Файл: 1. Природа и типы мировоззрения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 150

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Природа и типы мировоззрения

2.Мировоззрение, его структура и функции.

3.Философия как особый тип мировоззрения.

4.Предмет, структура и функции философии.

5.Философия и наука.

6.Философия и медицина.

7.Античная философия, ее сущность, основные черты и этапы развития.

8.Основные школы ранней греческой философии.

9.Софисты и Сократ.

10. Философия Платона и Аристотеля.

11. Философские школы эпохи эллинизма: эпикуреизм.

15. Основные принципы средневековой христианской философии.

16. Патристика и схоластика.

17. Основные проблемы средневековой философии.

18. Общая характеристика философии Нового времени.

19. Рационализм и эмпиризм в философии Нового времени.

Эмпиризм – философское направление, признающее чувственный опыт (совокупность ощущений) достоверным источником человеческого познания. Ф. Бэкон; Дж. Локк; Дж. Берлик; Д. Юм.

Рационализм – философское направление, признающее разум достоверным источником познания человека.Р. Декарт; Б. Спиноза; Г. Лейбниц.

20. Философия Р. Декарта. (ОК2)

21. Рационалистическая философия Б. Спинозы и Г. В. Лейбница.

22. Британский эмпиризм 17–18 вв. (Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм).

23. Философия И. Канта.

25. Марксизм. (ОК2)

26. Иррационалистическая философия XIX–XX вв. (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше). Шопенгауер – «Воля к жизни»Ницше – «Воля к власти»

28. Развитие философии в России: общая характеристика и основные этапы становления.

31. Философские идеи русских врачей-естествоиспытателей. (ОК2)

32. Категория бытия.

33. Философское понятие материи. Материализм и идеализм.

35. Философские проблемы пространства и времени.

36. Человек как философская проблема. Основные философские концепции человека.

37. Проблема смысла человеческого существования

38. Природа и структура сознания.

39. Психофизическая проблема.

40.Природа знания и обоснования.

41. Проблема обоснования и скептицизм.

42. Источники знания и убеждения

43. Основные теории истины: корреспондентская теория истины, когерентная теория истины и прагматическая теория истины.

44.Научное познание, его сущность и специфика. Отличие научного знания от других форм познавательной деятельности.

45. Эмпирический уровень научного познания, его специфика и методы.

46. Теоретический уровень научного познания, его специфика и методы.

47. Основные модели развития науки.

48. Природа и структура общества.

50. Понятие государства. Основные философские концепции государства.

51. Россия как особая историко-культурная ценность.

52. Понятие личности в философии и культуре.

53. Проблема свободы воли.

55. Социально-политическое понятие свободы. Права и свободы человека. Свобода и ответственность в деятельности врача.

9.Софисты и Сократ.


В середине V в. до н.э. Афины вступили в период своего наивысшего политического и культурного расцвета. Демократические реформы Перикла изменили ситуацию таким образом, что умение убеждать стало ключевой компетенцией для занятия государственных должностей и успеха в других сферах общественной жизни. Одновременно с этим мы наблюдаем в культурной истории Греции возникновение совершенно нового явления, которое называется софистика. Термин «софист» (от греч. sophia - мудрость) и раньше широко использовался для обозначения людей, обладавших знаниями и умения в делах самого разного рода, например, поэтов или музыкантов. Теперь это слово стало обозначать людей, занимавшихся особым ремеслом, а именно учителей, которые путешествуя из города в город, за плату обучали самым разным предметам, но, прежде всего, искусству убеждения, риторике. Софистика процветала приблизительно с 460 по 380 гг. до н.э. Известны имена 26 софистов, из которых наиболее значимыми являются Протагор (490-420 до н.э.), Горгий (485-380 до н.э.), Продик (465-395 до н.э.), Гиппий (ок. 460-не раньше 399 до н.э.).

Большинство софистов были независимы друг от друга и имели различные взгляды, у них есть несколько черт, общих для всех. Во-первых, все они были вовлечены в процесс, который можно назвать гуманитарным поворотом греческой мысли. Это значит, что интерес софистов смещается от физических проблем первых философов к вопросам человеческой жизни: истине и мнению, основам индивидуальной и общественной морали, справедливости, человеческого языка. Во-вторых, их объединяли методы, которые они использовали в своей аргументации: «диалектика», «антилогика» и «эристика». Под диалектикой (от греч. dialektiké – искусство вести беседу) понималась способность при помощи вопросов и ответов приводить собеседника к нужному вам утверждению. Под антилогикой понималось искусство успешно аргументировать в пользу любого из двух противоречащих друг другу утверждений. Эристикой называлось искусство добиваться победы в споре и отстаивать свое мнение безотносительно истины.

Жизнь и учение Сократа (469-399 до н.э.)

С Сократом начинается новая эпоха в истории философии, при чем не только античной, но и философии вообще, поскольку он изменил представления о том, что такое философия, и как ею надо заниматься. По свидетельству своих друзей и учеников, он ничего не писал, а только вел беседы с другими людьми, задавая им различные вопросы, иногда даже против их воли, о том, что такое справедливость, дружба, благочестие и какую жизнь следует признать счастливой. Что есть добродетель? Что есть справедливость? Что есть благо? Вот вопросы, которые ставил Сократ перед своими собеседниками. Однако, в ответ он хотел услышать не имя случайного свойства предмета, о
котором спрашивал, а то, что составляет саму его сущность, то, что есть сам этот предмет. Для Сократа знание – это знание самой вещи, а не просто ее описание. Это знание должно было, с его точки зрения, иметь форму определения, выражавшего суть (логос) определяемого предмета. Знание определения гарантирует, по мнению Сократа, правильность суждения об определяемом предмете и поэтому является безошибочным. Таким образом, знание, которое искал Сократ, выходило за пределы чувственно воспринимаемой реальности.

Поскольку предметом особого знания философа, по мысли Сократа, является благо, то его задача заключается в том, чтобы дать определение, которое позволит выносить безошибочное суждение о том, какие вещи являются хорошими, а какие нет, и почему. Благом Сократ называет то, к чему мы стремимся только ради него самого, а не ради чего-либо другого, т.е. цель всех наших рациональных поступков. В этом смысле благо у Сократа равнозначно счастью, или благополучию, которое является цель наших стремлений. Эту идею принято называть эвдемонизмом (от греч. eudemonia – счастье, благополучие). Большинство античных мыслителей соглашались с идеей, что цель жизни – счастье, и до Канта эвдемонизм считался общепринятой позицией в моральной философии. Однако, Сократ идет дальше и утверждает, что знание блага – достаточное условие счастья. Поскольку никто не действует против своего блага, если знает, в чем оно заключается. Таким образом, причиной зла, по мнению Сократа, является незнание определения блага. Сократ предлагает свое интеллектуальное понимание морали, которое не совпадает ни обыденными представлениями, ни с учениями софистов. Кроме того, оно имеет иронический оттенок, также присущий Сократу.

10. Философия Платона и Аристотеля.


Философия Платона: кратко об основных идеях
Величайший греческий мыслитель Платон (около 427—347 гг. до н. э.) проложил дело своего учителя. Он не просто слушал мудрые лекции Сократа, но и трепетно записывал их. На основе полученных заметок, грек создал много собственных трудов по философии.



Его перу принадлежит величайший труд под названием «Государство», в котором он описал макет идеального полиса (города-государства в Древней Греции). В нём судьбы людей будут вершить мудрые правители, люди жить по принципу справедливости, а все блага между ними будет распределять справедливый правитель.

Учение Платона является первой классической формой объективного идеализма. Оно основывалось на том, что вещи, которые мы видим лишь бледные копии совершенных предметов идеального мира.
Познание — это воспоминание души об идеях, которые она созерцала до того, как соединилась с телом. Высшая форма идеи — благо, как единство счастья и благодетели.





Философ вёл долгие беседы с молодыми людьми о смысле жизни, добре и зле. Во время разговора учёный со своими учениками прогуливались по тенистым аллеям сада, который носил имя греческого героя Академа. С тех самых пор учебное заведение получило название академия. Самым выдающимся из учеников Платона стал Аристотель.

Философия Аристотеля: кратко об основных идеях

Выросший в обеспеченной семье, Аристотель (384—322 гг. до н. э.) в 17 лет отправился в Афины, чтобы стать учеником знаменитого Платона. Юноша жадно внимал речам учителя, но в то же время пытался сам добраться до сути. Самое известное изречение Аристотеля «Платон мне друг, но истина дороже!» наглядно демонстрирует жизненную позицию будущего философа.



Аристотель был учителем выдающегося полководца — Александра Македонского. А позже основал свою философскую школу под Афинами в Лике. Аристотель сделал уникальные открытия во многих областях знаний:

  • в естествознании: ботаника, зоология, физика;

  • в антропологии: человек – существо общественное;

  • в искусстве: суть искусства – подражание, цель трагедии – «очищение» духа;

  • в этике: нормы разумного поведения;

  • в политике.

Он продолжил философские размышления своего учителя Платона о государстве и пришёл к таким заключениям:

  1. Худшие формы государства − тирания, охлократия, олигархия.

  2. Лучшие – монархия, аристократия, умеренная демократия.




Немалый вклад внёс учёный в астрономию, математику, геометрию.

Аристотель заложил основы силлогистики — особого раздела логики, изучающего правильное мышление. Самый выдающийся труд этого греческого учёного — «Метафизика», труд, посвящённый изучению законов мышления и его возможных формах.




Сравнение учений Платона и Аристотеля: кратко

Если сравнить учения обоих философов, то можно заметить, что их взгляды во многом расходились. Несовпадения позиций Платона и Аристотеля наблюдаются в следующих аспектах философии:





  • В вопросе о познании. По мнению Платона познание существует отдельно от бытия и независимо от него. Аристотель считал, что познание и бытие неразрывно связаны. Источник бытия – вечный и «неподвижный» ум.

  • В вопросе о душе. Платон говорил о том, что душа может существовать отдельно от тела и до его рождения пребывает в царстве красоты и чистой мысли. Аристотель доказывал, что душа неотделима от тела. Все живые существа обладают душой, но только человеческая душа способна размышлять.

  • В вопросе о том, что есть благо. Что означает благо по мнению Платона? На взгляд этого философа благо — это единство добродетели и счастья. Он противопоставляет духовность чувственным влечениям человека. По мнению Аристотеля благо для каждого человека выражается в разных понятиях. Грубые люди видят благо в наслаждениях, благородные в — почестях, мудрые — в сознании. Это то, к чему человек стремится. Высшее благо — это деятельность сообразная с высшей добродетельностью.

  • В вопросе об этике. Платон видел добродетель как норму души, лежащей вне реальности человека. Основная добродетель — это мудрость. Человек у Платона — это несовершенный бог. Аристотель считал, что добродетель нужно воспитывать с раннего возраста. Основным мерилом добродетели, по его мнению, являются стыд и совесть. Одновременно философ выделил 11 добродетелей. Среди которых самой важной считал справедливость. У Аристотеля совершенный человек — и есть бог.





Взгляды двух античных учёных на такие важные философские понятия как бытие и сознание, этика и мораль, государство и человек, вызывали немало споров среди последователей и противников их учений. И даже сегодня эти споры полностью не утихли, потому что нельзя однозначно и полностью принять выводы и умозаключения ни Платона, ни Аристотеля.



11. Философские школы эпохи эллинизма: эпикуреизм.


ЭПИКУРЕИЗМ — одна из наиболее влиятельных школ эллинистической философии. Основным идейным содержанием и теоретическим обоснованием практикуемого образа жизни сторонников этой школы является философская система ее основателя Эпикура (ок. 341-270 до н.э.).

В качестве философского учения эпикуреизм характеризуется механистическим взглядом на мир, материалистическим атомизмом, отрицанием телеологии и бессмертия души, этическим индивидуализмом и эвдемонизмом; носит ярко выраженную практическую направленность. Согласно эпикурейцам, миссия философии сродни врачеванию: ее цель — излечить душу от страхов и страданий, вызванных ложными мнениями и вздорными желаниями, и научить человека блаженной жизни, началом и концом которой они считают наслаждение (гедонистическая теория). Суть удовольствия – в умеренности. В Афинах эпикурейцы собирались в саду, принадлежавшем Эпикуру. Отсюда пошло второе название школы — «Сад», или «Сад Эпикура», а ее обитателей называли философами «из садов». Школа представляла собой общину друзей-единомышленников, живущих в соответствии с принципами философского учения Эпикура. На воротах школы была надпись: «Гость, тебе здесь будет хорошо; здесь удовольствие - высшее благо», а у входа стояли кувшин с водой и хлебная лепешка.

СТОИЦИЗМ - (от греч. stoa - портик) Философская школа стоиков получила своё название от "живописной Стои" - афинского портика, где она помещалась.

Стоики впервые ввёли строгое разделение философии на логику, физику и этику. В физике стоики реставрировали космологизм Гераклита и его учение об огне как первоначальной стихии, из которой истекает всё существующее в результате её превращения в другие стихии. Первоогонь - это, по терминологии стоиков, пневма, "дух", "дыхание", которое разливается в мире и создаёт все вещи вплоть до человека и животных, остывая в неорганической природе.

Некоторые из стоиков объявили нетелесным пустое пространство, место, время и предметы высказывания. Отрешённость от мира.

Нужно познавать самого себя. Полная свобода – отречение от чего-либо. Истинное богатство – жизнь. Идея самоубийств.