Файл: Занятие на тему управление профессиональным развитием педагогов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


6) неудовлетворенность личным состоянием здоровья;

7) негативные реакции коллег, плохо воспринимающих инновации и стремление к новому.

Первая группа – факторы, отражающие внутренние мотивы, вторая группа – факторы, отражающие внешние влияния на педагогических работников. Факторы профессионального роста педагогических работников выражают общий характер мотивации профессионального роста с учетом личностных ориентаций и предпочтений педагогических работников, а также наличия внешних стимулов и благоприятных для профессионального роста условий. В направлении стимулирования профессионального роста педагогических работников должны создаваться благоприятные условия для инновационной, экспериментальной, научно-методической деятельности, а также эффективной системы поощрения и мотивации педагогических работников.

Развитие педагогического персонала осуществляется посредством ряда общих методов управления и стимулирования, среди которых к наиболее эффективным относят: планирование профессионального роста, замещение должностей, ротацию внутри организации, профессиональное и социально-психологическое обучение, участие в проектных группах, инновационных разработках, конкурсах профессионального мастерства.

Фасилитация в управлении профессиональным развитием педагогов выполняет функции стимулирования и сопровождения педагогической деятельности. Фасилитация отражает осознанную и целенаправленную деятельность. Фасилитация – это приведение в действие многочисленных ситуаций взаимодействия людей, которые осуществляются через четыре способа взаимовлияния: убеждение, подражание, внушение и заражение. Выделены атрибуты понятия «фасилитация» (истинность, открытость, принятие, доверие, эмпатическое понимание), которые положены в основание разработки принципа фасилитации.

В традиционной модели образования такие атрибуты личности и ее психики как сознательность, активность, субъективность, отношение, целенаправленность, мотивированность оказываются невостребованными. Субъектом деятельности выступает индивид, который отдает отчет о мотивах, целях и способах деятельности и готов ее реализовать. К деятельности субъекта побуждает потребность, его внутренний стимул (табл. 2).

Таблица 2

Характеристика основных аспектов фасилитации


Фасилитация и ее основные

аспекты

Термины, обозначающие основные аспекты фасилитации

Обозначение

понятия

Личностный

аспект

Формирующее

влияние

Результат

1.Социально- генетический механизм передачи культуры

Facilitate – стимулировать, способствовать, активизировать; облегчать, содействовать, создавать благоприятные условия; поддержка, помощь, забота

Вера в изначальную, конструктивную и творческую мудрость человека как ценность

Убеждение в социально- личностной природе средств, актуализирующих конструктивный личностный потенциал человека в процессах межличностного общения

Понятие о необходимых и достаточных условиях межличностного общения, фасилитирующих развитие и обеспечивающих

конструктивные изменения

2. Процессуальная сторона

Сотрудничество, взаимодействие,

диалог

Истинность и открытость

Принятие и доверие

Эмпатическое понимание

3. Передача – усвоение знаний

Позитивное принятие другого

человека

Развитие личности

Самоактуализация личности

Разработка нового решения

4. Формирование умений и навыков

Межличностного общения. Провоцировать изменения у педагогов (создавая для этого условия интерактивного взаимодействия, разнообразных обратных связей между субъектами (взаимный опрос – диалог, собеседование, групповые формы общения и обучения и т.п.), организация процесса обучения педагогов в диадах, группах свободного общения. Создание условий для формирования осмысленного учения и личностного развития в целом.

5. Развитие человека в соответствии с генетической и

социальной программами

Конгруэнтное самовыражение в общении

Стремление к достижению индивидуальных целей в профессиональной деятельности

Активное эмпатическое слушание

Самодостаточность: духовное богатство внутреннего содержания

6. Совершенствование свойств поведения человека

Воспитание направленности, воли, мотивов и пр.

Самореализация, в овладении новыми ценностями

Осознание значимости профразвития, основанное на особенностях межличностных отношений

Перестройка личностных установок педагогов в процессе межличностного взаимодействия


В этих положениях заключен смысл фасилитации, раскрывается личностно и деятельностно-опосредованная позиция, и синергетический образ фасилитатора. Деятельность – основа, средство и условие развития личности. Субъектом деятельности выступает индивид, который отдает отчет о мотивах, целях и способах деятельности и готов ее реализовать. К деятельности субъекта побуждает потребность, его внутренний стимул. Принцип фасилитации предусматривает активное включение педагогов в деятельность, создавая предпосылки самоорганизации и саморазвития личности. Фасилитация обеспечивает направленность педагога на непрерывное профессионально-педагогическое саморазвитие (образование в течение жизни), повышение уровня компетентности, стремление к самоактуализации – это функция фалитации.

Фасилитатор следит за тем, чтобы каждый педагог чувствовал себя равным среди равных, независимо от стажа работы, звания и категории. Группа поддерживает разноплановые взаимоотношения, обеспечивает поддержку большого числа коллег, разносторонность сравнения мнений, оценивания. Эмоциональные проявления становятся более корректируемые под воздействием общего психологического фона. Деструктивные позиции отдельных участников группы встречаются пониманием и благожелательным исправлением. Педагоги получают различные формы обратной связи, пользуются широкими возможностями самопознания, оттачивают свои коммуникативные компетенции. Атмосфера солидарности, неравнодушия, причастности к решению важнейших проблем и освоению перспективных методов способствует нахождению оптимальных педагогических решений, стимулирует привлечение дополнительных усилий и готовность к рискам. Им контролируется вовлеченность и заинтересованность каждого педагога, сохранение рассуждений в пределах цели и задач, временные рамки и достижение реального консенсуса. Фасилицированное взаимодействие становится более конструктивным. Каждый педагог может быть уверен, что его выслушают, доброжелательно прокомментируют его мнение, поощрят творческий подход и оценят новые мысли. Фасилитатор культивирует тактичность, объективность, позиционирует профессионализм, поддерживает глубокое погружение в проблему, поиск оригинальных версий. При этом он не доминирует, а грамотно направляет.

Инструменты для прояснения
проблемы и формирования общего видения:

    • Техника волны (Wave);
    • Карта ума (Mind map).

Техника «Волна»


Это инструмент для определения тенденций и слабых сигналов. Полезен для определения, каково текущее состояние команды или ситуации.

  • На большом листе нарисуйте волну, а под ней подпишите слова: возникновение (слабые сигналы), рост, пик, спад;

  • Запишите свои идеи на отдельном стикере (1 стикер = 1 идея);

  • Наклейте свои стикеры на большом листе, удостоверьтесь в том, что все идеи оказались зафиксированы;

  • Обсудите ваши идеи и то место на «волне», которое они занимают. Удостоверьтесь в том, то вы одинаково их понимаете;

  • Сделайте выводы.

Техника «Mindmap»

  • На большом листе в самом центре нарисуйте круг, внутри напишите его тему;

  • Напишите вокруг кружка подтемы, обведите подтемы и свяжите линиями с основной темой;

  • Если подтемы можно разделить на еще меньшие, запишите их тоже, соединив линиями те, что связаны между собой;

  • Сначала нарисуйте свою собственную карту;

  • Затем нарисуйте вместе на большом листе общую карту со всеми идеями, при этом учитывайте то, что пишут другие участники;

  • Отберите главные идеи.

Инструменты для генерирования новых идей и их комбинаций:

    • Письменный мозговой штурм (brain writing)

    • Идеялог (Idealog)

    • «Галопом» (SCAMPER)

Всегда трудно выдавать креативные идеи, поскольку первое что, приходит на ум, обычно является продуктом нашей памяти и логического мышления.

Как возникают новые идеи:

    • Начните с «опустошения головы», перечислив отдельно все» старые идеи».

    • Выдавайте как можно больше идей, и тогда наиболее вероятно, появится несколько стоящих.

    • Используйте эффективные способы генерирования идей.

    • Если в вашем распоряжении мало времени, вам понадобится больше спусков крючков для активизации креативного мышления.

    • Цените старые идеи, иногда излишняя креативность и не нужна.

Один из вариантов классического мозгового штурма основан на том, что люди работают не в группе, а индивидуально, что позволяет получить очень большое количество идей за короткий период времени

Участники рассаживаются вокруг стола и получают чистые листы бумаги для записи идей. После записи пяти - десяти идей, листы помещаются в центре стола, и каждый участник продолжает дописывать идеи на листах, заполненных другими членами команды. Рекомендуется использовать написанное предыдущими
участниками

Техника «Brainwriting»

Индивидуально:

    • Напишите 3 идеи на заданную тему (1 лист = 1 идея);

    • Передайте листы со своими идеями по часовой стрелке;

    • Развивайте идеи, которые получили от ваших коллег;

    • Передавайте листы с развитыми идеями до тех пор, пока к вам не вернутся ваши собственные идеи.

В группе:


    • Сформулируйте выводы.

Инструменты для генерирования идей:


Техника «Idealogue»

  1. Фаза индивидуальной работы. Участники перечисляют свои идеи относительно заданной или договоренной темы.

  2. Работа в тройках. Крадите с гордостью: каждый собирает те идеи, которые понравились ему лично и записывает их к себе; не нужно выбирать лучшую.

  3. Небольшое обсуждение + перемена групп. То же задание, что и раньше. Повторить этап 2-5 раз.

  4. Отбор лучших идей. В группах участники представляют лучшие идеи. Лучшие идеи от группы записываются на лист! Постарайтесь договориться. Лучшие идеи попадают на «Выставку идей».

  5. Оценкаидей. Обсуждение идей. Обычно на этом этапе их уже не нужно представлять. Размышление и оценки.

Индивидуально:

Напишите свои идеи относительно заданной темы на листе (не менее 15 – 20).

В тройках:


    • Крадите с гордостью: каждый собирает те идеи, которые понравились ему лично и записывает их к себе; не нужно выбирать лучшую.

    • Повторить этап 3-5 раз, чтобы улучшить свой лист.

    • Отберите 2-3 лучшие идеи на выставку и запишите на карточку (1 идея = 1 карточка).

Техника «SCAMPER»

Техника SCAMPER использует ряд направленных вопросов по вашей проблеме, отвечая на которые вы находите новые идеи. Решение приходит в процессе ответов на вопросы, которые вы обычно себе не задаете. Вопросы вынуждают вас думать о проблеме в таком ключе, который обычно приводит к появлению новых идей. Техника «SCAMPER»:

  • Подумайте о том, чтобы заменить часть вашего продукта на что-нибудь другое.

  • Подумайте, как можно было бы объединить ваши проблемы и таким образом получить другой продукт, улучшив синергию.

  • Подумайте о том, что можно было бы адаптировать в продукте, чтобы избавиться от проблемы или как вы могли бы изменить природу продукта

  • Подумайте о том, как можно изменить проблему или ее часть или каким образом ее можно развернуть.

  • Подумайте о том, как можно было бы приложить нынешнее решение к другой цели или подумайте, что можно было бы использовать сейчас из того, что уже работает на другом участке.

  • Подумайте о другом способе решения вашей проблемы или поиске альтернативного рынка.

  • Подумайте, что случится, если вы избавитесь от части проблемы и что вы будете делать в этой ситуации

  • Подумайте, что будет, если часть проблемы будет решена наоборот или просто иначе. Что бы вы сделали, если бы вам нужно было получить обратный результат?