целом или основными его структурными подразделениями.
В обязанности коммерческого директора входит менеджмент всех отчетных функций, создание эффективной организационной структуры предприятия, управление договорной и контрактной работой, бюджетное планирование и руководство подотчетным персоналом. Кроме того, он руководит работой по разработке стратегии маркетинга предприятия, определяет приоритеты коммерческой деятельности, ее территорию и сферу, осуществляет непосредственное руководство менеджерами по сбыту продукции, товаров, услуг.
Главный бухгалтер возглавляет работу:
– по подготовке и утверждению рабочего плана счетов бухгалтерского учета;
– по подготовке и утверждению форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, форм внутренней бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями Госкомстата России;
– по обеспечению порядка проведения инвентаризации и оценки имущества и обязательств, документальному подтверждению их наличия, состояния и оценки;
– по организации системы внутреннего контроля за правильностью оформления хозяйственных операций, соблюдением порядка документооборота, технологии обработки учетной информации и ее защиты от несанкционированного доступа.
Проведем анализ финансово-экономических показателей ООО «Про Строй» за 2015-2017 гг. (таблица 2.1).
Из данных таблицы 1 видно, что за период 2015-2017 гг. наблюдается рост всех показателей.
Таблица 1
Анализ финансово-экономических показателей ООО «Про Строй» за 2015-2017 гг.
Показатели |
Период |
Абсолютные отклонения |
||||
---|---|---|---|---|---|---|
2015 |
2016 |
2017 |
2016/2015 |
2017/2016 |
2017/2015 |
|
Активы, тыс. руб. |
142595 |
138176 |
152647 |
-4419 |
14471 |
10052 |
Собственный капитал, тыс.руб. |
804 |
9061 |
13288 |
8257 |
4227 |
12484 |
Заемный капитал, тыс.руб. |
141791 |
129115 |
139359 |
-12676 |
10244 |
-2432 |
Выручка, тыс. руб. |
255587 |
376122 |
314746 |
120535 |
-61376 |
59159 |
Себестоимость продаж, тыс. руб. |
201328 |
302807 |
253255 |
101479 |
-49552 |
51927 |
Окончание таблицы 1
Показатели |
Период |
Абсолютные отклонения |
||||
---|---|---|---|---|---|---|
2015 |
2016 |
2017 |
2016/2015 |
2017/2016 |
2017/2015 |
|
Валовая прибыль, тыс .руб. |
54259 |
73315 |
61491 |
19056 |
-11824 |
7232 |
Прибыль от продаж, тыс.руб. |
8056 |
14693 |
7094 |
6637 |
-7599 |
-962 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
4802 |
6605 |
3382 |
1803 |
-3223 |
-1420 |
Среднегодовая численность работников, чел., в т.ч. занятых: |
43 |
47 |
53 |
4 |
6 |
10 |
- в основном производстве, чел. |
34 |
36 |
39 |
2 |
3 |
5 |
Величина основных производственных фондов, т. руб. |
1337 |
736 |
313 |
-601 |
-423 |
-1024 |
Фонд заработной платы – сумма, тыс. руб. |
958,9 |
1071,6 |
1224,3 |
112,7 |
152,7 |
265,4 |
Средняя заработная плата одного работника, тыс. руб. |
22,3 |
22,8 |
23,1 |
0,5 |
0,3 |
0,8 |
Фондоотдача, руб. / 1 руб. ОФ |
191,16 |
511,04 |
1005,58 |
319,87 |
494,54 |
814,41 |
Фондоемкость, 1 руб. ОФ / руб. |
0,005 |
0,002 |
0,001 |
-0,003 |
0,00 |
0,00 |
Рентабельность продаж, % |
1,88 |
1,76 |
1,07 |
-0,12 |
-0,68 |
-0,80 |
Рентабельность активов (ROA) |
3,37 |
4,78 |
2,22 |
1,41 |
-2,56 |
-1,15 |
Соотношение заемных и собственных средств |
0,01 |
0,07 |
0,10 |
0,06 |
0,03 |
0,09 |