Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание *Сущность и содержание синдрома профессионального выгорания у учителей общеобразовательных школ).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
1.1. Основные теоретические подходы к исследованию профессионального выгорания
1.2. Стресс и его связь с синдромом профессионального выгорания
2.1. Сущность и содержание синдрома профессионального выгорания у учителей общеобразовательных школ
2.2.Способы преодоления и профилактика профессионального выгорания учителей
Психологическая помощь должна быть направлена на улучшение трудовой мотивации, то есть необходимо снизить или, наоборот, повысить важность выполнения требований: должностных,профессиональных, статусно-ролевых и других. Также психологическая помощь должна быть ориентирована на повышение правильного восприятия работниками ситуативных требований с учетом должностного положения и уверенности в своих способностях, ресурсах и силах [33].
Профилактика выгорания должна начинаться тогда, когда для человека существует опасность брать на себя все больше, не имея при этом никаких шансов на успех [20].
Психопрофилактика направлена на помощь целостному социально-профессиональному развитию личности, которое позволит предупредить возможные кризиса деструктивных межличностных и личностных конфликтов, включая разработку рекомендаций по оптимизации социально-профессиональных условий самореализации личности, с учетом формирующихся социально-экономических отношений. Главная задача психологической профилактики состоит в создании условий, благоприятствующих правильному реагированию личности на кризисные ситуации. Её сущность заключается в организации помощи для избегания факторов и ситуаций, которые способствуют психологическому напряжению, травмам и стрессам, а также в повышении психологической невосприимчивости к ним [62]. Также задачами психопрофилактики являются создание индивидуальных мероприятий, цель которых - регулировать функции психики, укреплять самообладание, развивать эмоциональный самоконтроль и самоуправление. В эти мероприятия входит нормативно-ценностная коррекция, суть которой сводится к изменению поведенческих норм в соответствии с которыми клиент вносит изменения в исполнение своих жизненных и деятельных функций [27].
Профилактическая деятельность строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями различных специалистов [5, 6].
Психопрофилактика синдрома профессионального выгорания включает в себя следующие виды деятельности [27]:
- Диагностико-коррекционная работа, которая направлена на обеспечение знаниями об особенностях человека в жизненных ситуациях.
- Консультирование направлено на выявление различных причин неправильного поведениячеловека и его личных трудностей для того, чтобы заранее предупредить возникновения выгорания.
- Целью просвещения является конкретное и заблаговременное информирование, которое помогает избежать появление типичных трудностей симптомов выгорания в осуществлении своей профессиональной деятельности, в общении, в развитии и т. п.
Виды психопрофилактики [5, 6, 63]:
- Первичная психопрофилактика состоит изпредупреждающихпрофессиональное выгорание мероприятий.Она направлена на предупреждение возникновения нервно-психических расстройств К еёзадачам можно отнести выявление, так называемых, «групп риска»,то есть людей наиболее подверженныхвыгоранию, а также организацию психопрофилактических мер к этим группам;профилактика патогенного воздействия условий труда на персонал;организация мер по поддержанию и укреплению здоровья персонала; организация проведения занятий по повышению квалификации персонала; разработка и внедрение программ профессионального самосохранения; правильная профессиональная ориентация и профессиональный отбор.
- Вторичная психологическая профилактика проводится для работников, уже имеющих симптомы выгорания. Она включает в себя мероприятия, направленные на снижение симптомов, облегчение и улучшение состояния. Комплекс мероприятий направлен на осознание и принятие проблемы, восстановление личностных ресурсов. Важными составными частями вторичной профилактики являютсяраннее выявление признаков выгорания работников,высококвалифицированнаямедицинская,социальная ипсихологическая помощь.
- Третичная психологическая профилактика призвана снижать неблагоприятные социальные последствия выгоранияипредупреждать рецидивы.
Ресурсные направления профилактики [33]:
- Овладения навыками самостоятельной регуляцииэмоционального состояния.
- Самоанализ когнитивных установок, развитие позитивного мышления.
- Усовершенствование моделей конструктивного поведения.
- Расширение коммуникативного потенциала личности.
- Усиление ценностей и смыслов в профессиональной и личностной сферах.
Далее рассмотрим программу психологической профилактики синдрома профессионального выгорания. Она состоит из трех блоков: теоретического, диагностического и прикладного. Данная программа представлена в таблице 2.1 [5, 6].
Таблица 2.1
Основные направления программы психологической профилактики синдрома профессионального выгорания
Блоки |
Цель |
Примечание |
Теоретический |
Формирование знаний о профессиональном выгорании, симптомах и факторах, способствующих его появлению. Повышение мотивации на дальнейшую практическую работу по профилактике выгорания |
Просвещение в различных формах: семинары, тематические папки, короткая, интересная информация в «Уголке психолога», беседы, лекции, подача лекционного материала с помощью компьютерных презентаций |
Диагностический |
Выявление группы риска. Отслеживание результатов профилактической деятельности |
|
Прикладной |
Проведение превентивных тренингов, ориентированных на предупреждение синдрома выгорания. Формирование личностных ресурсов стрессоустойчивости |
Направления работы: индивидуальные консультации по результатам диагностики; индивидуальное консультирование; тренинг профилактики профессионального выгорания; реабилитационная помощь «выгоревшим» специалистам (консультирование, тренинги) |
Психологическая профилактика выгорания учителей основана на различных психологических технологиях. Они представляют собой множество приемов, техник взаимодействия, способов и упражнений, направленных на развитие индивидуальности человека. Главная особенность психотехнологий заключается в том, что они призваны раскрывать индивидуальность людей и реализовывать их потенциал, который позволит улучшить взаимопонимание всех представителей профессионально-образовательного процесса. К ним можно отнести имитационные и ролевые игры, различны тренинги развития и изменения личности, групповые обсуждения, консультирование, психологическое восстановление, психокоррекция, личностно ориентированная терапия и другие [62].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разработка проблематики профессионального выгорания в результате стрессов представляется весьма актуальной в связи с прямым отношением синдрома эмоционального выгорания к сохранению здоровья, психической устойчивости, надёжности и профессиональному долголетию специалистов, включённых в длительные межличностные коммуникации.
Под синдромом эмоционального выгорания в курсовой работе понимается выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
Эмоциональное выгорание представляет собой приобретённый стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. Эмоциональное выгорание отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные последствия, когда эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.
Деятельность педагогов отличается исключительной сложностью, представляя собой единство объективных и субъективных переменных, требований к технологической и коммуникативной компетентности. Коммуникативная деятельность педагога характеризуется высокой интенсивностью и напряжённостью общения, широкой сетью контактов разного уровня.
Ответственный характер деятельности педагогов обусловливает различные стрессогенные ситуации, которые создают предпосылки для возникновения синдрома эмоционального выгорания. Наибольшее число предпосылок синдрома эмоционального выгорания связано с личностным фактором, охватывающим множество базисных, ситуативных, поведенческих индивидуальных особенностей.
Последствия эмоционального выгорания могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационных) изменениях в зависимости от стажа работы.
Предрасполагающими факторами формирования эмоционального выгорания у педагогов в процессе выполнения профессиональной деятельности: консервативность как особенность интеллекта, эмоционально-волевые особенности – эмоциональная неустойчивость, низкий уровень стрессоустойчивости, низкая самооценка, склонность к чувству вины, чувствительность к замечаниям, повышенный самоконтроль, высокий уровень тревожности, эмоциональность; особенности отношения к делу и социальным нормам – строгое следование нормам, обязательность, ответственность, дисциплинированность, высокая совестливость, социальная напряжённость; особенности отношения к людям – подозрительность, раздражительность, высокомерие, ревнивость, завистливость, прямолинейность; особенности отношения к групповым нормам – зависимость от мнения других; интровертированность как особенность темперамента.
Чем больше когнитивно-эмоциональная напряжённость и длительность деловых контактов, тем больше вероятность психической деформации индивидуумов, работающих в системе «человек-человек». В этой связи в целях сохранения потенциалов социально-психологического здоровья у представителей коммуникативных профессий особую актуальность приобретает разработка технологии купирования и профилактики синдрома психического выгорания посредством организации развития, управления межличностными отношениями в трудовом коллективе и повышения коммуникативной культуры.
Постоянное профессиональное совершенствование может служить одним из важных аспектов стратегии борьбы против эмоционального выгорания, возникающего в процессе выполнения профессиональной деятельности.
Позитивное отношение к симптомам эмоционального выгорания поможет специалисту осознать и принять важную информацию о самом себе, которая остается во время работы за кадром.
Истоки профилактики синдрома эмоционального выгорания лежат в позитивном и ответственном отношении не только к своей профессии, но и к себе и собственной жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Аникеева Н.П. «Психологический климат в коллективе». М.: Просвещение, 1989 г.
- Антошина Ю.А. и Холодная Е.В.Психопрофилактическая работа психолога ДОУ по оптимизации здоровья педагогов. /Дошкольная педагогика. 2010 г., том 58, № 1.
- Басенко В.П., Жуков Б.М., Романов А.А.Учебное пособие Организационное поведение: современные аспекты трудовых отношений. 2012 г.
- Белоногова Е.Профессиональное выгорание / Здоровье детей. 2008 г. № 4.
- Бойко В.В. «Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других». М., 1996.
- Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. СПб. 1999.
- Водопьянова Н.Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания: методология, теория, практика. 2011 г.
- Водопьянова Н.Е. и Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-ое издание, дополненное и переработанное, 2008 г.
- Волобаев В.М. Эмоциональное выгорание: диагностика, профилактика, коррекция. 2011 г.
- Глозман Ж. М. Личность и общение. Учебное пособие.. 2009 г.
- Горянина В.А. Психология общения.Учебное пособие. 2009 г.
- Грабе М. Психологический практикум «Синдром выгорания - болезнь нашего времени». 2008 г.
- Дж. Гринберг. Управление стрессом.». 7-е издание, 2002 г.
- Даукша Л М. и Чекель Л. В. Учебно-методический комплекс «Педагогическая психология».
- Евдокимов В. И., Губин А. И. Оценка формирования синдрома профессионального выгорания у врачей, и его профилактика. /Вестник психологии. 2008 г., № 5.
- Емельянова M.H. Как предотвратить стагнацию и эмоциональное выгорание педагогов/ Журнал «Народное образование». 2013 г. № 6.
- Иванникова Н. Н. Синдром менеджера или профилактика профессионального выгорания. 2008 г.
- Калинаускас И. Lift. Поднимите внутреннюю энергию на максимально возможный уровень.
- Карпов А.В. и Конева Е. В. Учебник для вузов «Психология труда». 2005 г.
- Котова Е. В. Учебное пособие «Профилактика синдрома эмоционального выгорания».
- Крылова Т.А. Синдром профессионального выгорания в педагогической деятельности. 2011 г.
- Кузнецова Е.В., Петровская В.Г., Рязанцева С.А. Психология стресса и эмоциональное выгорание. Учебное пособие. 2012 г.
- Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. Учебное пособие. СПб.: Питер, 2004 г.
- Куприянов Р.В. и Кузьмина Ю.М. Психодиагностика стресса. Практикум. 2012 г.
- Кустелева А.Н.Смысложизненные ориентации учителей с несформированным уровнем эмоционального выгорания/ Проблемы исследования синдрома выгорания и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике)». 2007 г.
- Ласовская Т.Ю. и Ильина С.А. Учебно-методическое пособие «Профессиональное выгорание». 2004 г.
- Логинова А.В. Профессиональный стресс и синдром профессионального выгорания в педагогической деятельности. /Молодой ученый. 2015 г. № 11.
- Лужецкая А.М.Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у представителей различных профессий в системы «человек-человек. / Сибирский психологический журнал. 2005 г. № 21.
- Малярчук Н.Н. Факторы и культура здоровья педагогов./Народное образование. 2013 г. № 6.
- Макарова Г.А.Синдром эмоционального выгорания./ Психотерапия. 2003 г. № 11.
- Меркулова Н.Н.Синдром эмоционального выгорания и программа его преодоления в сфере «помогающих» профессий./ Вестник Тамбовского университета. Гуманитарные науки. 2011 г., том 104, № 12.
- Немов Р. С. Психология. Учебник. 2005 г.
- Нижегородова Л.А. Профилактика стрессовых состояний у педагогов образовательных учреждений./ Народное образование. 2015 г. № 4.
- Никишина В. Б. и Василенко Т. Д. Психодиагностика в системе социальной работы. Учебное пособие для вузов. 2004 г.
- Осухова Н., Кожевникова В.Профилактика профессионального выгорания./ Школьный психолог. 2006 г. № 16.
- Пальчевская Е.С., Куимова М.В.О профилактике эмоционального выгорания./ Молодой ученый. 2015 г. № 9.
- Панфёров В. Н. Психология человека.Учебное пособие. 2-е издание, 2002 г.
- Петрова С.С.Синдром профессионального выгорания будущих педагогов./ Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2015 г. № 43.
- Петрова Е. Э. и Дегтярева Л. И. Профилактика и коррекция профессионально-эмоционального выгорания педагогов. Методическое пособие директоров ОУ, педагогов, психологов, коррекционных педагогов. 2009 г.
- Похомова И. Ю. и Михалец И. В. Учебно-методическое пособие Профилактика эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов. 2013 г.
- Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий. 2008 г.
- Семиздралова О.А. Профилактика эмоционального выгорания учителя. Учебное пособие. 2009 г.
- Сергеева Л.С. Синдром профессионального выгорания. Учебное пособие. 2006 г.
- Сердюк В.Менеджмент стресса на рабочем месте./ Кадры предприятия. 2004 г. № 5.
- Скугоревская М. М., Игумнов С. А. и Склема В. Н.Синдром эмоционального выгорания и основные этапы его развития/ Проблемы исследования синдрома выгорания и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике). 2007 г.
- Сухов А.Н. Социальная психология. Учебное пособие. 3-е издание, 2006 г.
- Феофанов В. Н. Синдром выгорания и педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья. 2011 г.
- Черникова Т.В. и Болучевская В.В. «Психология эмоционального выгорания». 2012 г.
- Чутко Л.С. и Козина Н. В. «Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты». 2-ое издание, 2014 г.
- Шингаев С.М. Профессиональное выгорание и повышение стрессоустойчивости педагогов. Учебно-методическое пособие. 2009 г.
- Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. Учебное пособие - СПб.: Питер, 2006 г.
- Янковская Н.Эмоциональное выгорания учителя/ Народное образование. 2009 г. № 2.
- Янковская Н. Как не сгореть на работе или об эмоциональном выгорании педагогов/ Народное образование. 2009 г. № 8.
- Ясько Б.А. Современные теоретические и методологические подходы к исследованию организационного стресса/ Вестник Адыгейского государственного университета. Педагогика и психология. 2013 г. Т. 123. № 3.
Интернет-ресурсы:
- Синдром профессионального выгорания. [Электронный ресурс]. URL: http://bbcont.ru/business/sindrom-professionalnogo-vygoraniya.html (дата обращения: 18.09.2017).
- Вольская А.Профессиональное выгорание на работе - как распознать и что делать? [Электронный ресурс]. URL: http://digitalsubstation.ru/blog/2016/02/10/professionalnoe-vygoranie-na-rabote-kak-raspoznat-i-chto-delat/ (дата обращения: 18.09.2017).
- Гордеева А. Н.Профессиональное выгорание: реальность или миф. [Электронный ресурс]. URL: http://virtkafedra.ucoz.ua/el_gurnal/pages/vyp7/konf3/Gordeeva.pdf (дата обращения: 18.09.2017).
- Профилактика профессионального стресса.[Электронный ресурс]. URL:http://fin-rb.ru/stati/psihologiya/profilaktika_professionalnogo_stressa/#3 (дата обращения: 18.09.2017).
- Самоукина Н.В. Синдром профессионального выгорания». [Электронный ресурс]. URL: http://www.7ya.ru/article/Sindrom-professionalnogo-vygoraniya/(дата обращения: 18.09.2016).
- Сидоров П. И.Синдром эмоционального выгорания. [Электронный ресурс]. URL:http://www.eurolab.ua/encyclopedia/565/46561/ (дата обращения: 18.09.2017).
- Субботин Г. и Плужникова Н. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагога. Авторы: [Электронный ресурс].
- Стресс. Типы стресса. Рекомендации по выходу из стресса».[Электронный ресурс]. URL: http://skola.ogreland.lv/ritorika/text/rit77.htm(дата обращения: 18.09.2017).
- http://www.b17.ru/article/3458/(дата обращения: 18.09.2017).