Файл: Принцип мотивации учения (Клубы для учащихся как форма внеурочной работы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Работа клуба делилась на два направления: самообразование учащихся и массовая деятельность. Процесс самообразования подчинялся содержанию комплексных программ, поэтому клубная работа этого направления становились частью учебного процесса. Самообразованием дети занимались в многочисленных кружках, таких как кружок юных натуралистов, кружок современности, сельского хозяйства, рассказчиков, метеорологии.

Массовая работа клуба заключалась в отчетных выступлениях кружков, обычно проходивших в феврале. Отчет производился перед коллективом школы. Обычно это были живые газеты, спектакли, концерты, лекции, спортивны выступления. Но кроме этого клуб участвовал в проведении различных кампаний (перевыборы в горсовет, общество "Долой неграмотность" и т.п.); организовывал подготовку советских праздников, издавал стенную газету, работал в школьной читальне, устраивал концерты и радио-вечера. Массовая работа проводилась и за стенами школы.

Занятия в кружках и клубах по интересам, так же как и факультативные занятия, предполагают определенную программу деятельности. Однако она менее строгая и допускает внесение существенных коррективов в зависимости от пожеланий детей, изменяющихся обстоятельств деятельности и других факторов. Кружковая и клубная работа строится на принципах добровольности, развития инициативы и самодеятельности детей, романтики и игры, учета возрастных и индивидуальных особенностей. Наряду с постоянно действующими формами организации внеучебной деятельности большое значение в структуре целостного педагогического процесса имеют и эпизодические мероприятия, такие, как олимпиады, викторины, конкурсы, смотры, соревнования, выставки, экспедиции и т.п.[4].

Кружок – основной и наиболее распространенный вид групповой внеклассной работы.

К принципам внеклассной работы в методической литературе относят принципы: взаимосвязи классных и внеклассных занятий, научной углубленности, практической направленности, занимательности, добровольности и равного права как сильных, так и слабых учащихся на участие во внеклассной работе, индивидуального подхода к каждому и развития творческих способностей.

Повышению интереса к внеклассной работе способствует занимательность. По мнению Абасова, занимательность (но, ни в коем случае не развлекательность) внеклассных занятий должна быть лишь педагогическим средством, но не целью работы [4]. Занимательность внеклассной работы связана с формой ее проведения, выбором методов и приемов работы, с использованием наглядности, интересных заданий, лингвистических игр, с привлечением интересных фактов.


Принцип равного права на участие во внеклассной работе всех учащихся требует сугубо индивидуального подхода к каждому ученику, оказания максимальной помощи, подбора специальных заданий, упражнений, форм работы.

2.2. Принципы работы КИДов в настоящее время

Начало XXI века характеризуется возрождением КИДов по всей России. Клубы стали появляться повсеместно: в школах, колледжах, ВУЗах, центрах детского творчества. Как правило, руководителями клубов назначаются преподаватели иностранного языка, чаще всего английского. Президент клуба избирается из числа учащихся. Как и в советское время, КИД – это  добровольное объединение, созданное из числа учащихся образовательного или нескольких образовательных учреждений с целью формирования у детей установок толерантного сознания и выработки норм социального поведения, характерных для гражданского общества.

Для работы с КИДами педагогами и методистами разрабатываются программы, которые направлены на решение целого ряда задач; среди них:

  • познакомить с историей, культурой, жизнью и бытом народов России;
  • сформировать умение применять знания на практике - в интернациональных акциях, форумах дружбы, митингах солидарности, ассамблеях народов мира;
  • воспитать в детях гордость россиянина, уважение к народам, живущим в России;
  • развить познавательный интерес к различным отраслям знаний;
  • дать импульс к творчеству;
  • привить навыки коллективной работы на общую пользу;
  • научить взаимодействию и взаимопониманию в разновозрастном коллективе;
  • развить чувство причастности к государственным делам и международной политике;
  • привить детям дух миролюбия, устойчивость к этническим и религиозным конфликтам, неприятие экстремизма, национализма, расизма и фашизма.

Работа в клубе осуществляется по нескольким направлениям и секциям:

  • секция страноведения знакомит учащихся с культурой и традициями зарубежных стран, условиями жизни и учебы своих сверстников, молодежными организациями;
  •  пресс-центр выпускает бюллетени, оформляет стенгазеты, посвященные отдельным событиям, ведет летопись работы КИДа;
  • почтамт „Дружба" помогает установить дружескую переписку, добиваться, чтобы переписка была регулярной, активисты помогают правильно оформлять письма;
  •  лекторская группа - проводит лекции и беседы об истории, культуре различных стран, о международном молодежном движении;
  • поисковая группа - занимается сбором информации об истории развития интернационального движения в образовательном учреждении;
  • клуб путешественников осуществляет заочные путешествия по различным зарубежным странам;
  • исторический клуб призван воспитывать у учащихся уважительное отношение и интерес к русской культуре и истории, любовь и гордость к своему родному краю, чувства толерантности к истории и культуре других народов.

2.3. Мотивация - побуждение учеников к активной учебной деятельности, производительному познанию содержания учебы

Формирование мотивов учения - это создание условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению; осознания их учеником и даль­нейшего саморазвития им своей мотивационной сферы.

Формирование учебной мотивации - это побуждение учащихся к активной учебной деятельности, продуктивному познанию содержания обучения. Эта мотивация связана с таким понятием, как познавательная активность школьника. В структуре активности выделяют следующие компоненты:

  • готовность выполнять учебные задания;
  • стремление к самостоятельной деятельности;
  • сознательность выполнения задания;
  • систематичность обучения;
  • стремление повысить свой личный уровень.

Большая часть из этих компонентов у школьников с ЗПР отсутствует, поэтому их необходимо развивать. Развитие мотивов учения идет двумя путями: 1) через усвоение учащимися общественного смысла учения; 2) через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.

На первом пути главная задача учителя состоит в том, что­бы довести до сознания ребенка те мотивы, которые общественно значимы. Однако существуют мотивы, которые общественно незначимы, но имеют достаточно высо­кий уровень действенности. Примером может служить желание получать хорошие отметки. Многие учащиеся с отклонениями в развитии хотят получать хорошие отметки, не прикладывая к учебе особых усилий. Им необходимо помочь осознать объективную связь отметки с уровнем знаний и умений. И таким образом постепенно подойти к мотивации, связанной с желанием иметь более высокий уровень знаний и умений. Это, в свою очередь, должно осознаваться детьми как необходимое условие их успешной, полезной обществу деятельности.

Другой путь формирования учебной мотивации связан непосредственно с особенностями организа­ции учебного процесса, т.е. когда имеет место мотива­ция процессом учения. Эти пути предназначены для работы со всем классом.

Но каждый ученик имеет свои особенности, в том числе - и в мотивационной сфере. В идеале пути формирования мотивов учения должны определяться с учетом исходного уровня учебной мотивации каждого учащегося и его индивидуальных особенно­стей. В любом классе коррекционной школы имеются ученики с от­рицательным отношением к учебной деятельности, а также школьники с низким уровнем мотивации. Обратимся к уровням учебной мотивации, установленным в психологических исследованиях. Знание возможных состояний мотивационной сферы учеников поможет учителю более уверенно выбирать пути индивидуальной работы с ними. А.К.Маркова выделила следующие уровни развития учебной мотивации у школьников.


  1. Отрицательное отношение к учителю. Преобладают мо­тивы избегания неприятностей, наказания. Объяснение своих неудач внешними причинами. Неудовлетворенность собой и учителем, неуверенность в себе.
  2. Нейтральное отношение к учению. Неустойчивый инте­рес к внешним результатам учения. Переживание скуки, не­уверенности.
  3. Положительное, но аморфное, ситуативное отношение к учению. Широкий познавательный мотив в виде интереса к результату учения и к отметке учителя. Широкие нерасчлененные социальные мотивы ответственности. Неустойчивость мо­тивов.
  4. Положительное отношение к учению. Познавательные мотивы, интерес к способам добывания знаний.
  5. Активное, творческое отношение к учению. Мотивы са­мообразования, их самостоятельность. Осознание соотноше­ния своих мотивов и целей.
  6. Личностное, ответственное, активное отношение к уче­нию. Мотивы совершенствования способов сотрудничества в учебно-познавательной деятельности. Устойчивая внутренняя позиция. Мотивы ответственности за результаты совместной деятельности.

Описанные уровни мотивации показывают направление процесса формирования мотивов.

Для развития индивидуальной позитивной мотивации в учебе необходимо выполнять следующие условия.

Первое условие:

Наиболее сильная позитивная мотивация возникает у ребенка в том случае, если деятельность владеет новизной.

Необходимо использовать новые учебно-методические комплексы. С абсолютно новым видом и типами заданий, с которыми ученики не сталкивались раньше.

Более слабым ученикам необходимо давать больше времени на выполнение заданий, и они менее сложны, а более сильным — меньше; задания усложнены. Слабее учится желательно давать задания, подобные тем, которые у них уже вышли, — для поднятия у них уверенности в собственных силах.

Нужно следить, чтобы деятельность учеников на уроке и во внеклассной работе была интересной и отвечала развивающему уровню домогательств школьников. Ведь дети любят участвовать в дискуссиях по заранее обусловливаемым правилам; в ролевых играх; им нравится разгадывать интеллектуальные задания.

Второе условие.

Наличие возможности для проявления что учатся самостоятельности.

Самостоятельная работа учеников окрашивает их деятельность эмоционально, вызывает разные внутренние переживания и тем же способствует развитию у них позитивной мотивации в учебе.

Также позитивную мотивацию можно поднять с помощью соревнования. Необходимо придумывать разные конкурсы и соревнования на основе темы, которая изучается.


Следует также развивать и мотивацию коллективных достижений. Этого можно добиться путем включения детей в парную и групповую работу. Результат коллективной деятельности зависит от готовности каждого члена коллектива включить собственные усилия в достижение общей цели.

Но что же делать с теми учениками, которые, несмотря на все учительские старания, не стремятся ни к каким достижениям. Немотивированный ученик станет мотивированным, если учитель станет общаться с ним, воспринимая его в позитивном свете. Не случайно психологи называют этот метод методом прогнозов, что сам выполняются.

И на заключение следует отметить, что большой потенциал несет в себе личность учителя. Ученик должен видеть на уроке влюбленность учителя в язык, который выкладывает, должен чувствовать уважение к народу — носителю языка, истории и обычаев страны языка. Ученики долго помнят того учителя, который умел использовать любознательность и настойчивость детей, потому что она удовлетворяется лишь в радостной коммуникативной атмосфере взаимодействия учеников и учителя, который сумел научить их преодолевать трудности, которые появляются в разных жизненных ситуациях, то есть воспитал у них настойчивость, волю, старательность, научил самостоятельно ориентироваться в современной жизни. Системность, настойчивость и воля необходимы составу процесса развития школьника, суть которого состоит из того, что все это предоставляет конкретную выдающуюся целенаправленность и общественную значимость.

Заключение

Учитель в своей работе может и должен использовать все положительное, что есть в практике учителей, работающих с целью формирования мотивации учащихся. Учебный процесс по содержанию, форме подачи материала должен быть гибким и преследовать одну из главнейших задач обучения - сделать усвоение знаний учащихся прочным, осмысленным, а саму учебу - желанной, доставляющей радость.

На наш взгляд, формировать адекватные учебной деятельности мотивы нужно не только в экспериментальном порядке, а в ходе постоянной каждодневной работы.

Работа по формированию мотивов учения у младших школьников должна быть ориентирована, прежде всего на развитие устойчивости имеющейся положительной мотивации к изучению русского языка, полученной на начальном этапе обучения.

Определяющая роль творческих заданий в формировании положительной мотивации к изучению английского языка заключается в том, что: