Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание *Сущность и содержание синдрома профессионального выгорания у учителей общеобразовательных школ).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
1.1. Основные теоретические подходы к исследованию профессионального выгорания
1.2. Стресс и его связь с синдромом профессионального выгорания
2.1. Сущность и содержание синдрома профессионального выгорания у учителей общеобразовательных школ
2.2.Способы преодоления и профилактика профессионального выгорания учителей
Синдром профессионального выгорания у учителей имеет три главных симптома такие, как эмоциональная истощенность, деперсонализация и редукция профессиональных достижений (подробное описание каждой дано в главе 2) [41].
Структура синдрома эмоционального выгорания (по В. В. Бойко) [47, 3, 45]:
- Нервное (тревожное) напряжение включает в себя такие симптомы, как неудовлетворённость собой, чувство загнанности в клетку, депрессия и тревога. У человека, который находится на первой стадии выгорания, замечают умеренные, непродолжительные симптомы этого явления. Первая стадия выгорания протекает в лёгкой форме и выражаются в заботе о себе и отдыхе от работы.
- Резистенция (сопротивление) включает: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование (черствость, неучтивость, равнодушие к коллегам, клиентам), эмоционально-нравственную дезориентацию, расширение сферы экономии эмоций (общение с родственниками, знакомыми), упрощение профессиональных обязанностей. На второй стадии симптомы появляются чаще, носят длительный характер и сложнее корректируются.
- Истощение включает в себя такие симптомы, как эмоциональный дефицит и отстранённость, а также личностная отстранённость (деперсонализация) и психосоматические нарушения. Эти симптомы - хронические. Способы заботы о себе и психологическая помощь не приносят положительного эффекта.
Далее рассмотрим одну из профессий, наиболее подвергавшуюся профессиональному выгоранию - учитель.
Синдром выгорания относится к феномену личностной деформации. Особенно часто синдром выгорания развивается у учителей [26, 56].
Особенности педагогической работы заключаются в том, что в данной профессии приходится много общаться, что требует от учителя большого личностного вклада в установление доверительных отношений и умения управлять собственным эмоциональным состоянием [26, 56].
Ключевая роль в возникновении синдрома выгорания принадлежит затрудненным взаимоотношениям в системе «человек-человек» [20].
Началом выгорания служат проблемы личности в эмоционально-нравственной сферы, которые вызываются тревожностью в сфере эмоций и в сфере общения. Из-за такой тревожности начинается эмоциональное истощение личности. Сначала выгорание затрагивает эмоций, далее это явление затрагивает познавательные процессы и, в конечном итоге, это отражается и в поведении [26, 56].
Также началом возникновения выгорания является постоянная тревожная эмоциональная атмосфера в профессиональной деятельности учителей .
На начало выгорания больше влияют индивидуальные особенности определенного человека, чем внешние факторы [5, 6].
У учителей прослеживаются несколько стадий синдрома профессионального выгорания:
На первой стадии у учителей возникают некоторые сбои в сфере произвольного поведения. Это выражается в забывании таких моментов, например, как задавался ли ученику планируемый вопрос и т. д.). В связи со страхом допустить ошибку, учитель вынужден испытывать постоянную нервно-психическую напряженность. Данная стадия формируется в среднем от трёх до пяти лет.
На второй стадии возникают такие симптомы, как заниженный интерес к работе, отсутствие потребности в общении даже дома и с друзьями, «неделя длится вечно», усиливается апатия, возникают физические симптомы такие, как головная боль, увеличение простудных заболеваний, отсутствие сил, появляется сильная раздражительность. Время формирования этой стадии составляет от пяти до пятнадцати лет.
Третья стадия представляет собой личностное выгорание. Для нее характерна эмоциональное безразличие, выражающееся в полной потери интереса к работе, в нежелании общаться с людьми и потере всех жизненных сил. Даная стадия формируется в среднем 10-20 лет.
Существует связь между стажем работы учителя и синдромом профессионального выгорания.
Выделяются три группы учителей: со стажем от 0 до 5 лет, от 15 до 20 лет и больше 20 лет [51].
Учителя со стажем 0-5 лет. Возраст таких учителей от 23 до 29 лет. Причиной выгорания при таком стаже работы является внутриличностный конфликт между профессиональными ожиданиями и реальной действительностью [51].
Самая устойчивая группа учителей к синдрому выгоранию имеет стаж работы 15-20 лет. Возраст таких учителей от 35 до 41 года. Для этого возрастного диапазона характерно освоение родительской дистанции с детьми, появляется возможность больше времени и внимания уделять своей собственной жизни. Это приводит к обновлению переживаний, появляется чувство полноты жизни, причастности ко всем её проявлениям.
У учителей со стажем работы более 20 лет, возраст которых от 40 до 53 лет. У этой группы все фазы выгорания усиливаются. Это объясняется кризисом идентичности личности, который выражается вопросом: «А зачем всё это? Зачем я работаю, зачем живу?» При условии успешного решения жизненных задач, в дальнейшем человек переживает новый подъем творческих сил.
Ученые выделили следующие группы симптомов профессионального выгорания у учителей [32,31, 40, 34]:
- Физические симптомы такие, как утомление, повышенное давление, усталость, сердечные болезни, бессонница, и т. д.
- Эмоциональные симптомы такие, как тревога, безразличие, безнадежность, беспомощность, раздражительность, пессимизм, цинизм и черствость, агрессия, потеря идеалов, надежд в профессии депрессия, преобладание переживания одиночества и другие.
- Поведенческие симптомы такие, как безразличие к еде, работа до 45 часов в неделю, увеличение употребления табака, алкоголя, лекарств, отказ от физической нагрузки, и т. п.
- Интеллектуальные симптомы такие, как увеличение скуки, тоски, апатии, уменьшение интереса к новым идеям в работе, безразличие к новшествам, нововведениям, потеря творчества и другие.
- Социальные симптомы такие, как утрата интереса к хобби, малая социальная активность; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег; ощущение изоляции, непонимание других; и т. п.
Все факторы, способствующие синдрому профессиональному выгоранию учителей, можно разделить на две большие группы: объективные (внешние, организационные) и субъективные (внутренние, индивидуальные) [49, 12, 39].
К объективным факторам возникновения выгорания относятся:
- Неблагоприятный социально-психологический климат педагогического коллектива. Нет сплоченности в коллективе, часто происходят конфликты в отношениях коллег с руководством - все это отрицательно влияет на индивидуально-психологическое состояние членов коллектива, что способствует тяжёлым переживаниям, которые приводят к эмоциональному выгоранию.
- Недостатки в организации педагогической деятельности заключаются в неудобном распределении учебной нагрузки, высокая степень самостоятельности учителя, неясные перспективы профессионального роста, недостаточная стимуляция труда учителя.
К субъективным факторам возникновения выгорания относятся следующие показатели: высокий уровень тревожности, который представляет собой показатель эмоциональной неуравновешенности индивида, неустойчивости нервно-психических процессов, выражающейся в высокой возбудимости и преобладании отрицательных эмоциональных состояний. Отсутствует возможность выполнять учителем свои самые значимые смыслообразующие жизненные цели, теряются важные свойства личности для своей профессиональной деятельности. Происходит понижение уровня произвольной саморегуляции поведения и эмоций.
К внешним факторам относятся: постоянная напряженность в эмоциональной деятельности в условиях вынужденного общения с людьми; высокая ответственность за исполнение функций и операций; плохая атмосфера профессиональной деятельности; ученики с отклонениями в развитии, с которыми происходит общение в профессии: у учителей - это дети с аномалиями характера, нервной системы и с задержкой психического развития.
К внутренним факторам относятся: сильное восприятие и переживание обстоятельств, связанных с профессией; низкая мотивация эмоционального отклика в профессии; нравственные дефекты и дезорганизация личности.
Существует еще ряд факторов, провоцирующих синдром профессионального выгорания [5, 6]:
- Однообразие в работе.
- Вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки.
- Ограничение времени на выполнение работы.
- Работа с клиентами, имеющими низкую мотивацию, характеризующуюся отказом от помощи.
- Конфликты и напряженность в коллективе, низкая поддержка коллег и повышенная критика.
- Отсутствие условий для личностного выражения на работе и подавление экспериментов и инновации.
- Работа без возможности дальнейшего обучения, профессионального совершенствования.
- Неразрешенные внутриличностные конфликты специалиста.
Таким образом, выгорание выражает собой несоответствия между работой и личностью. Главными сферами этого несоответствия проявляются [25]:
- Между профессиональными обязанностями специалиста и его личностными особенностями: он не может выполнить работу, из-за чего испытывает стресс, или очень лёгкое задание, с которым специалист быстро справляется не приносит удовлетворения.
- Между желанием иметь интересную работу и неудовлетворённостью профессией из-за неправильности её выбора, низкой результативности, плохих условий труда, несоответствия своих способностей требованиям профессии.
- Между стремлением работников иметь высокую личную автономию и строгим контролем администрации.
- Между количеством работы и маленькими сроками её выполнения.
- Между трудом и вознаграждением.
- Между желанием положительного взаимодействия и его отсутствием.
2.2.Способы преодоления и профилактика профессионального выгорания учителей
Одним из способов преодоления выгорания является развитие стрессоустойчивости. Её повышение выражается в поиске ресурсов, которые помогают преодолеть отрицательные последствия стрессовых ситуаций. Ресурсы - это внутренние и внешние факторы, помогающие повысить психологическую устойчивость в стрессовых ситуациях [5, 6].
Главным психологическим качеством, обеспечивающим стрессоустойчивость, является высокаязрелостьличностиработника, заключающаяся в способности нести ответственность за принятые решения, а также в умениивыстраивать целостные взаимоотношения с другими людьми и делать правильные выводы изсвоего и чужого опыта.
Для повышения стрессоустойчивости необходимо развивать следующие ресурсы: личностные, информационные и инструментальные.
Личностные ресурсы:
- Психологическая компетентность, умение правильно себя вести при общении с людьми, не причиняя им при этом никакого физического и морального вреда.
- Высокая мотивация преодоления стрессов, через которые приобретается личный опыт и возможность личного роста.
- Сила Я-концепции, уважение себя, собственная значимость,самодостаточность, адекватная и высокая самооценка.
- Активная жизненная установка выражается в активном отношении к жизни, которая позволяет вырабатывать психологическую защиту к стрессу.
- Позитивность и рациональность мышления.
Информационные и инструментальные ресурсы[5, 6]:
- Способность контролировать ситуацию.
- Способность к привыканию, взаимодействия человека окружающей средой, которое его изменяет, информационная и деятельная активность по изменению ситуации взаимодействия личности и стрессовой ситуации.
- Использование различных методов или способов достижения поставленных целей.
- Способность к структурированию и пониманию ситуации.
В качестве способа преодоления синдрома профессионального выгорания могут выступать смысложизненные ориентации специалистов. Смысложизненные ориентации - жизненные ориентации, характеризующие особенности стремления человека к смыслу жизни. Они включают в себя наличие цели в жизни, интерес, эмоциональную насыщенность, удовлетворенность самореализацией [38].
Существуют пять областей, оказывающих влияние на противостояние выгоранию[5, 6]:
- Правильно распределенная рабочая нагрузка.
- Приемлемый контроль для поддержания самостоятельности специалиста.
- Заслуженное вознаграждение.
- Чувство коллектива.
- Разделение ценностей и обязанностей.
Исследователи выделили несколько направлений, которые помогают предотвратить и уменьшить риск возникновения профессионального выгорания. К самым эффективным относятся следующие [5, 6]:
- Организация специализированных тренингов для всего коллектива, направленных на распознавание и преодоление симптомов выгорания.
- Разработка программы для поддержания работников, включающая в себя консультации и лечение нарушений здоровья, связанных со стрессом.
- Возможность работы при гибком графике.
- Проведение семинаров, направленных на развитие навыков межличностного общения и управление конфликтами для работников.
- Обеспечение открытого общения между руководством и остальным коллективом.
- Проведение мероприятий, направленных на повышение привлекательности работы в организации.
- Приемлемая система стимуляции работников, включающая в себя развитиепрофессионального роста и карьеры.