Файл: Принцип мотивации учения (Клубы для учащихся как форма внеурочной работы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Содержание и особенности внешкольной работы

Изменения в экономике, идеологии, политике, морали нашего общества нуждаются в новых подходах к организации внеклассной деятельности детей. Известно, что во внешкольной деятельности особенно ярко раскрываются естественные потребности младших школьников, в частности, в активной деятельности и самоутверждении. Внешкольная деятельность дает возможность детям выступать в новых социальных амплуа, занимать роли, которые отличаются от роли ученика, то есть это особенная сфера, где школьники могут удовлетворять личностные потребности в самопроверке, самом оценивании собственного Я. Это зона активного общения, в которой удовлетворяются потребности в контактах. Свободное время - условие для расширения мировоззрения школьников, для самостоятельного творческого поиска в любой отрасли, для углубления эмоционального восприятия современной жизни.

Система внешкольной работы дает возможность детям удовлетворять потребности в дополнительном образовании и содержательном досуге, развивать творческие способности. Психологи утверждают, что деть ничего не хотят откладывать на потом. Они желают жить, а не готовиться к жизни, их интеллектуальные потребности должны удовлетворяться немедленно. Именно внешкольная деятельность дает детям такую возможность [12, 29].

Анализ современных средств и форм внешкольной деятельности для младших школьников свидетельствует о том, что они нацелены прежде всего на выявление и развитие лишь специальных способностей, которые возможны только при наличии естественных задатков. Это такие формы, как коллективы художественной самодеятельности, фестивали, концерты, выставки. Однако в формировании личности, способной к творчеству, не менее важным является вопрос развития общих способностей.

Главная особенность творческой личности - потребность в творчестве, которая становится жизненной необходимостью. Существенным для педагогики является понимание детского творчества как процессу усвоения материальных и духовных ценностей, которые накоплены человечеством. Именно при таких условиях и формируются качества творческой личности. Ориентация в качествах творческой личности дает возможность своевременно выявить творческие способности, сосредоточить внимание на их развитии, предостеречь их от угасания [19, 160].


Педагог И.Я. Лернер доказал, что практически всех детей можно научить творческого мышления, особенно, если начинать эту работу в младшем школьном возрасте. Он определил приемы нестандартного мышления, которые в то же время являются также процессуальными чертами творческой личности:

• самостоятельное перенесение знаний и умений в новую ситуацию;

• виденье новой функции знакомого объекта;

• виденье новых проблем в знакомых ситуациях;

• виденье структуры объекта [16, 228].

Если к этим чертам прибавить еще и высокий уровень творческого воображения, умственные способности, развитую память, совершенное мышление, точность движений, то этот перечень и будет складывать структуру общих способностей. Выявление и развитие общих способностей - актуальная проблема внешкольной работы, потому что, во-первых, достаточно развитые общие способности содействуют развитию специальных и дают возможность достигать значительных успехов в исполнении любой деятельности; во-вторых, развитие общих способностей гораздо меньше зависит от естественных факторов - задатков, потому что общие способности опираются на умственную деятельность. Следовательно, у всех детей с нормальным умственным развитием можно сформировать процессуальные черты творческой личности.

Внеурочная работа - это обязательная для выполнения деятельность учеников, направленная на расширение и углубление их знаний, умений и навыков, развитие самостоятельности, творческих способностей, интереса к изучению природоведения. Не следует отождествлять внеурочную работу с внеклассной, хоть они нередко переплетаются и дополняют друг друга. Внеурочная работа направлена на выполнение во внеурочное время заданий, предвиденных программой. Она обязательна для всех учеников. Это, например, проведение систематических наблюдений среди природы, работа на пришкольном учебно-опытном участке, в уголке живой природы [2, 27].

Особенностями внеурочных занятий следует считать: обязательность участия учеников в разных мероприятиях; содержание занятий не ограничивается рамками программы; методы и формы занятий основаны на творческой деятельности и интересах учеников.

Внеурочная работа - форма организации учеников для выполнения после уроков обязательных, связанных с изучением изобразительного искусства, практических работ за индивидуальными и групповыми заданиями учителя. Она направлена на решение заданий, предвиденных программой [3].

Организация внеурочных работ вызвана тем, что некоторые наблюдения и художественные задания, необходимые для усвоения программных понятий, не укладываются в рамки учебного расписания. Организация и управление работой должны осуществляться обязательно учителем, ее результаты должны использоваться на уроках. За ее выполнение, как и за другие виды учебной деятельности, ученики получают оценки.


Развитие наблюдательности связано с развитием конкретного и обобщенного мышления школьников.

Внеурочная работа может иметь характер предыдущего приобретения соответствующих знаний. Последствия опытов или наблюдений и собранный материал демонстрируются учениками во время уроков. Значительную помощь в организации и проведении разнообразных видов внеурочной работы может предоставить краеведческий уголок, в котором содержатся сведения о природе родного края, полезных ископаемых, водных ресурсах, растительном и животном мире, коллекциях, гербарии и тому подобное.

Для сознательного формирования изобразительных представлений и понятий учитель накануне экскурсии может предложить ученикам определенные виды внеурочной работы: ознакомиться в краеведческом уголке с растительным миром своей местности (деревьями, кустами, травами), поинтересоваться, какие растения преобладают в нашей местности, и какие особенности, важные для правильной передачи их на бумаге, присутствуют в их строении.

Наблюдение - это целеустремленное, планомерное восприятие объектов окружающей действительности, которое подчинено конкретно-определенным целям и требует волевых усилий. Ученик не просто должен слушать, а прислушиваться, не просто смотреть, а присматриваться, всесторонне рассматривать объект, чтобы создать необходимое представление о нем.

Наблюдение - это субъективная деятельность, овладение которой приводит к формированию умения наблюдать. С этим умением связанное развитие такого качества личности, как наблюдательность. Наблюдательность - это стремление и умение полнее всего замечать особенности предметов и явлений) в том числе и такие детали, которые кажутся внешне недостаточно заметные и на первый взгляд малосущественные, умения замечать незначительные отличия, изменения в предметах и явлениях. Наблюдательность - важная черта личности. Она влияет на структуру и содержание других психических процессов, поскольку наблюдательный ребенок больше воспринимает, глубже мыслит и понимает. Это облегчает усвоения знаний и умений, обеспечивает лучшие результаты в учебе, позитивные эмоции, развивает познавательные интересы [1, 91].

В процессе учебы наблюдение выступает одним из методов его организации. С позиции понимания метода учебы как дидактичной категории наблюдения является способом организации взаимосвязанной деятельности учителя и учеников и заключается в том, что учитель организует, стимулирует, осуществляет текущий контроль, анализирует, корректирует и оценивает целеустремленное, планомерное восприятие учениками объектов природы.


По форме организации деятельности учеников наблюдения классифицируются на фронтальных, групповых, индивидуальных. Фронтальные наблюдения осуществляются всем классом по одинаковому заданию под непосредственным руководством учителя. В процессе беседы дети осмысливают и конкретизируют объекты и цели наблюдений, актуализируют опорные знания и умения, определяют задачи и складывают план [5, 24].

Восприятие происходит на основе опорных знаний о предмете или явлении, за которыми ведется наблюдение. Актуализация их начинается во время постановки цели и планирования. Кроме того, детям сообщается дополнительная информация об объекте (значение, использование, условия существования и т.п.), которая расширяет их знания, вызывает позитивные эмоции или предопределяет создание проблемной ситуации.

Большое значение для наблюдений, особенно систематических, долговременных, имеет выбор конкретных объектов. Они должны быть знакомые школьникам, интересными и доступными для восприятия. Если это растения своей местности, то выбирают те, которые красиво цветут, дают плоды, используются человеком в разных целях, имеют красивый вид кроны, растут в таком месте, где их можно видеть издалека и подойти к ним близко. Тяжелее сделать выбор среди животных (птиц, зверел, насекомых и др.), нужно, чтобы учитель сам хорошо знал фауну своей местности : животных, которые живут здесь, места, в которых они чаще всего встречаются [3, 63].

Восприятие начинается с организации рассмотрения объекта в целом, чтобы у детей сложилось целостное представление о нем. Дальше организуется детальное рассмотрение тех его частей, какие предвиденные целями наблюдения. Он невозможен без ощущения разных признаков, свойств предмета или явления с помощью анализаторов. А это требует от детей овладения умениями пользоваться своими органами чувств, то есть умениями видеть, чувствовать, слышать. Кроме того,, чтобы назвать признаки, качества, свойства объекта, необходимые знания цветов, звуков, видов форм и др., то есть сенсорных эталонов. Умение распознавать разные признаки формируется как во время наблюдений, так и при применении других методов усвоения предметного содержания.

Сопоставления целого и частей в процессе наблюдения позволяет детям, во-первых, сознательно избегать случайных признаков во время восприятия. Например, ведется наблюдение за деревом, но ученики обращают внимание, что на нем есть гнездо птицы. В этом случае учитель должен актуализировать знание детей о внешнем строении дерева : «Какие части имеет дерево? Не забывайте, в какой последовательности их надо называть. (Корень, ствол (стебель), листья, цветы, плоды с семенами). Является ли гнездо птицы, что на дереве, его частью? Следовательно, нужно называть лишь признаки дерева». Во-вторых, осознавать воспринятые признаки в контексте целого образа (не перечислять их безотносительно), выделять в объекте основные, важные, существенные признаки, обобщать их [19, 125].


Содержание вывода и механизм умственной деятельности детей во время его формулировки определяется объектом и целями наблюдения. Различают несколько вариантов выводов, в частности если:

а) наблюдение ведется за конкретным объектом. Воспринимается отдельный признак, свойство. В выводе такого наблюдения отображается осознанная принадлежность части к целому. Вспомним пример наблюдения по цвету неба осенью. В этом случае вывод будет иметь такое содержание: осенью небо серого цвета;

б) наблюдение ведется за конкретным объектом. Воспринимается совокупность признаков, которые его характеризуют. В выводе отображается содержание одного представления об этом объекте (содержание отвечает цели). Чтобы его сформулировать, необходимо проанализировать воспринятые признаки, среди которых выделить случайные и свойственные ему. Первые пропускают, а вторые складывают описание-определение объекта. Например, второклассники наблюдают по внешнему виду березы весной. Вывод за наблюдениями: береза имеет белую кору с черными пятнами, высокий и тонкий ствол (стебель), цветы ее собраны в «сережки»; в) наблюдение ведется за группой предметов или явлений. Результатом является общее представление, где отображенные признаки, свойственные этой группе объектов.

Чтобы сделать вывод за наблюдениями относительно группы объектов, сначала ведутся наблюдения за отдельным объектом этой группы. В каждом из них воспринимаются признаки, предвиденные целями наблюдения. Дальше объекты сравниваются и определяются подобные признаки. Они складывают содержание вывода.

Источником важных для формирования навыков изобразительной деятельности знаний об изменениях в природе по сезонам есть наблюдение, что их проводят младшие школьники на экскурсиях, целевых прогулках, а позже и самостоятельно. В процессе непосредственного общения с природой развязываются образовательные, развивающие и воспитательные задания: формируются представления об окружающей природе; дети овладевают общепознавательными умениями и навыками (выделять в предметах их признаки, сравнивать группы предметов по одному признаку, замечать изменения в наблюдаемых объектах, делать выводы с помощью учителя); осуществляется воспитание учеников.

Использование краеведческого материала во время наблюдений дает возможность ученикам увидеть окружающую действительность в разнообразных связках, отношениях и зависимостях. Непосредственное общение с природой содействует развитию у детей наблюдательности, самостоятельности в приобретении знаний, заинтересованности в учебе. Каждый раз на основании наблюдений учеников проводятся обобщения.