Файл: Оплата труда педагогическим работникам в современных условиях. Материальное стимулирование работников (ГБУ ДО ЦВР ДМ).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты заработной платы и системы мотивации педагогического персонала
1.1. Сущность и особенности оплаты труда и системы мотивации персонала образовательной организации
1.2. Специфика материальной мотивации работников образовательного учреждения
2. Оценка мотивации персонала учреждения
2.1. Характеристика ГБУ ДО ЦВР ДМ Калининского района Санкт-Петербурга "Академический"
2.3. Анализ системы мотивации персонала образовательного учреждения
3.2. Расчет социально-экономической эффективности от реализации проектных мероприятий
Материальная поддержка обычно используется для поощрения сотрудников-профессионалов и гораздо реже для привлечения молодых специалистов. Первые составляют, как правило, костяк коллектива, они зарекомендовали себя на деле и действительно должны получать за это дивиденды, вторых же таким образом иногда пытаются удержать[7].
Наиболее реалистичны малозатратные разовые варианты, которые выполняют больше психологическую задачу и могут оказаться полезными на некоторое время. Они ни к чему не обязывают и могут применяться в отношении всех членов коллектива. К таким вариантам относят:
- премии по итогам работы или определенного периода (учебной четверти, года);
- бесплатные путевки в санаторий или дом отдыха для педагога или его детей;
- ценный подарок (на день рождения, юбилей);
- льготный проездной;
- различные виды страхования;
- медицинский осмотр и другие медицинские услуги;
- оплату бассейна или тренажерного зала;
- экскурсии и другие виды досуга (абонемент в театр, кино и проч.);
- корпоративные мероприятия.
Можно назвать долгосрочные и более затратные способы поддержки, применять которые следует избирательно, отдавая себе отчет, что вряд ли когда представится возможность мотивировать сотрудника сильнее. Здесь важна степень личного доверия, уважения в коллективе, ценности педагога для учреждения. К таким способам стимуляции можно отнести:
- регулярную оплату учебно-методической литературы за счет средств организации;
- аттестацию на более высокую категорию;
- содействие в получении гранта на реализацию значимого педагогического проекта;
- предоставление возможности вести платные дополнительные образовательные услуги;
- разрешение на работу по совмещению;
- назначение на руководящую должность (председателем методического объединения, заместителем директора и др.);
- оказание материальной помощи на лечение или для обучения в вузе;
- содействие в улучшении жилищных условий.
Среди педагогов распространено мнение, что повышение зарплаты - наиболее действенное средство поощрения их деятельности. Но это не совсем верно. Во-первых, те, кто превыше всего ставит уровень дохода, в образовании давно не работают. Во-вторых, экономические способы стимулирования мотивации вообще обладают ограниченной эффективностью. Поэтому руководству чаще необходимо задумываться о других, нематериальных, стимулах (интеллектуально-творческих, ресурсных, статусных)[8].
Стимулирование базируется на определенных принципах. К ним относятся:
1. Доступность. Каждый стимул должен быть доступен для всех работников. Условия стимулирования должны быть понятными и демократичными.
2. Ощутимость. Существует некий порог действенности стимула, который существенно различается в разных коллективах. Это необходимо учитывать при определении нижнего порога стимула.
3. Постепенность. Материальные стимулы подвержены постоянной коррекцией в сторону повышения, что необходимо учитывать, однако резко завышенное вознаграждение, не подтвержденное впоследствии, отрицательно скажется на мотивации работника в связи с формированием ожидания повышенного вознаграждения и возникновением нового нижнего порога стимула, который устраивал бы работника.
4. Минимизация разрыва между результатом труда и его оплатой. Например, переход на еженедельную оплату труда. Соблюдение этого принципа позволяет снизить уровень вознаграждения, так как действует принцип «Лучше меньше, но быстрее». Учащение вознаграждения, его четкая связь с результатом труда — это сильный мотивационный фактор.
5. Сочетание моральных и материальных стимулов. И те, и другие факторы одинаково сильны по своему воздействию. Все зависит от места, времени и субъекта воздействия этих факторов. Поэтому необходимо разумно сочетать эти виды стимулов с учетом их целенаправленного действия на каждого работника.
6. Сочетание позитивных и негативных стимулов. В экономически развитых странах преобладает переход от негативных стимулов (страх перед потерей работы, голодом, штрафы) к позитивным стимулам (премированию, выплате вознаграждений). Это зависит от традиций сложившихся в обществе или коллективе, взглядов, нравов, а также стиля и методов руководства[9].
Компоненты вознаграждения за труд. В структуру вознаграждения работников учреждения, компенсирующего их трудовой вклад, могут входить следующие компоненты:
- базовая оплата;
- доплаты и компенсации за условия и тяжесть труда;
- рыночная компонента, в которой отражается соотношение спроса и предложения на труд данного вида;
- надбавки и премии за результативность труда;
- социальные выплаты[10].
Основные принципы, использующиеся для усиления мотивирующей функции оплаты труда: индивидуальная оплата по результатам труда; оплата результатов группы; общешкольное стимулирование; оплата по заслугам.
2. Оценка мотивации персонала учреждения
2.1. Характеристика ГБУ ДО ЦВР ДМ Калининского района Санкт-Петербурга "Академический"
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы с детьми и молодежью Калининского района Санкт-Петербурга «Академический» (далее – ГБУ ДО ЦВР ДМ Калининского района Санкт-Петербурга «Академический») является организацией дополнительного образования (ЦВР) – одно из старейших в Санкт-Петербурге учреждений дополнительного образования детей.
История Центра началась в 1928 году, когда на Выборгской стороне появился Детский Дом культуры. С 1978 года Центр внешкольной работы получил прописку на улице Вавиловых, дом 13, корпус 3.
ЦВР «Академический» является:
- многопрофильным образовательным учреждением дополнительного образования детей;
- центром методической работы с педагогическими кадрами УДОД и ОУ района и города;
- базой для организации досуговой деятельности ребенка, семьи;
- координационным центром Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российского движения школьников» в районе.
Основной целью ЦВР является осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
Основным предметом деятельности является:
- реализация дополнительных общеобразовательных программ: дополнительных общеразвивающих программ, дополнительных предпрофессиональных программ;
- реализация образовательных программ профессионального обучения, образовательных программ дошкольного образования;
- присмотр и уход за детьми;
- организация досуговой деятельности;
- организация работы с детскими общественными объединениями;
- организация методической деятельности (работы), направленной на оказание помощи педагогическим кадрам образовательных учреждений района, педагогам дополнительного образования, повышение их профессионального мастерства;
- организация инновационной, в том числе опытно-экспериментальной деятельности в различных сферах образования;
- организация психолого-педагогического сопровождения учащихся.
ЦВР поручена координация, информационно-методическое и организационное обеспечение деятельности по следующим направлениям воспитательной работы и дополнительного образования детей:
- техническая направленность;
- художественная направленность;
- социально-педагогическая направленность;
- физкультурно-спортивная направленность;
- школьное ученическое самоуправление;
- детские общественные объединения;
- олимпиадно-конкурсное движение и реализация программы «Одаренные дети»;
- культурно-досуговая деятельность, организация массовых мероприятий районного уровня в соответствии с закрепленными направленностями;
- общее методическое сопровождение деятельности отделений дополнительного образования детей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, воспитателей групп продленного дня и других педагогических работников;
- организация деятельности методических объединений: руководителей отделений дополнительного образования, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, воспитателей групп продленного дня, председателей методических объединений классных руководителей;
- обеспечение взаимодействия с Санкт-Петербургским региональным отделением Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»;
- организация участия и методическое сопровождение конкурсного движения педагогов дополнительного образования в районе и городе.
ЦВР сегодня – это:
- более 5000 воспитанников;
- 307 творческих объединений;
- 53 направления учебной деятельности;
- 104 образовательные программы.
Деятельность ЦВР осуществляется в течение всего календарного года. В ЦВР установлена 6-дневная рабочая неделя с 1 выходным днем – воскресенье.
Образовательная деятельность осуществляется в объединениях: кружках, секциях, группах, студиях, ансамблях и иных объединениях. Учащиеся имеют право заниматься в нескольких объединениях, менять их.
Рассмотрим в табл. 2.1. распределение учащихся ЦВР по возрасту.
Таблица 2.1
Возрастная характеристика учащихся ГБУ ДО ЦВР ДМ Калининского района Санкт-Петербурга «Академический»
Возраст учащихся, лет |
Численность, чел. |
Общая численность учащихся, в том числе: |
5950 человек |
детей дошкольного возраста (3-7 лет) |
1830 человек |
детей младшего школьного возраста (7-11 лет) |
2473 человек |
детей среднего школьного возраста (11 - 15 лет) |
1425 человек |
детей старшего школьного возраста (15 - 17 лет) |
222 человек |
Общая численность учащихся ЦВР – 5950 человек, из них:
- 41,6% посещают воспитанники младшего школьного возраста от 7 до 11 лет;
- дети дошкольного возраста от 3 до 7 лет составляют 30,7% удельного веса в общей структуре;
- 23,9% учащихся возрастом 11-15 лет;
- детей старшего школьного возраста от 15 до 17 лет обучается в учреждении 222 человека или 3,7%.
Учащиеся ЦВР за отчетный период остаются активными участниками и победителями самых значимых и важных городских, всероссийских и международных конкурсов, выставок, смотров, фестивалей и соревнований различного уровня.
2.2. Кадровое обеспечение Центра внешкольной работы с детьми и молодежью Калининского района Санкт-Петербурга «Академический»
ЦВР сегодня – это профессиональное содружество единомышленников, ориентированное на саморазвитие и самосовершенствование.
Коллектив учреждения успешно решает задачи, поставленные перед системой дополнительного образования детей, продолжает творческий рост и с оптимизмом смотрит в будущее. Структура управления Центра изображена в виде схемы на рис. 2.1. Тип структуры – линейно-функциональный.
Особое внимание в ЦВР уделяется системе государственно-общественного управления, при которой успешно работают общественные организации: педагогический совет, совет ЦВР, попечительский совет, методический совет, аттестационная комиссия, комиссия по распределению стимулирующих выплат, рабочая группа по сайту, профсоюзный комитет.
Организационная структура ГБУ ДО ЦВР ДМ Калининского района Санкт-Петербурга «Академический
Органы управления ЦВР
- Совет ЦВР
- Аттестационная комиссия
- Методический совет
- Рабочая группа по сайту
- Профком
- Комиссия по распределению
стимулирующих выплат
- Тарификационная комиссия
- Комиссия по охране труда
- Попечительский совет ЦВР
- Комиссия по урегулированию споров
между участниками образовательного процесса
- Комиссия по противодействию коррупции
- Секретарь Педагогического совета, Общего Собрания
- Председатель общего собрания
- Комиссия по трудовым спорам