Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание *Сущность и содержание синдрома профессионального выгорания у учителей общеобразовательных школ).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
1.1. Основные теоретические подходы к исследованию профессионального выгорания
1.2. Стресс и его связь с синдромом профессионального выгорания
2.1. Сущность и содержание синдрома профессионального выгорания у учителей общеобразовательных школ
2.2.Способы преодоления и профилактика профессионального выгорания учителей
Двухфакторная модель, представителями которой являются такие учёные, как Д. Дирендонк, В. Шауфели, X. Сиксма. Они считают, что синдром эмоционального выгорания состоит из двух компонентов: эмоциональное истощение и личностная отстранённость. Первый компонент включает в себя такие жалобы, как эмоциональное истощение, нервное напряжение и плохое состояние здоровья. Второй компонент включает в себя изменения отношения к себе, а также к тем людям, с которыми часто и много приходится общаться.
Самой распространенной является трехкомпонентная модель синдрома выгорания, авторами которой являются американские исследователи К. Маслач и С. Джексон. По их мнению данное явление содержит в себе три составляющих: эмоциональное истощение, личностная отстранённость и редукция личных достижений [58].
Эмоциональное истощение является главной составляющей профессионального выгорания. Оно выражается в низком эмоциональном фоне, эмоциональном перенасыщении и равнодушии.
Личностная отстранённость выражается в изменении отношений с другими людьми. Это может быть выражено, как в повышенной зависимости от других людей, так и в повышении негативных эмоций, пренебрежении чувствами других людей.
Редукция личных достижений может выражаться в негативной оценке, своих профессиональных достижений и успехов, а также в негативной оценке своих служебных достоинств, возможностей или себя как профессионала, в ограничении своих обязанностей и возможностей по отношению к другим людям.
Процессуальные модели эмоционального выгорания рассматривают его как динамический процесс, который развивается во времени и имеет свои фазы или стадии. Эти модели рассматривают скорость развития выгорания как процесс возрастания эмоционального истощения, из-за которого возникают негативные установки по отношению ко всем людям, с которыми связана профессиональная деятельность. Специалист, подверженный выгоранию, для преодоления истощения стремится держать эмоциональную дистанцию в отношениях с людьми, с которыми он работает. Также идёт развитие негативной установки по отношению к собственным профессиональным достижениям.
К процессуальным моделям эмоционального выгорания относится динамическая модель, авторами которой являются Б. Перлман и Е. А. Хартман. Эта модель состоит из четырех стадий эмоционального выгорания.
Первая стадия - это напряженность. Она возникает из-за дополнительных усилий по привыканию к новым рабочим требованиям. Такое состояние вызывают две ситуации. Первая ситуация: когда умения и навыки специалиста недостаточны для соответствия профессиональным требованиям. Вторая ситуация: когда работа не соответствует потребностям, ожиданиями ценностям специалиста. Эти ситуации противоречат между специалистом и его рабочим окружением, в связи с чем начинается процесс эмоционального выгорания.
Вторая стадия сопровождается сильными ощущениями и переживаниями стресса. Динамика развития эмоционального выгорания от первой стадии ко второй зависит от личностных ресурсов и от статуса, который специалист занимает в данной сфере деятельности.
Третья стадия сопровождается тремя классами реакций: поведенческие, физиологические и эмоционально-познавательные, которые проявляются в индивидуальных вариациях.
Четвертая стадия раскрывает данное явление как переживание хронического психологического стресса. В связи с тем, что выгорание является негативным последствием психологического стресса, оно выражается как эмоциональное и физическое истощение, как переживание физического или психологического дискомфорта и субъективного неблагополучия.
Исследуя синдром эмоционального выгорания, М. Буриш выделил ряд фаз[13]:
- Предупреждающая фаза выражается в отказе от потребностей, не связанных с работой, в чрезмерной активности; в ограничении общения, в бессоннице, в угрозе несчастных случаев и в чувстве усталости.
- Следующая фаза выражается в снижении уровня собственного участия в коллективе, в котором работаешь, в отсутствии положительного восприятия коллег; в усилении контроля и надзора, вместо помощи; в перекладывании вины на других людей за собственные неудачи; в негуманном подходе к людям, в отсутствии желания выполнять свои профессиональные обязанности; в создании дополнительных перерывов в работе; в опозданиях на работу и уходе с неё раньше времени; концентрация на материальном благополучии при неудовлетворенности работой; в отсутствии жизненного идеала; в акценте на собственных потребностях; в зависти.
- Эмоциональные реакции являются третей фазой, которая имеет следующие проявления: депрессия и агрессия. Депрессия имеет следующие симптомы: снижение самооценки; беспочвенные страхи; чувство вины; апатия и частые смены настроения. Агрессия выражается в следующих симптомах: обвинение других, игнорирование своих неудач; подозрительность, конфликты с окружающими людьми; отсутствие способности к компромиссу.
- Фаза деструктивного поведения выражается в следующих симптомах: отсутствие способности выполнить сложные задания; однотипность мышления; низкая концентрации внимания; отсутствие воображения; низкая эффективность деятельности; отсутствие инициативы и выполнение заданий только по инструкции; безразличие к жизни других людей или, наоборот, очень сильная привязанность к конкретному человеку; отказ от хобби, скука, одиночество.
- Психосоматические реакции могут проявляться в таких симптомах, как снижение иммунитета; неспособность к отдыху в свободное время; сексуальные расстройства; повышение давления, тахикардия, головные боли; бессонница; зависимость от никотина, кофеина, алкоголя; боли в позвоночнике; расстройства пищеварения.
- Заключительная фаза характеризуется следующими симптомами такими, как чувство беспомощности и бессмысленности жизни; отчаяние, связанное с отсутствием смысла жизни; разочарование и отрицательная жизненная установка.
Эмоциональное выгорание (по Дж. Гринбергу) представляет собой пятиступенчатый прогрессирующий процесс [16, 55, 15, 21].
Первая стадия данного процесса имеет название «медовый месяц». Вначале своей профессиональной деятельности работник удовлетворён работой и заданиями, к которым он относится с воодушевлением, но по мере увеличения рабочего стажа, также увеличивается и количество стрессов на работе, что приводит к уменьшению удовлетворения от работы и снижается энергичность работника [16].
Вторая стадия называется «недостаток топлива». Во время этой стадии проявляются такие симптомы, как апатия, усталость, также могут возникнуть проблемы со сном. Если работника дополнительно не стимулировать, он теряет заинтересованность в своем труде, и работа в данной организации теряет для него свою привлекательность, что может снизить продуктивность его профессиональной деятельности. Также возможны нарушения трудовой дисциплины, которые выражаются в отказе от своих профессиональных обязанностей. В случае высокой мотивации работник может продолжать «гореть», подпитываясь внутренними ресурсами, но в ущерб своему здоровью.
В третьей стадии уже прослеживаются хронические симптомы. Продолжительная работа без перерыва на отдых может вызвать такие физические проявления, как подверженность заболеваниям и измождение, а также появляется чувство раздражительности, усиливается чувство подавленности и злобы.
Четвертая стадия представляет собой кризисное состояние. В рамках данной стадии обостряются хронические заболевания, которые частично или полностью влияют на работоспособность человека. При этом он переживает неудовлетворенность собственной эффективностью и качеством своей жизни [16, 55, 15, 21].
Пятая стадия эмоционального выгорания - это, так называемое, «пробивание стены». Психологические и физические проблемы обостряются, тем самым могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека, вследствие чего у работника появляется столько проблем, что его карьера находится под угрозой [21].
Профессиональное выгорание представляет собой негативный вид стресса. Оно появляется в результате того, что человек не выплескивает накопившиеся отрицательные эмоции, а держит их внутри себя [55, 52].
У каждого человека эмоциональное выгорание развивается индивидуально. Это зависит от условий протекания профессиональной деятельности человека и его развития эмоционально-мотивационной сферы [55].
Существует целый ряд проявлений выгорания, которые могут быть объединены в три типа поведения:
- «Уплощение», «притухание» эмоций характеризуется изменением восприятия чувств и переживаний. Ослабевают чувства к дорогим и близким людям. Даже любимая пища становится грубой и пресной.
- Возникновение конфликтов с клиентами. Они имеют своё развитие. Сперва это скрытые конфликты, которые заключаются в том, что профессионал, начавший «выгорать», с пренебрежением рассказывает о своих клиентах в кругу своих коллег. Затем у него появляется чувство неприязни к ним, которое он пытается сдерживать, появляется раздражение, вследствие чего происходит «взрыв» отрицательных эмоций, жертвой, которого становится человек, ожидавший от него помощи, а не оскорблений.
- Третий тип поведения является самым опасным для общества. Такой тип поведения имеет такие проявления, как потеря представлений о ценностях жизни. Такие люди могут сохранять чрезмерную самоуверенность в поведении и респектабельность, но они испытывают безразличие ко всему окружающему их миру.
1.2. Стресс и его связь с синдромом профессионального выгорания
Стресс - совокупность неспецифических адаптационных (нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов-стрессоров (физических или психологических), нарушающих его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма или организма в целом [15, 16].
Рабочий стресс является предметом изучения многих наук: от физиологиии медицины до психологии, социологии и политики. При изучении рабочего стресса необходимо учитывать влияние физиологических и психологических механизмов на его развитие. Также на этот вид стресса оказывает влияние социальный фактор, это обусловлено тем, что человек взаимодействует с коллективом, в которым работает. Такое взаимодействие может изменить последствия рабочих стрессов. Все науки призваны решить общую задачу, которая заключается в нахождении наилучшего состояния в процессе труда, которое поддержит его высокую эффективность, но не вызовет отрицательных последствий в результате долгой рабочей перегрузки.
Сейчас вопрос урегулирования стрессов на работе является самым значимым, в связи с частыми изменениями социально-экономической и политической ситуациями, увеличиваются информационные и нервно-психические нагрузки, возникает расширение ассортимента, освоение новых видов производства (диверсификация), увеличивается количество конкурентов, которые борются за рынки сбыта [15, 16].
Для описания стресса, связанного с профессиональной деятельностью, используются различные понятия: «рабочий стресс», «профессиональный стресс», «организационный стресс» [16, 36, 15, 58].
Эти понятия являются близкими, но не синонимичными. Их следует использовать в соответствии с тем, какие именно факторы выходят на передний план [15, 16].
Рассмотрим каждый вид стресса подробнее.
Рабочий стресс возникает из-за причин, связанных с работой, - условий труда, места работы [16, 36, 15, 58].В их числе:
- Ненадежность работы. В связи с объединением маленьких компаний в одну большую и более развитую, в связи с сокращением рабочих мест, стремление удержаться на своей должности - все эти обстоятельства могут привести к возникновению стресса.
- Чрезмерно высокие требования к исполнению рабочего задания. В связи с объединением компаний происходит беспричинное и нездоровое давление на работника, из-за увеличения объема работ и ускорения его выполнения, а также из-за увеличения продолжительности рабочего дня при сохранении той же заработной платы, которая была до изменения условий работы - такие изменения тоже могут привести к всеобщему истощению работника.
- Экспансия новейших технологий, то есть компьютеризация предприятия, внедрение новейших и усовершенствующих средств связи, поэтому руководство предприятием ожидает от работников ускорения и повышения эффективности рабочих процессов, что усиливает давление на работников, которое, в свою очередь, может вызвать у них стресс.
- Культура рабочего места. Если такие аспекты культуры рабочего места, как соблюдение иерархии, строгость в одежде, характер взаимоотношения с руководством и коллегами по службе, характер общения и специфическое рабочее окружение часто будут меняться тоже может возникнуть стресс, для преодоления которого работник должен быстро привыкнуть к различным изменившимся аспектам культуры рабочего места, описанным выше.
- Личные и семейные проблемы. Профессионал не должен смешивать личную жизнь и работу, потому что это может привести к снижению уровня ответственности за порученное ему дело.
Самым серьезным последствием рабочего стресса является моральная травма на рабочем месте - разрушение самооценки работников, подрыв их веры в свои способности как результат предвзятого отношения на работе, несправедливого увольнения, дискриминации или ощущения сотрудником неспособности к достижению ожидаемых показателей [7].
Профессиональный стресс влечет отрицательные эмоции работника и приводит к снижению его профессиональной продуктивности. Он возникает из-за причин, связанных с профессией, родом или видом деятельности. К ним относятся[58, 30]: