Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание *Сущность и содержание синдрома профессионального выгорания у учителей общеобразовательных школ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Вопрос эмоционального и психологического здоровья человека, живущей в крайне нестабильном, и постоянно изменяющемся мире, сложных, экстремальных социально-экономических условиях, выступает на первый план в последние десятилетия – время наук о человеке, среди которых консолидирующее место принадлежит психологии. Повышенный интерес к человеку как к субъекту труда обратил внимание исследователей на изменения, которые происходят с личностью в процессе выполнения профессиональной деятельности.

Актуальность исследования профессионального выгорания у представителей профессии учителей обуславливается ее высокой социальной значимостью и широкой распространенностью. По мнению большинства ученых, профессия учителя является одной из самых подверженных влиянию профессионального выгорания, так как профессиональный труд педагога, отличается особо высокой степенью эмоциональной напряженности. В современных условиях работа учителя насыщена множеством факторов, вызывающими профессиональное выгорание. К ним можно отнести большое количество социальных контактов за рабочий день, высокая ответственность, недооценка большинства всех людей профессиональной значимости, необходимость быть все время в исключительно хорошей форме. Мы все являемся свидетелем того, что общество декларирует образ социально успешного, самостоятельного, решительного и уверенного в себе человека, достигшего карьерных успехов. Наряду с этим, для поддержания соответствующего имиджа учитель должен иметь мощные внутренние ресурсы.

Проблема психологического благополучия учителя является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогической психологии. В этой связи большое значение приобретает изучение синдрома профессионального выгорания у учителей.

Для предотвращения симптомов необходимо определить специфику, особенности и способы профилактики синдрома профессионального выгорания.

Данная проблема актуальна в настоящее время и требует детального изучения особенностей проявления профессионального выгорания, уточнения симптомов и факторов, обуславливающих его формирование в профессиональной деятельности учителей, своевременного выявления, разработки научно обоснованных оздоровительных программ, ориентированных на профилактику профессиональных деформаций и заболеваний, а также на восстановление психоэнергетического потенциала учителей.


Целью курсовой работы является исследование проблемы профессиональных стрессов и профессионального выгорания у учителей общеобразовательной школы.

Объект исследования – учителя образовательной школы.

Предмет исследования – причины профессиональных стрессов и профессионального выгорания у учителей общеобразовательной школы и выработка рекомендация по их коррекции.

Задачи курсовой работы:

  1. рассмотреть основные теоретические подходы к исследованию профессионального выгорания;
  2. рассмотреть причины профессионального (эмоционального) выгорания у учителей общеобразовательной школы;
  3. разработать комплекс мер для учителей общеобразовательных школ, направленных на профилактику и способы преодоления синдрома профессионального выгорания.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что, расширив научные представления относительно синдрома профессионального выгорания у учителей, можно будет своевременно предотвратить его.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

1.1. Основные теоретические подходы к исследованию профессионального выгорания

В XX веке, в семидесятые годы, учёные всего мира обратили внимание, что люди, проработавшие долгое время в одной сфере деятельности, начинают испытывать стрессовое состояние. Возникают такие симптомы, как головная боль, утомление, бессонница и в целом ухудшение здоровья. Эти симптомы заставляют человека обратиться за психологической помощью. Во время такого состояния работа для него перестаёт приносить удовлетворение, а, наоборот, вызывает только раздражение и враждебность. Также у человека появляется ощущение беспомощности, собственной некомпетентности и снижаются профессиональные достижения, выносливость и внимание в целом. В этом случае методы психотерапии оказываются неэффективными [55].


Американский психолог X. Дж. Фреденберг в 1974 году ввел термин «синдром сгорания» (burnout - англоязычная литература) для объяснения психологического состояния людей, которые по специфики своей профессиональной деятельности вынуждены много и часто общаться, что вызывает эмоциональное напряжение. Если в состоянии депрессии, человек испытывает такие признаки, как чувство вины и подавленности, то выгорание, наоборот сопровождается возбуждением, агрессией, раздражительностью [50, 44, 59, 23].

Этот ученый, работая в службе медицинской помощи, провел наблюдение у своих коллег-энтузиастов и выявил такие странные симптомы, как эмоциональное истощение, отсутствие вовлеченности в рабочий процесс, низкая сопротивляемость болезням, апатия и другие[55].

По мнению ученого, «синдром профессионального сгорания» возникает у тех людей, которые в течение продолжительного времени работают в одной профессиональной деятельности, но не получают при этом никакой эмоциональной разрядки, которая заключается в одобрения коллег и руководителя, а также в положительных отзывах о них других людей. Сотрудники, недавно демонстрировавшие высокую работоспособность и трудовой энтузиазм, испытав разочарование, становится менее успешным и малоэффективным.

Наиболее подвержены выгоранию профессии тех людей, которые по долгу своей службы «дарят» людям энергию и тепло своей души. К ним относятся учителя, менеджеры, врачи, артисты.

Понятие «профессиональное выгорание» имеет несколько синонимов, например, «эмоциональное выгорание», «профессиональное угасание», «психическое выгорание» и другие. Профессиональное выгорание представляет собой состоя­ние, которое характеризуется всеобщим истощением: эмоциональным, умственным и физическим, и проявляется в сфере «помогающих» профессий [15, 55, 16].

Профессиональное выгорание является психофизиологическим заболеванием, развития которого влияет на профессиональные качества, умения и навыки конкретного человека. Любое заболевание, в том числе и синдром выгорания, имеет свои последствия, которые заключаются сначала в частичной, а затем и в полной невозможности выполнить человеком свою профессиональную деятельность. Оно является достаточно своеобразной психофизиологической дисфункцией, которая заключается в том, что работник не может выполнять частично или даже полностью свою профессиональную деятельности [32].

Синдром выгорания (по ВОЗ) - это всеобщее истощение эмоциональное, физическое, или мотивационное, которое характеризуется такими симптомами, как усталость, бессонница, различные соматическим заболеваниям, нарушение продуктивности в работе и т. д. Человек в таком состоянии может употреблять алкоголь или другие психоактивные вещества, чтобы получить временное облегчение, но это может привести к развитию физиологической зависимости и суицидального поведения [24].


Данное явление, возникнув у человека, развивается и остается с ним на всю жизнь. Его только можно затормозить или скорректировать [33].

Учёные провели анализ фактов, вызывающих симптомы выгорания в различных видах деятельности, который выявил ряд профессий, в которых человек чувствует себя внутренне опустошенным из-за того, что нужно постоянно общаться с другими людьми. Для объяснения данного состояния был введен термин «бессильный помощник», характеризующий состояние психической перегрузки в сфере, так называемых, «помогающих» профессий[55].

Синдром выгорания представляет собой болезнь работников, которые должны демонстрировать высокую психологическую устойчивость на работе в процессе общения. Специалисты таких профессий очень часто вынуждены вступать в процесс эмоционально насыщенного общения. Оно требует от специалиста очень больших затрат личностных ресурсов в свою профессиональную деятельность. В этих профессиях очень важна обратная связь, которая может проявляться через информацию об изменениях самочувствия, через признание, через благодарность, через проявление уважения и многое другое. Отсутствие обратной связи или ее негативный характер от людей является одной из основных причин выгорания.

Зарубежные ученые выделили три подхода, которые служат объяснением явления выгорания: индивидуальный подход, интерперсональный подход и организационный подход.

В организационном подходе самым важным фактором для объяснения и понимания явления выгорания является рабочая среда, поэтому оно рассматривается как неэффективное рабочее поведение, которое влияет на человека и на рабочую обстановку в коллективе в целом [55].

Интерперсональный подход выдвигает на первый план эмоциональные нарушения, которые возникают из-за очень частого общения с другими людьми. В связи с этим причиной выгорания выступают напряженные отношения профессионала и партнёра по общению, особенности восприятия специалистом своей компетентности в общении и эффективности в межличностном взаимодействии, а также механизмы социального восприятия.

Индивидуальный подход акцентирует внимание на симптомах людей, которые испытывают выгорание. Оно является состоянием, включающим в себя целый ряд взаимосвязанных признаков, основным из них является истощение. В таком случае несоответствие между намерениями специалиста и реальностью является основной причиной выгорания. Данная причина может вызвать истощение личностных ресурсов, и как следствие стресс, а также в таком состоянии человек может применить неверные способы по его преодолению.


При долгом воздействии выгорания развивается сильный стресс с такими симптомами, как: ослабление иммунитета, невроз, язва пищеварительного тракта, сердечно-сосудистые нарушения, безразличие и отвращение ко всему на свете, беспричинные обиды на окружающих, на судьбу. Человек в таком состоянии воспринимает работу как рутину, а жизнь для него не имеет смысла. Люди, с которыми он работает вызывают у него неприязнь.

В России в последние годы ученые стали часто поднимать вопрос о профессиональном стрессе и о синдроме профессионального выгорания работников.

Учёные провели множество исследований, результаты которых свидетельствуют о том, что самое значимое место в синдроме выгорания занимают эмоционально затрудненные или напряженные отношения в сфере социальных профессий.

Люди, которые слишком ответственно относятся к своей работе и работают с контингентом, имеющим физические и психические отклонения здоровья, наиболее подвержены данному явлению. Работая в сфере «помогающих» профессий, они должны быть доброжелательны по отношению к партнёру по общению даже, если последний им грубит. Данная ситуация мешает специалистам социальной сферы деятельности показывать свои настоящие чувства и эмоции.

Сотрудники, которые полностью погружены в свою работу и делают даже больше, чем от них требуется тоже подвержены выгоранию. Для организации такое погружение сотрудника в работу приносит большую пользу, но для самого человека такая напряжённая работа очень плохо может отразиться на его состоянии здоровья и на его различных социальных отношениях, в том числе и семейных отношениях. Такая ситуация вызывает чувство неудовлетворенности собой.

Если сотрудник работает в организации, которая имеет низкую репутацию в обществе, то в такой организации у него может возникнуть ощущение, что его не ценят на работе[55].

Синдром выгорания больше всего заметен в тех случаях, когда общение происходит на эмоционально повышенном уровне. Также шанс возникновения данного явления повышается при увеличении частоты и продолжительности общения, которое вызывает раздражение. Следовательно, выгорание имеет прямо прапорциональную связь с количеством и качеством общения, которые сотрудник имел со своими партнёрами по общению.

На данный момент ученые выделили несколько моделей, которые позволяют описать эмоционального выгорания [58].

Однофакторная модель эмоционального выгорания, представителями которой являются, такие ученые, как Пайнс, Аронсон. Они считают, что данное явление является состоянием всеобщего истощения, которое вызвано долгим нахождением человека в эмоционально перегруженной ситуации. Такое определение можно рассматривать как синоним такого понятия, как синдром хронической усталости. Главной причиной выгорания в данной модели выступает эмоциональное истощение, а нарушения поведения являются следствием [58].