Файл: Принцип мотивации учения (Клубы для учащихся как форма внеурочной работы).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
Работа клуба делилась на два направления: самообразование учащихся и массовая деятельность. Процесс самообразования подчинялся содержанию комплексных программ, поэтому клубная работа этого направления становились частью учебного процесса. Самообразованием дети занимались в многочисленных кружках, таких как кружок юных натуралистов, кружок современности, сельского хозяйства, рассказчиков, метеорологии.
Массовая работа клуба заключалась в отчетных выступлениях кружков, обычно проходивших в феврале. Отчет производился перед коллективом школы. Обычно это были живые газеты, спектакли, концерты, лекции, спортивны выступления. Но кроме этого клуб участвовал в проведении различных кампаний (перевыборы в горсовет, общество "Долой неграмотность" и т.п.); организовывал подготовку советских праздников, издавал стенную газету, работал в школьной читальне, устраивал концерты и радио-вечера. Массовая работа проводилась и за стенами школы.
Занятия в кружках и клубах по интересам, так же как и факультативные занятия, предполагают определенную программу деятельности. Однако она менее строгая и допускает внесение существенных коррективов в зависимости от пожеланий детей, изменяющихся обстоятельств деятельности и других факторов. Кружковая и клубная работа строится на принципах добровольности, развития инициативы и самодеятельности детей, романтики и игры, учета возрастных и индивидуальных особенностей. Наряду с постоянно действующими формами организации внеучебной деятельности большое значение в структуре целостного педагогического процесса имеют и эпизодические мероприятия, такие, как олимпиады, викторины, конкурсы, смотры, соревнования, выставки, экспедиции и т.п.[4].
Кружок – основной и наиболее распространенный вид групповой внеклассной работы.
К принципам внеклассной работы в методической литературе относят принципы: взаимосвязи классных и внеклассных занятий, научной углубленности, практической направленности, занимательности, добровольности и равного права как сильных, так и слабых учащихся на участие во внеклассной работе, индивидуального подхода к каждому и развития творческих способностей.
Повышению интереса к внеклассной работе способствует занимательность. По мнению Абасова, занимательность (но, ни в коем случае не развлекательность) внеклассных занятий должна быть лишь педагогическим средством, но не целью работы [4]. Занимательность внеклассной работы связана с формой ее проведения, выбором методов и приемов работы, с использованием наглядности, интересных заданий, лингвистических игр, с привлечением интересных фактов.
Принцип равного права на участие во внеклассной работе всех учащихся требует сугубо индивидуального подхода к каждому ученику, оказания максимальной помощи, подбора специальных заданий, упражнений, форм работы.
2.2. Принципы работы КИДов в настоящее время
Начало XXI века характеризуется возрождением КИДов по всей России. Клубы стали появляться повсеместно: в школах, колледжах, ВУЗах, центрах детского творчества. Как правило, руководителями клубов назначаются преподаватели иностранного языка, чаще всего английского. Президент клуба избирается из числа учащихся. Как и в советское время, КИД – это добровольное объединение, созданное из числа учащихся образовательного или нескольких образовательных учреждений с целью формирования у детей установок толерантного сознания и выработки норм социального поведения, характерных для гражданского общества.
Для работы с КИДами педагогами и методистами разрабатываются программы, которые направлены на решение целого ряда задач; среди них:
- познакомить с историей, культурой, жизнью и бытом народов России;
- сформировать умение применять знания на практике - в интернациональных акциях, форумах дружбы, митингах солидарности, ассамблеях народов мира;
- воспитать в детях гордость россиянина, уважение к народам, живущим в России;
- развить познавательный интерес к различным отраслям знаний;
- дать импульс к творчеству;
- привить навыки коллективной работы на общую пользу;
- научить взаимодействию и взаимопониманию в разновозрастном коллективе;
- развить чувство причастности к государственным делам и международной политике;
- привить детям дух миролюбия, устойчивость к этническим и религиозным конфликтам, неприятие экстремизма, национализма, расизма и фашизма.
Работа в клубе осуществляется по нескольким направлениям и секциям:
- секция страноведения знакомит учащихся с культурой и традициями зарубежных стран, условиями жизни и учебы своих сверстников, молодежными организациями;
- пресс-центр выпускает бюллетени, оформляет стенгазеты, посвященные отдельным событиям, ведет летопись работы КИДа;
- почтамт „Дружба" помогает установить дружескую переписку, добиваться, чтобы переписка была регулярной, активисты помогают правильно оформлять письма;
- лекторская группа - проводит лекции и беседы об истории, культуре различных стран, о международном молодежном движении;
- поисковая группа - занимается сбором информации об истории развития интернационального движения в образовательном учреждении;
- клуб путешественников осуществляет заочные путешествия по различным зарубежным странам;
- исторический клуб призван воспитывать у учащихся уважительное отношение и интерес к русской культуре и истории, любовь и гордость к своему родному краю, чувства толерантности к истории и культуре других народов.
2.3. Мотивация - побуждение учеников к активной учебной деятельности, производительному познанию содержания учебы
Формирование мотивов учения - это создание условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению; осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы.
Формирование учебной мотивации - это побуждение учащихся к активной учебной деятельности, продуктивному познанию содержания обучения. Эта мотивация связана с таким понятием, как познавательная активность школьника. В структуре активности выделяют следующие компоненты:
- готовность выполнять учебные задания;
- стремление к самостоятельной деятельности;
- сознательность выполнения задания;
- систематичность обучения;
- стремление повысить свой личный уровень.
Большая часть из этих компонентов у школьников с ЗПР отсутствует, поэтому их необходимо развивать. Развитие мотивов учения идет двумя путями: 1) через усвоение учащимися общественного смысла учения; 2) через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.
На первом пути главная задача учителя состоит в том, чтобы довести до сознания ребенка те мотивы, которые общественно значимы. Однако существуют мотивы, которые общественно незначимы, но имеют достаточно высокий уровень действенности. Примером может служить желание получать хорошие отметки. Многие учащиеся с отклонениями в развитии хотят получать хорошие отметки, не прикладывая к учебе особых усилий. Им необходимо помочь осознать объективную связь отметки с уровнем знаний и умений. И таким образом постепенно подойти к мотивации, связанной с желанием иметь более высокий уровень знаний и умений. Это, в свою очередь, должно осознаваться детьми как необходимое условие их успешной, полезной обществу деятельности.
Другой путь формирования учебной мотивации связан непосредственно с особенностями организации учебного процесса, т.е. когда имеет место мотивация процессом учения. Эти пути предназначены для работы со всем классом.
Но каждый ученик имеет свои особенности, в том числе - и в мотивационной сфере. В идеале пути формирования мотивов учения должны определяться с учетом исходного уровня учебной мотивации каждого учащегося и его индивидуальных особенностей. В любом классе коррекционной школы имеются ученики с отрицательным отношением к учебной деятельности, а также школьники с низким уровнем мотивации. Обратимся к уровням учебной мотивации, установленным в психологических исследованиях. Знание возможных состояний мотивационной сферы учеников поможет учителю более уверенно выбирать пути индивидуальной работы с ними. А.К.Маркова выделила следующие уровни развития учебной мотивации у школьников.
- Отрицательное отношение к учителю. Преобладают мотивы избегания неприятностей, наказания. Объяснение своих неудач внешними причинами. Неудовлетворенность собой и учителем, неуверенность в себе.
- Нейтральное отношение к учению. Неустойчивый интерес к внешним результатам учения. Переживание скуки, неуверенности.
- Положительное, но аморфное, ситуативное отношение к учению. Широкий познавательный мотив в виде интереса к результату учения и к отметке учителя. Широкие нерасчлененные социальные мотивы ответственности. Неустойчивость мотивов.
- Положительное отношение к учению. Познавательные мотивы, интерес к способам добывания знаний.
- Активное, творческое отношение к учению. Мотивы самообразования, их самостоятельность. Осознание соотношения своих мотивов и целей.
- Личностное, ответственное, активное отношение к учению. Мотивы совершенствования способов сотрудничества в учебно-познавательной деятельности. Устойчивая внутренняя позиция. Мотивы ответственности за результаты совместной деятельности.
Описанные уровни мотивации показывают направление процесса формирования мотивов.
Для развития индивидуальной позитивной мотивации в учебе необходимо выполнять следующие условия.
Первое условие:
Наиболее сильная позитивная мотивация возникает у ребенка в том случае, если деятельность владеет новизной.
Необходимо использовать новые учебно-методические комплексы. С абсолютно новым видом и типами заданий, с которыми ученики не сталкивались раньше.
Более слабым ученикам необходимо давать больше времени на выполнение заданий, и они менее сложны, а более сильным — меньше; задания усложнены. Слабее учится желательно давать задания, подобные тем, которые у них уже вышли, — для поднятия у них уверенности в собственных силах.
Нужно следить, чтобы деятельность учеников на уроке и во внеклассной работе была интересной и отвечала развивающему уровню домогательств школьников. Ведь дети любят участвовать в дискуссиях по заранее обусловливаемым правилам; в ролевых играх; им нравится разгадывать интеллектуальные задания.
Второе условие.
Наличие возможности для проявления что учатся самостоятельности.
Самостоятельная работа учеников окрашивает их деятельность эмоционально, вызывает разные внутренние переживания и тем же способствует развитию у них позитивной мотивации в учебе.
Также позитивную мотивацию можно поднять с помощью соревнования. Необходимо придумывать разные конкурсы и соревнования на основе темы, которая изучается.
Следует также развивать и мотивацию коллективных достижений. Этого можно добиться путем включения детей в парную и групповую работу. Результат коллективной деятельности зависит от готовности каждого члена коллектива включить собственные усилия в достижение общей цели.
Но что же делать с теми учениками, которые, несмотря на все учительские старания, не стремятся ни к каким достижениям. Немотивированный ученик станет мотивированным, если учитель станет общаться с ним, воспринимая его в позитивном свете. Не случайно психологи называют этот метод методом прогнозов, что сам выполняются.
И на заключение следует отметить, что большой потенциал несет в себе личность учителя. Ученик должен видеть на уроке влюбленность учителя в язык, который выкладывает, должен чувствовать уважение к народу — носителю языка, истории и обычаев страны языка. Ученики долго помнят того учителя, который умел использовать любознательность и настойчивость детей, потому что она удовлетворяется лишь в радостной коммуникативной атмосфере взаимодействия учеников и учителя, который сумел научить их преодолевать трудности, которые появляются в разных жизненных ситуациях, то есть воспитал у них настойчивость, волю, старательность, научил самостоятельно ориентироваться в современной жизни. Системность, настойчивость и воля необходимы составу процесса развития школьника, суть которого состоит из того, что все это предоставляет конкретную выдающуюся целенаправленность и общественную значимость.
Заключение
Учитель в своей работе может и должен использовать все положительное, что есть в практике учителей, работающих с целью формирования мотивации учащихся. Учебный процесс по содержанию, форме подачи материала должен быть гибким и преследовать одну из главнейших задач обучения - сделать усвоение знаний учащихся прочным, осмысленным, а саму учебу - желанной, доставляющей радость.
На наш взгляд, формировать адекватные учебной деятельности мотивы нужно не только в экспериментальном порядке, а в ходе постоянной каждодневной работы.
Работа по формированию мотивов учения у младших школьников должна быть ориентирована, прежде всего на развитие устойчивости имеющейся положительной мотивации к изучению русского языка, полученной на начальном этапе обучения.
Определяющая роль творческих заданий в формировании положительной мотивации к изучению английского языка заключается в том, что: