Файл: Политика развития персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации(Персонал и эффективность его использования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Уровень производительности труда выражает результативность использования рабочего времени. Однако, в связи с тем, что производительность труда является характеристикой конкретного труда, уровни производительности труда в разных отраслях при таком измерении оказываются несопоставимыми.

Измерить производительность труда на микроэкономическом уровне (уровне предприятия) можно, исходя из количества продукции, произведенной в единицу времени (выработка) или количества времени, затраченного на производство единицы продукции (трудоемкость) согласно формуле (1.1), где:

ПТ - производительность труда работающих;

N - количество продукции, произведенной в единицу времени (смену, месяц, год);

t - трудоемкость единицы продукции;

ППП - численность промышленно-производственного персонала, обеспечившего выпуск продукции.

В знаменателе формулы (1.1.) фигурирует численность промышленно-производственного персонала. Это позволяет учесть влияние на производительность труда не только основных производственных рабочих, но и других категорий промышленно-производственного персонала: ППП (вспомогательных рабочих, инженерно-технических работников, служащих и др.). В отдельных случаях может исчисляться производительность труда только производственных рабочих.

Более универсальным и широко применяемым измерителем производительности труда в отраслях товарного обращения явля­ется стоимостной, когда объем выполненных работ и услуг изме­ряется с помощью цен реализуемых товаров и услуг. В основных отраслях товарного обращения — торговле и общественном пита­нии — под производительностью труда понимается товарооборот, приходящийся на одного среднесписочного работника за год или квартал, который рассчитывается по формуле 1.2., где

Пт = Р : Ч (1.2.),

Р — сумма товарооборота за рассматриваемый период, руб.;

Ч — среднесписочная численность работников за тот же пе­риод.

Этот показатель называют средней выработкой. Его достоинства заключаются в применении и сводимости показателей товарооборота на всех уровнях торговли или общественного питания (магазин, склад или предприятие общественного питания — фирма или компания — отрасль).

Однако, помимо затрат времени работников этот показатель отражает влияние других факторов, не зависящих от предприятий или отраслей товарного обращения. Среди них существенными являются изменения цен на товары (услуги) и структурные сдвиги в товарообороте, приво­дящие к изменению средней стоимости реализуемых товаров, трудо­емкости товарооборота. Поэтому для оценки динамики произво­дительности труда рекомендуется элиминировать влияние незави­симых факторов с помощью следующих коррективов по формуле 1.3., где:


Iпт = (Iсв * Int) : Iц (1.3.)

Iпт — индекс производительности труда;

Iсв - индекс средней выработки;

Int — индекс трудоемкости реализации товаров;

Iц — индекс цен на товары (услуги).

Из-за отсутствия установленных норм выработки статистические органы чаще всего ограничиваются корректировкой показателей выработки индексами цен на товары (услуги). В связи с этим при­водимые статистические данные не следует отождествлять с реаль­ной динамикой производительности труда.

В развитых рыночных странах производительность (про­дуктивность) труда в масштабах отраслей товарного обращения измеряется также суммой добавленной стоимости в расчете на один человеко-час. Такой показатель имеет ряд преимуществ по срав­нению с предыдущим, поскольку он очищен от промежуточных материальных затрат и услуг других отраслей экономики. Кроме того, его выражение в расчете на один человеко-час позволяет более объективно оценивать динамику производительности труда в ус­ловиях широкого распространения неполной занятости. Он может быть использован для межотраслевых и международных сопостав­лений.

Исходя из этого, многие экономисты отмечают, что рост добав­ленной стоимости на один человеко-час в определенном смысле равнозначен увеличению затрат труда на единицу реализуемых товаров. Это означает повышение относительной трудоемкости реализации товаров. Отрасли товар­ного обращения, выполняя свои основные экономические функции, постоянно с развитием рыночных отношений расширяют круг дополнительных услуг участникам товарного обращения, тем самым, увеличивая диапазон своего участия в процессе расширенного воспроизводства.

Применение оценки производительности труда на основе добавленной стоимости свидетельствует о том, что рациональное использование материальных ресурсов (овеществленного труда) становится все более важной функцией живого труда. Поэтому основой определения эффективности живого труда может служить показатель, обобщающий результаты выполнения всех его функ­ций. Следовательно, эффективность труда работников возрастает по мере роста совокупного эффекта в расчете на каждого из них.

1.2. Особенности управления персоналом в сфере товарного обращения


Управление персоналом в сфере товарного обращения имеет особенности, обусловленные специфи­кой экономических отношений деятельности в этой сфере. Прово­димые рыночные реформы значительно расширили масштабы деятельности работников торговли: увеличилась возмож­ность закупать товары за рубежом, получили широкое применение современные методы и приемы продаж; использование современ­ной электронной техники значительно упростило систему расчетов. Затрачиваемый в торговле труд общественно необходим и направ­лен на увеличение или сохранение стоимости уже созданных това­ров.

Все трудовые процессы, выполняемые работниками торговых предприятий, разделены на два различных вида:

- связанные со сменой форм стоимости товара;

- обусловленные продолжением процессов производства в сфере обращения.

Первый вид труда обеспечивает смену форм стоимости и вклю­чает в себя процессы купли-продажи, обслуживания покупателей, ведения учета и отчетности, организации рекламы и другие.

Второй вид труда включает в себя такие трудовые процессы, как транспортировка, фасовка, хранение, подсортировка, погрузка, выг­рузка товаров и др. Оба вида труда взаимосвязаны и составляют основу организации торгово-технологического процесса.

Таким образом, первая отличи­тельная особенность труда на торговых предприятиях — его двой­ственный характер.

Вторая отличительная особенность в том, что труд, связанный с продолжением производства в сфере обращения, занимает большой удельный вес в общей сумме трудовых процессов. Главная причина данного явления — низкая оснащенность техникой торговых пред­приятий. Как правило, большинство процессов, связанных с преоб­разованием промышленного ассортимента в торговый; фасовкой; подсортировкой, т.е. с предпродажной обработкой товаров, произ­водится вручную.

Большие затраты живого труда — негативный фак­тор, тем более что около 80% трудовых ресурсов торговли— женщины (на­пример, в розничной торговле в среднем за смену приходится пере­мещать в зависимости от размера магазина от 3 до 15т груза). В то же время товары поступают в упаковке, значительно превышающей по весу предельно допустимые нормы нагрузок при подъеме и перемеще­нии тяжести вручную. Крупа, мука, сахар поступают в мешках массой до 50 кг, сельдь — емкостью до 50—100 кг, растительное масло — до 200 кг, зубная паста — по 50—60 кг.

Это выд­вигает ряд специфических социальных проблем перед отраслью, среди них в первую очередь необходимость сокращения доли руч­ного труда и увеличение средств на социальные нужды коллектива.


Третья особенность труда в сфере обращения в том, что труд, связанный со сменой форм стоимости, довольно однообразен и вместе с тем требует большого нервного и физического напряжения. Это обусловлено целым рядом причин:

во-первых, организация торгово-технологического процесса не предполагает или сильно огра­ничивает свободу проявления инициативы работником;

во-вторых, недостаточная компьютеризация предприятий торговли приводит к тому, что аналитические, учетные, статистические расчеты произ­водятся вручную.

Труд работников торговли отличается высокой напряженнос­тью. Это относится, прежде всего, к работникам торговых залов — продавцам, кассирам, контролерам-кассирам. Продавец всегда на виду, он должен быть приветлив, следить за культурой речи, вне­шним видом, манерами. Наиболее тяжелым в физическом отноше­нии является труд продавцов. Особенно, это относится к труду про­давцов продовольственных и хозяйственных товаров. Физическая нагрузка на одного продавца продовольственного магазина за сме­ну иногда достигает 900 кг, а при выполнении погрузоразгрузочных работ по перемещению груза — 1200 кг.

Для труда контролера-кассира характерна нервно-эмоциональ­ная напряженность, обусловленная необходимостью в процессе трудовой деятельности вступать в контакт с большим количеством людей при их различной коммуникабельности. В течение часа конт­ролер-кассир может обслуживать до 100 человек. Источником нагрузки служит также значительное напряжение памяти и внимания, специфика работы с материальными ценнос­тями, монотонность труда.

Работа контролера-кассира, как и про­давца, отличается неравномерностью распределения нагрузки в течение рабочего дня, недели в связи с колебаниями покупательс­ких потоков. При этом колебания числа обслуживаемых покупате­лей в часы "пик" могут достичь 50% среднечасовой нагрузки. В от­дельных случаях в часы "пик" нагрузка может составить 70—75% всей нагрузки за смену. Поэтому в рамках социального развития на предприятии целе­сообразно предусматривать мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенических норм, стандартов безопасного труда.

Четвертая особенность труда в торговых предприятиях — значи­тельное влияние на него вероятностных факторов. Интенсивность покупательских потоков в течение дня, зависящая также от место­расположения предприятия; значительные колебания спроса по то­варным группам и прочие факторы в одних случаях приводят к не­избежным простоям работников, а в других — к очень высокой на­грузке и резкому повышению напряженности труда. В торговле применяется суммарный учет рабочего времени. Ана­лиз работоспособности продавцов показал, что к концу рабочего дня выработка из-за утомляемости начинает резко падать (до 30— 40%), причем это приходится на часы "пик", когда заканчивает работу большинство предприятий и количество покупателей возра­стает.


Пятая особенность труда в торговых предприятиях заключается в том, что конечным результатом труда является не продукт, а услуга. Это заставляет потребителей, особенно в розничной торговле, предъявлять повышенные требования к качеству труда торговых работников.

Категории производительности и эффективности труда в системе товарного обращения и их соподчинение еще не устоялись ни в теории, ни в хозяйст­венной практике, что обусловлено трудностями учета затрат и ре­зультатов труда в ее отраслях. В развитых рыночных странах эти понятия либо равнозначны, либо эффективность рассматривается как частный случай производительности труда. В отечественной же практике, наоборот, понятие эффективности труда рассматривается более широко(как критерий), чем производительность труда(как обобщающий показатель).

Рост производительности и эффективности труда работников товарного обращения необходим для решения следующих задач:

- сокращения потребности в увеличении трудовых ресурсов при сохранении необходимого уровня торгового и экономического потенциала отраслей товарного обращения;

- обеспечения роста экономической эффективности и расширенного воспроизводства трудовых и материальных ресурсов отраслей товарного обращения;

- поддержания необходимого уровня материального стимули­рования работников товарного обращения.

Главной задачей повышения эффективности труда является экономия времени всех участников товарного обращения, включая конечных покупателей. В этом смысле процесс обращения това­ров принято рассматривать как комплекс последовательных видов работ, например транспортировки, хранения, фасовки, упаковки и т. п., каждый из которых требует определенных затрат времени.

Различные виды этих работ могут быть перераспределены между участниками товародвижения таким образом, что экономия вре­мени у одних из них вызывает неоправданные его потери у других, или некоторые дополнительные затраты у одних сопровождаются более значительной экономией у других. Например, экономия на затратах, связанных с фасовкой и упаковкой товаров в промыш­ленности и оптовой торговле, оборачивается неоправданно высоким уровнем затрат на них в розничной торговле. В результате сущест­венно замедляется и удорожается весь процесс товародвижения. Уровень себестоимости фасовки продовольственных товаров в роз­ничной торговле в полтора—два раза выше, чем в оптовой торговле и в несколько раз выше, чем в промышленности.