Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание *Сущность и содержание синдрома профессионального выгорания у учителей общеобразовательных школ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • Общеорганизационные проблемы (нет четкого разделения обязанностей между сотрудниками компании; плохая внутрифирменная коммуникация).
  • Неопределенность положения человека в компании (расширение или сокращение отдела, вызванное изменением видения руководителя; абстрактные прогнозы, обещания руководства).
  • Недостаточные и неправильно подобранные люди на конкретные рабочие места.
  • Сверхурочные, неудобные часы работы.
  • Карьера, перспективы служебного продвижения.
  • Зарплата.
  • Личность руководителя (жесткий стиль руководства; взаимоотношения руководителя со своими подчиненными по типу «родитель-ребенок»; манипулирование; личные особенности руководителя).

Организационный стресс возникает из-за отрицательного влияния на специалиста особенностей организации, в которой он работает [36, 58,30].Главной причиной данного вида стресса является внутриличностный конфликт между требованиями со стороны организации и ожиданиями и реальными возможностями работника.

Негативные последствия организационных стрессов бывают самыми разнообразными: текучесть кадров, увеличение конфликтности в коллективе, снижение трудовой мотивации и волевого контроля, снижение производительности, переживания депрессии и переутомления, переживание одиночества и неудовлетворенности жизнью увеличение числа несчастных случаев на производстве, и т. д.

Существует множество факторов, способствующих развитию стрессов на работе. Основные из них представлены в таблице 1.1 [30].

Таблица 1.1

Факторы, способствующие развитию стрессов на работе

Факторы, способствующие развитию рабочего стресса

Факторы, способствующие развитию профессионального стресса

Факторы, способствующие развитию организационного стресса

Микроклимат рабочего помещения; неудобный график работы, сверхурочные; однообразная работа; недостаточная загруженность работника; безопасность труда; организация индивидуального рабочего места

Понимание целей деятельности (противоречивость/ реальность); ролевой статус (конфликт ролей и ролевая неопределенность);психологический климат в коллективе (межличностные конфликты, взаимоотношения с коллегами, клиентами);

социальная ответственность; профессиональный опыт, уровень знаний; возможность проявления творческих способностей

Организационные изменения; управление организацией (стиль управления);кадровая политика, продвижение по службе (слишком быстрое или слишком медленное);специализация и разделение труда (необходимость работы в группе или индивидуально);нарушение субординации, неправильное построение иерархии; не отлаженность информационных потоков


Для быстрого преодоления стресса необходимо знать индивидуальные реакции людей на него.

По способам реагирования на стресс людей можно разделить на три категории:

  1. «Стресс кролика» - у людей возникает пассивная реакция на стресс. При этом они способны только на короткое время активизировать свои немногочисленные силы. При такой реакции людей на стресс они становятся ленивыми и бездействующими, испытывают усталость, жалость к себе, смирение, тревогу. Девиз таких людей: «Быть как все». Последствием такой реакции является быстро развивающаяся депрессия.
  2. «Стресс льва» - люди бурно и энергично реагируют на стресс. Проявляя такую реакцию, люди испытывают злость на себя и на других, агрессию, вспыльчивость, гнев, страх неудачи, страх потери контроля, страх совершить ошибку, напряжение. Любая мелочь выводит из себя. Девизы таких людей: «Все вокруг виноваты» - роль жертвы или «Я буду не я, если не справлюсь» - роль героя. Последствия такой реакции заключаются в частых конфликтах и болезнях.
  3. «Стресс вола» - люди могут долго работать на пределе своих возможностей и проявляют трудолюбие, но при этом чувствуют ощущение тяжести и не испытывают никаких чувств. Девиз таких людей: «Надо, так надо! Буду терпеть!» Последствием такой реакции является длительная депрессия, из которой трудно выйти.

Если представить различные возрастные кризисы человека в виде стресса, то можно обнаружить определенную связь между ними и синдромом профессионального выгорания.

Кризис профессионального самоопределения наступает в среднем 20-23 года, потому что человек начинает работать в организации. Его ритм жизни резко меняется, ему необходимо быстро привыкнуть к требованиям работодателя и коллективу, в котором он будет работать, а также получить практические навыки. При таком ускоренном ритме жизни у молодого специалиста могут возникнуть такие страхи: «а вдруг не получится?», «а если не справлюсь?». Эти страхи являются признаками синдрома профессионального выгорания, которое может повлечь за собой сомнения в правильности выбранной профессии. В такой ситуации начинающему специалисту нужен помощник, который будет его обучать навыкам работы и поддерживать психологически [55].

Кризис смысла жизни наступает около 30 лет. В этом возрасте человек уже достиг каких-либо успехов, реализовал цели, которые были поставлены ранее. И на пике такого успеха вдруг возникает вопрос: «а к тем ли целям я стремился?» Синдром профессионального выгорания, развивающийся изданного кризиса, имеет такие симптомы, как отчуждение от коллег и снижение деловой активности. В такой ситуации человек может начать употреблять алкоголь, нарушать трудовую дисциплину, уклоняться от своих профессиональных обязанностей [55].


Кризис среднего возраста наступает в среднем в 40-45 лет. В этом возрасте синдром профессионального выгорания может возникнуть из-за страха потерять работу. Данный кризис особенно тяжело переживают мужчины, которые занимают высокий управленческий пост. Достигнув того, к чему стремились, они не знают, что дальше делать. Стабильная ситуация в компании вызывает у них скуку, выступающую как препятствие, мешающая им проявить себя.

Кризис зрелости наступает в 55-65 лет и характеризуется как период очевидного упадка физических и умственных функций. Вместе с тем эти годы жизни сензитивны для наиболее общих социальных достижений - положения в обществе, власти и авторитета, частичной освобожденности от рутинных занятий и отбора наиболее интересных для личности общественных дел. Если человек не достиг авторитета в обществе, в частности в своей профессиональной деятельности, то на этой почве может развиться синдром профессионального выгорания [55].

Затянувшаяся стрессовая ситуация неизбежно приводит к феномену эмоционального выгорания, ключевые признаки, которого следующие:

  • Предельное истощение представляет собой чувство перенапряжения и израсходования физических и эмоциональных и ресурсов, чувство хронической усталости.
  • Личностная отстраненность от учеников и от работы, которую специалисты, испытывающие «выгорание», используют как способ справиться со стрессовыми ситуациями на работе. В таком состоянии человека ничего не волнует и ничто не вызывает никаких эмоций. Пропадает интерес к общению с учениками и коллегами.
  • Неудовлетворенность собой в связи с работой выражается в том, что специалисты не видят дальнейших перспектив для своей профессиональной деятельности, идёт снижение удовлетворённостью работой, исчезает вера в свои профессиональные возможности.

Рисунок 1.1 Признаки синдрома профессионального выгорания

Эмоциональное выгорание зачастую подменяют термином профессиональное выгорания, на сегодняшний день существует множество определений синдрома выгорания. Так, например, Н. Е. Водопьянова дает следующее определение: «Синдром профессионального выгорания - совокупность стойких симптомов, проявляющихся в негативных эмоциональных переживаниях и установках относительно своей работы (профессии), личных достижений и субъектов делового общения. [14].

По мнению К. Маслач: «Профессиональное выгорание - психологический синдром истощения, цинизма, профессиональной неэффективности, вызванный длительной ответной реакцией на хронические эмоциональные и межличностные стрессовые факторы в профессиональной среде [60],


Созвучную трактовку дает В. В. Бойко: «Синдром эмоционального выгорания - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия» [4].

В феномене профессионального выгорании выделяют три аспекта [52].

Первый - снижение самооценки проявляется в апатии и чувстве беспомощности что-либо изменить. Это состояние в дальнейшем переходит в отчаяние и агрессию.

Второй - одиночество выражается в неумении контактировать с людьми.

Третий - эмоциональное истощение характеризуется такими симптомами, как апатия и депрессия, усталость, сопровождающие эмоциональное выгорание, которое впоследствии приводят к серьезным заболеваниям-мигрени, повышенному артериальному давлению, гастриту и многим другим.

Обобщая, все выше сказанное, можно сделать вывод о том, что между стрессом и синдромом выгорания существует связь. Она выражается в том, что хронический стресс является причиной синдрома выгорания, а последний является последствием хронического стресса.

ГЛАВА II. СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАНОГО ВЫГОРАНИЯ у учителей общеобразовательных школ И СПОСОБЫ его преодоления

2.1. Сущность и содержание синдрома профессионального выгорания у учителей общеобразовательных школ

По мнению ученых, существует определённые категории сотрудников, наиболее подверженных профессиональному выгоранию, их можно объединить, в так называемые, «группы риска».

Данному явлению наиболее подвержены [57, 9]:

- Специалисты, которым в процессе своей работы приходится много и часто общаться с различными людьми. К таким специалистам относятся учителя, медицинские и социальные работники, консультанты, руководители, менеджеры по продажам, полицейские и многие другие. Быстрее всего «выгорают» специалисты, которые сосредоточены на себе, замкнуты, испытывают сложности в общении с окружающими, а также те, у которых возникает внутриличностный конфликт между индивидуально-психологическими особенностями и профессиональными требованиями социальных профессий. Они не имеют избытка жизненной энергии, характеризуются скромностью и застенчивостью, склонны к замкнутости и концентрации на предмете профессиональной деятельности. Такие люди держат негативные эмоции в себе, что приводит к выгоранию.


- Работники, которые чувствуют внутреннее противоречие, связанное с работой. К этой группе относятся женщины, испытывающие давление, потому что они должны показывать свой высокий профессиональный уровень знаний, для того чтобы конкурировать с мужчинами в данной профессиональной деятельности.

- Специалисты, испытывающие постоянный страх потерять работу. К данной категории относят людей среднего возраста, которые могут лишиться работы из-за не приемлемых вероятность условий труда. Для них поиск новой работы затруднителен из-за возраста.

- Специалисты, которые попадают в незнакомую рабочую обстановку, где им необходимо показать свой высокий профессиональный уровень знаний, в связи с этим они испытывают хронический стресс.

- Жители больших городов, которые живут в условиях взаимодействия с большим количеством незнакомых людей в общественных местах.

- Специалисты высокого должностного статуса (директор, завучи) в связи с большой ответственностью за принятие решений и за школу в целом, волнение за свой авторитет и имидж, за необходимость разрешать производственные конфликты.

- Люди с преобладанием экстернального (внешнего) локуса контроля, потому что считаю собственные успехи случайными обстоятельствами, а неудачи объясняют отсутствием волевых или интеллектуальных ресурсов у себя.

- Работники с преобладанием мотива избегания неудачи, так как эти люди живут в условиях хронического стресса, из-за заниженной самооценки, которая влечёт за собой страх испытать неудачу.

- Перфекционисты - люди с завышенными требованиями к себе. В их представлении учитель - это эталон профессионализма и совершенства (в школе, дома и в отпуске).

Учителя этой категории считают свой труд наивысшем предназначением, из-за чего у них стирается грань между работой и личной жизнью. Они постоянно считают себя учителем, везде стремятся выглядеть и делать всё идеально. Такие люди имеют завышенное самомнение, считают, что заслуживают большего и лучшего. Такие учителя никогда не останавливаются на достигнутом. Коллеги ценят их как квалифицированных специалистов, но устают от их «идеальности».

С меньшим риском для здоровья синдром профессионального выгорания переживают люди, имеющие хорошее здоровье и сознательно, целенаправленно заботящиеся о своем физическом состоянии (постоянно занимаются спортом и поддерживают здоровый образ жизни). Это люди, имеющие высокую самооценку и уверенность в себе, своих способностях и возможностях. Также профессиональное выгорание меньше касается людей, имеющих опыт успешного преодоления профессионального стресса и способных конструктивно меняться в напряженных условиях. Важной отличительной чертой таких людей является их способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности в отношении самих себя,в отношении других людей и жизни вообще [58].