Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание *Сущность и содержание синдрома профессионального выгорания у учителей общеобразовательных школ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Двухфакторная модель, представителями которой являются такие учёные, как Д. Дирендонк, В. Шауфели, X. Сиксма. Они считают, что синдром эмоционального выгорания состоит из двух компонентов: эмоциональное истощение и личностная отстранённость. Первый компонент включает в себя такие жалобы, как эмоциональное истощение, нервное напряжение и плохое состояние здоровья. Второй компонент включает в себя изменения отношения к себе, а также к тем людям, с которыми часто и много приходится общаться.

Самой распространенной является трехкомпонентная модель синдрома выгорания, авторами которой являются американские исследователи К. Маслач и С. Джексон. По их мнению данное явление содержит в себе три составляющих: эмоциональное истощение, личностная отстранённость и редукция личных достижений [58].

Эмоциональное истощение является главной составляющей профессионального выгорания. Оно выражается в низком эмоциональном фоне, эмоциональном перенасыщении и равнодушии.

Личностная отстранённость выражается в изменении отношений с другими людьми. Это может быть выражено, как в повышенной зависимости от других людей, так и в повышении негативных эмоций, пренебрежении чувствами других людей.

Редукция личных достижений может выражаться в негативной оценке, своих профессиональных достижений и успехов, а также в негативной оценке своих служебных достоинств, возможностей или себя как профессионала, в ограничении своих обязанностей и возможностей по отношению к другим людям.

Процессуальные модели эмоционального выгорания рассматривают его как динамический процесс, который развивается во времени и имеет свои фазы или стадии. Эти модели рассматривают скорость развития выгорания как процесс возрастания эмоционального истощения, из-за которого возникают негативные установки по отношению ко всем людям, с которыми связана профессиональная деятельность. Специалист, подверженный выгоранию, для преодоления истощения стремится держать эмоциональную дистанцию в отношениях с людьми, с которыми он работает. Также идёт развитие негативной установки по отношению к собственным профессиональным достижениям.

К процессуальным моделям эмоционального выгорания относится динамическая модель, авторами которой являются Б. Перлман и Е. А. Хартман. Эта модель состоит из четырех стадий эмоционального выгорания.

Первая стадия - это напряженность. Она возникает из-за дополнительных усилий по привыканию к новым рабочим требованиям. Такое состояние вызывают две ситуации. Первая ситуация: когда умения и навыки специалиста недостаточны для соответствия профессиональным требованиям. Вторая ситуация: когда работа не соответствует потребностям, ожиданиями ценностям специалиста. Эти ситуации противоречат между специалистом и его рабочим окружением, в связи с чем начинается процесс эмоционального выгорания.


Вторая стадия сопровождается сильными ощущениями и переживаниями стресса. Динамика развития эмоционального выгорания от первой стадии ко второй зависит от личностных ресурсов и от статуса, который специалист занимает в данной сфере деятельности.

Третья стадия сопровождается тремя классами реакций: поведенческие, физиологические и эмоционально-познавательные, которые проявляются в индивидуальных вариациях.

Четвертая стадия раскрывает данное явление как переживание хронического психологического стресса. В связи с тем, что выгорание является негативным последствием психологического стресса, оно выражается как эмоциональное и физическое истощение, как переживание физического или психологического дискомфорта и субъективного неблагополучия.

Исследуя синдром эмоционального выгорания, М. Буриш выделил ряд фаз[13]:

  1. Предупреждающая фаза выражается в отказе от потребностей, не связанных с работой, в чрезмерной активности; в ограничении общения, в бессоннице, в угрозе несчастных случаев и в чувстве усталости.
  2. Следующая фаза выражается в снижении уровня собственного участия в коллективе, в котором работаешь, в отсутствии положительного восприятия коллег; в усилении контроля и надзора, вместо помощи; в перекладывании вины на других людей за собственные неудачи; в негуманном подходе к людям, в отсутствии желания выполнять свои профессиональные обязанности; в создании дополнительных перерывов в работе; в опозданиях на работу и уходе с неё раньше времени; концентрация на материальном благополучии при неудовлетворенности работой; в отсутствии жизненного идеала; в акценте на собственных потребностях; в зависти.
  3. Эмоциональные реакции являются третей фазой, которая имеет следующие проявления: депрессия и агрессия. Депрессия имеет следующие симптомы: снижение самооценки; беспочвенные страхи; чувство вины; апатия и частые смены настроения. Агрессия выражается в следующих симптомах: обвинение других, игнорирование своих неудач; подозрительность, конфликты с окружающими людьми; отсутствие способности к компромиссу.
  4. Фаза деструктивного поведения выражается в следующих симптомах: отсутствие способности выполнить сложные задания; однотипность мышления; низкая концентрации внимания; отсутствие воображения; низкая эффективность деятельности; отсутствие инициативы и выполнение заданий только по инструкции; безразличие к жизни других людей или, наоборот, очень сильная привязанность к конкретному человеку; отказ от хобби, скука, одиночество.
  5. Психосоматические реакции могут проявляться в таких симптомах, как снижение иммунитета; неспособность к отдыху в свободное время; сексуальные расстройства; повышение давления, тахикардия, головные боли; бессонница; зависимость от никотина, кофеина, алкоголя; боли в позвоночнике; расстройства пищеварения.
  6. Заключительная фаза характеризуется следующими симптомами такими, как чувство беспомощности и бессмысленности жизни; отчаяние, связанное с отсутствием смысла жизни; разочарование и отрицательная жизненная установка.

Эмоциональное выгорание (по Дж. Гринбергу) представляет собой пятиступенчатый прогрессирующий процесс [16, 55, 15, 21].

Первая стадия данного процесса имеет название «медовый месяц». Вначале своей профессиональной деятельности работник удовлетворён работой и заданиями, к которым он относится с воодушевлением, но по мере увеличения рабочего стажа, также увеличивается и количество стрессов на работе, что приводит к уменьшению удовлетворения от работы и снижается энергичность работника [16].

Вторая стадия называется «недостаток топлива». Во время этой стадии проявляются такие симптомы, как апатия, усталость, также могут возникнуть проблемы со сном. Если работника дополнительно не стимулировать, он теряет заинтересованность в своем труде, и работа в данной организации теряет для него свою привлекательность, что может снизить продуктивность его профессиональной деятельности. Также возможны нарушения трудовой дисциплины, которые выражаются в отказе от своих профессиональных обязанностей. В случае высокой мотивации работник может продолжать «гореть», подпитываясь внутренними ресурсами, но в ущерб своему здоровью.

В третьей стадии уже прослеживаются хронические симптомы. Продолжительная работа без перерыва на отдых может вызвать такие физические проявления, как подверженность заболеваниям и измождение, а также появляется чувство раздражительности, усиливается чувство подавленности и злобы.

Четвертая стадия представляет собой кризисное состояние. В рамках данной стадии обостряются хронические заболевания, которые частично или полностью влияют на работоспособность человека. При этом он переживает неудовлетворенность собственной эффективностью и качеством своей жизни [16, 55, 15, 21].

Пятая стадия эмоционального выгорания - это, так называемое, «пробивание стены». Психологические и физические проблемы обостряются, тем самым могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека, вследствие чего у работника появляется столько проблем, что его карьера находится под угрозой [21].

Профессиональное выгорание представляет собой негативный вид стресса. Оно появляется в результате того, что человек не выплескивает накопившиеся отрицательные эмоции, а держит их внутри себя [55, 52].

У каждого человека эмоциональное выгорание развивается индивидуально. Это зависит от условий протекания профессиональной деятельности человека и его развития эмоционально-мотивационной сферы [55].


Существует целый ряд проявлений выгорания, которые могут быть объединены в три типа поведения:

  1. «Уплощение», «притухание» эмоций характеризуется изменением восприятия чувств и переживаний. Ослабевают чувства к дорогим и близким людям. Даже любимая пища становится грубой и пресной.
  2. Возникновение конфликтов с клиентами. Они имеют своё развитие. Сперва это скрытые конфликты, которые заключаются в том, что профессионал, начавший «выгорать», с пренебрежением рассказывает о своих клиентах в кругу своих коллег. Затем у него появляется чувство неприязни к ним, которое он пытается сдерживать, появляется раздражение, вследствие чего происходит «взрыв» отрицательных эмоций, жертвой, которого становится человек, ожидавший от него помощи, а не оскорблений.
  3. Третий тип поведения является самым опасным для общества. Такой тип поведения имеет такие проявления, как потеря представлений о ценностях жизни. Такие люди могут сохранять чрезмерную самоуверенность в поведении и респектабельность, но они испытывают безразличие ко всему окружающему их миру.

1.2. Стресс и его связь с синдромом профессионального выгорания

Стресс - совокупность неспецифических адаптационных (нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов-стрессоров (физических или психологических), нарушающих его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма или организма в целом [15, 16].

Рабочий стресс является предметом изучения многих наук: от физиологиии медицины до психологии, социологии и политики. При изучении рабочего стресса необходимо учитывать влияние физиологических и психологических механизмов на его развитие. Также на этот вид стресса оказывает влияние социальный фактор, это обусловлено тем, что человек взаимодействует с коллективом, в которым работает. Такое взаимодействие может изменить последствия рабочих стрессов. Все науки призваны решить общую задачу, которая заключается в нахождении наилучшего состояния в процессе труда, которое поддержит его высокую эффективность, но не вызовет отрицательных последствий в результате долгой рабочей перегрузки.

Сейчас вопрос урегулирования стрессов на работе является самым значимым, в связи с частыми изменениями социально-экономической и политической ситуациями, увеличиваются информационные и нервно-психические нагрузки, возникает расширение ассортимента, освоение новых видов производства (диверсификация), увеличивается количество конкурентов, которые борются за рынки сбыта [15, 16].


Для описания стресса, связанного с профессиональной деятельностью, используются различные понятия: «рабочий стресс», «профессиональный стресс», «организационный стресс» [16, 36, 15, 58].

Эти понятия являются близкими, но не синонимичными. Их следует использовать в соответствии с тем, какие именно факторы выходят на передний план [15, 16].

Рассмотрим каждый вид стресса подробнее.

Рабочий стресс возникает из-за причин, связанных с работой, - условий труда, места работы [16, 36, 15, 58].В их числе:

  • Ненадежность работы. В связи с объединением маленьких компаний в одну большую и более развитую, в связи с сокращением рабочих мест, стремление удержаться на своей должности - все эти обстоятельства могут привести к возникновению стресса.
  • Чрезмерно высокие требования к исполнению рабочего задания. В связи с объединением компаний происходит беспричинное и нездоровое давление на работника, из-за увеличения объема работ и ускорения его выполнения, а также из-за увеличения продолжительности рабочего дня при сохранении той же заработной платы, которая была до изменения условий работы - такие изменения тоже могут привести к всеобщему истощению работника.
  • Экспансия новейших технологий, то есть компьютеризация предприятия, внедрение новейших и усовершенствующих средств связи, поэтому руководство предприятием ожидает от работников ускорения и повышения эффективности рабочих процессов, что усиливает давление на работников, которое, в свою очередь, может вызвать у них стресс.
  • Культура рабочего места. Если такие аспекты культуры рабочего места, как соблюдение иерархии, строгость в одежде, характер взаимоотношения с руководством и коллегами по службе, характер общения и специфическое рабочее окружение часто будут меняться тоже может возникнуть стресс, для преодоления которого работник должен быстро привыкнуть к различным изменившимся аспектам культуры рабочего места, описанным выше.
  • Личные и семейные проблемы. Профессионал не должен смешивать личную жизнь и работу, потому что это может привести к снижению уровня ответственности за порученное ему дело.

Самым серьезным последствием рабочего стресса является моральная травма на рабочем месте - разрушение самооценки работников, подрыв их веры в свои способности как результат предвзятого отношения на работе, несправедливого увольнения, дискриминации или ощущения сотрудником неспособности к достижению ожидаемых показателей [7].

Профессиональный стресс влечет отрицательные эмоции работника и приводит к снижению его профессиональной продуктивности. Он возникает из-за причин, связанных с профессией, родом или видом деятельности. К ним относятся[58, 30]: