Файл: Принцип мотивации учения (Клубы для учащихся как форма внеурочной работы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3. Мотив и мотивация учебного процесса

Мотивация к учебе - одно из более главных условий реализации учебный - воспитательного процесса. Она не только содействует развитию интеллекта, но и является движущей силой усовершенствования личности в целом. Формирование мотивации у учеников к учебно-познавательной деятельности являются одной из главных проблем современной школы. ЕЕ актуальность обусловлена обновлением содержания учебы, постановлением заданий формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, познавательных интересов, жизненных компетенций, активной жизненной позиции, осуществления в единстве идейно - политического, трудового, морального воспитания учеников, введением профильной учебы в старших классах. Социальный заказ общества требует от заведений образования повышения качества учебы и воспитания, развитие и формирование конкуренто-состоятельного выпускника, предотвращение формализма в оценки результатов труда учеников и учителей.

Проблема формирования мотивации находится на стыке учебы и воспитания. Это значит, что внимание педагогов и психологов должно быть не только направлено на осуществление учеником учебы но и на то, как и что происходит в развитии личности ученика в процессе учебный - познавательной деятельности. Формирование мотивации - это воспитание у детей и ученической молодежи идеалов, создания системы ценностей, приоритетов социально приемлемых в обществе, в соединенных с активным поведением ученика, который означает взаимосвязь между осознанными и реально действующими мотивами, единство слова, дела и активной жизненной позиции ученика.

Для того, чтобы построить научно обоснованную «педагогику мотивации» необходимо учитывать научные достижения современной психологии мотивации. Мотивация учебы состоит из многих аспектов, которые изменяются и вступают в новые соотношения (общественные идеалы, смысл учебы для ученика, его мотивы, цели, эмоции, интересы, уровень учебных достижений, когнитивные возможности). Поэтому становление мотивации есть не простой рост позитивного или негативного отношения к учебе, а образование сложных структур мотивационной сферы. Эти отдельные структуры мотивационной сферы (и сложные, диалектические отношения между ними) должны стать объектом управления со стороны учителя. На современном уровне психологической науки педагог не имеет права констатировать то, что ученик не хочет учиться, необходимо выяснить причину нежелания ученика учиться, какие аспекты мотивационной сферы у него не сформированы и какие психолого-педагогические средства влияния педагог должен использовать, чтобы сформировать у ученика мотивацию к учебный - познавательной деятельности.


Формирование мотивации учебы невозможно осуществить без учета вековых особенностей учеников и их индивидуальных психологических характеристик. Это значит, что педагог должен организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы решались задания развитию мотивационной сферы на определенном вековом этапе и подготовки учеников к следующему этапу развития личности. В связи с раскрытием резервов векового развития мотивации осуществляется личностно-ориентированный подход к учебе.

Создание развивающего пространства, в котором организация учебно-познавательной, научно-исследовательской деятельности учеников осуществляется с учетом психологических установок относительно формирования мотивационной сферы возможная при условии плодотворного сотрудничества педагогов со специалистами психологической службы.

Под мотивацией понимают совокупность побудительных факторов, которые определяют активность личности. Основными мотивами учебы у школьников является: личностное развитие, интерес, результат деятельности, желания в будущем стать квалифицированным специалистом, потребность в познании нового. [1]

Каждый из этих мотивов может вносить разный взнос в общую мотивацию, причем как позитивный, так и негативный. Изучение особенностей мотивационной направленности дает возможность выявить нарушение в системе взаимоотношений ученика и учителя и на этой основе разнообразить средства и методы учебы, ставить конкретные и реальные задания и цели (поскольку у ребенка может акцентироваться боязнь неудачи), осуществлять коррекцию психологической защиты, применять при необходимости позитивную оценку достижений, и тем же создавать наиболее оптимальные условия поддержки учебного процесса. [4]

Перспективу учебы ученики видят в возможности саморазвития, самореализации, расширения мировоззрения, достижении успеха, самостоятельности и независимости. Важность и польза занятий сочетает с любопытством, увлеченностью, интересом, а иногда с таинственностью и романтичностью.

Рассматривая мотивацию учебы школьников в динамическом ракурсе, выявлены определенные особенности отмеченного процесса.

В начальной школе учебная деятельность всех учеников поддерживается преимущественно за счет самоудовлетворения, роста самооценки, самоуважения, осознания необходимости учебы. Стимулом для этого является похвала, хорошая оценка. В старших классах этого уже иногда недостаточно. Лучшим средством является уважение, признание личности. [1]


Одним из действенных приемов стимулирования интереса к учебе есть создание ситуации успеха у школьников, которые испытывают трудности в учебе, которая достигается через: доступное на данном этапе задание, которое поддерживает уверенность в себе; уважение и признание ученика как личности; обеспечение благоприятной морально-психологической атмосферы в ходе выполнения заданий; эвристический и креативный подход к организации учебы; дифференциация помощи в исполнении заданий.

Поскольку мотивация школьников к учебе является одной из основных составляющих учебно-воспитательного процесса, то направленность действий любого учителя определяется его стремлением и жизненной необходимостью повысить уровень мотивации учебы учеников - от негативного и нейтрального к позитивному, ответственному, действенному. И в этом процессе определены общие приемы деятельности: разъяснение значимости учебы, раскрытия перспектив дальнейшей жизни, умелое применение поощрения и наказание, внедрение в процесс учебы дискуссий, использования интерактивных технологий. [2], [3]

При этом важное место занимают игровые технологии. Именно они объединяют в себе как эмоциональные (ситуация успеха, любопытство изложения материала, моменты соревнований), так и проблемно-поисковые (ситуация выбора, самоанализ, нестандартность предлагаемых в игре заданий, постепенное повышение их тяжести) стимулы.

Подбирая соответствующие учебной и воспитательной цели игровые формы, наблюдая и корректируя поведение ученика в ходе игры, учитель получает действенный способ диагностики и формирования мотивации учебы. Важной при таком подходе является направленность на самоорганизацию и проблему учебы. [1], [2]

Предотвращение низкой успешности - практическое задание, которое обязательно появляется перед каждым учителем, в каждой школе. В значительной степени успех в решении этой проблемы зависит от глубокого изучения характеров и жизненных обстоятельств детей, которые плохо учатся. В связи с этим возникает потребность в оптимизации учебы. Следует отметить, что у учеников накапливаются не только знание, умение и опыт творческой деятельности, но так же недостатки и пробелы в знаниях и навыках. Именно это и приводит к тому, что ученик начинает отставать в учебе. [3]


Глава 2 Клубы для учащихся как форма внеурочной работы как фактор обеспечения положительной мотивации учения на примере изучения русского языка во 2 классе

2.1. Клубы для учащихся как форма внеурочной работы

Формы внеурочной работы - это виды объединений, способы организации учащихся и педагогов для совместной деятельности после учебных занятий, а также конкретные просветительско-познавательные и воспитательные акции, рассчитанные на массовое или диферренцийованую ученическую аудиторией.

Следует различать внеурочную (внеклассную) воспитательную работу в школе и внешкольное воспитание внеурочной называется разнообразная образовательная и воспитательная работа, направленная на удовлетворение интересов и запросов млад ей, которую организует во внеурочное время педагогический коллектив школы внешкольной работы называют образовательно-воспитательную деятельность внешкольных учреждений для детей и юношества. Задача внеурочной воспитательной работы: а) закрепление, обогащению и углублению знаний, расширение общеобразовательного мировоззрения, формирования научного мировоззрения, выработка умений и навыков самообразования; б) формирование интереса к различным отраслям науки, техники, искусства, спорта,, выявление и развитие индивидуальных творческих способностей и наклонностей; в) организация досуга школьников, культурного отдыха; г) распространение воспитательного воздействия на учащихся в разных направлениях воспитания. Содержание внеурочной и внешкольной работы: умственное, эстетическое, нравственное, правовое, экологическое, трудовое, физическое воспитание; занятия по труду и техники и профориентационной работы; занятия различными видами искусства, спортивно-массовая работа; игры и развлечения; внеклассное чтение. Принципы организации и построения внешкольной воспитательной работы - это добровольное участие учащихся, развитие изобретательности и творчества, взаимодействие различных форм и видов Внеучебные объединения должны быть автономными и самобытным и, имеющейся ведущей идеей, добровольными, открытыми, иметь самоуправления, комфортный микроклимат, стиль взаимоотношений взрослых и учащихся \"на равных\", быть динамичными по составу, сотрудничать с разными организационными стурктурами.


Клуб, как место отдыха и развлечений детей возник в России в начале ХХ века. В первый период своего существования детские клубы рассматривались как досуговые учреждения. Большинство их предназначались для городских детей, которые значительную часть дня проводили на улице предоставленные сами себе. После Октябрьской революции эта форма детского учреждения не была ликвидирована, поскольку была приспособлена к задачам новой педагогики. Работа в них мыслилась как совершенно самостоятельная ветвь в общей системе социального воспитания и детский клуб строился более или менее изолировано от школы. В период реформирования школы возник промежуточный тип школы - школа-клуб. Период их бурного роста пришелся на 1918-1920 годы.  В годы НЭПа, когда началось сокращение всех типов учебных и культурно-просветительных учреждений, стали закрываться и детские клубы.

Возрождение клубной работы приходилось на 1923-1924 годы. Это было связано с появление новых учебных программ, которые рассматривали клубную работу детей как неотъемлемую часть воспитательно-образовательной работы общеобразовательной школы. Методическое руководство клубной деятельностью взяла на себя педологическая лаборатория Московского отдела народного образования (МОНО) и Московское бюро юных пионеров. Поскольку главной задачей школы комплексные программы определяли изучение и строительство окружающей жизни, то и клубная работа строилась именно в этом направлении. Дети объединялись в кружки, комиссии, группы для коллективного разрешения намечаемых общественно-практических задач.

В марте 1925 г. Главсоцвос выпустил циркуляр о клубном дне в школе 1 и 2 ступени, в котором говорилось, что клубный день в школе может быть заполнен самым разнообразным содержанием, меняющимся в зависимости от местных условий и местных потребностей, от того или иного сезона и от масштаба работы комсомольской и пионерской организации, с которой связна школа. В методических рекомендациях МОНО отмечалось также, что центром клубного дня должна быть общественно-политическая работа детей. В содержание клубного дня входили работа различных кружков; массовая работа (игры, подготовка революционных праздников, вечера, выпуск газет, работа мастерских) и работа по самоуправлению.

Таким образом, в середине 1920-х годов детский клуб теряет свое значение как самостоятельное учреждение и становится формой работы общеобразовательной школы, в которой сочетались и образовательные и развлекательные элементы. Эта форма стала носить название клубного дня или клубных часов, выделявшихся из учебного плана школы.