Файл: Принцип мотивации учения (Клубы для учащихся как форма внеурочной работы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность. Основное задание школы - учить и воспитывать детей, обеспечить их в течение учебного периода качественными знаниями, какие они могли бы успешно реализовать в будущем. На сегодняшний день перед всеми школами стоит вопрос: как учить и учиться на уроке так, чтобы успешно учить всех детей не за счет домашних заданий, не за счет возможностей семьи, без разделения по способностям, без репетиторов и индивидуальных занятий. Разрешается проблема заинтересованности школьников к учебе, над которой работают ведущие педагоги и психологи современности.

Известно, что наилучший учитель тот, кто пробуждает у учеников желание учиться. Чтобы научить ребенка, надо не просто передать ей знание и умение, но и вызывать у нее соответствующую активность, познавательную или практическую. Важным структурным элементом этой активности является мотивация, в которой оказывается отношение школьников к учебе.

Исследования показывают, что с каждым днем становится все сложнее привлечь внимание учеников к учебе, а особенно такого сложного предмета, как физика. Школьники часто, еще не поняв содержание предмета, с первых дней учебы начинают отмежевывать себя от его изучения. Именно поэтому целью нашего исследования стало освещение проблемы внеурочной работы из физики как средства развития познавательных интересов учеников. Соответственно заданиям исследование есть теоретическое обоснование позитивного влияния внеурочной работы на эффективность усвоения учениками знаний из курса физики.

И суть проблемы не только в незаинтересованном отношении именно к изучению физики, а значительно глубже - в потере интереса и необходимой мотивации к учебе в целом.

Интерес можно назвать первоосновой жизнедеятельности человека, он является основной стимул-реакцией к развитию. Проблема развития интереса нашла отражение в трудах многих ученых (Л.С. Выготский, А.К. Дусавицкий, Г.И. Щукина, Ф.К. Савина и др.). Интерес - форма проявления познавательной потребности, которая обеспечивает направленность лица на осознание целей деятельности.

Проблема: недостаточная разработанность вопросов внеурочной работы как фактора обеспечения положительной мотивации учения

Тема: Внеурочная работа как фактор обеспечения положительной мотивации учения на примере изучения русского языка во 2 классе


Цель исследования: педагогически обосновать влияние внеурочной работы на обеспечение положительной мотивации учения

Объект исследования: положительная мотивация учения

Предмет исследования: влияние внеурочной работы на обеспечение положительной мотивации учения

Задачи исследования:

- изучить педагогические и методические основы внеклассной и внешкольной работы в начальной школе;

- охарактеризовать клубы для учащихся как форма внеурочной работы;

- проанализировать принципы работы КИДов в настоящее время и их влияние на мотивацию учения.

В рамках исследования была сформулирована следующая гипотеза: мотивация учения будет положительной, если:

– в качестве формы внеурочной работы будут использованы КИДы.

Методы исследования:

  1. Теоретический анализ (поиск фактов, анализ статей из журналов).
  2. Работа с литературой (цитирование, аннотация, конспектирование).

глава 1. Педагогические и методические основы внеклассной и внешкольной работы в начальной школе

    1. 1.1. Сущность внеклассной работы

Внеклассная работа - это организована на добровольных началах деятельность учеников, направленная на расширение и углубление их знаний, умений и навыков, развитие самостоятельности, творческих способностей, интереса к изучению изобразительного искусства. Эта деятельность базируется на интересе и желании детей ее выполнять, потому она необязательна для всех учеников класса.

Внеклассная работа основывается на добровольной инициативе и активности младших школьников. Содержание ее выходит за пределы школьной программы. Внеклассная работа должна быть интересной для учеников, удовлетворять их интересы и запросы.

Внеклассная работа способствует решению основных заданий школы. Главные ее направления [21, 39]:

– расширение и углубление знаний, умений и навыков, предвиденных программой, развитие самостоятельности, творческих способностей, интереса к изучению изобразительного искусства, формирования у детей позитивного отношения к изобразительной деятельности;


– выявление самых простых изобразительных закономерностей;

– установление связей и взаимосвязей между отдельными художественными элементами и явлениями;

– расширение представлений детей о единстве природы и искусства;

– обеспечение применения знаний и умений на практике.

Деть, которые участвуют во внеклассной работе, имеют более конкретные знания, их ответы более точные и выразительные. Внеклассная работа способствует развитию мышления младших школьников. Во время проведения внеклассной работы у детей воспитывается уважение к труду, в том числе и к физической. У учеников, которые участвуют во внеклассной работе, воспитывается чувство ответственности за порученное дело, дисциплинированность, дети приучаются производить работу своевременно. Во внеклассной работе открываются широкие возможности для выявления инициативы, творчества, у учеников развивается любовь к искусству.

Самым главным условием организации внеклассной работы является руководящая роль учителя. Задание учителя заключается в том, чтобы формировать у детей стойкий интерес к искусству, увлечению разнообразными исследованиями. Чтобы заинтересовать младших школьников, учитель должен в совершенстве знать искусство и быть готовым ответить на любой вопрос ребенка.

Вместе с тем он должен много чего уметь: наблюдать, анализировать результаты наблюдений и использовать их в своей учебной работе. И правда, без соответствующих знаний и умений, а также без стремления и желания со стороны учителя внеклассную работу организовать невозможно, ведь она основывается на добровольной инициативе и активности младших школьников. Поэтому все зависит от учителя и его активности.

Особенностями внеклассных занятий следует считать: добровольность участия учеников в разных мероприятиях; содержание занятий не ограничивается рамками программы; методы и формы занятий основаны на творческой деятельности и интересах учеников [16, 239].

По своему содержанию, формам организации и методам проведения внеклассная работа из изобразительного искусства разнообразна. Выделяют такие виды внеклассной работы: индивидуальные, групповые, массовые.

Индивидуальная внеклассная работа проводится с теми учениками, которые проявляют интерес к объектам и явлениям изобразительного искусства. Познавательный интерес зарождается в них на уроках и во внеурочной работе. Сначала он неустойчив, ситуативный и проявляется в сборе марок, открыток, цветных фотографий, на которых изображены произведения искусства; чтении детских книг о них; пересмотре телепередач. Однако все это школьники делают бессистемное, нецелеустремлённое. Задание учителя - вовремя заметить, выявить и превратить это увлечение в стойкий долговременный интерес к содержанию учебного предмета. В соответствии с этим индивидуальная внеклассная работа должна быть целеустремленная, планомерная. Начинается она с построения заданий на том содержании и тех видах деятельности, которыми интересуется ребенок. Например, если она собирает цветные открытки об искусстве, растениях, то ей предлагается сделать из них тематические подборки, найти к каждой из тем загадки, пословицы, интересную информацию.


Эффективность индивидуальной внеклассной работы зависит от уровня осознания учеником цели задания, его весомости, от овладения способами выполнения и оформления его результатов, а также от оценивания товарищами и учителем.

Выявление и развитие индивидуальных интересов позволяет за общностью объединять и привлекать детей к групповой и массовой внеклассной работе.

Индивидуальная работа проводится с отдельными учениками, которые проявляют особенный интерес к изобразительному искусству. Учителю следует выявить детей, которые интересуются искусством, развивать их интересы, направлять в нужное русло с тем, чтобы потом опираться на таких детей при организации кружка и массового внеклассной работы. Для них можно добирать отдельные задания: прочитать ту или другую книгу, провести не предвиденные программой наблюдения в уголке живой природы или в природе, изготовить определенную наглядность и нарисовать то, что видели.

Для поощрения учеников к выполнению индивидуальных заданий следует использовать на уроках знание и практические умения, которых дети приобрели в процессе внеклассной работы [13, 52].

Внеклассные занятия по отдельных учениках проводятся во всех начальных классах. Учитель должен помочь детям наметить объекты изображения, сложить план занятий, организовать систематическое руководство и учет работы. Уже в 1-ом классе он может поручить детям оформить коллекцию веток и листков разных деревьев как будущую наглядность, провести по плану наблюдения. Задания могут иметь практическую направленность.

Содержание внеклассной работы каждого следующего класса расширяется и углубляется в зависимости от приобретенных на уроках знаний и умений. Поэтому постепенно практикуются виды занятий, когда дети объединяются в небольшие временные группы для общего выполнения определенной работы [4, 64].

Следовательно, при организации индивидуальной внеклассной работы из изобразительного искусства классово, учитывая интересы младших школьников, сначала планирует индивидуальные задания для отдельных учеников, в дальнейшем объединяет их во временные группы в соответствии с проявленных интересов, а уже учеников 3-4-х классов привлекает к групповым и массовым видам внеклассной работы.

Индивидуальные задания из определенной темы выполняются непосредственно на занятиях (кратковременные наблюдения, опыты, практические работы, деятельность со средствами наглядности). Они бывают также опережающими или выполняются после проведения занятия и рассчитанные на длительное время (несколько недель или весь срок работы кружка). Эффективность выполнения долговременных заданий зависит от осмысления школьниками их цели, овладения приемами выполнения действий в необходимой последовательности. Тому, поставив задание, стоит сразу же актуализировать опорные знания и умения, при потребности продемонстрировать ученикам образец выполнения отдельных действий или деятельности в целом, организовать деятельность детей (с разным уровнем самостоятельности), которая направляется на поиск новых способов деятельности.


Основой организации всех внеклассных мероприятий является работа кружка. В начальных классах преобладают кружки юных художников. С учениками 2-4 классов учитель организует кружок юных художников, который объединяет 15 - 20 человек. Члены кружка избирают старосту, который вместе с учителем (руководителем) складывает план работы, поддерживает связь с другими предметными кружками. К кружку надо привлекать как учеников, которые хорошо учатся, так и тех, которые отстают в учебе.

Цель кружка - заинтересовать учеников предметом, углубить и расширить их знания, произвести в них навыки наблюдений, проведения эксперимента, эстетическое восприятие произведений искусства [3, 53].

Работа в кружке проводится систематически по определенной программе, разработанной учителем. В начальной школе нужно организовывать один общий художественный кружок. Запись в кружок должна быть добровольной, но каждый, кто вступает в кружок, должен придерживаться правил [11, 81]:

– членом кружка может быть каждый желающий;

– каждый должен работать над темой, вести работу по плану;

– каждую работу юннат должен доводить до конца;

– каждый школьник должен посещать собрания кружка, поочередно отчитываться за проведенную работу перед общими собраниями и активно участвовать в массовых мероприятиях кружка.

Методы работы с кружковцами разнообразны - беседа и рассказ учителя, робота из рисования, групповые экскурсии и тому подобное. Во время изучения материала производятся опыты, наблюдения. К правильно организованной групповой работы принадлежат общешкольные массовые мероприятия - экскурсии, походы из изучения искусства родного края; читательские конференции по обзору книг об искусстве; проведение утр, праздников по разнообразной изобразительной тематике. В этих мероприятиях участвуют ученики лишь по желанию, причем из разных классов.

К массовым внеклассным занятиям принадлежат утренники. Они проводятся с целью ознакомления младших школьников с изобразительным искусством региона. На таких утрах ученики докладывают о своей работе и ее результатах. Доклады сопровождаются демонстрацией лучших работ учеников : рисунками, фотографиями и тому подобное. Длительность доклада до 5 мин. Художественная часть должна быть связана с темой. Нужно обратить внимание на оформление утра. Сцена должна быть украшена картинами, картами, портретами известных ученых (в соответствии с тематикой утра).

К массовым мероприятиям относятся выставки работ учеников. Это наиболее интересная и очень полезная форма фиксации работ детей. Выставка должна иметь четко поставленную цель, определенную тему. К каждому экспонату нужно прибавить сжатую аннотацию, чтобы каждый посетитель мог самостоятельно ознакомиться с экспонатом. Подготовкой к выставке руководит выставочный комитет по числу учеников. На выставку приглашаются родители, ученики других школ. Следует организовать учет посетителей. После окончания выставки проводятся открытые собрания кружка, на которых лучшие экспонаты премируют книгами.