Файл: 1 и Антидемократические политические режимы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 245

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1 и 2. Антидемократические политические режимы.

4.Виды органов государства

5.Виды федераций

7.Государственный орган: понятие, признаки, виды.

Виды государственных органов

13.Конфедеративное государственное устройство: понятие, основные черты; империя и уния – как виды государственного устройства

14.Материалистическая теория происхождения государства

15.Многоплановость понятия государства.

16.Монархическая форма правления: понятие, основные черты и виды

17.Понятие, отличительные признаки дуалистической монархии, ее особенности в современных зарубежных государствах.

Понятие, отличительные признаки парламентской монархии, ее особенности в современных зарубежных государствах.

18.Нетрадиционные формы правления.

19.Общенаучная методология теории государства и права.

20.Признаки государства.

21. Территория государства. Понятие, структура и виды.

22.Суверенитет как признак государства

23.Патриархальная теория происхождения государства.

24.Государственный (политический) режим: понятие и виды

25.Общая характеристика науки «Теория государства и права».

26.Понятие формы государства, ее элементы

27.Методология теории государства и права : понятие, классификация.

28.Механизм государства понятие и признаки. Элементы механизма государства.

30.Понятие типа государства. Типология государства.

1. Формационный подход

2. Цивилизационный подход

31.Либертарно-юридическая концепция типологии права и государства

32. Понятие формы государства, ее элементы

35. Предмет и объект науки тгп (их соотношение)

36. Принципы организации и функционирования механизма государства. Структура механизма государства.

37. Концепции происхождения государства. Причины их многообразия.

39.Психологическая теория происхождения государства.

40.Органическая теория происхождения государства

41.Республиканская форма правления, ее разновидности.

42.«Теория государства и права в системе научного знания»

43.Соотношение элементов формы государства.

44.Методы теории государства и права: всеобщие, общенаучные, частнонаучные (специальные).

Буржуазное (капиталистическое) государство



3. Разнородность культур – во времени и пространстве – позволяет понять, почему некоторые типы государств, соответствующие одним условиям, останавливались в развитии в других условиях. В сфере государственной жизни особое значение придается различиям, вытекающим из своеобразия национальных культур и черт национального характера.

В развитии цивилизации проходят несколько этапов.

  • Первый этап – это локальные цивилизации, каждая из которых имеет совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство

  • (древнеегипетская, китайская, западноевропейская, инкская, эгейская и др.).

  • Второй этап – это особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.

  • Третий этап – это современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

Современное понимание прогресса государственности выдвигает на первый план качество жизни, положение личности, которое обеспечивает государство.

Свобода личности, благоприятные материальные условия, возможность творческого самоутверждения, наличие прав – эти и другие составляющие. В современной теории государства проявляется конкретный критерий прогресса государственности. Борьба за качество жизни наполняет реальным смыслом существование многих коллективных образований, конкретных личностей. Наряду с экономикой, факторами, определяющими развитие государственности, существуют характер идеологии, социокультурные параметры общества, уровень духовности народа, его традиции, национальный характер, географическая среда, международное окружение и т.д. Именно из этого исходит цивилизационный подход к возникновению и развитию государства вообще.

В настоящее время говорят об информационном подходе к изучению типов государств, сформированного на основе теории Юнга о типах личностей.


Возникла гипотеза, согласно которой типология стран может описываться понятиями типологии Юнга. Однако нечеткость типологического описания ввиду его психоаналитической ориентации не позволяла адекватно описывать типы наций или этносов и их особенности. Ситуация резко изменилась с развитием соционики и ее моделирующего аппарата. Так возникла этносоционика.

Информационный подход объединяет экономические и этнокультурные, социально-политические структуры в единое целое — структуру этноса или государства, которые описываются моделями интегральной соционики. Такая точка зрения дает возможность объяснить, почему развитие общества с ростом информации в нем движется к более информационным технологиям и промышленное общество уступает место информационному.

Количество информации растет с усилением точности и степени дифференцированности регулирования и управления технологическими и энергетическими процессами.

государство преодолевает противоречия, существующие в обществе (социальные, национальные).

31.Либертарно-юридическая концепция типологии права и государства


В основе типологии права и государства лежит определенное понятие права и государства, определенная теоретико-концептуальная трактовка природы, сущности и назначения права и государства. Каково понятие права и государства, такова и их типология. И теоретически значимых типологий может быть столько же, сколько и теоретически значимых понятий (концепций) права и государства. Согласно либертарно-юридической концепции, типы права и государства — это основные исторические формы признания и организации свободы людей, выражающие этапы прогресса свободы.

32. Понятие формы государства, ее элементы


Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.

Выделяют три основных элемента в форме государства:

форму правления,

форму территориального (государственного) устройства

политический (государственный) режим.

В совокупности эти элементы раскрывают форму государства.

Форма государства— это способ организации государственной власти. Она проявляется в системе государственных органов и отношений, складывающихся между ними и обществом. Под формами государства понимаются формы правления, формы государственного устройства и политический (государственный) режим. В истории развития государств наблюдаются разнообразные формы монархии и республики, унитарные и федеративные государства, демократические и антидемократические режимы и их различные виды.

Причины многообразия форм государства различны. Форма государства зависит от типа государства. Например, феодальному государству наиболее присуща монархия, буржуазному — республика. Хотя, безусловно, есть и отклонения от этой закономерности.


Другой причиной является соотношение классовых, социальных сил. Превалирование демократических сил ведет к установлению республики, демократических режимов. Например, победа на референдуме после второй мировой войны в Италии привела к ликвидации монархии, к установлению республики и демократического режима. Победа реакционных, антидемократических сил ведет к установлению антидемократических государственных режимов. Довольно часто в XX в. военные перевороты приводили к установлению военно-диктаторских режимов.

Важную роль играют конкретно-исторические условия, в частности поражение в войнах. Поражение Японии во второй мировой войне и оккупация ее войсками США под давлением последних привели к установлению ограниченной монархии и либерально-демократического режима

33. Функции государства. Понятие, признаки и классификация функций государства.

Функции государства это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социаль­ное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущи­ми ему методами.

Признаки функций:

Имеют комплексный, синтезирующий ха­рактер.

Со­держание каждой функции складывается из множества однородных и однопорядковых аспектов деятельности государства.

Тесно связаны с целями и задачами государства

После распада СССР – демократическая реформа, пресечение парада суверенитетов.

Задачи:

- формирование новой власти;

- создание нормативной базы;

- разработка конституции.

Напрямую зависят от социальной сущности государства

от того, каким образом и в чьи интересах осуществляется управление.

Общесоциальное – служит всему обществу, объединяет его, разрешает противоречия, выступает средством достижения общего согласия и компромисса. Основывается на общечеловеческой природе государства, ориентирует на демократические методы управления, подчеркивает ценности государства для общества вцелом.


Классовое – сущность государства есть выражение воли господствующего класса, является аппаратом насилия и принуждения, однако оно делает и общие дела – оборона, общественный порядок.

Осуществляются в присущих им формах и методах

Формы деятельности:

  • законодательная (правотворческая),

  • исполнительно-распорядительная

  • правоохранительная деятельность государства.

Методы осуществления функций: императивный, диспозитивный.

Не могут быть отождествлены с функциями гос. органов

Функции последних, хотя и имеют в большинстве своем немалую значимость для жизни общества и государства, но, тем не менее, они обладают, по сравнению с функциями всего государства, относительно узким, локальным характером.

Если функции государства охватывают собой всю его деятельность в целом, активность всего государственного аппарата или механизма, то функции отдельных органов распространяются лишь на часть его, охватывают собой деятельность лишь отдельных его частей, несколько органов участвуют в одной функции (экономическая: бюджет разрабатывает Правительство, утверждает Дума, исполняет Правительство).

34.Классификация функций государства.

По сфере действия (государственной деятельности) – внутренние, внешние.

Внутренние функции - в пределах собственной территории, содержательный критерий их классификации. В соответствии с этим критерием к внутренним функциям относят политические, экономические, социальные и др.

Внешние функции государства позволяют говорить о нем как о субъекте международных отношений. При этом с точки зрения содержательного критерия те же самые функции, что и во внутригосударственной сфере, они приобретают специфические черты, что обуславливает необходимость различения внутренних и внешних функций. К собственно внешним функциям следует отнести функцию обеспечения государственного суверенитета, а точнее его внешнего проявления – независимости в международной сфере.

По продолжительности – постоянные, временные;

Постоянные функции не ограничены во времени и осуществляются в течение всего периода существования. Постоянные функции осуществляются государством на всех этапах его развития, в них наиболее ярко выражается государственная сущность и, как правило, они предопределяют само существование государства как целостной системы. В этом смысле постоянные функции, как правило, являются основными (например,