Файл: Учебник для вузов Общие сведения Аппаратное обеспечение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 170

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Общие сведения об информационных процессах

Кодирование информации

Кодирование изображений Изображение – некоторая двумерную область, свойства каждой точ- ки (pixel, пиксель) которой могут быть описаны (координаты, цвет, про- зрачность…).Множество точек называется растром (bit map, dot matrix, raster) (см. рис. 1.12), а изображение, которое формируется на основе растра, называются растровым. На экране монитора всегда формируется растро- вое изображение, однако, для хранения может использоваться и векторное представление информация, где изображение представлено в виде набора графических объектов с их координатами и свойствами (линия, овал, пря- моугольник, текст и т. п.). Рис. 1.12. Растровое изображение на экране монитораНа мониторе и в растровых изображениях число пикселей по гори- зонтали и по вертикали называют разрешением(resolution). Наиболее ча- сто используются 1024×768 или 1280×800, 1280×1024 (для 15, 17 19), 720×576 (качество обычных DVD-фильмов), 1920×1080 и 1920×720 (теле- видение высокой четкости HDTV – стандарты 1080i и 720p). Каждый пик- сель изображения нумеруется, начиная с нуля слева направо и сверху вниз. Для представления цвета используются цветовые модели. Цветоваямодель(color model) – это правило, по которому может быть определен цвет. Самая простая двухцветная модель – битовая. В ней для описанияцвета каждого пикселя (чёрного или белого) используется всего один бит. Для представления полноцветных изображений используются не-сколько более сложных моделей. Известно, что любой цвет может быть представлен как сумма трёх основных цветов: красного, зелёного и синего. Если интенсивность каждого цвета представить числом, то любой цвет бу- дет выражаться через набор из трёх чисел. Так определяется наиболее из- вестная цветовая RGB-модель (Red-Green-Blue). На каждое число отводит- ся один байт. Так можно представить 224 цвета, то есть примерно 16,7 млн. цветов. Белый цвет в этой модели представляется как (1,1,1), чёрный – (0,0,0), красный (1,0,0), синий (0,0,1). Жёлтый цвет является комбинацией красного и зелёного и потому представляется как (1,1,0).Цветовая модель RGB была стандартизирована в 1931 г. и впервые использована в цветном телевидении. Модель RGB является аддитивноймоделью, то есть цвет получается в результате сложения базовых цветов. Существуют и другие цветовые модели, которые для ряда задач оказыва- ются более предпочтительными, чем RGB-модель. Например, для пред- ставления цвета в принтерах используется субтрактивная CMYK-модель (Cyan-Magenta-Yellow-blacK), цвет в которой получается в результате вы- читания базовых цветов из белого цвета. Белому цвету в этой модели соот- ветствует (0,0,0,0), чёрному - (0,0,0,1), голубому - (1,0,0,0), сиреневому - (0,1,0,0), жёлтому - (0,0,1,0). В цветовой модели HSV(Hue-Saturation- Value) цвет представляется через цвет, насыщенность и значение, а в мо- дели HLS(Hue-Lightness-Saturation) через оттенок, яркость и насыщен- ность. Современные графические редакторы, как правило, могут работать с несколькими цветовыми моделями.Кроме растрового изображения на экране монитора существуют гра- фические форматы файлов, сохраняющие растровую или векторную гра- фическую информацию. С такой информацией работают специальные про- граммы, которые преобразуют векторные изображения в растровые, отоб- ражаемые на мониторе. Кодирование звуковой информации Звук можно описать в виде совокупности синусоидальных волн определённых частоты и амплитуды. Частота волны определяет высоту звукового тона, амплитуда – громкость звука. Частота измеряется в герцах (Гц, Hz). Диапазон слышимости для человека составляет от 20 Гц до 17000 Гц (или 17 кГц).Задача цифрового представления звука сводится измерению интен- сивности звука через заданный интервал времени (например, 48 раз за 0,001 секунды). Принцип такого представления изображён на рис. 1.13.

Законодательство Российской Федерации о защите компьютерной информации

Требования к организации рабочих мест пользователей ПК

Контрольные вопросы к главе 1

Глава 2. Аппаратное обеспечение персональных компьютеров

Процессор

Чипсет

Материнская плата

Оперативная память

Устройства хранения информации

Устройства ввода информации

Устройства вывода информации

2.8 Оборудование компьютерных сетей

2.9 Оборудование беспроводных сетей

2.10. Дополнительное оборудование

Контрольные вопросы к главе 2

Глава 3. Программное обеспечение

Операционные системы

коммерческого ПО является кор- порация Microsoft (см. www.Microsoft.ru или www.Microsoft.com), которая производит следующие группы ПО:

    1. операционные системы (Windows);

    2. офисное ПО (Microsoft Office System);

    3. средства для разработчиков-программистов (Microsoft Visual Studio и пр.);

    4. сервер баз данных (Microsoft SQL Server);

    5. системы автоматизации управления предприятиями (Microsoft Dinamics);

    6. ПО для КПК, коммуникаторов;

    7. игры.


    1. 1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   31

Операционные системы






Функции современной ОС для ПК:

  1. Управление конфигурацией компьютера.

  2. Управление процессами, потоками и заданиями.

  3. Управление памятью.

  4. Обеспечение информационной безопасности.

  5. Управление подсистемой ввода-вывода.

  6. Управление внешней памятью.

  7. Управление файловой системой.

  8. Поддержка сетей.

В управленииконфигурацией компьютера ОС Windows) клю- чевую роль играют данные, сохраняемые в реестре этой системы (база данных общесистемных и пользовательских параметров) и инстру- ментарий управления Windows (WMI).

Процесс в ОС – исполняемая программа и ее данные в закрытом ад- ресном пространстве, данные защиты и прочие объекты, принадлежащие процессу.

Поток некоторый компонент внутри процесса, который получает процессорное время для выполнения.

Задание (job) совокупность процессов, управляемых как единая группа.

ОС управляет виртуальнойпамятью, которую проецирует на физи- ческую память компьютера.

Информационная безопасность предусматривает защиту любых раз- деляемых системных объектов (файлов, каталогов, процессов, потоков и т. д.), аутентификацию паролей при регистрации, предотвращение несанк- ционированного доступа, аудит событий в системе (ведение журналов со- бытий).

Диспетчер ввода-вывода ОС подключает приложения и системные компоненты к виртуальным, логическим и физическим
устройствам, а также определяет инфраструктуру, поддерживающую драйверы устройств.


Управлениевнешнейпамятью включает организацию работы с жесткими и гибкими дисками, с оптическими дисками, магнитными лен- тами, флэш-памятью и другими устройствами.

Управлениефайловойсистемой, определяющей методы хранения информации на дисках, важнейшая функция любой ОС. Многие ОС под- держивают работу с несколькими файловыми системами, например, Windows 2000, ХР и его более новые версии могут управлять файловыми системами NTFS (основная для магнитных дисков), FAT12, FAT16, FAT32 (были основными для DOS и Windows 3.1 - Me), CDFS и UDF (для лазерных дисков). Для управления используется драйвер файловой системы, который через драйверы устройств внешней памяти работает с информацией логических томов. Основные функции работы с информаци- ей файловой системы CreateFile (создать файл), ReadFile (читать файл) и WriteFile (записать в файл).

Поддержка сетей присутствует во всех современных ОС. В ОС Win- dows появилась с версии 3.11. К четырем базовым типам сетевого про- граммного обеспечения относятся сетевые службы, программные интер- фейсы сетевого программного обеспечения (сетевые API), протоколы и драйверы устройств сетевых адаптеров. Многоуровневая архитектура поддержки сетей обеспечивает ее легкую расширяемость при появлении новых сетевых протоколов и нового оборудования.

      1. 1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   31

История развития операционных систем для ПК


Первый персональный компьютер PC появился в августе 1981 года (IBM 5150 PC: 4.77-MHz Intel 8088 CPU, 64KB RAM, 40KB ROM, 5.25-

дймовый флоппи-дисковод) с операционной системой PC-DOS 1.0. Далее на рынке появились так называемые IBM-совместимые персональные компьютеры. Операционная система этих компьютеров называлась MS DOS 1.0 – корпорация Microsoft предоставила в распоряжение фирм, про- изводящих эти машины, точную копию операционной системы PC-DOS.

Всего было выпущено 12 версий MS DOS: 1.0, 1.1, 2.0, 3.0, 3.3, 4.0,

4.01, 5.0, 6.0, 6.2, 6.21, 6.22. Версия 7 входила в состав Windows 95 и от- дельно не выпускалась.

Все версии MS DOS были однозадачными ОС с текстовым интер- фейсом и управлением из командной строки. Правда, основной програм- мой того времени, облегчавшей работу с файловой системой, был Norton Commander – файловый менеджер, имевший два окна для показа папок (directory каталогов, как их тогда называли) и файлов.

Основой MS DOS был 1 файл командный процессор command.com. Существовали еще 2 скрытых файла ibmbio.com и ibmdos.com (или их аналоги) – модуль расширения BIOS и модуль обра- ботки прерываний, а также достаточной большое количество утилит (слу- жебных программ) и драйверов внешних устройств (программ для работы с клавиатурой, мышкой, принтерами и пр. периферией).

Некоторые команды MS DOS могут использоваться и в настоящее время в командном интерпретаторе Windows (окно программы cmd.exe, похожее на сеанс MS DOS, но им не являющееся, см. рисунок 3.2), обес- печивающем текстовый интерфейс между пользователем и этой ОС, такие, как:

dir просмотреть список файлов текущего каталога
(папки); ver – узнать версию операционной системы;

cd <имя> сменить каталог;

md <имя> создать подкаталог; С: \> D: – сменить текущий; copy... копирование файлов;

time, date – настроить время и дату на системных часах ПК и др. Полный список выводится по команде help, содержит 86 команд.

Рисунок. 3.2. Командный интерпретатор Windows (cmd.exe)


Первые версии Windows использовали MS DOS для своей инстал- ляции (установки на компьютер) или запускались из MS DOS.

Современные версии Windows не используют для этих целей MS DOS, но могут запускать некоторые из программ, написанных для MS DOS в окне или в полноэкранном режиме. Однако, сложные программы для MS DOS (например, игры), не запускаются в последних версиях Win- dows. Для этой цели можно использовать программу DosBox (Free Soft- ware Foundation, Inc), версии которой существуют для многих современ- ных ОС.

История развития ОС Microsoft Windows началась 20 ноября 1985 г. с выходом первой версии. Выпуском этой версии фирма Microsoft заявила о своих намерениях разработки перспективной многозадачной операцион- ной системы с графическим интерфейсом для быстро развивающихся IBM-совместимых персональных компьютеров.

Windows 1.0 могла использовать 256 цветов, имела окна изменяемо- го размера, область свернутых программ (первоначальную концепцию па- нели задач), способность настраивать вид окон. Microsoft включила в нее то, что мы теперь называем Панель управления. Она имела элементы ин- терфейса, которые присутствуют в сегодняшних версиях Windows как по- ля редактирования, кнопки, полосы прокрутки и пункты меню.

В интерфейсе Windows 1.0 окна могли быть развернуты, свернуты