Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание *Сущность и содержание синдрома профессионального выгорания у учителей общеобразовательных школ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Психологическая помощь должна быть направлена на улучшение трудовой мотивации, то есть необходимо снизить или, наоборот, повысить важность выполнения требований: должностных,профессиональных, статусно-ролевых и других. Также психологическая помощь должна быть ориентирована на повышение правильного восприятия работниками ситуативных требований с учетом должностного положения и уверенности в своих способностях, ресурсах и силах [33].

Профилактика выгорания должна начинаться тогда, когда для человека существует опасность брать на себя все больше, не имея при этом никаких шансов на успех [20].

Психопрофилактика направлена на помощь целостному социально-профессиональному развитию личности, которое позволит предупредить возможные кризиса деструктивных межличностных и личностных конфликтов, включая разработку рекомендаций по оптимизации социально-профессиональных условий самореализации личности, с учетом формирующихся социально-экономических отношений. Главная задача психологической профилактики состоит в создании условий, благоприятствующих правильному реагированию личности на кризисные ситуации. Её сущность заключается в организации помощи для избегания факторов и ситуаций, которые способствуют психологическому напряжению, травмам и стрессам, а также в повышении психологической невосприимчивости к ним [62]. Также задачами психопрофилактики являются создание индивидуальных мероприятий, цель которых - регулировать функции психики, укреплять самообладание, развивать эмоциональный самоконтроль и самоуправление. В эти мероприятия входит нормативно-ценностная коррекция, суть которой сводится к изменению поведенческих норм в соответствии с которыми клиент вносит изменения в исполнение своих жизненных и деятельных функций [27].

Профилактическая деятельность строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями различных специалистов [5, 6].

Психопрофилактика синдрома профессионального выгорания включает в себя следующие виды деятельности [27]:

  • Диагностико-коррекционная работа, которая направлена на обеспечение знаниями об особенностях человека в жизненных ситуациях.
  • Консультирование направлено на выявление различных причин неправильного поведениячеловека и его личных трудностей для того, чтобы заранее предупредить возникновения выгорания.
  • Целью просвещения является конкретное и заблаговременное информирование, которое помогает избежать появление типичных трудностей симптомов выгорания в осуществлении своей профессиональной деятельности, в общении, в развитии и т. п.

Виды психопрофилактики [5, 6, 63]:

  • Первичная психопрофилактика состоит изпредупреждающихпрофессиональное выгорание мероприятий.Она направлена на предупреждение возникновения нервно-психических расстройств К еёзадачам можно отнести выявление, так называемых, «групп риска»,то есть людей наиболее подверженныхвыгоранию, а также организацию психопрофилактических мер к этим группам;профилактика патогенного воздействия условий труда на персонал;организация мер по поддержанию и укреплению здоровья персонала; организация проведения занятий по повышению квалификации персонала; разработка и внедрение программ профессионального самосохранения; правильная профессиональная ориентация и профессиональный отбор.
  • Вторичная психологическая профилактика проводится для работников, уже имеющих симптомы выгорания. Она включает в себя мероприятия, направленные на снижение симптомов, облегчение и улучшение состояния. Комплекс мероприятий направлен на осознание и принятие проблемы, восстановление личностных ресурсов. Важными составными частями вторичной профилактики являютсяраннее выявление признаков выгорания работников,высококвалифицированнаямедицинская,социальная ипсихологическая помощь.
  • Третичная психологическая профилактика призвана снижать неблагоприятные социальные последствия выгоранияипредупреждать рецидивы.

Ресурсные направления профилактики [33]:

  • Овладения навыками самостоятельной регуляцииэмоционального состояния.
  • Самоанализ когнитивных установок, развитие позитивного мышления.
  • Усовершенствование моделей конструктивного поведения.
  • Расширение коммуникативного потенциала личности.
  • Усиление ценностей и смыслов в профессиональной и личностной сферах.

Далее рассмотрим программу психологической профилактики синдрома профессионального выгорания. Она состоит из трех блоков: теоретического, диагностического и прикладного. Данная программа представлена в таблице 2.1 [5, 6].

Таблица 2.1

Основные направления программы психологической профилактики синдрома профессионального выгорания

Блоки

Цель

Примечание

Теоретический

Формирование знаний о профессиональном выгорании, симптомах и факторах, способствующих его появлению.

Повышение мотивации на

дальнейшую практическую

работу по профилактике

выгорания

Просвещение в различных

формах: семинары, тематические папки, короткая, интересная информация в «Уголке

психолога», беседы, лекции, подача лекционного материала с помощью компьютерных

презентаций

Диагностический

Выявление группы риска. Отслеживание результатов профилактической деятельности

Прикладной

Проведение превентивных тренингов, ориентированных на предупреждение синдрома выгорания. Формирование личностных ресурсов стрессоустойчивости

Направления работы: индивидуальные консультации по результатам диагностики; индивидуальное консультирование; тренинг профилактики профессионального выгорания; реабилитационная помощь «выгоревшим» специалистам (консультирование, тренинги)


Психологическая профилактика выгорания учителей основана на различных психологических технологиях. Они представляют собой множество приемов, техник взаимодействия, способов и уп­ражнений, направ­ленных на развитие индивидуальности человека. Главная особенность психотехнологий заключается в том, что они призваны раскрывать индивидуальность людей и реализовывать их потенциал, который позволит улучшить взаимопонимание всех представителей профессионально-образовательного процесса. К ним можно отнести имитационные и ролевые игры, различны тренинги развития и изменения личности, групповые обсуждения, консультирование, психологическое восстановление, психокоррекция, личностно ориентированная терапия и другие [62].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разработка проблематики профессионального выгорания в результате стрессов представляется весьма актуальной в связи с прямым отношением синдрома эмоционального выгорания к сохранению здоровья, психической устойчивости, надёжности и профессиональному долголетию специалистов, включённых в длительные межличностные коммуникации.

Под синдромом эмоционального выгорания в курсовой работе понимается выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Эмоциональное выгорание представляет собой приобретённый стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. Эмоциональное выгорание отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные последствия, когда эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Деятельность педагогов отличается исключительной сложностью, представляя собой единство объективных и субъективных переменных, требований к технологической и коммуникативной компетентности. Коммуникативная деятельность педагога характеризуется высокой интенсивностью и напряжённостью общения, широкой сетью контактов разного уровня.

Ответственный характер деятельности педагогов обусловливает различные стрессогенные ситуации, которые создают предпосылки для возникновения синдрома эмоционального выгорания. Наибольшее число предпосылок синдрома эмоционального выгорания связано с личностным фактором, охватывающим множество базисных, ситуативных, поведенческих индивидуальных особенностей.


Последствия эмоционального выгорания могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационных) изменениях в зависимости от стажа работы.

Предрасполагающими факторами формирования эмоционального выгорания у педагогов в процессе выполнения профессиональной деятельности: консервативность как особенность интеллекта, эмоционально-волевые особенности – эмоциональная неустойчивость, низкий уровень стрессоустойчивости, низкая самооценка, склонность к чувству вины, чувствительность к замечаниям, повышенный самоконтроль, высокий уровень тревожности, эмоциональность; особенности отношения к делу и социальным нормам – строгое следование нормам, обязательность, ответственность, дисциплинированность, высокая совестливость, социальная напряжённость; особенности отношения к людям – подозрительность, раздражительность, высокомерие, ревнивость, завистливость, прямолинейность; особенности отношения к групповым нормам – зависимость от мнения других; интровертированность как особенность темперамента.

Чем больше когнитивно-эмоциональная напряжённость и длительность деловых контактов, тем больше вероятность психической деформации индивидуумов, работающих в системе «человек-человек». В этой связи в целях сохранения потенциалов социально-психологического здоровья у представителей коммуникативных профессий особую актуальность приобретает разработка технологии купирования и профилактики синдрома психического выгорания посредством организации развития, управления межличностными отношениями в трудовом коллективе и повышения коммуникативной культуры.

Постоянное профессиональное совершенствование может служить одним из важных аспектов стратегии борьбы против эмоционального выгорания, возникающего в процессе выполнения профессиональной деятельности.

Позитивное отношение к симптомам эмоционального выгорания поможет специалисту осознать и принять важную информацию о самом себе, которая остается во время работы за кадром.

Истоки профилактики синдрома эмоционального выгорания лежат в позитивном и ответственном отношении не только к своей профессии, но и к себе и собственной жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аникеева Н.П. «Психологический климат в коллективе». М.: Просвещение, 1989 г.
  2. Антошина Ю.А. и Холодная Е.В.Психопрофилактическая работа психолога ДОУ по оптимизации здоровья педагогов. /Дошкольная педагогика. 2010 г., том 58, № 1.
  3. Басенко В.П., Жуков Б.М., Романов А.А.Учебное пособие Организационное поведение: современные аспекты трудовых отношений. 2012 г.
  4. Белоногова Е.Профессиональное выгорание / Здоровье детей. 2008 г. № 4.
  5. Бойко В.В. «Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других». М., 1996.
  6. Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. СПб. 1999.
  7. Водопьянова Н.Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания: методология, теория, практика. 2011 г.
  8. Водопьянова Н.Е. и Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-ое издание, дополненное и переработанное, 2008 г.
  9. Волобаев В.М. Эмоциональное выгорание: диагностика, профилактика, коррекция. 2011 г.
  10. Глозман Ж. М. Личность и общение. Учебное пособие.. 2009 г.
  11. Горянина В.А. Психология общения.Учебное пособие. 2009 г.
  12. Грабе М. Психологический практикум «Синдром выгорания - болезнь нашего времени». 2008 г.
  13. Дж. Гринберг. Управление стрессом.». 7-е издание, 2002 г.
  14. Даукша Л М. и Чекель Л. В. Учебно-методический комплекс «Педагогическая психология».
  15. Евдокимов В. И., Губин А. И. Оценка формирования синдрома профессионального выгорания у врачей, и его профилактика. /Вестник психологии. 2008 г., № 5.
  16. Емельянова M.H. Как предотвратить стагнацию и эмоциональное выгорание педагогов/ Журнал «Народное образование». 2013 г. № 6.
  17. Иванникова Н. Н. Синдром менеджера или профилактика профессионального выгорания. 2008 г.
  18. Калинаускас И. Lift. Поднимите внутреннюю энергию на максимально возможный уровень.
  19. Карпов А.В. и Конева Е. В. Учебник для вузов «Психология труда». 2005 г.
  20. Котова Е. В. Учебное пособие «Профилактика синдрома эмоционального выгорания».
  21. Крылова Т.А. Синдром профессионального выгорания в педагогической деятельности. 2011 г.
  22. Кузнецова Е.В., Петровская В.Г., Рязанцева С.А. Психология стресса и эмоциональное выгорание. Учебное пособие. 2012 г.
  23. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. Учебное пособие. СПб.: Питер, 2004 г.
  24. Куприянов Р.В. и Кузьмина Ю.М. Психодиагностика стресса. Практикум. 2012 г.
  25. Кустелева А.Н.Смысложизненные ориентации учителей с несформированным уровнем эмоционального выгорания/ Проблемы исследования синдрома выгорания и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике)». 2007 г.
  26. Ласовская Т.Ю. и Ильина С.А. Учебно-методическое пособие «Профессиональное выгорание». 2004 г.
  27. Логинова А.В. Профессиональный стресс и синдром профессионального выгорания в педагогической деятельности. /Молодой ученый. 2015 г. № 11.
  28. Лужецкая А.М.Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у представителей различных профессий в системы «человек-человек. / Сибирский психологический журнал. 2005 г. № 21.
  29. Малярчук Н.Н. Факторы и культура здоровья педагогов./Народное образование. 2013 г. № 6.
  30. Макарова Г.А.Синдром эмоционального выгорания./ Психотерапия. 2003 г. № 11.
  31. Меркулова Н.Н.Синдром эмоционального выгорания и программа его преодоления в сфере «помогающих» профессий./ Вестник Тамбовского университета. Гуманитарные науки. 2011 г., том 104, № 12.
  32. Немов Р. С. Психология. Учебник. 2005 г.
  33. Нижегородова Л.А. Профилактика стрессовых состояний у педагогов образовательных учреждений./ Народное образование. 2015 г. № 4.
  34. Никишина В. Б. и Василенко Т. Д. Психодиагностика в системе социальной работы. Учебное пособие для вузов. 2004 г.
  35. Осухова Н., Кожевникова В.Профилактика профессионального выгорания./ Школьный психолог. 2006 г. № 16.
  36. Пальчевская Е.С., Куимова М.В.О профилактике эмоционального выгорания./ Молодой ученый. 2015 г. № 9.
  37. Панфёров В. Н. Психология человека.Учебное пособие. 2-е издание, 2002 г.
  38. Петрова С.С.Синдром профессионального выгорания будущих педагогов./ Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2015 г. № 43.
  39. Петрова Е. Э. и Дегтярева Л. И. Профилактика и коррекция профессионально-эмоционального выгорания педагогов. Методическое пособие директоров ОУ, педагогов, психологов, коррекционных педагогов. 2009 г.
  40. Похомова И. Ю. и Михалец И. В. Учебно-методическое пособие Профилактика эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов. 2013 г.
  41. Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий. 2008 г.
  42. Семиздралова О.А. Профилактика эмоционального выгорания учителя. Учебное пособие. 2009 г.
  43. Сергеева Л.С. Синдром профессионального выгорания. Учебное пособие. 2006 г.
  44. Сердюк В.Менеджмент стресса на рабочем месте./ Кадры предприятия. 2004 г. № 5.
  45. Скугоревская М. М., Игумнов С. А. и Склема В. Н.Синдром эмоционального выгорания и основные этапы его развития/ Проблемы исследования синдрома выгорания и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике). 2007 г.
  46. Сухов А.Н. Социальная психология. Учебное пособие. 3-е издание, 2006 г.
  47. Феофанов В. Н. Синдром выгорания и педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья. 2011 г.
  48. Черникова Т.В. и Болучевская В.В. «Психология эмоционального выгорания». 2012 г.
  49. Чутко Л.С. и Козина Н. В. «Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты». 2-ое издание, 2014 г.
  50. Шингаев С.М. Профессиональное выгорание и повышение стрессоустойчивости педагогов. Учебно-методическое пособие. 2009 г.
  51. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. Учебное пособие - СПб.: Питер, 2006 г.
  52. Янковская Н.Эмоциональное выгорания учителя/ Народное образование. 2009 г. № 2.
  53. Янковская Н. Как не сгореть на работе или об эмоциональном выгорании педагогов/ Народное образование. 2009 г. № 8.
  54. Ясько Б.А. Современные теоретические и методологические подходы к исследованию организационного стресса/ Вестник Адыгейского государственного университета. Педагогика и психология. 2013 г. Т. 123. № 3.

Интернет-ресурсы:

  1. Синдром профессионального выгорания. [Электронный ресурс]. URL: http://bbcont.ru/business/sindrom-professionalnogo-vygoraniya.html (дата обращения: 18.09.2017).
  2. Вольская А.Профессиональное выгорание на работе - как распознать и что делать? [Электронный ресурс]. URL: http://digitalsubstation.ru/blog/2016/02/10/professionalnoe-vygoranie-na-rabote-kak-raspoznat-i-chto-delat/ (дата обращения: 18.09.2017).
  3. Гордеева А. Н.Профессиональное выгорание: реальность или миф. [Электронный ресурс]. URL: http://virtkafedra.ucoz.ua/el_gurnal/pages/vyp7/konf3/Gordeeva.pdf (дата обращения: 18.09.2017).
  4. Профилактика профессионального стресса.[Электронный ресурс]. URL:http://fin-rb.ru/stati/psihologiya/profilaktika_professionalnogo_stressa/#3 (дата обращения: 18.09.2017).
  5. Самоукина Н.В. Синдром профессионального выгорания». [Электронный ресурс]. URL: http://www.7ya.ru/article/Sindrom-professionalnogo-vygoraniya/(дата обращения: 18.09.2016).
  6. Сидоров П. И.Синдром эмоционального выгорания. [Электронный ресурс]. URL:http://www.eurolab.ua/encyclopedia/565/46561/ (дата обращения: 18.09.2017).
  7. Субботин Г. и Плужникова Н. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагога. Авторы: [Электронный ресурс].
  8. Стресс. Типы стресса. Рекомендации по выходу из стресса».[Электронный ресурс]. URL: http://skola.ogreland.lv/ritorika/text/rit77.htm(дата обращения: 18.09.2017).
  9. http://www.b17.ru/article/3458/(дата обращения: 18.09.2017).