Файл: Счета и двойная запись(ООО «Гранд Тур» ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Структуру информационной системы бухгалтерского учета определяет двойная запись на счетах. Счета выступают в качестве элементов системы бухгалтерского учета, а двойная запись характеризует связи между элементами, направление движения информации между ними. Благодаря двойной записи на счетах информационная система бухгалтерского учета обретает динамизм, способность отражать не только количественную и качественную характеристику экономической информации, но и движение ее потоков.

По своей экономической природе любая хозяйственная операция обязательно обладает двойственностью и взаимностью. Для сохранения этих свойств и контроля над хозяйственными операциями на счетах в бухгалтерском учете используется способ двойной записи.

В соответствии с законодательством о бухгалтерском учете в РФ все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность. При этом имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации, и фиксируется путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.

Целью работы является исследование механизма осуществления бухгалтерского учета при помощи счетов и двойной записи.

Для достижения цели исследования были поставлены и последовательно решены задачи:

1) изучить понятие и принципы организации бухгалтерского учета;

2) рассмотреть характеристику счетов и двойной записи в бухгалтерском учете;

3) исследовать организацию регистрации фактов хозяйственной деятельности на счетах учета в ООО «Гранд Тур»;

4) рассмотреть порядок составления финансовой отчетности по остаткам и оборотам счетов бухгалтерского учета ООО «Гранд Тур».

Предметом исследования являются процессы, связанные с формированием учетных механизмов коммерческих организаций. Объектом исследования является система бухгалтерского учета ООО «Гранд Тур».

Теоретической и правовой базой исследования являются нормативно-правовые акты РФ, основу которой составляют положения бухгалтерского законодательства, научная, специальная и справочная литература, книги и монографии, статьи ведущих экономистов и бухгалтеров, внесших значительный вклад в теорию бухгалтерского учета, а также личные наблюдения.


Методическую основу работы составили метод диалектики и общая теория познания, а также принципы диалектической логики: индукции и дедукции, анализа и синтеза. Применялись методы сравнения, классификации, экспертных оценок, методы сбора и обработки экономической информации.

Информационную основу работы составили учетная политика для целей бухгалтерского учета, статистические данные, первичные учетные документы бухгалтерскому учету, регистры аналитического и синтетического учета, бухгалтерская финансовая отчетность ООО «Гранд Тур» за 2016 г.

Глава 1. Теоретические аспекты
счетов и двойной записи

1.1. Понятие и принципы организации бухгалтерского учета

Согласно ст. п. 2 ст. 1 федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ (далее – Закон №402-ФЗ) бухгалтерский учет – это формирование документированной систематизированной информации об объектах учета, в соответствии с требованиями данного закона, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности[1].

В Законе № 402-ФЗ сделан акцент на конечном результате бухгалтерского учета – бухгалтерской (финансовой) отчетности. Цель – бухгалтерская отчетность должна стать в полном смысле слова финансовой, приближенной к Международным стандартам финансовой отчетности. Она должна давать собственникам бизнеса и иным заинтересованным лицам представление о реальном финансовом и имущественном положении организации.

Организация бухгалтерского учета – это система построения учетного процесса. Учетный процесс любой организации вне зависимости от формы организации бухгалтерского учета из следующих основных этапов:

1. Составление первичных учетных документов – первичный (документальный) учет или регистрация фактов хозяйственной деятельности.

2. Отражение хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета.

3. Формирование главной книги или оборотно-сальдовой ведомости (шахматной ведомости).

4. Составление бухгалтерской финансовой отчетности[2].


Последовательность и способы регистрации учетной информации, состав и взаимосвязь регистров бухгалтерского учета, определяют форму организации бухгалтерского учета.

Форма организации бухгалтерского учета – это совокупность взаимосвязанных учетных регистров, а также способов отражения в них хозяйственных операций предприятия с учетом особенностей его деятельности и технологии обработки информации.

Выделяют следующие актуальные формы организации бухгалтерского учета:

1) мемориально-ордерная;

2) журнально-ордерная;

3) упрощенная;

4) автоматизированная[3].

Правила бухгалтерского учета, отвечая потребностям общества в получении финансовой информации, основываются на принципах, которые позволяют в большей или меньшей степени эту потребность удовлетворить[4] .

Слово «принцип» произошло от латинского «principium», что в переводе означает «основа, начало». Современные толковые словари приводят различные значения этого слова. Слово принцип - исходное положение любой теории, науки, которая определяет все следующие положения, вытекающие из его утверждения. В отличие от исходных положений естественных наук, принципы бухгалтерского учета разрабатываются людьми и могут не действовать в случае изменения экономической ситуации.

На постсоветском пространстве сложились следующие важнейшие принципы бухгалтерского учета (табл. 1).

Таблица 1

Основные принципы организации бухгалтерского учета

Принцип

Характеристика принципа

Понятность

Подразумевает доступность предоставляемой информации для пользователя. Этот принцип построения бухгалтерского учета стандартизирует возможные формы записи хозяйственных операций.

Продолжение таблицы 1

Принцип

Характеристика принципа

Достоверность

Является основным принципом ведения бухгалтерского учета. Информация, не содержащая существенной ошибки или предвзятости, считается достоверной.

Автономность

хозяйствующий субъект существует как единое самостоятельное юридическое лицо; имущество которого строго обособлено от имущества его владельцев, работников и прочих юридических лиц.

Непрерыв-ность

Экономический субъект продолжит свою деятельность в обозримом будущем, и что у нее нет намерения или необходимости ликвидации или существенного сокращения деятельности.

Значимость

Является одним из общих принципов бухгалтерского учета. Он утверждает необходимость учета только значимой информации для того, чтобы потребности пользователей были полностью удовлетворены в процессе принятия решений, а также в момент анализа и оценки событий операционной, финансовой и хозяйственной деятельности.

Существен-ность

Принципиально отличается от значимости тем, что пропуск подобной информации или неверное ее представление могут повлиять на экономические решения пользователей. Этот принцип ведения бухгалтерского учета характеризует ценность информации, отраженной в учете

Осмотритель-ность

Предполагает некоторую предосторожность при принятии решений, необходимых при расчетах в условиях неопределенности. При пренебрежении данным принципом бухучета и отчетности велика вероятность переоценить активы и доход (возможности) либо недооценить расходы (потребности)

Нейтральность

Один из общих принципов организации бухгалтерского учета, обязывающий применять к вносимой в финансовый отчет информации непредвзятость, что позволяет характеризовать отраженную там информацию как надежную

Объективность и беспристраст-ность

Относятся не только к принципам, но и основам бухгалтерского учета. Все хозяйственные операции должны быть отражены в финансовом отчете, зарегистрированы на каждом этапе хозяйственной деятельности, а также подтверждены оправдательными документами

Сопостави-мость

Определяет необходимость стандартизации отчетных форм различных отчетных периодов. Являясь одним из базовых принципов бухгалтерского учета, сопоставимость указывает на то, что полезными могут быть только те данные, которые можно сравнить за несколько отчетных периодов. Для этого необходимо организовать учетную политику на предприятии и ознакомить с ней всех пользователей

Завершенность

Определяет логическую полноту и достаточность указанных данных. По данному правилу бухгалтерского учета информация считается достоверной, только когда представлена в полном объеме и имеет логическое завершение.

Последова тельность

Предполагает переход отчетной информации из года в год. Сутью данного принципа бухгалтерского учета является сохранение учетной политики для получения достаточной информации с целью составления графиков и диаграмм, демонстрирующих различные тенденции к изменениям

Единое денежное измерение

Позволяет упростить анализ финансового отчета. Данный принцип учета регламентирует оценочные действия на предприятии.

Преемствен-ность

Предполагает разумную приверженность национальным традициям, достижениям отечественной науки и практики

Конфиденци-

Содержание внутренней учётной информации является коммерческой


Окончание таблицы 1

Принцип

Характеристика принципа

альность

тайной организации, за разглашение и нанесение ущерба её интересам предусмотрена установленная законодательством ответственность

Двойная запись

Предполагает двойное непрерывное отражение хозяйственных операций, использованием двойной записи на счетах, то есть одновременно и на одинаковую сумму по дебету одного счёта и кредиту другого бухгалтерского счёта

Метод начислений

Хозяйственные операции отражаются по мере их совершения, независимо от движения денежных средств.

Источник[5]

Как известно, любая информация должна быть представлена только тогда, когда выгода от нее превышает затраты на ее получение. Соблюдение критериев соотношения выгоды от полученной информации и затрат на ее получение является весьма субъективным и несет некоторую степень неопределенности. Однако как составителям, так и пользователям финансовой отчетности необходимо учитывать это ограничение.

1.2. Характеристика системы счетов бухгалтерского учета и двойной записи

В качестве элементов системы бухгалтерского учета являются счета, а связь и направление движении информации определяет двойная запись. Рассмотрим подробнее.

Система счетов – это способ текущего отражения хозяйственных операций и получения обобщающих показателей хозяйственной деятельности, средство раздельного отражения определенным образом сгруппированных хозяйственных средств, их источников и процессов.

Система счетов имеют различные виды измерителей:

  • натуральные;
  • трудовые;
  • денежные[6].

Соответственно записи в измерителях ведутся от характера учитываемых объектов. В качестве обобщенных показателей используется денежный измеритель. В бухгалтерском учете движение хозяйственных средств показывается в разности балансовой статьи, в большую или меньшую сторону.

В процессе производственной деятельности ежедневно осуществляется большое количество фактов хозяйственной жизни, подразумевающие текущее отражения, для чего и применяются специальные формы-счета бухгалтерского учета.


Счет бухгалтерского учета – это способ группировки, текущего контроля и отражения хозяйственных операций, которые совершаются с имуществом, источниками его формирования, хозяйственными процессами[7].

Счет делится на две части, левую и правую. Это сделано для того что бы отразить отдельно увеличение или уменьшение средств и их источников. Левая, называется дебитом, правая, кредитом. Отдельный счет открывается для каждого объекта учета. Название оборота носят, по дебиту и кредиту счета, итоги записи сумм операций.

Термин сальдо (остаток) называется разность между суммами одной и другой стороне счета. Является ли дебит больше кредита, или же кредит больше дебита, сальдо могут быть кредитовыми и дебитовыми. В случае отсутствия остатка счет считается закрытым. При складывании оборота отражающий увеличение средств с начальным остатком, а затем вычитанием оборота отображающий их уменьшение определятся новый счет.

Остатки и увеличение учитываемого объекта записываются в дебете, а уменьшения в кредите и наоборот, на счетах для учета источников средств, остатки и увеличение в кредите, а уменьшение в дебете. В системе бухгалтерского учета источники счета подразделяются на:

  • активные;
  • пассивные;
  • активно-пассивные[8].

Активные – это счета бухгалтерского учета, на которых учитываются различные виды имущества, их наличие, состав, движение. Сальдо активных счетов только дебетовые.

Пассивные – это счета бухгалтерского учета, на которых учитываются источники формирования имущества, их наличие, состав, движение, а также обязательства. На пассивных счетах остатки только кредитовые[9].

В бухгалтерском учете так же имеется ряд счетов называемых сложные счета, отличающихся от этих простых схем. Структура этих счетов отображает особенности учитываемых объектов. Иногда счета носят комбинированный характер, объединяя в себе признаки всех видов счетов.

Помимо основных счетов (активных и пассивных) в учете используются счета, где одновременно отражаются сальдо двух субъектов. Такие счета называют активно-пассивными, они объединяют в себе свойства активных, а так же и пассивных счетов,

В бухгалтерском учете иметься два вида счетов: синтетические и аналитические. Счета, на которых отражаются факты хозяйственной жизни в целом, называются синтетическими. Для детализированной характеристики объектов учета используются аналитические счета, посредством которых данные синтетических так же конкретизируются.