Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание *Сущность и содержание синдрома профессионального выгорания у учителей общеобразовательных школ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Синдром профессионального выгорания у учителей имеет три главных симптома такие, как эмоциональная истощенность, деперсонализация и редукция профессиональных достижений (подробное описание каждой дано в главе 2) [41].

Структура синдрома эмоционального выгорания (по В. В. Бойко) [47, 3, 45]:

  • Нервное (тревожное) напряжение включает в себя такие симптомы, как неудовлетворённость собой, чувство загнанности в клетку, депрессия и тревога. У человека, который находится на первой стадии выгорания, замечают умеренные, непродолжительные симптомы этого явления. Первая стадия выгорания протекает в лёгкой форме и выражаются в заботе о себе и отдыхе от работы.
  • Резистенция (сопротивление) включает: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование (черствость, неучтивость, равнодушие к коллегам, клиентам), эмоционально-нравственную дезориентацию, расширение сферы экономии эмоций (общение с родственниками, знакомыми), упрощение профессиональных обязанностей. На второй стадии симптомы появляются чаще, носят длительный характер и сложнее корректируются.
  • Истощение включает в себя такие симптомы, как эмоциональный дефицит и отстранённость, а также личностная отстранённость (деперсонализация) и психосоматические нарушения. Эти симптомы - хронические. Способы заботы о себе и психологическая помощь не приносят положительного эффекта.

Далее рассмотрим одну из профессий, наиболее подвергавшуюся профессиональному выгоранию - учитель.

Синдром выгорания относится к феномену личностной деформации. Особенно часто синдром выгорания развивается у учителей [26, 56].

Особенности педагогической работы заключаются в том, что в данной профессии приходится много общаться, что требует от учителя большого личностного вклада в установление доверительных отношений и умения управлять собственным эмоциональным состоянием [26, 56].

Ключевая роль в возникновении синдрома выгорания принадлежит затрудненным взаимоотношениям в системе «человек-человек» [20].

Началом выгорания служат проблемы личности в эмоционально-нравственной сферы, которые вызываются тревожностью в сфере эмоций и в сфере общения. Из-за такой тревожности начинается эмоциональное истощение личности. Сначала выгорание затрагивает эмоций, далее это явление затрагивает познавательные процессы и, в конечном итоге, это отражается и в поведении [26, 56].

Также началом возникновения выгорания является постоянная тревожная эмоциональная атмосфера в профессиональной деятельности учителей .


На начало выгорания больше влияют индивидуальные особенности определенного человека, чем внешние факторы [5, 6].

У учителей прослеживаются несколько стадий синдрома профессионального выгорания:

На первой стадии у учителей возникают некоторые сбои в сфере произвольного поведения. Это выражается в забывании таких моментов, например, как задавался ли ученику планируемый вопрос и т. д.). В связи со страхом допустить ошибку, учитель вынужден испытывать постоянную нервно-психическую напряженность. Данная стадия формируется в среднем от трёх до пяти лет.

На второй стадии возникают такие симптомы, как заниженный интерес к работе, отсутствие потребности в общении даже дома и с друзьями, «неделя длится вечно», усиливается апатия, возникают физические симптомы такие, как головная боль, увеличение простудных заболеваний, отсутствие сил, появляется сильная раздражительность. Вре­мя формирования этой стадии составляет от пяти до пятнадцати лет.

Третья стадия представляет собой личностное выгорание. Для нее характерна эмоциональное безразличие, выражающееся в полной потери интереса к работе, в нежелании общаться с людьми и потере всех жизненных сил. Даная стадия фор­мируется в среднем 10-20 лет.

Существует связь между стажем работы учителя и синдромом профессионального выгорания.

Выделяются три группы учителей: со стажем от 0 до 5 лет, от 15 до 20 лет и больше 20 лет [51].

Учителя со стажем 0-5 лет. Возра­ст таких учителей от 23 до 29 лет. Причиной выгорания при таком стаже работы является внутриличностный конфликт между профессиональными ожиданиями и реальной действительностью [51].

Самая устойчивая группа учителей к синдрому выгоранию имеет стаж работы 15-20 лет. Возра­ст таких учителей от 35 до 41 года. Для этого возрастного диапазона характерно освоение родительской дистанции с детьми, появляется возможность больше времени и внимания уделять своей собственной жизни. Это приводит к обновлению переживаний, появляется чувство полноты жизни, причастности ко всем её проявлениям.

У учителей со стажем работы более 20 лет, возраст которых от 40 до 53 лет. У этой группы все фазы выгорания усиливаются. Это объясняется кризисом идентичности личности, который выражается вопросом: «А зачем всё это? Зачем я работаю, зачем живу?» При условии успешного решения жизненных задач, в дальнейшем человек переживает новый подъем творческих сил.

Ученые выделили следующие группы симптомов профессионального выгорания у учителей [32,31, 40, 34]:


  1. Физические симптомы такие, как утомление, повышенное давление, усталость, сердечные болезни, бессонница, и т. д.
  2. Эмоциональные симптомы такие, как тревога, безразличие, безнадежность, беспомощность, раздражительность, пессимизм, цинизм и черствость, агрессия, потеря идеалов, надежд в профессии депрессия, преобладание переживания одиночества и другие.
  3. Поведенческие симптомы такие, как безразличие к еде, работа до 45 часов в неделю, увеличение употребления табака, алкоголя, лекарств, отказ от физической нагрузки, и т. п.
  4. Интеллектуальные симптомы такие, как увеличение скуки, тоски, апатии, уменьшение интереса к новым идеям в работе, безразличие к новшествам, нововведениям, потеря творчества и другие.
  5. Социальные симптомы такие, как утрата интереса к хобби, малая социальная активность; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег; ощущение изоляции, непонимание других; и т. п.

Все факторы, способствующие синдрому профессиональному выгоранию учителей, можно разделить на две большие группы: объективные (внешние, организационные) и субъективные (внутренние, индивидуальные) [49, 12, 39].

К объективным факторам возникновения выгорания относятся:

  • Неблагоприятный социально-психологический климат педагогического коллектива. Нет сплоченности в коллективе, часто происходят конфликты в отношениях коллег с руководством - все это отрицательно влияет на индивидуально-психологическое состояние членов коллектива, что способствует тяжёлым переживаниям, которые приводят к эмоциональному выгоранию.
  • Недостатки в организации педагогической деятельности заключаются в неудобном распределении учебной нагрузки, высокая степень самостоятельности учителя, неясные перспективы профессионального роста, недостаточная стимуляция труда учителя.

К субъективным факторам возникновения выгорания относятся следующие показатели: высокий уровень тревожности, который представляет собой показатель эмоциональной неуравновешенности индивида, неустойчивости нервно-психических процессов, выражающейся в высокой возбудимости и преобладании отрицательных эмоциональных состояний. Отсутствует возможность выполнять учителем свои самые значимые смыслообразующие жизненные цели, теряются важные свойства личности для своей профессиональной деятельности. Происходит понижение уровня произвольной саморегуляции поведения и эмоций.

К внешним факторам относятся: постоянная напряженность в эмоциональной деятельности в условиях вынужденного общения с людьми; высокая ответственность за исполнение функций и операций; плохая атмосфера профессиональной деятельности; ученики с отклонениями в развитии, с которыми происходит общение в профессии: у учителей - это дети с аномалиями характера, нервной системы и с задержкой психического развития.


К внутренним факторам относятся: сильное восприятие и переживание обстоятельств, связанных с профессией; низкая мотивация эмоционального отклика в профессии; нравственные дефекты и дезорганизация личности.

Существует еще ряд факторов, провоцирующих синдром профессионального выгорания [5, 6]:

  • Однообразие в работе.
  • Вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки.
  • Ограничение времени на выполнение работы.
  • Работа с клиентами, имеющими низкую мотивацию, характеризующуюся отказом от помощи.
  • Конфликты и напряженность в коллективе, низкая поддержка коллег и повышенная критика.
  • Отсутствие условий для личностного выражения на работе и подавление экспериментов и инновации.
  • Работа без возможности дальнейшего обучения, профессионального совершенствования.
  • Неразрешенные внутриличностные конфликты специалиста.

Таким образом, выгорание выражает собой несоответствия между работой и личностью. Главными сферами этого несоответствия проявляются [25]:

  • Между профессиональными обязанностями специалиста и его личностными особенностями: он не может выполнить работу, из-за чего испытывает стресс, или очень лёгкое задание, с которым специалист быстро справляется не приносит удовлетворения.
  • Между желанием иметь интересную работу и неудовлетворённостью профессией из-за неправильности её выбора, низкой результативности, плохих условий труда, несоответствия своих способностей требованиям профессии.
  • Между стремлением работников иметь высокую личную автономию и строгим контролем администрации.
  • Между количеством работы и маленькими сроками её выполнения.
  • Между трудом и вознаграждением.
  • Между желанием положительного взаимодействия и его отсутствием.

2.2.Способы преодоления и профилактика профессионального выгорания учителей

Одним из способов преодоления выгорания является развитие стрессоустойчивости. Её повышение выражается в поиске ресурсов, которые помогают преодолеть отрицательные последствия стрессовых ситуаций. Ресурсы - это внутренние и внешние факторы, помогающие повысить психологическую устойчивость в стрессовых ситуациях [5, 6].


Главным психологическим качеством, обеспечивающим стрессоустойчивость, является высокаязрелостьличностиработника, заключающаяся в способности нести ответственность за принятые решения, а также в умениивыстраивать целостные взаимоотношения с другими людьми и делать правильные выводы изсвоего и чужого опыта.

Для повышения стрессоустойчивости необходимо развивать следующие ресурсы: личностные, информационные и инструментальные.

Личностные ресурсы:

  • Психологическая компетентность, умение правильно себя вести при общении с людьми, не причиняя им при этом никакого физического и морального вреда.
  • Высокая мотивация преодоления стрессов, через которые приобретается личный опыт и возможность личного роста.
  • Сила Я-концепции, уважение себя, собственная значимость,самодостаточность, адекватная и высокая самооценка.
  • Активная жизненная установка выражается в активном отношении к жизни, которая позволяет вырабатывать психологическую защиту к стрессу.
  • Позитивность и рациональность мышления.

Информационные и инструментальные ресурсы[5, 6]:

  • Способность контролировать ситуацию.
  • Способность к привыканию, взаимодействия человека окружающей средой, которое его изменяет, информационная и деятельная активность по изменению ситуации взаимодействия личности и стрессовой ситуации.
  • Использование различных методов или способов достижения поставленных целей.
  • Способность к структурированию и пониманию ситуации.

В качестве способа преодоления синдрома профессионального выгорания могут выступать смысложизненные ориентации специалистов. Смысложизненные ориентации - жизненные ориентации, характеризующие особенности стремления человека к смыслу жизни. Они включают в себя наличие цели в жизни, интерес, эмоциональную насыщенность, удовлетворенность самореализацией [38].

Существуют пять областей, оказывающих влияние на противостояние выгоранию[5, 6]:

  • Правильно распределенная рабочая нагрузка.
  • Приемлемый контроль для поддержания самостоятельности специалиста.
  • Заслуженное вознаграждение.
  • Чувство коллектива.
  • Разделение ценностей и обязанностей.

Исследователи выделили несколько направлений, которые помогают предотвратить и уменьшить риск возникновения профессионального выгорания. К самым эффективным относятся следующие [5, 6]:

  • Организация специализированных тренингов для всего коллектива, направленных на распознавание и преодоление симптомов выгорания.
  • Разработка программы для поддержания работников, включающая в себя консультации и лечение нарушений здоровья, связанных со стрессом.
  • Возможность работы при гибком графике.
  • Проведение семинаров, направленных на развитие навыков межличностного общения и управление конфликтами для работников.
  • Обеспечение открытого общения между руководством и остальным коллективом.
  • Проведение мероприятий, направленных на повышение привлекательности работы в организации.
  • Приемлемая система стимуляции работников, включающая в себя развитиепрофессионального роста и карьеры.