Файл: Учебник для вузов Общие сведения Аппаратное обеспечение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 164

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Общие сведения об информационных процессах

Кодирование информации

Кодирование изображений Изображение – некоторая двумерную область, свойства каждой точ- ки (pixel, пиксель) которой могут быть описаны (координаты, цвет, про- зрачность…).Множество точек называется растром (bit map, dot matrix, raster) (см. рис. 1.12), а изображение, которое формируется на основе растра, называются растровым. На экране монитора всегда формируется растро- вое изображение, однако, для хранения может использоваться и векторное представление информация, где изображение представлено в виде набора графических объектов с их координатами и свойствами (линия, овал, пря- моугольник, текст и т. п.). Рис. 1.12. Растровое изображение на экране монитораНа мониторе и в растровых изображениях число пикселей по гори- зонтали и по вертикали называют разрешением(resolution). Наиболее ча- сто используются 1024×768 или 1280×800, 1280×1024 (для 15, 17 19), 720×576 (качество обычных DVD-фильмов), 1920×1080 и 1920×720 (теле- видение высокой четкости HDTV – стандарты 1080i и 720p). Каждый пик- сель изображения нумеруется, начиная с нуля слева направо и сверху вниз. Для представления цвета используются цветовые модели. Цветоваямодель(color model) – это правило, по которому может быть определен цвет. Самая простая двухцветная модель – битовая. В ней для описанияцвета каждого пикселя (чёрного или белого) используется всего один бит. Для представления полноцветных изображений используются не-сколько более сложных моделей. Известно, что любой цвет может быть представлен как сумма трёх основных цветов: красного, зелёного и синего. Если интенсивность каждого цвета представить числом, то любой цвет бу- дет выражаться через набор из трёх чисел. Так определяется наиболее из- вестная цветовая RGB-модель (Red-Green-Blue). На каждое число отводит- ся один байт. Так можно представить 224 цвета, то есть примерно 16,7 млн. цветов. Белый цвет в этой модели представляется как (1,1,1), чёрный – (0,0,0), красный (1,0,0), синий (0,0,1). Жёлтый цвет является комбинацией красного и зелёного и потому представляется как (1,1,0).Цветовая модель RGB была стандартизирована в 1931 г. и впервые использована в цветном телевидении. Модель RGB является аддитивноймоделью, то есть цвет получается в результате сложения базовых цветов. Существуют и другие цветовые модели, которые для ряда задач оказыва- ются более предпочтительными, чем RGB-модель. Например, для пред- ставления цвета в принтерах используется субтрактивная CMYK-модель (Cyan-Magenta-Yellow-blacK), цвет в которой получается в результате вы- читания базовых цветов из белого цвета. Белому цвету в этой модели соот- ветствует (0,0,0,0), чёрному - (0,0,0,1), голубому - (1,0,0,0), сиреневому - (0,1,0,0), жёлтому - (0,0,1,0). В цветовой модели HSV(Hue-Saturation- Value) цвет представляется через цвет, насыщенность и значение, а в мо- дели HLS(Hue-Lightness-Saturation) через оттенок, яркость и насыщен- ность. Современные графические редакторы, как правило, могут работать с несколькими цветовыми моделями.Кроме растрового изображения на экране монитора существуют гра- фические форматы файлов, сохраняющие растровую или векторную гра- фическую информацию. С такой информацией работают специальные про- граммы, которые преобразуют векторные изображения в растровые, отоб- ражаемые на мониторе. Кодирование звуковой информации Звук можно описать в виде совокупности синусоидальных волн определённых частоты и амплитуды. Частота волны определяет высоту звукового тона, амплитуда – громкость звука. Частота измеряется в герцах (Гц, Hz). Диапазон слышимости для человека составляет от 20 Гц до 17000 Гц (или 17 кГц).Задача цифрового представления звука сводится измерению интен- сивности звука через заданный интервал времени (например, 48 раз за 0,001 секунды). Принцип такого представления изображён на рис. 1.13.

Законодательство Российской Федерации о защите компьютерной информации

Требования к организации рабочих мест пользователей ПК

Контрольные вопросы к главе 1

Глава 2. Аппаратное обеспечение персональных компьютеров

Процессор

Чипсет

Материнская плата

Оперативная память

Устройства хранения информации

Устройства ввода информации

Устройства вывода информации

2.8 Оборудование компьютерных сетей

2.9 Оборудование беспроводных сетей

2.10. Дополнительное оборудование

Контрольные вопросы к главе 2

Глава 3. Программное обеспечение

Операционные системы

байт = 1024 байт,

1 мегабайт (МБайт) = 210 Кбайт = 1024 Кбайт = 1048576 байт,

1 гигабайт (ГБайт) = 210 МБайт = 1024 МБайт = 1073741824 байт,

1 терабайт (Тбайт) = 210 ГБайт = 1024 ГБайт = 1099511627776 байт и т. д.

Измерение информации в теории информации (информация как снятая неопределенность)


В теории информации количеством информации называют числовую характеристику сигнала, не зависящую от его формы и содержания и ха- рактеризующую неопределенность, которая исчезает после получения со- общения в виде данного сигнала – в этом случае количество информации зависит от вероятности получения сообщения о том или ином событии. Оценка количества информации основывается на законах теории инфор- мации.

Клод Шеннон ввел понятие информационной энтропии – меры хао- тичности информации, определяющей неопределённость появления како- го-либо символа первичного алфавита. При отсутствии информационных потерь численно равна количеству информации на символ передаваемого сообщения.

Информационная энтропия для независимых случайных событий xс n возможными состояниями (от 1 до n) рассчитывается по формуле Шен- нона:



где p(i)вероятность i-го события.

Информация, в том числе графическая и звуковая, может быть пред- ставлена в аналоговой и дискретной форме. При аналоговом представле- нии информации физическая величина может принимать бесконечное

множество значений. При дискретном представлении информации физиче- ская величина может принимать конечное множество значений, при этом она изменяется скачкообразно. Преобразование графической и звуковой информации из аналоговой формы в дискретную производится путем дис- кретизации, т. е. разбиения непрерывного графического изображения или
непрерывного (аналогового) звукового сигнала на отдельные элементы. В процессе дискретизации производится кодирование, т. е. присвоение каж- дому элементу конкретного значения в форме кода.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

Кодирование информации


Вся информация, которую хранит, обрабатывает и передает по сетям компьютер, представлена в виде двоичных чисел. Существуют междуна- родные стандарты и методы кодирования текстовой, числовой, изобрази- тельной, звуковой и видеоинформации. Знание основных кодовых таблиц очень важно для правильного чтения информации Интернета, электронной почты, текстовых документов в кодировке различных операционных си- стем.

      1. Кодирование текстовой информации


Для кодирования букв и других символов, используемых в печатных документах, необходимо закрепить за каждым символом числовой номер – код.

В англоязычных странах используются 26 прописных и 26 строчных букв (A … Z, a … z), 9 знаков препинания (., : ! " ; ? ( ) ), пробел, 10 цифр, 5 знаков арифметических действий (+,-,*, /, ^) и специальные символы (№,

%, _, #, $, &, >, <, |, \) – всего чуть больше 100 символов. Таким образом, для кодирования этих символов можно ограничиться 7-разрядным двоич- ным числом (от 0 до 1111111, в десятичной системе счисления – от 0 до 127).

Первой такой 7-разрядной кодовой таблицей была ASCII (American Standard Code for Information Interchange), опубликованная как стандарт в 1963 г. американской организацией по стандартизации American Standards Association (ASA), которая позднее стала именоваться ANSI(American National Standards Institute, http://www.ansi.org/, поэтому данную кодовую таблицу называют также и ANSI). Таблица содержала 32 кода команд или управляющих символов (от 0 до 31), большая часть которых сегодня не используется, и 95 кодов (от 33 до 127) для различных знаков, достаточных

для работы с английскими текстами, как показано на рисунке 1.1. На ри- сунке 1.1 символы построчно имеют следующие коды в шестнадцатерич- ной системе счисления (в скобках в десятичной):


1-я строка с 00 по 0F и далее с 10 по 1F (0 15, 16 - 31),

2-я строка с 20 по 2F и 30 3F (32 47, 48 - 63),

3-я строка с 40 по 4F и 50 5F (64 – 79, 80 -95),

4-я строка с 60 по 6F и 70 7F (96 111, 112 -127).

В данной таблице для преобразования прописных букв в строчные достаточно к коду букву прибавить 32 и, наоборот, для преобразования строчных в прописные из кода буквы вычесть 32.




Рисунок 1.1. 7-битная кодовая таблица ASCII(ANSI)

В последующем данная таблица ASCII была принята как стандарт ведущими международными организациями по стандартизации:

ISO/IEC646:1991(ISO http://www.iso.org/ International Organiza- tion for Standardization и IEC http://www.iec.ch/ International Electrotech- nical Commission ведущие международные организации по стандартиза- ции, в области электротехники совместные стандарты), ITU-TRecom-mendation T.50 (09/92) (The International Telecommunication Union – http://www.itu.int/), ECMA-6 (European Computer Manufacturers Association). Однако для нашей страны и многих других стран необходимо было добавить в кодовую таблицу символы национальных алфавитов. Для этого было предложено использовать 8-битную кодовую таблицу, которая могла

содержать дополнительно еще 128 символов 128 по 255).

В дальнейшем был принят стандарт на 8-битную таблицу ASCII
ISO/IEC 8859, в которой первые 128 символов оставались те же, что и в 7- битной таблице, а символы с 128 по 255 отводились для неанглийских символов.

Существует несколько частей этого стандарта:

  • ISO/IEC8859-1:1998 Part 1: Latin alphabet No. 1,

  • ISO/IEC8859-5:1999 Part 5: Latin/Cyrillic alphabet,

  • ISO/IEC8859-6:1999 Part 6: Latin/Arabic alphabet,

  • ISO/IEC8859-7:2003 Part 7: Latin/Greek alphabet,

  • ISO/IEC8859-8:1999 Part 8: Latin/Hebrew alphabet и т. д.



На рисунке 1.2 представлена вторая половина кодовой таблицы (ко- ды 128-255) для стандарта ISO8859-5.




Рисунок 1.2. Кодовая таблица ISO 8859-5 (коды с 12810 по 25510) Первые русские ЭВМ использовали 7-битную кодировку символов

КОИ-7 (Код Обмена Информацией семибитный – рисунок 1.3), в которой присутствовали прописные латинские буквы, а на месте строчных латин- ских были русские прописные буквы (кириллица).

Рисунок 1.3. 7-битная таблица символов КОИ-7

Позднее на первых отечественных персональных компьютерах ис- пользовалась так называемая «Основная кодировка ВЦ Академии Наук СССР», в руководствах к старым матричным принтерам обозначаемая просто как «ГОСТ» – 8-битная кодовая таблица, вторая половина которой содержала символы псевдографики, русские прописные и строчные буквы (коды с 128 по 255 рисунок 1.4).




Рисунок 1.4. Кодировка символов «ГОСТ»