Файл: Тестирующая система.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 

После изучения курса рекомендуется ответить на вопросы для самопроверки и пройти тестирование. Тестирующая система даны в конце лекционного курса.

 

В соответствии с учебным планом по дисциплине «Логика» студенты сдают зачет.

ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ

 

«Отцом» науки логики считается древнегреческий философ Аристотель (384-323 гг. до н.э.). Но слово «логика», — от греческого logos (слово, учение, закон), — как название для этой науки Аристотель не употреблял, оно появилось позже, у древних стоиков (Ш в. до н.э.). Сам Аристотель изложил свою логику в сочинениях: «Аналитика» в двух частях («Аналитика первая» и «Аналитика вторая»), «Топика», «Об истолковании», «Категории» и «Об опровержении софизмов».

 

«Аналитика», потому что в ней речь идет об анализе форм рассуждения, умозаключения и доказательства. Это и есть по существу предмет данной науки: логика есть наука о законах рассуждения, умозаключения и доказательства. Часто предмет этой науки толкуется шире, а именно как человеческое мышление. Но у Аристотеля о мышлении речь идет в «Метафизике» или, как называет ее сам Аристотель, в «Первой философии», по-нашему — просто в философии. И во всей последующей традиции так и было. Но в Новое время, именно в связи с осознанием недостаточности аристотелевской логики, появляются сочинения, в самих названиях которых выражено именно то, что в них речь идет о мышлении. Это, например, «Трактат об усовершенствовании интеллекта» Б. Спинозы, «Опыт о человеческом разуме» Дж. Локка, «Новые опыты о человеческом разумении» Г. Лейбница, «Об уме» К. Гельвеция и др. В этих работах речь идет о том, как устроен человеческий интеллект и как человек приходит от незнания к знанию. В логике же, в том виде, как она сложилась исторически, речь идет не обо всем процессе познания, не о процессе понимания, а только лишь о процессе рассуждения и доказательства. В геометрии, например, доказывается, что сумма внутренних углов в треугольнике равна 180 градусам, но откуда люди узнали, что сумма внутренних углов треугольника равна 180 градусам, этого из доказательства совершенно не видно. Здесь можно только заметить, что логика неслучайно появляется именно у греков, потому что именно у них впервые появилась геометрия в том виде, в
каком мы ее сейчас знаем, а именно с рассуждением и доказательством теорем.

 

Здесь, к сожалению, нет возможности подробно говорить обо всех логических сочинениях Аристотеля, но несколько слов необходимо сказать о работе «Об опровержении софизмов», ибо она раскрывает тайну рождения логики, а потому раскрывает ее сущность. Дело в том, что вся классическая греческая философия вела борьбу с «платными учителями мудрости», с софистами, которые учили, как «кривду делать речью правою». Сократ разоблачал безнравственный характер релятивизма и субъективизма софистов. То же самое делал и его самый выдающийся ученик Платон. Аристотель по существу продолжает линию критики софистики. Но он подошел к этому делу с чисто формальной, формально-логической, стороны. В своей работе «Об опровержении софизмов» он раскрывает типичные приемы софистов, которые и называются с тех пор софизмами. Софизм — это по видимости правильное, а по сути неправильное умозаключение, типа того, когда человека спрашивают: «У тебя есть собака?» — «Есть». — «А у твоей собаки есть щенки?» — «Да, есть». — «Следовательно, твоя собака — мать?» — «Да» — «Следовательно, твоя мать — собака?»…

 

Задача разоблачения софизмов неизбежно порождает задачу проанализировать все формы рассуждения, умозаключения и доказательства и показать, какие из них правильные, а какие неправильные. А это и есть основная проблема и задача логики.

 

Со времен Аристотеля многое изменилось. И прежде всего изменился аппарат и техника анализа. Так, в ХIХ – ХХ вв. появилась так называемая математическая, или символическая, логика, которая использует символику и методы, аналогичные математическим. Отсюда названия: «алгебра логики», «исчисление высказываний», «исчисление предикатов». Но предмет ее от этого не только нисколько не изменился, а только уточнился: логика дает аппарат и метод для анализа рассуждения, умозаключения и доказательства. Задача ее чисто аналитическая: она может и должна показать, где и какое правило нарушено, и она, конечно, может предупредить от ошибок, но гарантировать безошибочность нашего мышления
, как показывают опыт и практика, она не может.

 

Доказательство строится на умозаключении, умозаключение опирается на рассуждение, последнее состоит из суждений, а то — из последних «атомов» логического мышления — из понятий. Дальнейшего разложения человеческого мышления в рамках логики осуществить невозможно. Поэтому логика начинается с самого простого и элементарного — с понятия. Все остальные пояснения даются по ходу изложения материала и в примечаниях. Это в особенности касается всякого рода исторических справок.

ЛЕКЦИЯ 1. ПОНЯТИЕ


 

Определение понятия

 

Понятие есть там, где есть понимание. А последнее есть там, где мы можем указать некое основание и причину существования какого-то явления или предмета. Широко известен анекдот: некоей высокопоставленной особе объяснили, как устроен трамвай, но когда потом спросили, все ли понятно, особа ответила, что все понятно, непонятно только, куда лошадь запрягают. Трамвай — это вид городского рельсового транспорта на электрической тяге. Это и есть понятие трамвая. Здесь указано основание, или, как принято выражаться в традиционной философии, сущность данного явления.

 

Ребенок еще не знает, что такое «электрическая тяга», но он знает, что такое трамвай, потому что он видел его и ездил на нем. В этом случае мы говорим, что у ребенка есть представление о том, что такое трамвай, но еще нет понятия. В психологии выявлено много разных промежуточных форм между представлением и понятием. Понятия у человека развиваются. И это развитие изучается в философии и психологии. В логике оно берется уже готовым и определяется обычно как форма мысли, в которой предметы отражаются в их существенных признаках.

 

Сущность, мы сказали, есть основание и причина. Например, сущность воды есть Н2О. Вода — это вещество, которое состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. Если добавить еще хотя бы один атом кислорода, то это уже будет не вода, а перекись водорода. Поэтому там, где речь идет о сущности, а не просто о явлении, а именно этим и занимается наука, в отличие от так называемого обыденного познания, ничего не может быть «примерно» и «приблизительно», а все должно быть точно и определенно. Поэтому понятие не существует без определения понятия: вода есть вещество, молекула которого состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода, треугольникесть плоская фигура, имеющая три стороны, точка есть то, что не имеет измерений и т.д.

 

Воды разной на свете много, и много разных треугольников. Но сущность воды одна и та же, Н2О. И сущность треугольника одна и та же, иметь три стороны. Поэтому всякое понятие, в силу того, что оно выражает существенное,
обобщает: оно сводит некоторое эмпирическое, то есть данное в опыте, многообразие к его существенному единству. Этим самым наука «сокращает» опыт. Понятие поэтому всегда общее понятие. И это имеет сугубое значение для логики, которая изучает прежде всего форму понятия, а его формой как раз и является форма всеобщности. Причем как форма она сохраняется и в том случае, если мы абстрагируемся от сущности. Например, мы можем не знать сущности воды, но вода, тем не менее, является для нас некоторым обобщенным представлением. На уровне представления уже происходит обобщение. Оно происходит по некоторым внешним признакам, или по сходству: все «воды» в чем-то сходны между собой, все люди тоже. Отсюда стойкое убеждение в том, что общее — это только форма нашей субъективности, а в реальности общего нет, есть только единичное, или отдельное. Но тогда вся наука превращается в форму нашей субъективности и лишается всякого объективного основания.

 

Абстрагирование. Понятие отличается от представления и других форм чувственного отражения своим абстрактным характером. Поэтому мышление в понятиях часто называют абстрактным мышлением. Абстракция — слово греческое, буквально означает «расщепление». Но как логическая операция абстракция означает не реальное физическое расщепление, а только мысленное, только «в голове», или «в уме». Такое «расщепление» совершенно необходимо для образования понятия, потому что в понятии, по определению, мы выражаем существенное. Но для того, чтобы выразить существенное, мы должны отделить его от несущественного и отвлечься от последнего, то есть как бы вынести его за скобки. Часто «абстрагирование» и «отвлечение» употребляются как синонимы. Но это только потому, что то и другое неразрывно связано между собой.

 

Отличительные и существенные признаки. Термин

 

Предметы и явления окружающего мира в чем-то сходны и в чем-то отличаются между собой. Причем то и другое взаимосвязано: мы можем говорить о сходстве двух предметов только тогда, когда это разные предметы, хотя бы разные экземпляры одного и того же. И точно так же мы можем говорить о различии двух предметов только тогда, когда они в чем-то сходны, хотя бы в том, что они предметы.